Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ мо от 5 марта 2004 г. №1089





Скачать 272.55 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ мо от 5 марта 2004 г. №1089
страница1/2
Дата публикации24.09.2014
Размер272.55 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089); использована авторская программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X-Х1 классе, составленная авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономаревой, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова. – М.: Вентана – Граф, 2009; учебного плана МОУ «Никольская СОШ»; с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов – компонента государственного стандартного общего образования. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры молодежи, а также формированию компетентностных качеств личности учащихся. Изучение курса «Биология» в 10 - 11классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 10 - 11классов проводится по темам, характеризующим особенности живой природы на разных уровнях организации жизни. Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе тесную преемственную связь с курсом биологии 9 класса, а в 11 классе процессов, происходящих на молекулярном уровне жизни, тесную связь с курсом химии. Программа рассчитана на 1 час классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10-11 классы). При двухгодичном курсе биологии в 10 классе эффективнее изучить разделы «Введение в курс общебиологических явлений», «Биосферный уровень организации жизни», «Биогеоценотический уровень организации жизни», «Популяционно – видовой уровень организации жизни»; в 11 классе – «Организменный уровень организации жизни», «Клеточный уровень организации жизни», «Молекулярный уровень жизни».

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить культурный уровень учащихся, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни.

Цель данной программы – обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

- формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности, учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.
Программа по биологии для учащихся 10 - 11 классов построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10 - 11классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания – лабораторных работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Согласно действующему Базисному учебному плану МОУ «Никольская средняя школа» рабочая программа базового уровня в 10 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю (35 ч). В учебный процесс обучения включены 4 лабораторных работы и 2 экскурсии; в 11 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю (34 ч). В учебный процесс обучения включены 2 лабораторные работы.

Изменения, внесенные в авторскую программу:

  1. Уменьшено количество часов (на 1 часа) 11 класс. Раздел 3. «Молекулярный уровень жизни» вместо 8 часов – 7 часов (так как на изучение предмета отводится один час в неделю (34 ч)). В разделе объединены темы «Опасность химического загрязнения окружающей среды. Время экологической культуры. Семинарское занятие».

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.

Технологии опорных конспектов и графического представления информации позволяют давать и запоминать информацию блоками, обеспечивая экономию времени при объяснении нового материала.

При составлении календарно – тематического планирования в связи со спецификой предмета были внесены

дополнительные графы (повторение, д/з) на основе локальных актов образовательного учреждения.
Формы организации учебного процесса:

Наиболее приемлемы комбинированные уроки, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых. Объяснение проводится в первой части урока, а на конец урока планируется деятельность, которая наиболее интересна учащимся и имеет для них большее личностное значение. В комбинированном уроке биологии можно выделить следующие основные этапы: 1) Организационный момент. 2) Активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу). 3) Объяснение нового материала или фронтальная работа. Правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях. 4) Работа в виртуальных лабораториях. 5) Подведение итогов урока.

Формы: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы.

Формы контроля: тестирование, биологические диктанты, семинарские занятия.

Тематическое планирование



п/п

Название раздела

Кол-во часов

Лабораторные

работы

Уроки обобщения,

экскурсии

1.

Введение в курс общебиологических явлений.

6



1+1













2.

Биосферный уровень организации жизни.

9

1

1

3.

Биогеоценотический уровень организации жизни.

8

1

1

4.

Популяционно – видовой уровень организации жизни.

12

2

1+1




Итого в 10 классе

35

4

4+2

1.

Организменный уровень организации жизни.

17

1

1

2.

Клеточный уровень организации жизни.

9

1

1

3.

Молекулярный уровень жизни.

7




1

4.

Заключение.

1




1




Итого в 11 классе

34

2

4



Содержание программы
За основу взята программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, Л.В. Симоновой, «Общая биология. Базовый уровень» и Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).

10 класс.

  1. Введение в курс общебиологических явлений.

Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы. Значение практической биологии. Живой мир и культура.

Демонстрация. Схемы: «Система биологических наук», «Уровни организации живой материи», «Свойства живой природы». Портреты ученых.

Экскурсия «Многообразие видов в родной природе (окрестности школы). Сезонные изменения в живой природе».

2. Биосферный уровень организации жизни.

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы А.И. Опарина и Дж. Холдейна о возникновении жизни на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Человек как житель биосферы. Особенности биосферного уровня организации живой материи. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы.

Демонстрация. Схемы, таблицы: Структура биосферы.

Лабораторная работа «Определение пылевого загрязнения воздуха».

3. Биогеоценотический уровень организации жизни.

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и закономерностей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строения и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Устойчивость и динамика экосистем. Экологические законы природопользования.

Демонстрация. Схемы, таблицы: Круговорот веществ в природе. Экологические пирамиды. Карты национальных парков, заповедников.

Лабораторная работа «Исследование черт приспособленности растений к условиям жизни в лесном биогеоценозе». с.204
4. Популяционно – видовой уровень организации жизни.

Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида. История эволюционных идей. Роль Ч. Дарвина в учении об эволюции .Движущие силы и факторы эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания. Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Человек как уникальный вид живой природы. Основные этапы происхождения и эволюция человека. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Демонстрация. Схемы, таблицы: Эволюция растительного и животного мира. Карта – схема путешествия Ч. Дарвина. Гербарные материалы. Критерии вида. Движущие силы эволюции. Образование новых видов. Основные этапы эволюции человека.

Лабораторные работы «Обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных; изучение морфологического критерия вида на живых комнатных растениях или гербарии». с.206, 207

Экскурсия «Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных (на сельскохозяйственной выставке)».

11 класс.

  1. Организменный уровень организации жизни.

Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Изменчивость признаков организма и ее типы. Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Генетические основы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений Биотехнология, ее достижения. Вирусы – неклеточная форма существования организмов.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ мо от 5 марта 2004 г. №1089 iconРабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ мо от 5 марта 2004 г. №1089 iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по английскому языку...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ от 5 марта 2004 год №1089 «об утверждении федерального...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ мо от 5 марта 2004 г. №1089 iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по английскому языку...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ от 5 марта 2004 год №1089 «об утверждении федерального...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ мо от 5 марта 2004 г. №1089 iconРабочая учебная программа по о б ж (базовый уровень)
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ мо от 5 марта 2004 г. №1089 iconРабочая учебная программа по информатике (базовый уровень)
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ мо от 5 марта 2004 г. №1089 iconПояснительная записка Данная рабочая программа по литературному чтению...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ мо от 5 марта 2004 г. №1089 iconРабочая программа по литературе для 10 класса а (базовый уровень)...
...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ мо от 5 марта 2004 г. №1089 iconПояснительная записка Данная рабочая программа по технологии в 7...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ мо от 5 марта 2004 г. №1089 iconПояснительная записка Данная рабочая программа по музыке 5 класс...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ мо от 5 марта 2004 г. №1089 iconПояснительная записка Данная рабочая программа по технологии в 8...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ мо от 5 марта 2004 г. №1089 iconПояснительная записка рабочая программа по Всеобщей истории 11 класса составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. (Приказ Министерства образования РФ от...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ мо от 5 марта 2004 г. №1089 iconПояснительная записка данная рабочая программа по искусству (изо)...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ мо от 5 марта 2004 г. №1089 iconПояснительная записка Данная рабочая программа по Основам безопасности...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ мо от 5 марта 2004 г. №1089 iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе составлена...
Программы В. Я. Коровиной Литература 5-11 классы М.: Просвещение, 2007 г., допущенной Министерством образования и науки Российской...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ мо от 5 марта 2004 г. №1089 iconПояснительная записка Статус рабочей программы Данная рабочая программа...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ мо от 5 марта 2004 г. №1089 iconПояснительная записка Статус рабочей программы Данная рабочая программа...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск