Скачать 181.3 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций по организации учебного процесса личностно-ориентированного обучения на основе применения учебно-методических комплексов «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т.В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного обучения на основе применения учебно-методических комплексов «Православная культура» для средней школы – ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г.) Цель: формирование у школьников чувства любви к своей Родине, понимания православных истоков русской государственности, нравственности, духовности и культуры, знания основных святынь и памятников древнерусской православной культуры. Задачи:
Изменения, внесенные в авторскую программу Изучение курса рассчитано авторами на 32 часов, в соответствии с учебным планом школы курс является региональным компонентом и изучается 1 час в неделю, всего 35 часов.
Учебно-методический комплект: 1. В.Д. Скоробогатов. Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец «Православная культура 5-6 классы», экспериментальное учебное пособие - ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г. 2. В.Д. Скоробогатов. Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец «Православная культура 5-6 классы», мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию - ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г. Количество учебных часов Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю - уроки контрольного тестирования - 4 - контрольные работы - 3 - уроки защиты рефератов – 2 Формы организации учебного процесса:
Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения православной культуры в 6 классе ученик должен знать/ понимать: • историю крещения Руси; • о зарождении на Руси новой христианской духовности; • о первых русских святых; • о расцвете культуры на Руси в 11веке; • о создателях славянской письменности — святых равноапостольных братьях Кирилле и Мефодие; • историю создания славянского алфавита и первых книг на славянском языке; уметь: • объяснять причины решения князем Владимиром Красное Солнышко о принятии для Руси православии; • сопоставлять церковнославянский, гражданский и современный русский алфавит; • объяснять понятие «просвещение». Тематический план курса
Календарно – тематическое планирование
Содержание учебного курса Крещение Руси Распространение христианского учения на территории славянских племён История распространения христианского учения среди славянских племён от апостола Андрея Первозванного до «Фотиева» крещения. Вклад святой княгини Ольги в распространение учения Иисуса Христа на Руси. Принятие решения князем Владимиром красное Солнышко о крещении Руси Поиск князем Владимиром единого бога среди языческих богов. Поиск Владимиром новой веры и его беседы с миссионерами. Принятие решения князем Владимиром после рассказа послов о богослужении в Константинопольском Софийском соборе. Как была крещена Русь Крещение князя Владимира Красное Солнышко. Крещение Киева и Новгорода. Новокрещённая Русь Храмостроительство в новокрещённой Киевской Руси. Постройка и освещение Десятинной церкви. Зарождение на Руси новой духовности. Первые школы. Смерть князя Владимира. История братоубийства сыновей князя Владимира – Бориса и Глеба. Первые русские святые. Храмостроительство при Ярославе Мудром. Строительство Софийского собора в Киеве и его значение для Киевской Руси. Избрание первого русского митрополита. «Слово о Законе и Благодати». Укрепление Киева. Строительство золотых ворот.. Киево-Печерский монастырь. Становление государственности Руси и дипломатическое признание. Завещание Ярослава Мудрого. Продолжение дела Ярослава Мудрого его сыновьями. Начало славянской письменности Создатели славянской письменности – святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий Детство и юность Константина Философа. История создания славянской азбуки. Защита святыми братьями славянского языка. Прославление святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Славянский алфавит Славянские азбуки – кириллица и глаголица. «Сказание о письменах черноризца Храбра». Перевод святыми братьями на славянский язык Псалтыря, Евангелия и Апостола. Старославянский и Церковнославянский языки. Первые книги на славянском языке Евангелие и Апостол – первые книги на славянском языке. Псалтырь. Остромирово Евангелие – самая ранняя датированная книга на Руси. Формы и средства контроля - Контрольная работа - Защита сообщений - Тестирование - Создание мультимедийных продуктов (презентаций, публикаций, кроссвордов) ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Контроль знаний «История славянской письменности и ее создатели» 1. В каком городе родились создатели славянской письменности - святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий?
2. В какой день прославляют святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия?
3. К кому обратились святые равноапостольные братья за разрешением вести православные церковные службы на славянском языке?
4.Чьи книги изучал Константин Философ в детстве, постигая основы христианской веры?
5.Какие из перечисленных памятников древнеславянской письменности посвящены жизнеописанию создателей славянской письменности?
Контроль знаний «Первые книги на славянском языке» 1. Какие книги переводили на русский язык святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий?
2. Псалмы какого иудейского царя были положены в основу Псалтири?
3. Установите соответствие
4. Сколько книг входит в Евангелие? 5. Укажите имена всех апостолов- евангелистов. 6. В каком веке была создана славянская азбука? 7. Назовите день памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. 8. Что вам известно о реформах славянской азбуки, когда и как она менялась? Критерии и нормы оценки, способы и средства проверки и оценки результатов обучения Нормы оценок знаний и умений учащихся (в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма БелРИПКППС «О преподавании православной культуры в 2008-2009 учебном году» - Приложение 2): «Отлично» (5) Оценка «пять» означает, что учащийся обнаруживает предусмотренные программой правильные, полные, осознанные оперативные знания и умения, отвечающие «Требованиям к знаниям и умениям учащихся», в измененной или новой ситуации самостоятельно (или при незначительной помощи учителя) применяет полученные знания и умения, на их основе обобщает, оценивает явления общественной жизни; уверенно использует разнообразные источники знаний об обществе. Логично и грамотно с точки зрения требований к устной и письменной речи излагает материал. Допустимы одна-две несущественные ошибки, которые учащийся исправляет самостоятельно. «Хорошо» (4) Оценка «четыре» ставится, если ответ в основном удовлетворяет названным выше требованиям, однако используется некоторая помощь учителя в ходе применения знаний и умений в новой ситуации, а также при привлечении источников знаний. Допустимы две-три несущественные ошибки. «Удовлетворительно»(3) Оценка «три» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знания в основном на репродуктивном уровне, в ответе проявляется недостаточно глубокое понимание материала курса, допускаются ошибки в изложении основных понятий (законов, идей); в измененной ситуации знания и умения применяются с помощью учителя. Используется 3-х-балльная система оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Отметка «неудовлетворительно» не ставится согласно действующему письму управления образования и науки Белгородской области от 26.12.2006г. №05-4168 «Об оценивании знаний обучающихся по предмету «Православная культура»». Кроме того, в соответствии с авторской концепцией учебного предмета отметка должна быть стимулом изучения предмета. Для этого она должна приносить радость, т.е. быть положительной. Поэтому в качестве текущего контроля оцениваются все творческие работы учащихся: рисунки на рассказы учебника, на изучаемые темы, разнообразные поделки и творческие работы, составленные самостоятельно или в группе, а также с помощью родителей, рассказы и сказки, выученные стихотворения, исполнение песен и т.п. Критерии оценивания рефератов учащихся 1. Оформление рефератов учащимися: - реферат должен быть представлен в печатном варианте; - реферат должен содержать иллюстративный материал с материалов диска к учебному пособию, так и с сайтов, выход на которые осуществляется с диска, а именно: http://www.enc.mail.ru http://www.icon-art.info http://www.school.edu.ru http://slovari.yandex.ru 2. Написание рефератов предполагает использование учащимися всех учебно-методических материалов комплекса и материалов сайтов, поэтому рекомендуются следующие критерии оценивания рефератов: - при использовании только материалов учебного пособия – «удовлетворительно»; - при частичном использовании, помимо материалов учебного пособия, информационных материалов диска – «хорошо» - при использовании всех имеющих в комплексе учебно-методических материалов, касающихся темы, а также дополнительных материалов с сайтов – «отлично» Перечень учебно-методических средств В.Д. Скоробогатов. Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец «Православная культура 5-6 классы», экспериментальное учебное пособие - ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г. В.Д. Скоробогатов. Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец «Православная культура 5-6 классы», мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию - ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г. В.Д. Скоробогатов. Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец «Православная культура 5-6 классы», мультимедийное приложение к методическим рекомендациям для учителя - ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г. Рыжова Т.В. Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Праваславная культура» в 5-6 классах - ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г Дополнительная литература: Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней образования/А.В. Бородина.- М.: ОПК, 2007.- 187 с. Воскобойников В.М. Энциклопедический православный словарь/ В.М. Воскобойников.- М.: Издательство ЭКСМО, 2005. - 544 Кошмина И.В. Основы русской православной культуры: Учеб. пособие для уч-ся сред. и старш. шк. возраст/ И.В. Кошмина.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 160 с. Маслов Н.В. Православное воспитание как основа русской педагогики: По трудам схимандрита Иоанна Маслова/ Н.В. Маслов.- М.: Самшит-издат, 2006. - 504 с. Мацукевич А.А. Преподобный Серафим Саровский: Иллюстрированное жизнеописание великого российского Старца, преподобного Серафима, Саровского Чудотворца/ А.А. Мацукевич.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 208 с. Православная энциклопедия: Русская православная церковь/Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 - М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2004. - 656 с. Пасхальный благовест: Хрестоматия. Пасхальные обряды и обычаи. Книга для чтения в семье, школе, детском саду / Е.Ю. Фаркова. - М.: Издательство "ГНОМ и Д", 2004. - 160 с. Формирование духовного мира подрастающего поколения: Учебно-методические материалы; Материалы областного конкурса "Творческая мастерская учителя" / Управление образования и науки Белгородской области; Центр духовного просвещения. - Белгород: ИПЦ "ПОЛИТЕРРА", 2004. - 272 с. |
Пояснительная записка рабочая программа для 5 класса составлена на... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | Рабочая программа по православной культуре для 7 класса составлена... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | ||
Рабочая программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием... Авторы Скоробогатова В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н.), с учетом «Методических рекомендаций по организации личностно-ориентированного... | Рабочая программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием... Авторы Скоробогатова В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н.), с учетом «Методических рекомендаций по организации личностно-ориентированного... | ||
Рабочая программа по православной культуре для 9 класса составлена... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки» Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | Программа по технологии на 2011-2012 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | ||
Рабочая программа курса «Православная культура» Рабочая программа курса «Православная культура» для 6 класса составлена на основе Программы учебного предмета «Православная культура»... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ мо российской Федерации №373, от 06. 10.... | ||
Реферативных работ студентов реферат Данные методические рекомендации разработаны на основе нормативных документов Министерства Образования Российской Федерации по среднему... | Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в... Рабочая программа по литературе в 7б,в классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | ||
Учебному предмету " Православная культура " учителя начальных классов... Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для учащихся 4 класса составлена на основе концепции и программы учебного... | Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 9 классе... Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г г. (распоряжение Правительства РФ от 07. 02. 2011 г.... | ||
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов... ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального... | Пояснительная записка Программы основного общего образования по русскому языку, с учетом методических рекомендаций скиропк и про по организации учебного... |