Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций





Скачать 165.39 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Дата публикации05.07.2014
Размер165.39 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г.г. (распоряжение Правительства РФ от 07.02. 2011 г. № 163-р)

  2. Стандарт основного общего образования по литературе (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования)

  3. "О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год" (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. №04-997)

  4. Инструктивно-методическое письмо МО и Н Челябинской области, ЧИППКРО «О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009-2010 учебном году» (Приложение 2 к письму МО и Н Челябинской области

от 3.08.2009 № 103/3431);

  1. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Литература» в 2013-2014 учебном году» (Министерство образования и науки Челябинской области, ЧИППКРО от 24 июля 2013 года № 09-02/5639)

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 12 2012 г. № 1067 «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/ 2014 учебный год»;.

  3. Положение «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) » МОУ Касаргинская СОШ (приказ № 76-1-А от 31.08.2009).

  4. Учебный план МОУ Касаргинская СОШ на 2013-14 учебный год;

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературе (базовый уровень), «Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5 – 11 классы». Авторы: А.Г.Кутузов, А.К.Киселев, Е.С.Романичева, В.В.Леденева, И.И.Мурзак, А.Л.Ястребов. под редакцией А.Г.Кутузова. Программно методические материалы по литературе А.Г.Кутузов и др. «Как войти в мир литературы 5-11 классы», Москва «Дрофа» 2007 год.

Программа обеспечена комплектом учебников, рабочих тетрадей, есть методические рекомендации «Как войти в мир литературы 5-11 классы» и дидактическое обеспечение.

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

  • соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по литературе и соблюдает преемственность с программой начальной школы и среднего звена;

  • обеспечена комплектом учебников, методическими пособиями и контрольно-измерительными материалами.

  • соответствует социальному заказу родителей.

В соответствии со стандартом образования изменения не внесены.

На изучение национально-регионального компонента образования по литературе согласно ОБУПу отводится 10% учебного времени или 10ч. в год в 9 классе. Содержание регионального компонента позволяет приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, культурным традициям региона. Преподавание регионального компонента литературы в 10 классе составлено на основе учебного пособия «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 5-9 классов»/ Крохалёва Т.Н, Соловьёва Т.В., Стрелец Л.И. – Челябинск: Взгляд, 2003.

Методические рекомендации по использованию регионального содержания языкового образования даны в инструктивно-методическом письме «О преподавании русского языка и литературы в средних общеобразовательных учреждениях области в 2001-2002 учебном году» - Челябинск: ИДППО. 2001.

Национально- региональный компонент

№п\п

Тема урока

Региональный компонент

1.

У.Шекспир «Ромео и Джульетта»

С.Семянников «Молебен»

2

«Золотой век» литературы

А.С. Пушкин «Я памятник себе …..»

А.Горская «Зажжем свечу…»

3

А.С.Пушкин «Капитанская дочь»

А.Горская «Его Мадонна»

4

М.Ю.Лермонтов лирика

М.Львов «Поэт – пылающая честность»

5

И.С.Тургенев «Ася»

О.Митяев «Самая любимая песня».

6-7

Литературная революция. Лирика А.А.Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского

Есенин и Урал.

Б.Ручьев «Вечная моя любовь к Блоку»


8-9

Женская поэзия. А.А.Ахматова, М.И.Цветаева

Н.Ягодинцева «До покрова в печальном золоте»

А.Белозерцев «На могиле Цветаевой»

10-11

Непонятная поэзия Б.Пастернака, О.Э.Мандельштам

Уральские страницы творчество Б.Пастернака,

С.Семянников «Попытка Мандельштама»

12

Библиотечный урок «Современная русская поэзия»

Современная поэзия Южного Урала

По школьному учебному плану на изучение литературы в 9 классе выделено 3 часа в неделю (105 часов в год).

Количество часов в год – 105ч;

Количество часов в неделю – 3 ч;

Количество по развитию речи – 7ч.

Формами образовательного процесса являются:

  • уроки,

  • лекции,

  • семинары,

  • защита творческих работ,

  • дискуссии,

  • декламация стихов;

  • система коммуникативно-творческих работ («Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Читательская конференция», «Самостоятельный анализ произведения»,

  • сочинения проблемного характера,

  • сообщения, доклады, рефераты, презентации, тестовые работы.

Ключевыми знаниям, умениями по литературе в 9 классе является:

  • коммуникативно-речевая (виды работы по развитию речи учащихся: различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, сочинения и т.д.);

  • читательская (умение устанавливать связи данного текста с другими произведениями);

  • литературоведческая (формирование основных теоретико-литературных понятий);

  • ценностно-смысловая (умение формулировать собственные ценностные ориентиры для своих действиях и поступках);

  • общекультурная (владениями культурными нормами и традициями);

  • учебно- познавательная (умение ставить цель и организовывать ей достижения).

  • формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

  • осмысление литературы как особой формы освое­ния культурной традиции;

  • формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искус­ства;

  • формирование эстетического вкуса как ориенти­ра самостоятельной читательской деятельности;

  • формирование эмоциональной культуры лично­сти и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • формирование основных эстетических и теорети­ко-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художест­венных произведений.

Виды контроля: предварительный, текущий, тематический, заключительный.

Формы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная, дифференцированная; устная, письменная, компьютерная.

Согласно Уставу школы и положению используются следующие виды контроля:

  • текущий контроль (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование; тестирование; чтение текста);

  • промежуточный контроль (зачет по заданной теме, выполнение самостоятельной работы, тестирование)

  • итоговый контроль написание сочинения по теме, итоговая конференция, эссе, ГИА.

Содержание программы

  Введение . (11ч.)

Читатель и жизнь литературного произведения. Образ - послание автора читателю, его современнику и потомку. Чтение и осмысление художественного произведения читателями разных поколений и эпох. Интерпретация художественного произведения

Зарубежная литература (16ч.)

Литература средневековья. Ук де ла Бакалариа. Рудольф фон Фенис. Безымянный поэт. Поэтическое мастерство трубадуров, миннезингеров и вагантов. Основные мотивы их поэзии. Новый тип лирического героя.

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Эпоха Возрождения. Новый взгляд на человека. Основной конфликт трагедии «Ромео и Джульетта». «Вечные» проблемы и их разрешение в трагедии Шекспира

М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» Рыцарский роман или пародия на него? Интерпретация образа главного героя. Образ и символ. Жизнь произведения во времени.

Мольер. «Тартюф». Изображение человека эпохи абсолютизма. «Вечные» образы и их восприятие читателями разных эпох. Злободневность и актуальность комедии. Мастерство комедийной интриги. Понятие о классицизме.

И.В.Гёте. «Фауст» (фрагменты). Интерпретация народной легенды о Фаусте. Добро и зло в трагедии. Жажда познания как свойство человеческого духа.

Русская литература (32ч.)

Возникновение русской литературы. «Задонщина». Идеи просвещения и гуманизма в русской литературе XVIII века. Г.Р.Державин. «Памятник»

А.С.Пушкин

А.С.Пушкин – начало всех начал и ориентир русской культуры. Тематическое и жанровое многообразие лирики Пушкина. Свобода как гражданский, нравственный и философский идеал. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Державина «Памятник»

«Капитанская дочка». Темы любви, чести и нравственного долга в романе «Капитанская дочка».

«…Русский бунт, бессмысленный и беспощадный…» Образ Пугачёва в романе. Злодей или защитник народа? Тема любви в романе. Особенности композиции романа. «Капитанская дочка» - послание А.С.Пушкина потомкам.

«Медный всадник».Образ «маленького человека» в повести. Сопоставление романа «Капитанская дочка» и повести «Медный всадник».

М.Ю.Лермонтов

Основные темы и мотивы лирики Лермонтова. «Дума», «Поэт», «И скучно и грустно…», «Нет, я не Байрон, я другой», «Кинжал». Эмоциональная ёмкость образов лирики Лермонтова. Образы и символы в лирике Лермонтова. «Смерть поэта». История создания, образы стихотворения .

Н.В.Гоголь

Обзор жизни и творчества Гоголя. «Ревизор». Своеобразие сюжета, системы образов. Гоголевский смех. Страх как развитие комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Своеобразие конфликта. Значение «немой» сцены и эпиграфа. Собирательный образ города. «Шинель». Образ Петербурга. Образ «маленького» человека в повести.

Н.А.Некрасов. Н.А.Некрасов - поэт и гражданин. Основные мотивы лирики. И.С.Тургенев «Ася». Злободневное и вечное в повести

Ф.М.Достоевский «Белые ночи». Образ маленького человека в произведении.

О.Уайльд «Кентервильское привидение».Образ и символ в рассказе.

А.П.Чехов. «Студент». Своеобразие тематики и проблематики. Философская концепция рассказа. Библейские образы в рассказе.

Современная духовная литература (2ч.)

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). «Слово на светлой пасхальной седмице».

Иеромонах Роман. «Пресвятая Богородица».

Православная духовная традиция и светская русская литература. Их взаимосвязь и взаимовлияние.

Литература конца XIX – начала XX века (20ч.)

Понятие «серебряный век». Основные представители «серебряного века» . Традиции и новаторство лирики начала XX века . Особенности художественной образности.

А.Блок. «Поэт в изгнаньи и сомненьи», «Гамаюн».

Маяковский. «А вы смогли бы?», «Послушайте!» «Ода революции».

Б.Пастернак. «Метель», «Светает», «Петухи».

А.Ахматова. «Смятение», «Перед весной бывают дни такие», «Сероглазый король».

М.Цветаева. «Ошибка», «Идёшь на меня похожий», «Вот опять окно». Образ-переживание лирического героя и приёмы его создания в творчестве поэтов.

И.А.Бунин. «Тёмные аллеи».Сюжет, характер , образ. Изображения «мгновения» жизни как художественный приём. Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля. Реминисценция и её художественная функция.

Гумилёв. «Золотой рыцарь». Традиции баллады в рассказе. Неоромантический герой.

Современная духовная литература (1ч.)

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). «Слово на светлой пасхальной седмице».

Иеромонах Роман. «Пресвятая Богородица».

Православная духовная традиция и светская русская литература. Их взаимосвязь и взаимовлияние.

Литература 20 века. (20ч.)

М.А.Булгаков. «Собачье сердце».Система образов произведения. Сатирические традиции русской литературы в повести, её новаторство. Отражение в повести революционной действительности и глубина философской проблематики. Фантастика и реальность в повести. Образы повести, ставшие символами.

М.А.Шолохов. «Судьба человека». Война в жизни народа и человека. Человек в экстремальной ситуации. Психологизм повествования. Образ главного героя: безысходная трагичность или победившая трагедию сила духа?

Современная проза. Обзор. Традиции и новаторство прозы 70-80-х годов. Нравственно-философская проблематика. Образы-типы. Писательское мастерство.

Р.Бах . «Чайка по имени Ливингстон»

Итоговая читательская конференция. Художественное произведение и его читатели.

«Золотой век» русской литературы (32ч.)

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Творческая история романа. Своеобразие жанра, «энциклопедичность». Название романа и проблема героя в художественном мире произведения. Автор и его герои. Нравственная и философская проблематика. Герои романа и герои русской литературы. Своеобразие композиции. Внесюжетные элементы и их роль. Тематика лирических отступлений и их роль. «Онегинская» строфа.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Смысл названия. Своеобразие жанра и композиции. Функции авторского предисловия. Система рассказчиков. Особенности повествовательной манеры. Романтизм и реализм в романе. Психологизм.

Печорин в системе художественных образов романа. Тема героя и времени, своеобразие её решения. Глубина нравственной проблематики.

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души».

История создания и публикации. Эволюции замысла поэмы. Смысл названия, проблема жанра. Сюжетно-композиционные особенности, «сквозные образы». Система художественных образов поэмы. Способы создания характеров, идейно-художественные функции детали. Особое место образов Плюшкина и Чичикова . Город в изображении Гоголя. Место «Повести о капитане Копейкине» в структуре поэмы.

Своеобразие повествовательной манеры. Единство сатирического и лирического начала в поэме как воплощение авторского замысла. Образ автора и основные средства его создания. Тема родины и народа и неоднозначная её трактовка.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Кол-во часов

Дата

Тема урока

НРК







Введение (11ч.)




1-2




Пролог. Жанры




3-4




Литературные роды и жанры




5-6




Человек в литературе




7-9




Литературные традиции




10-11




Автор – образ – читатель










Зарубежная литература (16ч.)




12-13




Литература и культура средневековья




14-15




Культура эпохи Возрождения




16-17




У.Шекспир «Ромео и Джульетта»

С.Семянников «Молебен»

18




Тема – мотив – сюжет – жанр




19-22




М. Сервантес «Дон Кихот»




23




Итоговое занятие по литературе эпохи Возрождения




24




Эпоха Просвещения и литература




25-27




Ж.Б.Мольер «Тартюф»




28




Развитие литературы и изображение человека










Русская литература (32ч. )




29




«Золотой век» литературы

А.С. Пушкин «Я памятник себе …..»

А.Горская «Зажжем свечу…»

30-33




А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

РР. Сочинение по роману

А.Горская «Его Мадонна»

34-36




А.С. Пушкин «Медный всадник»




37-38




М.Ю. Лермонтов Лирика

М.Львов «Поэт – пылающая честность»

39-42




Н.В. Гоголь «Ревизор»

РР. Сочинение по комедии




43-45




Н.В. Гоголь «Шинель»




46-49




И.С. Тургенев «Ася»

О.Митяев «Самая любимая песня».

50-52




Н.А.Некрасов Лирика

РР. Анализ лирического стихотворения.




53-54




Н.А. Некрасов «О двух …»




55-59




Ф.М. Достоевский «Белые ночи»

РР. Сочинение по произведению.




60-61




А.П.Чехов «Студент»










Современная духовная литература (1ч.)




62




Архимандрит Иоанн «Слово…»










Литература 20 века (20ч.)




63 - 66




Литературная революция. Лирика А.А.Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского

РР. Анализ стихотворения.

Есенин и Урал.

Б.Ручьев «Вечная моя любовь к Блоку»


67-69




И.Бунин «Темные аллеи»




70-71




Женская поэзия. А.А.Ахматова, М.И.Цветаева

Н.Ягодинцева «До покрова в печальном золоте»

А.Белозерцев «На могиле Цветаевой»

72-75




М.А.Булгакова «Собачье сердце»




76-77




Непонятная поэзия Б.Пастернака, О.Э.Мандельштам

Уральские страницы творчество Б.Пастернака,

С.Семянников «Попытка Мандельштама»

78-80




М.Шолохов «Судьба человека»




81-82




Библиотечный урок «Современная русская поэзия»

Современная поэзия Южного Урала

83-88




А.С. Пушкин «Евгений Онегин»




89




РР Сочинение по «Евгению Онегину»




90-95




М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»




96




РР. Сочинение по «Герою нашего времени»




97-102




Н.В. Гоголь «Мертвые души»




103




РР Сочинение по Мертвым душам»




104-105




Итоговый урок






 

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Критерии оценивания:

О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению работ и проверке тетрадей. Методическое письмо. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе смотри в Приложение № 2.
Контрольно-измерительные материалы

  • Литература.Контрольно-измерительные материалы. 9 класс. М.: ВАКО, 2011г.

Литература и средства обучения

  • .В мире литературы. 9 класс: Учебник для общеобразовательных заведений/ А.Г.Кутузов, А.К.Киселев и др; Под ред. А.Г.Кутузова. – 5-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2004г.

  • Л.М.Серегина 9 класс. Поурочные планы. Волгоград «Учитель», 2003г.

  • Как войти в мир литературы. Методическое пособие/ Под ред. А.Г.Кутузова. – М: Дрофа, 2004г.

  • Мультимедийная энциклопедия «Русская литература.8-11 класс.

  • Мультимедийная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».

Интернет-ресурсы


  1. http://slovar.lib.ru/links.htm

  2. http://next.feb-web.ru

  3. http://az.lib.ru

  4. http://ru.wikipedia.org

5.www.school-collection.ru

6.www.libru.sec

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в...
Рабочая программа по литературе в 7б,в классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки»
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПрограмма по технологии на 2011-2012 учебный год Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по литературе в 6 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по литературе в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ мо российской Федерации №373, от 06. 10....
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПояснительная записка для основного общего образования (Базовый уровень)...
...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение. 2012
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПояснительная записка Литература 8 класс Данная рабочая программа...
Федерального компонента государственного стандарта (Сборник нормативных документов для общеобразовательных учреждений рф, реализующих...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе следующих...
Моу «Шуманская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconРеспублики Татарстан «Согласовано»
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconРеспублики Татарстан «Согласовано»
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПояснительная записка рабочая программа по химии в 10 классе составлена...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск