Скачать 199.88 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Емвы»
Районная педагогическая выставка «Банк педагогического опыта» Из опыта работы учителя начальных классов
Гребёнкиной Лидии Андреевны Пояснительная записка В 2011 году в силу вступили ФГОС. Изменился подход к организации учебного процесса, роль учителя в организации урока и подходы к взаимодействию с обучающимися. Учителя должны быть ориентированы на создание условий: для развития у детей способности самостоятельно решать проблемы на основе использования социального и собственного опыта; для формирования способностей объяснять явления социальной и духовной жизни; для развития личностных качеств, обеспечивающих социализацию и самореализацию личности в условиях меняющегося общества. Выпускники начальной школы должны владеть навыками самоорганизации, самоконтроля, самооценки. В процессе обучения нередко возникают ситуации, при которых учащиеся не овладевают необходимыми знаниями и умениями. Это ведет к отставанию в учебе и может перейти в устойчивую неуспеваемость. Значительную помощь в своевременном выявлении недостаточного понимания изучаемого понятия или отдельных операций формируемого умения, одной из форм контроля, позволяющей оперативно и эффективно проверить результаты обучения является система контроля с использованием тестовых технологий. . Тесты, в отличие от привычных форм проверки знаний, таких, как контрольные и самостоятельные работы, диктанты и т.п., являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики. Традиционная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те компетентности, из которых складывается этот результат. Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответствующую коррекционную работу. Благодаря своей структуре тест может быть и инструментом обучения, и стать хорошим арбитром в спорных ситуациях. В теории педагогического тестирования существует два подхода к созданию тестовых заданий: нормативно-ориентированный и критериально-ориентированный. В рамках нормативно-ориентированного подхода разрабатываются тесты для сравнения учеников по уровню учебных достижений. Сравнение происходит путем сопоставления результатов каждого ученика с результатом его сверстников, выполнявших тот же самый тест. При критериально - ориентированном подходе создаются тесты для сопоставления учебных достижений каждого ученика с планируемым к усвоению объемом компетентностей. Упор делается на то, что может выполнить ученик и что он знает в рамках конкретного содержания, а не то, как он выглядит на фоне других. Использование тестов на уроках в начальной школе помогает осуществлять оперативную диагностику уровня овладения учебным материалом по определенным темам каждым учеником, экономить учебное время при проверке знаний и оценке результатов обучения. Слайд 1: «Презентация опыта работы «Тестирование как форма оценивания учебной деятельности младших школьников». Гребёнкина Л.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 г. Емва 2013 г.» Слайд 2: «Тест – система специальных стандартизованных заданий, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата Слайд 3: «Подходы к созданию тестовых заданий: На своих уроках использую следующие виды тестов: тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках определений или правил. Слайд 4: «Тесты-правила». тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждений. Мы их называем «Верю – не верю». Слайд 5: «Верю – не верю». Если учащиеся согласны с утверждением, они ставят знак «+», если нет, то знак «-». Можно использовать определенные цвета. Например, согласен – красный, а не согласен – зеленый или геометрические фигуры. Тогда в результате должен получиться определенный цветовой рисунок или геометрический узор, по которому учитель легко может определить ошибки. выборные тесты, которые предполагают выбор одного или нескольких ответов из целого ряда вариантов. В своей работе я использую несколько вариантов этих тестов. 1. Можно просто писать номер вопроса и ставить букву правильного ответа. Слайд 6: «Сделай свой выбор 2. Можно использовать заранее заготовленные специальные бланки. Слайд 7: «Найди меня» Слайд 8: «Цветные карандаши» Слайд 9: «Дешифровщик». 3. нахождение и исправление ошибок Слайд 10: «Мы – учителя». 4. установление связи между словами, предметами или явлениями. Слайды 11-12: «Установим связь». 5. нахождение закономерности и продолжение заданного ряда Слайд 13: «Продолжи ряд». 6. определение последовательности и расположение элементов текста в определенном порядке Слайд 14: «Перевертыши». 7. восстановление записи Слайд 15: «Работа с контрольно-измерительными материалами» На уроках использую КИМы. Издания представляют собой сборники контрольно-измерительных материалов по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру. Задания в них расположены в порядке изучения тем, поэтому учитель имеет возможность анализировать качество умений и понимание детьми изученного материала сразу после прохождения темы и своевременно ликвидировать пробелы в знаниях. Вопросы тестовых заданий разделены на три уровня сложности. Задания части А - базового уровня, части В - повышенного, части С - высокого уровня сложности. При оценивании результатов тестирования это следует учитывать. Каждое верно выполненное задание уровня А оценивается в 1 балл, уровня В – 2 балла, уровня С - в 3 балла. Учителю необходимо использовать гибкую систему оценивания результатов, при которых ученик имеет право на ошибку: 80 - 100% от максимальной суммы баллов – оценка «5» 60 - 80% - оценка «4» 40 – 60%- оценка «3» 0 - 40% - оценка «2» Слайд 16-19: «Экран учёта успеваемости по КИМ» В нашем классе ведётся экран учёта успеваемости по тестовым работам. Ученики могут наглядно увидеть свои оценки в баллах за каждый отдельный тест и сделать соответствующие выводы. Также родители могут оценить уровень сформированности предметных знаний, умений своих детей по каждому предмету. Ещё, глядя на экран, у учащихся появляется дух соревнования. Ведь они видят оценки своих одноклассников и стремятся набрать больше баллов. Это мотивирует их на более серьёзную подготовку к изучению темы. В конце каждой четверти учитель подсчитывает общее количество баллов у каждого ученика и награждает лучших. Русский язык
Чтение
Математика
Окружающий мир
Тесты чаще всего применяю при закреплении или повторении знаний. Они позволяют учителю получить оперативную информацию о результатах усвоения учащимися в соответствии с этим провести работу над ошибками. По одному и тому же учебному материалу могут быть составлены тесты разной степени трудности, что расширяет возможности реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Тесты как форма проверки знаний должна использоваться на уроке в сочетании с другими формами устного и письменного контроля, такими как, диктанты, контрольная работа, работа с карточками, перфокартами, в тетрадях с печатной основой. Использование тестов на уроках помогает выявить проблемы в знаниях младших школьников, а, следовательно, понять происхождение ошибок, допускаемых ими в практической работе. Это позволяет учителю иметь сведения о знаниях и умениях каждого учащегося класса, позволяет управлять учебным процессом, совершенствуя формы и методы, строить и варьировать с учетом этого процесс обучения Слайды 20-22: «Результаты анкетирования» По проблеме «Отношение к тестированию» проведено анкетирование учащихся , их родителей, студентов СГУ, учителей начальных классов. -Что думают другие о тестировании? -Какое место оно занимает среди других форм оценивания? -Пригодится ли тестирование в будущем? 1вопрос: Расположите перечисленные формы школьной оценки знаний по степени объективности оценивания (1 место - самая высокая cтепень объективности,5 м- самая низкая) 2 вопрос Является ли обучение выполнению тестовых заданий на уроках в начальной школе подготовкой к ЕГЭ, ГИА? (да, нет) 3 вопрос: Считаете ли вы , что умение заполнять тесты пригодится вам , вашим детям , вашим учащимся не только на экзаменах , но в других жизненных ситуациях? (да ,нет) 4 вопрос: Назовите положительные (+) и отрицательные (-) черты тестовой формы оценки знаний.
При конструировании тестов необходимо учитывать следующее: тестовые задания должны легко читаться; задания не должны повторять формулировок, данных в учебнике; они должны быть независимыми; формулировка задания не должна содержать двусмысленности; тестовые задания должны выполняться без громоздких вычислений; постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать возможность угадывания ответа. Итоги, полученные в результате анкетирования, свидетельствуют о том, что тестирование является одной из объективных форм оценивания учебной деятельности, является подготовкой к ЕГЭ и ГИА и применение его надо начинать в начальной школе. Слайд 23: «Творческих успехов в работе!Спасибо за внимание!» |
Системно – деятельностный подход к организации образовательного процесса... Содержание предопределила цель: рассмотрение актуальных проблем организации образовательного процесса и путей их решения при переходе... | Аналитическая справка о проведении семинара «Роль учебных частей... Охватывает практически все грани деятельности организации | ||
Пояснительная записка Особенности организации учебного процесса по предмету Рабочая программа по физике ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов | Пояснительная записка Программы основного общего образования по русскому языку, с учетом методических рекомендаций скиропк и про по организации учебного... | ||
Аналитическая справка о проведении семинара «Роль учебных частей... Тюменской области в 2013 году, в соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным приказом Министерства... | Пояснительная Записка Актуальность Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе, что предполагает... | ||
Памятка студенту-заочнику по организации учебного процесса «Об образовании», Постановлением Правительства РФ «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального... | Положением о модульной системе организации учебного процесса Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 18 | ||
Технологическая карта как форма перспективного планирования учебного процесса Таблица позволит структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе методических... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | ||
Методические рекомендации по организации образовательного процесса... Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу "Основы безопасности... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального... «Биосферный уровень организации жизни», «Биогеоценотический уровень организации жизни», «Популяционно – видовой уровень организации... | ||
Программы здоровья и уровню организации здоровье сберегающей среды... В силу этого задача сохранения и укрепления здоровья становится особенно актуальной | Протокол №1 родительского собрания По первому вопросу выступила заведующая школой Батина Г. Н. Она поздравила всех родителей с началом учебного года и ознакомила родителей... | ||
Пояснительная записка рабочая программа для 5 класса составлена на... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | Пояснительная записка Предмет: обществознание Курс: «обществознание» Класс: 7 класс Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала... |