Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 201.36 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.05.2014
Размер201.36 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Пояснительная записка
Рабочая программа по православной культуре для 8 класса составлена на основе

методических рекомендаций по организации учебного процесса личностно-ориентированного обучения на основе применения учебно-методических комплексов «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т.В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного обучения на основе применения учебно-методических комплексов «Православная культура» для средней школы – ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г.)
Цель:

развитие у школьников интереса к изучению истории России, понимания роли православия в истории Родины и восприятие ими основ православной нравственности и духовности, как необходимого и первоочередного элемента российской морали и нравственности, без понимания которого нельзя считаться настоящим гражданином России.
Задачи:
- Приобретение знаний о религии, как мировоззренческой сфере культуры, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения личности.

- Воспитание качеств: гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к семье, соотечественникам, согражданам.

- Содействие формированию нравственной, эстетической, правовой, экологической культуры учащихся.

- Формирование ориентации на непреходящие духовно-нравственные ценности российской культуры.

- Выработка уважения к гуманистическим ценностям в современном российском обществе.
Изменения, внесенные в авторскую программу
Учащиеся 8-го класса также знакомятся с произведениями древнерусской литературы жанров: «словом» и «житиём», которые я переношу в рабочую программу из 7 класса, для целостной куртины понимания всех жанров древнерусской литературы. При этом литературные произведения подобраны таким образом, что их содержание помогает учащимся глубже понять смысл исторических событий, которые они изучают в это же время на уроках истории Отечества. Кроме того, чтение и понимание предложенных текстов помогает учащимся увидеть и понять красоту звучания и высокую поэтику древнерусского языка.

В отдельную главу выделено изучение «Слова о полку Игореве». Это связано с тем, что смысл этого уникального шедевра древнерусской мысли, отражающего православное мировосприятие и уклад жизни киевской Руси, обычно плохо понимается учащимися при изучении на уроках литературы из-за незнания основ православного учения. Поэтому необходимо ещё раз познакомить учащихся с различными гранями «Слова», с историей создания и сохранения этого выдающегося памятника русской культуры
Учебно-методический комплект:
В.Д. Скоробогатов. Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец «Православная культура 7-8 классы», экспериментальное учебное пособие - ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г.
В.Д. Скоробогатов. Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец «Православная культура 7-8 классы», мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию - ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г.
Количество учебных часов

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю

- контрольные работы – 1

- уроки контрольного тестирования - 4

- защита сообщений – 2
Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Требования к уровню подготовки учащихся

знать/ понимать:
• содержание произведений древнерусской литературы жанров «Слово» и жития.
• содержание произведений древнерусской литературы жанров повести, сказания и поучения.
• содержание произведения «Слово о полку Игореве»;
• отличительные черты древнерусской литературы;
• отличительные черты «княжеского» периода православной эстетической программы.
• отличительные черты «царского» периода православной эстетической программы.

уметь:
• сопоставлять жанры древнерусской литературы и выделять их общие и отличительные признаки;
• сравнивать образы русских князей и монгольских ханов;
• сопоставлять православные эстетические программы «княжеского» и «царского» периодов;
• объяснять православные основы любви к Родине, патриотизма и гражданственности;
• описывать местные памятники истории и культуры.


Тематический план курса




п/п

Раздел программы

Кол-во часов




Введение

1

1

Повесть как жанр древнерусской литературы

6

2

Сказание как жанр древнерусской литературы

5

3

Слово как жанр древнерусской литературы

4

4

Житие как жанр древнерусской литературы

5

5

Древнерусская литература об установление духовных устоев на Руси

3

6

«Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы

7

7

Творческие работы

2

8

Итоговые уроки

2




ВСЕГО

35



Календарно – тематическое планирование




п/п

дата план

дата факт

Раздел, тема

Кол-во часов

Дом. зад.

Примечание

1

05.09




Введение. Повторение за 7 кл.

1
















Повесть как жанр древнерусской литературы

6







2

12.09




«Повесть временных лет».

1

С.199




3

19.09




«Повесть о битве на реке Калке»

1

С.200




4

26.09




«Повесть о Темир-Аксаке»

1

С.201




5

03.10




«Повесть о Куликовской битве»

1

С.200




6

10.10




«Повесть о стоянии на Угре»

1

С.203




7

17.10




Обобщение темы: «Повесть как жанр древнерусской литературы».

1




Тесты










Сказание как жанр древнерусской литературы

5







8

24.10




«Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери»

1

С.211 -212




9

31.10




Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского.

1

С.214-223




10

14.11




Ростовские исторические события и их отражение в сказаниях.

1

Хрестоматия




11

21.11




Нашествие Едыгея и оборона Москвы

1

С.212




12

28.11




Обобщение темы: «Сказание как жанр древнерусской литературы»

1




Тесты










Слово как жанр древнерусской литературы

4







13

05.12




Мир древнерусской литературы. Изучение «Слова о Законе и Благодати»

1

С.148-170




14

12.12




Изучение «Слова о погибели Земли Русской»

1

С.171-172




15

19.12




«Задонщина»

1

С.170




16

26.12




Обобщение темы: «Слово как жанр древнерусской литературы»

1




Тесты










Житие как жанр древнерусской литературы

5







17

16.01




«Житие Александра Невского»

1

С.180-195




18

23.01




«Житие Сергия Радонежского»

1

С.196-198




19

30.01




«Житие княгини Ольги»

1

С.173-175




20

06.02




«Житие Серафима Саровского»

1

Дополнит.

хрестоматия




21

13.02




Обобщающий урок по теме: «Житие как жанр древнерусской литературы»

1




Сам.раб.










Древнерусская литература об установление духовных устоев на Руси

3







22

20.02




Зарождение и развитие в древнерусской литературе поучительного жанра. «Поучение Владимира Мономаха»

1

С.227-230




23

27.02




«Домострой» и «Изборник» Святослава. Их роли в установлении православных и нравственных устоев.

1

С.224-227




24

06.03




Обобщающий урок по теме: «Древнерусская литература об установление духовных устоев на Руси».

1




Тесты










«Слово о Полку Игореве» – древнейший исторический документ

7







25

13.03




Исторические события, о которых повествует автор «Слова о Полку Игореве»

1

С.231-232




26

20.03




«Слово о Полку Игореве»

1

С.233-235




27

03.04




«Слово о Полку Игореве»

1

С.236-247




28

10.04




Открытие и изучение «Слова»

1

С.249-252




29

17.04




Воспевание Русской Земли

автором «Слова о Полку Игореве» и фольклорные традиции песен и плачей

1

С.253-255




30

24.04




Высокое ораторское искусство и патриотическое воззвание автора «Слова о Полку Игореве»

1

С.256-258




31

01.05




Обобщающий урок по теме: «Слово о Полку Игореве» – древнейший исторический документ».

1




Тесты

32

08.05




Изготовление творческих работ

1







33

15.05




Защита творческих работ

1







34

22.05




Итоговая контрольная работа

1







35

29.05




Итоговый урок

1








Содержание учебного курса
Многообразие жанров древнерусской литературы
История зарождения и развития жанра повести в древнерусской литературе. История стояния на Угре. Чудо от Владимирской иконы Божией Матери связанное с этим событием. Исторические события легшие в основу «Повести о Темир-Аксаке». Чудо от Владимирской иконы Божией Матери, связанное с этим событием. Куликовская битва: историческое событие и его отражение в Летописной повести о Куликовской битве.
История зарождения и развития жанра сказания в древнерусской литературе. Христианские подвиги князей Михаила Черниговского и Василько Ростовского – исторические события и их отражение в сказаниях. История создания «Сказания об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора».
Чудеса Владимирской иконы Божией Матери, упоминаемые в «Сказаниях о чудесах Владимирской иконы Божией Матери».
Исторические события, о которых повествует автор «Сказания о нашествии Едыгея».

Зарождение и развитие в древнерусской литературе поучительного жанра. «Поучение Владимира Мономаха». Вклад в формирование на Руси православной нравственности князя Владимира Мономаха. Домострой, «Изборник» Святослава 1076 года, их роль в установлении православных нравственных устоев.
«Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы
Исторические события, о которых повествует автор «Слова о полку Игореве». История открытия и сохранения «Слова о полку Игореве». История изучения «Слова о полку Игореве». Воспевание русской земли автором «Слова о полку Игореве». Фольклорные традиции песен и плачей в «Слове». Высокое ораторское искусство и патриотическое воззвание автора «Слова о полку Игореве».

Святыни Белгородской и Старооскольской епархии».
Храмы города Белгорода. Приходской храм, престольный праздник

Формы и средства контроля

- Контрольная работа

- Защита сообщений

- Тестирование

- Создание мультимедийных продуктов (презентаций, публикаций, кроссвордов)
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ


Виды

контроля

1 четв.

2 четв.

3 четв.

4 четв.

в году

Тесты

1

1

1




3

Контрольные работы










2

2

Защита сообщений и презентаций




2







2


Тестирование по теме: «Повесть как жанр древнерусской литературы»

1. Какое из перечисленных древнерусских произведений описывает историю происхождения славянской письменности и образования Русского государства?

  1. «Повесть о битве на реке Калке»

  2. «Повесть о стоянии на Угре»

  3. «Повесть о Темир-Аксаке»

  4. «Повесть временных лет»

2. Выбрать из предложенного списка единственное определение, относящееся к произведениям древнерусского литературного жанра «Повесть»

  1. они служили воспитательным целям

  2. это, по сути, патриотические воззвания

  3. в них описываются исторические события

3. Из какого древнерусского произведения взят этот отрывок: «Тогда-то и свершилось преславное чудо Пречистой Богородицы: когда наши отступали от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом побежали»?

  1. из «Повести о битве на реке Калке»

  2. из «Повести о Темир-Аксаке»

  3. из «Повести временных лет»

  4. из «Повести о стоянии на Угре»

4. В каком древнерусском призведении описываются события, положившие начало освобождению Руси от монголо-татарского ига?

  1. в «Повести о Темир-Аксаке»

  2. в «Повести о стоянии на Угре»

  3. в «Повести о Куликовской битве»

  4. в «Повести о битве на реке Калке»

5. С каким правителем вступил в сговор хан Ахмат, желая покорить Русь?

  1. с князем Мстиславом Черниговским

  2. с князем Андреем Васильевичем Меньшим

  3. с польским королем Казимиром IV

  4. с крымским ханом Менглы-Гиреем

6. Из какого древнерусского произведения взят следующий отрывок: «И Мстислав начал просить братью свою, князей русских, так говоря: «Если мы, братья, половцам не поможем, то они сдадутся татарам и от того тех сила увеличится». И так подумав много о себе, отправились князья в путь по просьбе и мольбе князей половецких»?

  1. из «Повести о Темир-Аксаке»

  2. из «Повести о стоянии на Угре»

  3. из «Повести о битве на реке Калке»

  4. из «Повести о Куликовской битве»

7. К кому накануне Куликовской битвы пришел за благословением князь Дмитрий Донской?

  1. к преподобному Серафиму Саровскому

  2. к Преподобному Сергию Радонежскому

  3. к митрополиту Московскому Кириллу

  4. к архиепископу Ростовскому Вассиану

8. Какое чудо, обратившее татар в бегство, произошло на Угре?

  1. русским воинам помогло войско небесное во главе с Архистратигом Михаилом

  2. Пресвятая Богородица явила Свое небесное заступничество, наслав страх на ордынского хана

  3. внезапно явился ангел Господень и перебил много тысяч ханских воинов

  4. по Божьей воле татарское войско провалилось под лед

9. Какой русский князь является героем «Повести о стоянии на Угре»?

  1. Иван Грозный

  2. Александр Невский

  3. Иван II Красный

  4. Иван III Васильевич

10. Какой русский князь является героем «Повести о Куликовской битве»?

  1. Мстислав Черниговский

  2. Александр Невский

  3. Иван III Васильевич

  4. Дмитрий Донской


Контрольная работа по проверке знаний учащихся

по теме: «Слово» как жанр древнерусской литературы»
1 вариант

1. Хвалебной одой какому киевскому князю является «Слово о Законе и Благодати»?

2. Укажите имена киевских князей, которые упоминаются и в «Задонщине», и в «Слове о погибели Русской земли».

3. С какими птицами сравнивает автор «Задонщины» русские дружины?

4. Кто из русских князей является главным героем «Задонщины»?

5. Из какого произведения приведена следующая цитата:

«Всем ты преисполнена, земля Русская, о, правоверная вера христианская!»

2 вариант

1. Как звали сына Ноя, род которого, согласно «Задонщине», положил начало русскому православному народу?

2. С какими царями Ветхого Завета сравнивает митрополит Илларион князя Владимира Красное Солнышко и князя Ярослава Мудрого в «Слове о Законе и Благодати»?

3. Имена каких русских княгинь упоминает митрополит Илларион в «Слове о Законе и Благодати»?

4. Кто из киевских князей является главным героем «Слова о Законе и Благодати»?

5. Из какого произведения приведена следующая цитата? «Тебя же как похвалим, о честный и славный, в земных владыках премужественный Василий».
Контроль знаний по теме: «Житие как жанр древнерусской литературы»

1 вариант

1. Какой главный христианский подвиг совершил святой благоверный князь Александр Невский?

2. Ради какой великой цели Александр Невский принял решение покориться Орде?

3. Какое чудо было явлено Пелугию перед битвой Александра Невского со шведами? Какое значение это имело для князя и его дружины?

4. О чем рассказывается в «Житии Преподобного Сергия Радонежского»?

2 вариант

1. Какие слова стали девизом жизни святого благоверного князя Александра Невского?

2. Из-за чего князь Александр Невский отказался от помощи рыцарей Ливонского ордена в борьбе Новгорода с монголо-татарами?

3. Какое чудо покровительства Бога князю Александру Невскому и его войску произошло во время Чудского сражения?

4. О чем рассказывается в «Проложном Житии святой Ольги»?

Перечень учебно-методических средств
В.Д. Скоробогатов. Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец «Православная культура 7-8 классы», экспериментальное учебное пособие - ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г.
В.Д. Скоробогатов. Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец «Православная культура 7-8 классы», мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию - ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г.
В.Д. Скоробогатов. Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец «Православная культура 7-8 классы», мультимедийное приложение к методическим рекомендациям для учителя - ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г.
Рыжова Т.В. Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Праваславная культура» в 7-8 классах - ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г
Дополнительная литература:
Библейская энциклопедия. – М.: NB-press, Центурион, АПС, 1991. – Т. 1-2.
Библиотека литературы Древней Руси. В 20 т. – СПб.: Наука, 1997.
Великое стояние на Угре // Глинские чтения. – 2005. – Ноябрь. - №11. – С. 52-53. (Сапунов Б.В.)
Герои русской истории: Для среднего школьного возраста. – М.: Белый город, 2005.
Домострой. М.: «Советская Россия», 1990.
Мудрое слово Древней Руси. – М.: «Советская Россия», 1989.
Основы православной культуры. – М.: Просветитель, 2001. (Никитин В.А.)
Проложное Житиё святой Ольги //Журнал Московской Патриархии. – 1969.- №7.- с. 73-74.
Слово о Законе и Благодати. – М.: Столица, Скрипторий, 1994. (Илларион)
Слово о полку Игореве – М.: «Детская литература», 1970.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск