Скачать 0.6 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по Всеобщей истории 11 класса составлена на основе:
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса «Всеобщая история», определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися. Данный курс предназначен для учащихся 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений, изучающих предмет «Всеобщая история» во втором концентре исторического образования в старшей школы на профильном уровне. Основные содержательные линии данной рабочей программы профильного уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов — «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение Всеобщей истории на профильном уровне основывается на проблемно-хронологическом подходе и принципах системного исторического анализа. Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) образования на профильном уровне, является его непосредственная связь с задачами профилизации образования. В связи с этим предполагается не только объемное наращивание содержание курса, но и, прежде всего, формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе. При составлении данной рабочей программы были внесены некоторые изменения в авторскую программу, т.е. темы уроков были распределены с учетом специфики работы в классах, внесены уроки с использованием ИКТ, проектная и самостоятельная деятельность учащихся, учтены уроки промежуточного и итогового контроля. С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории и в соответствии с Примерной программой МО и науки РФ используется следующая расчасовка:
Данная рабочая программа для 11 класса по курсу «Всеобщая история» ориентирована на использование учебника для 11 класса общеобразовательных учреждений: О.С. Сороко-Цюпа, В.П. Смирнов, А.И. Строганов «Мир в ХХ веке» - М.: Дрофа, 2008, рассчитана на 48 часов (учитывая резервное время) для изучения курса «Всеобщая история». Усвоение материала на творческом уровне осуществляется за счет выделения часов на семинарские занятия – 6 часов, на которых идет работа с документами, схемами, таблицами, затрагиваются наиболее спорные вопросы. Так же на уроках активно используется ИКТ, так как на сегодняшний момент ИКТ можно использовать на уроках и при объяснении нового материала, и как задание для самостоятельной дополнительной работы учащихся – 26 час. (54 %). Для развития творческих способностей, самостоятельности, умения работать с дополнительной литературой и историческими источниками, анализировать и синхронизировать найденный материал в календарно-тематическое планирование в рабочей программе включена проектная деятельность (глава 4. Первая мировая война, урок № 7 тема: «Какие проблемы подтолкнули мир к мировой войне», продолжительность подготовки - 2 недели, выход – эссе учащихся; Глава 12. Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны» урок № 28 тема: «Причины «холодной войны», продолжительность подготовки - 2 недели, выход – рефераты учащихся; Урок № 44-45 тема проекта: «Глобализация общественного развития к. 20-н. 21 вв.», продолжительность подготовки – 2 недели, выход – индивидуальные выступления учащихся с презентациями.) Необходимо систематизировать и закрепить имевшиеся ранее и полученные в ходе изучения данного курса исторические знания учащихся, обобщить знания на теоретическом и практическом уровне; дать представление мирового исторического процесса в его единстве и многообразии; продолжать формирование у учащихся исторического мышления, понимания причинно-следственных связей, умения оперировать основными научными понятиями. Для этого в данной рабочей программе используются различные формы контроля: I полугодие – 3 часа (2 часа – ПОУ, 1 час – зачет (тестирование); II полугодие – 4 часа (2 часа – ПОУ, 2 часа – контрольный срез знаний ( тестирование). При реализации рабочей программы используется широкий спектр форм и методов раскрытия содержания, а именно:
Формы организации учебного процесса:
Формы контроля ЗУН (ов):
Охрана здоровья обучающихся: Методы здоровьесберегающих технологий, применяемых в ОУ, повышают уровень познавательной активности обучающихся, способствуют эмоциональной уравновешенности, уверенности в собственных возможностях, снижают роль стрессового фактора в учебном процессе. Большое внимание уделяется:
эмоциональная разрядка;
Структура документа. Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; учебно-методические средства обучения и средства контроля. Общая характеристика учебного предмета. Данный учебный предмет входит в область гуманитарных наук. В этом случае основной задачей учителя становится формирование целостной картины мирового опыта человечества в ХХ – начале ХХI века и создание условий для осмысления основных событий; для продолжения работы над понятиями и категориями, начатой в 10 классе; для освоения основных исторических источников. Это становится основой развития способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности. Сложившаяся практика изучения всеобщей истории предполагает выделение примерно третьей части учебного времени на этот курс, поэтому, в определенном смысле, курс новейшей истории зарубежных стран является фундаментом и опорой для изучения отечественной истории ХХ века, в рамках которого «наращивается» ученический потенциал, соответствующий требованиям к уровню подготовки выпускников. Данная рабочая программа имеет практико-ориентированный характер. Изучение курса «Всеобщей истории» в 11 классе на профильном уровне способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, изучение «Всеобщей истории» в период ХХ - начала ХХI века приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися 11 класса окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям «Всеобщей истории» ХХ – начала ХХI века. Таким образом, критерий качества в 11 классе на профильном уровне связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся. Изучение курса «Всеобщая история» в ХХ – начале ХХI века на профильном уровне способствует более глубокому усвоению ранее пройденного исторического материала; пониманию неразрывного единства прошлого и настоящего, взаимосвязи и взаимообусловленности процессов, протекающих в различных, нередко отдаленных друг от друга районах мира; позволяет увидеть процесс исторического развития сквозь призму категорий «причина — следствие», «общее — особенное», «закономерное — случайное», «эволюция — революция». Выпускники учатся находить логические связи между различными сферами общественной жизни и подтверждать примерами их взаимозависимость; понимать, что общие черты и различия в традициях и культуре народов проявляются в реальной жизни людей, семей и обществ, а судьбы людей могут складываться в зависимости от особенностей исторической эпохи; критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества. Знание основных научных концепций современности должно находить отражение в исследовании исторических проблем истории Европы, Азии и Америки в ХХ начале ХХI века. Деятельностный подход к обучению предполагает, что учащиеся смогут выражать свои взгляды, убеждения, идеи в творческих работах. Важно создать условия для осознанного и самостоятельного выбора тех или иных форм выражения собственных суждений (эссе, комментарий, компьютерная презентация, исследовательская работа, участие в дискуссии или дебатах, выступление на семинаре или конференции и т. д.). Программа рассчитана на 4 часа в неделю в соответствии с БУП -2004г. (интегрированный кур «История России» и «Всеобщая история» - 140 учебных часов в год (92 часа – «История России», 48 часов – «Всеобщая история»). «Всеобщая история» (без учета резервного времени) 1 полугодие — 16 недель - 26 уроков; 2 полугодие — 18 недель - 19 урок. Учебник О.С.Сороко-Цюпа «Мир в XX веке» содержит необходимый и достаточный материал для изучения истории на профильном уровне. В определении главной проблемы урока, выделении главных фактов в изложении вопроса помогает методический аппарат учебника: исторический словарь в конце учебника, карты, иллюстрации, вопросы и задания, выделение «разноуровневой» информации. Текст учебника следует рассматривать в качестве объекта анализа, а не как объект для заучивания. Изучение истории на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности: Умение работать с текстовыми и историческими источниками:
Умения работать с внетекстовыми источниками информации
Речевые умения:
Умения письменной фиксации знаний:
Хронологические умения:
Умения анализа, синтеза, сравнения:
Оценочные суждения:
Результаты изучения предмета «Всеобщая история» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно- ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования, где часть учебного материала обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся). Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни основного общего образования и целям исторического образования на профильном уровне (в том числе: проводить комплексный поиск информации, осуществлять критику источника, систематизировать информацию, использовать принципов причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа; формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, участвовать в индивидуальной и групповой исследовательской работе, представлять ее результаты в различных формах и др.). В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке Требования к уровню подготовки выпускника средней (полной) средней школы, изучившего курс истории на профильном уровне, соответствуют уровню подготовки, необходимому для успешной сдачи Единого государственного экзамена. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА 11 класс - профильный уровень (44 ч) Введение (1 ч). «Новые явления в развитии капитализма» Основные концепции исторического развития: цивилизационная, формационная, теория модернизации, теория «длинных волн». Проблемы соотношения общего и особенного, закономерного и случайного в истории. Роль личности в истории. |
Пояснительная записка Предлагаемая рабочая программа по Всеобщей... Нове Примерной программы, разработанной Министерством образования. Раздел по Всеобщей истории составлен на основе «Рабочей программы... | Пояснительная записка по Всеобщей истории в основе программы обучения... «Всеобщая История. История Нового времени» для 7 класса общеобразовательных учреждений авторы С. В. Агафонов О. В. Дмитриева М.:... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по Всеобщей истории и истории... Всеобщей истории и истории России составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и... | Пояснительная записка к Рабочей программе по Всеобщей истории Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории для... Рабочая программа по истории для 5-го класса разработана на основе Примерных программ по истории основного общего образования составители:... | Пояснительная записка к Рабочей программе по Всеобщей истории. История Нового времени (7 класс) Рабочая программа по истории для 6-го класса разработана на основе Примерных программ по истории основного общего образования, Программы... | ||
Пояснительная записка история 9 класс рабочая программа по истории... Примерной программе основного общего образования по истории, курсы «Истории России» и «Всеобщей истории» реализуются в Рабочей программе... | Рабочая программа по всеобщей истории 8 в класс Предлагаемая программа по всеобщей истории для 8 класса составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания исторического... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по Всеобщей истории 10-11... Федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) | Пояснительная записка по истории 7класс рабочая программа по истории... История России является составной частью истории развития мировой истории. В 7-ом | ||
Пояснительная записка рабочая программа курса всеобщей истории для... Н. В. Загладина. Программа курса и тематическое планирование к учебнику Н. В. Загладина Всеобщая история Конец XIX начало XXI века.... | Пояснительная записка к Рабочей программе по Всеобщей истории. История Нового времени (8 класс) Рабочая программа по истории для 6-го класса разработана на основе Примерных программ по истории основного общего образования, Программы... | ||
Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории для 9 класса... «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем... | Рабочая программа по истории 9 класс пояснительная записка Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе примерной программы и соответствует федеральному компоненту государственного... | ||
Рабочая программа по всеобщей истории составлена на основе Примерной... Рабочая программа по всеобщей истории составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004... | Рабочая программа составлена к учебнику по курсу всеобщей истории... Рабочая программа составлена к учебнику по курсу всеобщей истории для —9 класса |