Рабочая программа по литературе 7 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных ( допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №379 от 09.12.2008 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных ( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год».
3. Учебный план МОУ «Гимназия №5 г. Рязани» на 2013-2014 уч.год.
4. Примерные программы среднего (полного) общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
5. Авторская программа по литературе для 7 класса общеобразовательных учреждений 2004 года (авторы-составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев)
В связи с тем, что литература – базисная учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, цель данного учебного курса – формирование духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире. Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
Формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно- творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историк - литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно- художественных стилей;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности культурном контексте с использованием понятий языка литературоведения. Выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью современного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения: · воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; · развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; · овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий; выявления в произведениях общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: · формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы; · обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы; · развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся. Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико–литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Система теоретико-литературного понятия – неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся а также культурно- исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
В программе представлены также произведения мировой литературы, что обусловлено концепцией литературного образования. Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития ( от литературы XVIII века до литературы второй половины XIX века). Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий; уроки - путешествия, исследования, беседы, кино-уроки, проекты и т. д.
Практическая направленность обучения в 7 классе по программе Г.С. Меркина – изучение литературы как искусства слова. Конкретная учебная цель, охватывающая деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития,- обучение эстетическому анализу. Для 7 класса доминантными должны стать понимание творчества и творческого процесса, проникновение хотя бы в отдельные уголки лаборатории писателя. Центральные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть; характеристика не только одного художественного произведения, но и элементы сопоставительного анализа; усвоение понятия, характеризующего одно из явлений в историко-литературном процессе (классицизм). Программа предусматривает знакомство с жанрами, вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся: приключения, фантастика, детектив.
Уроки внеклассного чтения предполагают работу с дополнительным пособием «Вокруг тебя – Мир…», которое подготовлено Международным Комитетом Красного Креста совместно с Российским Обществом Красного Креста. Цель данного пособия – помочь учащимся взглянуть на произведения русской и зарубежной литературы не только с традиционных точек зрения, но и с позиций этических норм Международного гуманитарного права.
Руководство самостоятельным чтением осуществляется через систему «Уроков внеклассного чтения», списки для домашнего чтения находятся в разделе «Приложение».
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Основная и дополнительная литература для учителя:
1.Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Литература. 7 класс. – М.:«Русское слово»,2010.
2. Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 7 класс / Авт.-сост. В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова и др. – М.: ООО «Гендальф», 2001.
3. Вокруг тебя – Мир…: Методические рекомендации к книге для ученика. 7 класс / Авт.-сост. К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова и др. – М.: ООО «Гендальф», 2001.
4.Б.И.Турьяновская, Е.В. Комисарова, Л.А. Холодкова. Литература в 7 классе.Урок за уроком. – М.: «Русское слово», 2000.
5.И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по литературе 7 класс. – М.: « Вако», 2002.
6. Тесты. Литература 5 -9 классы. Учебно-методическое пособие для учителя. –М.: Дрофа, 1997.
7. Методические пособия, критические статьи в книгах по методике литературы, в журналах и газете «Первое сентября» (литература).
8.Видеофильмы.
Основная и дополнительная литература для учащихся:
1.Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Литература. 7 класс. – М.: «Русское слово», 2010.
2. Зельманова Л. М., Колокольцев Е. Н. Развитие речи: Русский язык и литература. 5-7 классы. Репродукции картин: Учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразовательных учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2009 .
3. Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 7 класс / Авт.-сост. В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова и др. – М.: ООО «Гендальф», 2001. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса (базовый уровень)
должны знать: · образную природу словесного искусства; · содержание изученных литературных произведений; основные теоретико-литературные понятия; уметь: · воспринимать и анализировать художественный текст; · выделять смысловые части художественного текста; · определять род и жанр литературного произведения; · выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев; · выражать свое отношение к прочитанному; · выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; · владеть различными видами пересказа; · строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; · участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; · писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; · поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Распределение учебных часов по разделам программы:
Введение – 1 час
Русский фольклор – 1 час
Древнерусская литература – 3 часа
Литература XVIII века – 4 часа
Литература XIX века – 18 часов
Литература XX века – 19 часов
Зарубежная литература – 9 часов
Уроки по пособию «Вокруг тебя – Мир…» - 9 часов
Приложение (литература для домашнего чтения)
Из устного народного творчества
Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».
Из древнерусской литературы
«Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».
Из литературы XVIII века
Г.Р.Державин. «Признание».
Из литературы XIX века
А.С. Пушкин. «19 октября» ( «Роняет лес багряный свой убор...»), «19 октября 1827г» («Бог помочь вам, друзья мои...»).
М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, немытая Россия».
И.С. Тургенев. «Первая любовь».
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь», «Коняга».
А.П. Чехов. «Смерть чиновника». В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепой музыкант».
Из литературы XX века М. Г о р ь к и й. «В людях». И.А. Бунин. «Цифры».
В.В. Маяковский. «Адище города».
Б.Л. Васильев. «Вам привет от бабы Аеры».
В.П. Астафьев. «Родные березы», «Весенний остров».
А.Т. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины...»,
«Дом у дороги».
В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».
К. Б у л ы ч е в. «Белое платье Золушки».
В.М. Шукшин. «Забуксовал».
Ф.А. Искандер. «Петух».
Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».
Тематическое планирование по литературе 7 класс (68 часов)
№
| Тема урока
| Цель урока
| Тип и формы урока
| Формы и методы организации познавательной деятельности
| Формы и средства контроля
| 1.
| I четверть (18 часов)
Введение. Литературные роды и жанры. Личность автора, труд и творчество.
| Познакомить с учебными пособиями. Повторить изученное в 6 классе.
| Урок совершенствования ЗУН
| Работа с учебными пособиями. Рекомендации по ведению дневника чтения. Списки основной и дополнительной литературы на I четверть.
| Письменный отзыв.
| 2.
| Русский фольклор. Отражение в былине народных представлений о нравственности. «Святогор и Микула Селянинович». Русская обрядовая поэзия.
| Повторить идейные и художественные особенности русских былин, их тематические группы, особенности русской обрядовой поэзии. Учить выявлять средства создания поэтической образности. Совершенствовать навыки анализа текста.
| Урок изучения нового материала.
| Знакомство с эпическими жанрами в фольклоре. Работа с терминами. Анализ изобразительно-выразительных средств.
| Тезисный план.
Вопросы.
| 3.
| Древнерусская литература. Из «Повести временных лет». Поучительный характер древнерусской литературы.
| Познакомить с понятием «древнерусская» литература, ее отличиями от средневековой литературы. Выявить роль древнерусской литературы для развития духовно-нравственных ценностей.
| Урок изучения нового материала.
| Анализ особенностей древнерусской литературы, ее основные жанры, поучительный характер. Работа со статьей учебника. Лексическая работа.
| Обложка древнерусской летописи (рисунок).
| 4.
| Понятие народного и христианского идеала в «Повести о Петре и Февронии Муромских».
| Познакомить с произведением. Определить особенности жанра, его идейное содержание. Показать новизну в изображении личности.
| Комбинированный урок.
| Анализ основных образов, понятия народного и христианского идеала. Работа с иллюстрациями. Лексическая работа.
| Вопросы и задания в учебнике.
| 5.
Р/р
| Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
| Сформулировать идеал человека в древнерусской литературе. Подготовить к домашнему сочинению.
| Урок совершенствования ЗУН
| Анализ образа русской женщины, изображения деталей крестьянского и княжеского быта. Подбор материала к сочинению.
| Сочинение.
| 6. Вн.чт.
| «Вокруг тебя – мир».
О тех, кто не участвует…
В. Гаршин. «Сигнал».
В. Катаев. «На даче».
| Дать представление о тех, кто не участвует в вооруженных конфликтах, понятие «гражданское население», его уязвимость в ситуации вооруженного конфликта.
| Урок изучения нового материала.
| Лексическая работа. Сравнительная характеристика героев. Анализ произведений.
| Вопросы и задания в учебнике. Эссе.
| 7.
| Литература XVIII века. М. В. Ломоносов. Лирика. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года», «Я знак бессмертия себе воздвигнул…». Теория о «трёх штилях».
| Познакомить учащихся с жизнью и творчеством ученого и поэта, особенностями его лирики. Совершенствовать навыки выразительного чтения. Познакомить учащихся с реформой стихосложения и русского языка, основными положениями и значением теории о стилях художественной литературы.
| Урок изучения нового материала.
| Анализ идейно-художественных особенностей лирики. Знакомство с теорией о «трёх штилях». Лексическая работа. Термины. Работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).
| Составление таблицы. Сообщения уч-ся о Ломоносове.
| 8.
| Г. Р. Державин. Лирика. «Властителям и судиям», «Бог», «Водопад». Тема поэта и власти.
| Познакомить с личностью и творчеством поэта. Проанализировать стихотворения, выявить худ. средства, используемые автором. Совершенствовать навыки выразительного чтения наизусть.
| Комбинированный урок.
| Выявление своеобразия лирики Державина в сравнении с лирикой Ломоносова. Анализ идейно-художественных особенностей. Групповая работа по вопросам.
| Составление тезисного плана статьи. Сообщения уч-ся о Державине. Наизусть отрывок из стихотворения.
| 9.
| Д. И. Фонвизин. «Недоросль». «А что такое гражданин?..»
| Познакомить уч-ся с творчеством Д.И. Фонвизина, его комедией. Дать характеристику основному конфликту, выявить черты классицизма. Совершенствовать навыки выразительного чтения.
| Урок изучения нового материала.
| Работа с элементами классицизма в произведении. Лексическая работа. Термины. Анализ основных образов пьесы, их речевые характеристики.
| Устная характеристика персонажей по плану. Выразительное чтение по ролям.
| 10.
Р/р
| Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать?
| Проанализировать ключевые сцены произведения, выявить идею и пафос комедии, отношение автора к героям. Подготовить уч-ся к сочинению.
| Комбинированный урок.
| Анализ проблемы воспитания в комедии, авторской позиция. Подбор материала к сочинению. Анализ ключевых сцен.
| Составление цитатного плана. Сочинение по комедии.
| 11. Вн.чт.
| «Вокруг тебя – мир».
Эхо войны.
Б. Екимов. «Ночь исцеления».
| Познакомить уч-ся с основными понятиями раздела. Совершенствовать навыки анализа произведений.
| Урок изучения нового материала.
| Последствия вооруженных конфликтов, физические и психологические страдания людей. Наблюдение за характером героя, данным в развитии. Анализ произведения.
| Вопросы и задания в учебнике. Эссе.
| 12.
| Литература XIX века. А.С. Пушкин. Свободолюбивая лирика. Тема дружбы в лирике. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», «19 октября», «Пущину»
| Познакомить уч-ся с основными периодами жизни и творчества Пушкина. Ввести понятие «свободолюбивая лирика». Совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа стихотворения.
| Комбинированный урок.
| Лекция учителя. Лексическая работа. Термины. Анализ статьи учебника, анализ стихотворений.
| Творческая работа. Составление тезисного плана. Чтение наизусть. Пересказ статьи учебника.
| 13.
| А.С. Пушкин. Образ Петра и тема России в поэме «Полтава».
| Познакомить уч-ся с творческой историей произведения. Выявить идейно-художественные особенности поэмы. Дать характеристику центральным образам.
| Урок изучения нового материала.
| Анализ идейно-художественных особенностей поэмы. Лексическая работа. Термины. Чтение и анализ поэмы. Работа с иллюстрациями. Групповая работа по вопросам.
| Устное сообщение «Образ Петра I в творчестве Пушкина».
| 14.
Р/р Вн.чт.
| А.С. Пушкин. Романтический идеал в поэме «Цыганы».
| Выявить характерные черты для литературы ХIХ в., сравнить с литературой XVIII века. Усвоить понятия «байронический герой», «тематический параллелизм», «эпилог». Совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения.
| Комбинированный урок.
| Анализ идейно-художественных особенностей поэмы, особенностей романтического героя и конфликта. Характеристика главных образов. Лексическая работа. Термины. Комментирование иллюстраций. Подбор материала к сочинению.
| Сравнительная таблица образов Алеко и Земфиры. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина.
| 15. Вн.чт.
| «Вокруг тебя – мир».
Эхо войны.
В. Конецкий. «Кто смотрит на облака» (фрагмент).
| Познакомить с основными нормами по защите гражданского населения. Привлечь внимание к проблеме последствий вооруженного конфликта для мирного населения.
| Урок изучения нового материала.
| Приемы анализа мотивов в худ. произведении. Работа с основными понятиями. Анализ произведения, характеристика образов.
| Сочинение-рассуждение или устное выступление.
| 16.
| М.Ю. Лермонтов. Образ Родины в лирике.
| Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова. Углубить представление о сюжете и композиции лирического стихотворения. Рассмотреть образ лирического героя в стихотворении поэта.
| Комбинированный урок.
| Лекция учителя. Работа с учебником. Анализ стихотворения «Родина». Анализ изобразительно-выразительных средств.
| Вопросы и задания. Наизусть отрывок из стихотворения «Родина».
| 17.
Р/р
| М.Ю. Лермонтов. Проблематика и основные мотивы в «Песне про купца Калашникова».
| Совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения. Формировать умение давать сравнительную характеристику героев.
| Урок совершенствования ЗУН
| Анализ идейно-художественных особенностей поэмы, особенностей конфликта. Сравнительная характеристика главных образов. Лексическая работа.
| Сравнительная таблица. Творческая работа.
| 18.
К/р
| Контрольное тестирование.
| Контроль ЗУН.
| Урок контроля.
| Индивидуальная.
| Тест.
| 19.
| II четверть (14часов)
Н.В. Гоголь. Новая тема – изображение чиновничества и жизни «маленького человека» в повести
«Шинель».
| Познакомить с биографией писателя. Вспомнить изученные ранее произведения писателя. Познакомить с жанром сатирической повести, особенностями раскрытия темы «маленького человека».
| Комбинированный урок.
| Лекция учителя. Сообщение уч-ся. Анализ произведения. Работа с иллюстрациями.
| Конспект учебника. Пересказ уч-ся избранных отрывков.
| 20.
Р/р
| Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.
| Совершенствовать навыки анализа произведений и характеристики героев. Контроль ЗУН.
| Урок совершенствования ЗУН
| Подбор цитат для характеристики образа Башмачкина. Выявление авторской позиции.
| Сочинение.
| 21. Вн.чт.
| «Вокруг тебя – мир».
Самые уязвимые…
М. Шолохов. «Судьба человека» (отрывок).
| Разрешение проблемы защиты детей в ситуации вооруженного конфликта.
| Урок изучения нового материала.
| Аналитическое чтение произведения. Исследовательская работа. Беседа по вопросам. Ассоциативная работа.
| Письменный ответ на вопрос.
| 22.
| И.С. Тургенев. «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян.
| Продолжить изучение рассказов Тургенева из данного цикла. Сравнить описание крестьян в разных произведениях. Сопоставить характер Хоря и Калиныча. Выявить роль пейзажа в произведениях.
| Урок совершенствования ЗУН
| Заочная экскурсия «По тургеневским местам». Анализ рассказов «Хорь и Калиныч», «Певцы», «Лес и степь» и др.
Беседа по вопросам.
| Пересказ отрывка. Составление таблицы.
| 23.
| И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения.
| Познакомить с особенностями жанра стихотворений в прозе. Совершенствование навыков выразительного чтения и анализа лирических произведений.
| Комбинированный урок.
| Лекция учителя. Анализ идейно-художественных особенностей стихотворения.
| Выразительное чтение наизусть.
| 24.
| Н.А. Некрасов. Лирика. Судьба русской женщины, любовь и чувство долга в поэме «Княгиня Трубецкая».
| Знакомство с жизнью и творчеством поэта. Совершенствование навыков выразительного чтения и анализа лирических произведений. Умение выделять приемы, используемые автором для создания определенного настроения.
| Комбинированный урок.
| Сообщение уч-ся «Историческая основа поэмы». Характеристика героев. Лексическая работа. Вопросы и задания.
| Составление цитатного плана.
| |