Скачать 165.39 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
от 3.08.2009 № 103/3431);
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературе (базовый уровень), «Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5 – 11 классы». Авторы: А.Г.Кутузов, А.К.Киселев, Е.С.Романичева, В.В.Леденева, И.И.Мурзак, А.Л.Ястребов. под редакцией А.Г.Кутузова. Программно методические материалы по литературе А.Г.Кутузов и др. «Как войти в мир литературы 5-11 классы», Москва «Дрофа» 2007 год. Программа обеспечена комплектом учебников, рабочих тетрадей, есть методические рекомендации «Как войти в мир литературы 5-11 классы» и дидактическое обеспечение. Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
В соответствии со стандартом образования изменения не внесены. На изучение национально-регионального компонента образования по литературе согласно ОБУПу отводится 10% учебного времени или 10ч. в год в 9 классе. Содержание регионального компонента позволяет приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, культурным традициям региона. Преподавание регионального компонента литературы в 10 классе составлено на основе учебного пособия «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 5-9 классов»/ Крохалёва Т.Н, Соловьёва Т.В., Стрелец Л.И. – Челябинск: Взгляд, 2003. Методические рекомендации по использованию регионального содержания языкового образования даны в инструктивно-методическом письме «О преподавании русского языка и литературы в средних общеобразовательных учреждениях области в 2001-2002 учебном году» - Челябинск: ИДППО. 2001. Национально- региональный компонент
По школьному учебному плану на изучение литературы в 9 классе выделено 3 часа в неделю (105 часов в год). Количество часов в год – 105ч; Количество часов в неделю – 3 ч; Количество по развитию речи – 7ч. Формами образовательного процесса являются:
Ключевыми знаниям, умениями по литературе в 9 классе является:
Виды контроля: предварительный, текущий, тематический, заключительный. Формы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная, дифференцированная; устная, письменная, компьютерная. Согласно Уставу школы и положению используются следующие виды контроля:
Содержание программы Введение . (11ч.) Читатель и жизнь литературного произведения. Образ - послание автора читателю, его современнику и потомку. Чтение и осмысление художественного произведения читателями разных поколений и эпох. Интерпретация художественного произведения Зарубежная литература (16ч.) Литература средневековья. Ук де ла Бакалариа. Рудольф фон Фенис. Безымянный поэт. Поэтическое мастерство трубадуров, миннезингеров и вагантов. Основные мотивы их поэзии. Новый тип лирического героя. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Эпоха Возрождения. Новый взгляд на человека. Основной конфликт трагедии «Ромео и Джульетта». «Вечные» проблемы и их разрешение в трагедии Шекспира М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» Рыцарский роман или пародия на него? Интерпретация образа главного героя. Образ и символ. Жизнь произведения во времени. Мольер. «Тартюф». Изображение человека эпохи абсолютизма. «Вечные» образы и их восприятие читателями разных эпох. Злободневность и актуальность комедии. Мастерство комедийной интриги. Понятие о классицизме. И.В.Гёте. «Фауст» (фрагменты). Интерпретация народной легенды о Фаусте. Добро и зло в трагедии. Жажда познания как свойство человеческого духа. Русская литература (32ч.) Возникновение русской литературы. «Задонщина». Идеи просвещения и гуманизма в русской литературе XVIII века. Г.Р.Державин. «Памятник» А.С.Пушкин А.С.Пушкин – начало всех начал и ориентир русской культуры. Тематическое и жанровое многообразие лирики Пушкина. Свобода как гражданский, нравственный и философский идеал. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Державина «Памятник» «Капитанская дочка». Темы любви, чести и нравственного долга в романе «Капитанская дочка». «…Русский бунт, бессмысленный и беспощадный…» Образ Пугачёва в романе. Злодей или защитник народа? Тема любви в романе. Особенности композиции романа. «Капитанская дочка» - послание А.С.Пушкина потомкам. «Медный всадник».Образ «маленького человека» в повести. Сопоставление романа «Капитанская дочка» и повести «Медный всадник». М.Ю.Лермонтов Основные темы и мотивы лирики Лермонтова. «Дума», «Поэт», «И скучно и грустно…», «Нет, я не Байрон, я другой», «Кинжал». Эмоциональная ёмкость образов лирики Лермонтова. Образы и символы в лирике Лермонтова. «Смерть поэта». История создания, образы стихотворения . Н.В.Гоголь Обзор жизни и творчества Гоголя. «Ревизор». Своеобразие сюжета, системы образов. Гоголевский смех. Страх как развитие комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Своеобразие конфликта. Значение «немой» сцены и эпиграфа. Собирательный образ города. «Шинель». Образ Петербурга. Образ «маленького» человека в повести. Н.А.Некрасов. Н.А.Некрасов - поэт и гражданин. Основные мотивы лирики. И.С.Тургенев «Ася». Злободневное и вечное в повести Ф.М.Достоевский «Белые ночи». Образ маленького человека в произведении. О.Уайльд «Кентервильское привидение».Образ и символ в рассказе. А.П.Чехов. «Студент». Своеобразие тематики и проблематики. Философская концепция рассказа. Библейские образы в рассказе. Современная духовная литература (2ч.) Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). «Слово на светлой пасхальной седмице». Иеромонах Роман. «Пресвятая Богородица». Православная духовная традиция и светская русская литература. Их взаимосвязь и взаимовлияние. Литература конца XIX – начала XX века (20ч.) Понятие «серебряный век». Основные представители «серебряного века» . Традиции и новаторство лирики начала XX века . Особенности художественной образности. А.Блок. «Поэт в изгнаньи и сомненьи», «Гамаюн». Маяковский. «А вы смогли бы?», «Послушайте!» «Ода революции». Б.Пастернак. «Метель», «Светает», «Петухи». А.Ахматова. «Смятение», «Перед весной бывают дни такие», «Сероглазый король». М.Цветаева. «Ошибка», «Идёшь на меня похожий», «Вот опять окно». Образ-переживание лирического героя и приёмы его создания в творчестве поэтов. И.А.Бунин. «Тёмные аллеи».Сюжет, характер , образ. Изображения «мгновения» жизни как художественный приём. Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля. Реминисценция и её художественная функция. Гумилёв. «Золотой рыцарь». Традиции баллады в рассказе. Неоромантический герой. Современная духовная литература (1ч.) Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). «Слово на светлой пасхальной седмице». Иеромонах Роман. «Пресвятая Богородица». Православная духовная традиция и светская русская литература. Их взаимосвязь и взаимовлияние. Литература 20 века. (20ч.) М.А.Булгаков. «Собачье сердце».Система образов произведения. Сатирические традиции русской литературы в повести, её новаторство. Отражение в повести революционной действительности и глубина философской проблематики. Фантастика и реальность в повести. Образы повести, ставшие символами. М.А.Шолохов. «Судьба человека». Война в жизни народа и человека. Человек в экстремальной ситуации. Психологизм повествования. Образ главного героя: безысходная трагичность или победившая трагедию сила духа? Современная проза. Обзор. Традиции и новаторство прозы 70-80-х годов. Нравственно-философская проблематика. Образы-типы. Писательское мастерство. Р.Бах . «Чайка по имени Ливингстон» Итоговая читательская конференция. Художественное произведение и его читатели. «Золотой век» русской литературы (32ч.) А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Творческая история романа. Своеобразие жанра, «энциклопедичность». Название романа и проблема героя в художественном мире произведения. Автор и его герои. Нравственная и философская проблематика. Герои романа и герои русской литературы. Своеобразие композиции. Внесюжетные элементы и их роль. Тематика лирических отступлений и их роль. «Онегинская» строфа. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Смысл названия. Своеобразие жанра и композиции. Функции авторского предисловия. Система рассказчиков. Особенности повествовательной манеры. Романтизм и реализм в романе. Психологизм. Печорин в системе художественных образов романа. Тема героя и времени, своеобразие её решения. Глубина нравственной проблематики. Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». История создания и публикации. Эволюции замысла поэмы. Смысл названия, проблема жанра. Сюжетно-композиционные особенности, «сквозные образы». Система художественных образов поэмы. Способы создания характеров, идейно-художественные функции детали. Особое место образов Плюшкина и Чичикова . Город в изображении Гоголя. Место «Повести о капитане Копейкине» в структуре поэмы. Своеобразие повествовательной манеры. Единство сатирического и лирического начала в поэме как воплощение авторского замысла. Образ автора и основные средства его создания. Тема родины и народа и неоднозначная её трактовка. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Требования к уровню подготовки выпускников. В результате изучения литературы ученик должен знать:
уметь:
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения. Критерии оценивания: О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению работ и проверке тетрадей. Методическое письмо. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе смотри в Приложение № 2. Контрольно-измерительные материалы
Литература и средства обучения
Интернет-ресурсы
5.www.school-collection.ru 6.www.libru.sec |
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в... Рабочая программа по литературе в 7б,в классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки» Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | ||
Программа по технологии на 2011-2012 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по литературе в 6 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по литературе в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ мо российской Федерации №373, от 06. 10.... | ||
Пояснительная записка для основного общего образования (Базовый уровень)... ... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение. 2012 | ||
Пояснительная записка Литература 8 класс Данная рабочая программа... Федерального компонента государственного стандарта (Сборник нормативных документов для общеобразовательных учреждений рф, реализующих... | Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе следующих... Моу «Шуманская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» | ||
Республики Татарстан «Согласовано» Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | Республики Татарстан «Согласовано» Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | ||
Пояснительная записка рабочая программа по химии в 10 классе составлена... Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... |