Пояснительная записка
Рабочая программа по Всеобщей истории 10-11 классы базового уровня составлена на основе:
1. Федерального государственного стандарта общего образования
2.Федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень)
3. Программа и тематическое планирование для общеобразоват. учреждений : Всеобщая история : История России : 10-11 классы / авт.-сост. Л. Н. Алексашкина. - М.: Мнемозина, 2009.
4.Всеобща история. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы»-М.: просвещение, 2012.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения всеобщей истории на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по истории. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями учащихся. В основе содержания курса всеобщей истории с древнейших времен по XXI века лежат принципы историзма и объективности. Исходя из концепции многофакторного подхода к истории возникает необходимость показа действий различных факторов, выявления альтернатив и объяснения причин осуществления одной из них в переломные моменты мировой истории. Разрешить эту задачу помогут проблемные лекции, уроки-исследования. Большое внимание уделяется личностно-психологическим аспектам исторического развития, что предполагает самостоятельную деятельность учащихся по написанию рефератов, подготовке сообщений о роли крупнейших исторических деятелей в общемировой истории и культуре. Учащимся предоставляются широкие возможности для творчества: выступления, проекты, презентации. Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление у десятиклассников имеющихся знаний об основных фактах, процессах и явлениях всеобщей истории, понимание общих закономерностей развития человечества и особенностей исторического пути. Используемые на уроках тестовые задания, эссе, проблемно-поисковые задачи помогут выявить пробелы и сформировать прочные знания.
Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы учащихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую, проектную деятельность. Предполагается проведение разных типов уроков: лекции, семинары, конференции, лабораторные уроки, практикумы, уроки-исследования, которые способствуют лучшему усвоению учащимися определенной суммы знаний, развитию личности, познавательных способностей.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом образовательного учреждения в форме текущего, рубежного и итогового контроля.
Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы учащихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую, проектную деятельность. Предполагается проведение разных типов уроков: лекции, семинары, конференции, лабораторные уроки, практикумы, уроки-исследования, которые способствуют лучшему усвоению учащимися определенной суммы знаний, развитию личности, познавательных и созидательных способностей.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме текущего, рубежного и итогового контроля. ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА Предмет «Всеобщая история» является составной частью единого учебного предмета «История», образуя взаимодействующий комплекс. Он ориентирован на новую, модернизированную модель школьного исторического образования и направлен на выработку у учащихся на базе современных научных знаний и представлений об историческом движении человечества к миру в XXI в. Изучение всеобщей истории ,позволяет увидеть и осмыслить единство и универсальность мирового развития от первобытности и древности до наших дней, реализовавшихся во множестве конкретных событий и процессов. Учащиеся получают критерии для позиционирования исторических фактов, социальных общностей и. выдающихся исторических деятелей, массовых движений, культурных и религиозных явлений во времени и пространстве. Курс всеобщей истории даёт представителям молодого поколения фундаментальную основу для формирования личностной самоидентификации в её соотношении с идентификационными параметрами Отечества, гражданами которого они являются. Он позволяет самоопределиться в контексте мирового исторического опыта и поколенческих взаимосвязей. Это особенно важно в условиях нарастания глобального информационно-коммуникативного воздействия, активного использования учащимися компьютерных технологий.
Исключительное значение данный учебный предмет имеет для складывания у учащихся собственной системы гуманистических ценностей, основанной на усвоении высших ценностных ориентиров человечества, традиционных ценностей своего народа и страны, для формирования толерантности по отношению к гуманистическим ценностям других народов и культур. Усвоение опыта всемирной истории должно способствовать адекватному соотношению личностной и общественной систем ценностей, выработке социального взаимопонимания, сочетанию патриотизма и уважения к другим народам и историко-культурным общностям.
Специфика всеобщей истории как учебного предмета заключается не только в том познавательном материале, с которым имеет дело учащийся, но и в тех мыслительных операциях и способах интеллектуальной работы, каким он обучается; в формировании мотиваций социального поведения и перспектив личностного развития. Изучение всеобщей истории открывает широкие возможности гуманитарного и социального поиска, реализации творческих устремлений детей и подростков.
Следует особо отметить, что, сочетаясь с курсом истории России, учебный предмет «Всеобщая история» служит средством гражданского и патриотического воспитания. Он способствует созданию более глубокого и всеохватывающего понимания места России в мировом развитии на его различных этапах, её роли как одного из ведущих субъектов, осмыслению национальных интересов России в исторической ретроспективе и в современном мире.
В основу отбора предметного содержания предлагаемого курса всеобщей истории положен проблемно-хронологический принцип. Раскрытие ключевых элементов всемирно-исторического процесса осуществляется в социально-экономическом, политическом, историко-культурном, и этнонациональном аспектах. Реализуются методы цивилизационного, сравнительно-исторического и мультикультурного освещения и анализа метрического материала, теории модернизации. При этом проводится четкое отличие мнений учёных от конкретных исторических фактов, чается подтверждение их достоверности.
Направленность на обновление и совершенствование качества исторического образования при изучении всеобщей истории позволит сформировать у учащихся основы образовательно-научных, социально-лич- ностных и инструментально-практических компетенций. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. Образовательно-научные компетенции:
усвоение системного знания всемирной истории; понимание исторических основ современного мира; чёткое представление о месте и роли России в истории, о перспективах её развития в условиях глобализации;
— владение основами гуманитарной культуры.
Социально-личностные компетенции:
— формирование мировоззренческих убеждений;
— обретение позитивной системы ценностей;
— формирование гражданской позиции, патриотизма;
умение на историческом опыте находить свою позицию в социуме; способность быть толерантным и открытым социальным коммуникациям.
Инструментально-практические компетенции:
умение находить и использовать исторические источники;
— умение анализировать информацию исторического характера; использование исторических знаний для выработки и обоснования своей социальной позиции;
— использование исторических знаний в социальных коммуникациях.
Ключевым результатом освоения курса всеобщей истории становится формирование активной гражданской позиции учащихся.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ ПЛАНЕ. Предмет «История. Всеобщая история» в средней (полной) школе входит в предметную область «Общественные науки» и изучается в 10—11 классах на базовом и углубленном уровнях. Общее количество часов за два года обучения на базовом уровне составляет 52 часа.
класс
| всего
| всеобщая
| отечественная
| 10
| 68
| 24
| 44
| 11
| 102
| 28
| 74
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА .
10 класс (68 ч)
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (24 ч)
Введение (1 ч). История как знание и наука. История в системе гуманитарного знания. Предмет и функции исторической науки. Источники сведений о прошлом человечества. Методы, исторического познания1.
Историческое время и пространство. Периодизация исторического процесса, ее основания. Концепции истории человечества. Место отечественной истории в контексте всемирной истории.
Раздел I. Древнейшая и древняя история (7 ч)
Тема 1. Первобытный мир и зарождение цивилизаций (1 ч)
Периодизация древнейшей истории. Первобытность. Теории происхождения человека. Природное и социальное в человеке. Материальная культура первобытного общества. Духовный мир первобытного человека. Неолитическая революция. Присваивающее и производящее хозяйство. Переход от первобытности к цивилизации.
Те м а 2. Древний Восток (2 ч)
Цивилизации Древнего Востока (Египет, Междуречье, Восточное Средиземноморье, Индия, Китай): историческая карта, периодизация. Общинное и государственное хозяйство. Социальные группы и сословия в древних обществах, статус личности, рабство. Власть, государство. Восточные деспотии. Представления древних людей об окружающем мире. Возникновение и распространение религиозных и этических учений (буддизм, конфуцианство, иудаизм). Культурное наследие древневосточных обществ.
Тема 3. Древняя Греция. Древний Рим (4 ч)
Древняя Греция и Древний Рим: карта, этапы развития. Города как экономические, политические и культурные центры. Древнегреческие полисы. Государство, общество и личность в странах античного мира. Античная демократия. От республик к империям. Держава Александра Македонского. Эллинизм. Римская империя. Римский мир и варвары. Падение Западной Римской империи.
Религиозные верования и мифология в античных обществах. От язычества к монотеизму. Возникновение и начало распространения христианства. Культурное наследие античного мира, его значение для современности.
Раздел II. История Средних веков (6 ч)
Тема 1. Раннее Средневековье (1ч)
Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация. Великое переселение народов. Германские и славянские племена в Европе. Синтез позднеримских и варварских начал в европейском обществе раннего Средневековья. Становление христианской цивилизации: Западная Европа, Византия, Русь. Раннесредневековые государства в Европе.
Тема 2. Перекресток цивилизаций на Востоке (1 ч)
Византийская империя: власть, управление, культура. Арабы: возникновение и распространение ислама, образование Халифата, мир арабской культуры. Арабы и христианская Европа. Крестовые походы. Тюркские государства на Ближнем Востоке. Османская экспансия, падение Константинополя.
Тема 3. Европа в Средние века (3 ч)
Европейское средневековое общество. Феодализм: понятие, основные черты, особенности в отдельных регионах. Структура и сословная иерархия средневекового общества. Средневековые города. Коммуны и сеньоры. Городские республики. Развитие рыночных отношений в аграрном обществе. Социальные движения.
На пути к централизованным монархиям. Королевская власть и сословия. Оформление сословного представительства в европейских странах. Власть светская и церковная. Начало складывания национальных государств. Столетняя война.
Место религии и церкви в жизни средневекового европейского общества. Католический и православный мир. Ереси в Средние века: религиозные и социальные аспекты. Представления средневекового европейца об окружающем мире. Вера и знание. Школы и университеты. Европейское средневековое искусство. Начало
Возрождения. Культурное наследие европейского Средневековья.
*
Тема 4. Народы Центральной и Юго-Восточной Азии в период Средневековья (1 ч)
Монголы и их завоевания. Походы Тимура. Индия: государства, общественное устройство, религии, художественная культура. Китай: империи, их внутреннее устройство и отношения с соседями, конфуцианская идеология и общественная жизнь. Средневековая Япония.
Раздел III. История Нового времени (10 ч)
Тема 1. Начало Нового времени. Страны Европы и Северной Америки в XVII—XVIII вв. (4 ч)
Понятие «Новое время». Хронологические рамки и периодизация Нового времени. Переход от традиционного общества к индустриальному. Особенности процессов модернизации в странах Европы и других регионах мира.
Великие географические открытия, их последствия. Изменения на карте мира в Новое время. Реформация и контрреформация в Европе. Освободительная борьба в Нидерландах во второй половине XVI — начале XVII в. (национальные, религиозные, социальные аспекты).
Оформление национальных государств в Европе. Европейский абсолютизм, его социальные и политические функции. Английская революция середины XVII в. (участники, этапы, итоги). Развитие товарно-денежных отношений в европейских странах. Изменения в социальной структуре европейского общества.
Просвещение: эпоха и идеология. Развитие научных знаний. Взгляды просветителей на мир, общество, человека. Просвещенный абсолютизм.
Борьба североамериканских колоний за независимость. Образование США. Принятие Конституции США.
Великая французская революция конца XVIII в.: предпосылки, участники, этапы, итоги. Международное значение революции. Историческое наследие революции.
Тема 2. Страны Европы
и Северной Америки в XIX в. (2 ч)
Век промышленной революции. Открытия в науке и технике. Переход от мануфактуры к фабрике. Изменение социальной структуры европейского общества.
Политическое развитие стран западного мира в XIX в. Консерваторы и либералы. Распространение социалистических учений. Борьба за политические и социальные реформы; чартизм. Революции 1830—1831 гг., 1848—1849 гг. Политический радикализм. Рабочее и социалистическое движение. Введение рабочего законодательства. Утверждение конституционных устоев общества, развитие парламентаризма. Становление гражданского общества.
«Национальные вопросы» и национальные движения в Европе XIX в. Образование единых государств в Италии, Германии. Франко-прусская война. Парижская коммуна.
Гражданская война и Реконструкция Юга в США.
Тема 3. Страны Азии, Латинской Америки и Африки в XVI—XIX вв. (2 ч)
Страны Азии в XVI—XIX вв.: традиционные общества, проблемы модернизации и пути их решения (Османская империя, Индия, Китай, Япония). Латинская Америка: от колоний к независимым государствам. Страны Африки в Новое время: наступление колониализма.
Тема 4. Культура Нового времени (1 ч)
Формирование научной картины мира. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Стили и течения в литературе и искусстве (барокко, классицизм, роман¬тизм, реализм, импрессионизм). Деятели культуры.
Тема 5. Международные отношения в Новое время (1 ч)
Военные конфликты XVII—XVIII вв. (войны на религиозной почве, «за наследство», начало освободительных войн). Наполеоновские войны. Священный союз. Россия в кругу европейских держав. «Восточный вопрос». Колониальный раздел мира. Обострение империалистических противоречий, образование военно-политических блоков в Европе в конце XIX в. Возникновение пацифистского движения. 11 класс (102ч) ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (28 ч)
Раздел IV. Новейшая история (XX — начало XXI в.) (22 ч)
Введение (1 ч). Новейшая история: понятие, периодизация. Процессы модернизации общества в новейшее время. Важнейшие изменения на карте мира. Россия в контексте мировой истории в новейшую эпоху.
Тема 1. Мир в 1900—1914 гг. (3 ч)
Научно-технический прогресс в начале XX в. Центры и периферия индустриального мира. Империализм; борьба за лидерство. Социальные движения в начале XX в. Реформы и революции начала XX в. как пути модернизации (опыт стран Европы, Америки, Азии).
Тема 2. Первая мировая война (1914—1918) (1 ч)
Борьба за передел мира. Первая мировая война: участники, основные фронты, итоги. Война и общество (Европа, Россия).
Те м а 3. Страны мира в 1918—1939 гг. (6 ч)
Мир после войны. Версальско-Вашингтонская система. Образование новых государств. Революционные события 1918 — начала 1920-х гг. в Европе.
Выбор путей и моделей развития в странах Западной Европы и США: демократия, авторитаризм, тоталитаризм. Путь компромиссов и реформ (Великобритания, США, Франция). Итальянский фашизм и германский национал-социализм: идеология и политическая практика. Авторитарные режимы в странах Центральной и Восточной Европы. Гражданская война в Испании.
Страны Азии в 1918—1939 гг. Революция и реформы в Турции. Новый путь Монголии. Освободительные движения в Китае, Индии (сравнительная характеристика).
Культура в меняющемся мире: начало века; расширение культурного пространства в межвоенный период (течения, жанры, досуг); тоталитаризм и культура.
Международные отношения в 1920—1930-е гг. «Эра пацифизма». Развертывание агрессии в Европе, Азии, Африке и нарастание угрозы войны. 1939 год.
Те м а 4. Вторая мировая война1 (1939—1945) (6 ч)
Причины, участники, основные этапы, важнейшие фронты и сражения войны. Фронт и тыл. Создание и деятельность антигитлеровской коалиции, дипломатия в годы войны. Человек на войне. Оккупационные режимы, геноцид, холокост. Коллаборационизм. Сопротивление. Итоги Второй мировой войны.
Тема 5. Мир в 1945—2007 гг. (9 ч)
Послевоенные перемены в странах Европы и Азии. Запад и Восток; развертывание «холодной войны». Кризис и крушение колониальной системы. Север и Юг.
Общество в движении: переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Новые рубежи научно-технического прогресса. Информационная революция. Структурные изменения в обществе. Социальные движения.
США во второй половине XX — начале XXI в.: путь сверхдержавы; политическое развитие (демократы и республиканцы); общественные движения.
Страны Западной Европы: на пути к стабильности и «социальному обществу»; бурные 1960-е гг.; социалисты и консерваторы у власти.
Страны Центральной и Восточной Европы: выбор пути во второй половине 1940-х гг.; достижения и противоречия социалистического развития; события 1989—1990 гг.; место в современной Европе.
Народы Азии и Африки во второй половине XX — начале XXI в. Освобождение и выбор путей развития (Юго-Восточная и Южная Азия, Юго-Западная Азия и Северная Африка, Тропическая и Южная Африка). Проблемы и успехи модернизации; Япония, новые индустриальные страны. Традиционализм и фундаментализм в странах Азии, Африки.
Страны Латинской Америки во второй половине XX — начале XXI в.: экономическое развитие и политические режимы; реформы и революции как пути решения задач модернизации.
Культура во второй половине XX — начале XXI в. Поиск идеалов и ценностей в послевоенном мире. Массовая культура. Молодежная культура. Развитие средств массовой коммуникации. Глобализация и национальные культуры.
Международные отношения во второй половине XX — начале XXI в.: тенденции и этапы развития. Проблемы отношений «Запад — Восток», «Север — Юг». Локальные конфликты и войны, их последствия. Миротворческая деятельность ООН и других международных организаций. Региональная интеграция (Европа, Азия, Латинская Америка и др.).
Глобальные проблемы современности. Экологические движения. Мировое сообщество в начале XXI в.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
10 класс
№ п/п
| Тема раздела
| Количество часов
| 1
| Наука история
| 1
| 2
| Первобытность
| 1
| 3
| Древний мир
| 6
| 4
| Средние века
| 6
| 5
| Новое время
| 10
| 11 класс
№ п/п
| Тема раздела
| Количество часов
| 1
| Мир в начале XX века
| 4
| 2
| Первая мировая война
| 2
| 3
| Мир между двумя войнами
| 5
| 4
| Вторая мировая война
| 6
| 5
| Послевоенный мир
| 2
| 6
| Мир во второй половине XX - начале XXI века
| 9
| ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в средней( полной) школе относятся следующие убеждения и качества:
• осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе
выражаются такими качествами, как:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты сноси деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.);
• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС. 1.Алексашкина, Л. Н. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни) / JI. Н. Алексашкина, В. А. Головина ; под ред. JI. Н. Алексашкиной. - М.: Мнемозина, 2010.
2. Алексашкина JI. Н. Всеобщая история, XX - начало XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / JI. Н. Алексашкина. М.: Мнемозина, 2010 - составляет единую линию учебников по всеобщей истории для средней (полной) школы.
Литератур
Методические пособия для учителя:
1. Борзова, Л. П. Игры на уроке истории [Текст] : пособие для учителя / J1. П. Борзова. - М. : ВЛАДОС, 2005.
2. Борзак, Е. Олимпиады по истории. 10 класс [Текст] : пособие для учителя / Е. Борзак. - Волгоград : ИТД «Корифей», 2006.
3. Брант, М. Ю. История древнего мира : тесты [Текст] : пособие дл учителя / М. Ю. Брант. - М. : Дрофа, 2001.
4. Белоусова, JI. С. Всеобщая история. Новая история [Текст] : книга для учителя / Л. С. Белоусова, О. Н. Докучаева, В. П. Смирнова. - М. : Просвещение, 2009.
5. Вяземский, Е. Е. Методические рекомендации учителям истории. Основы профессионального мастерства [Текст] : практическое пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М. : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.
6. Грибов, В. С. Тематический контроль по истории. Новая история. XIX век [Текст] : пособие для учителя / В. С. Грибов. - М. : Интеллект-центр, 2002.
7. Грибов, В. С. Дидактический материал [Текст] : пособие для учителя / В. С. Грибов. - М. : Владос-Пресс, 2007.
8. Гончарук, К. Тесты по истории Средних веков [Текст] : пособие для учителя / К. Гонча- рук. - М. : Стрелец, 2002.
9. Драхлер, А. А. Всеобщая история. Вопросы к олимпиаде [Текст] : пособие для учителя /
A. А. Драхлер. - М. : Владос-Пресс, 2008.
10. Ефимов, Е. Н. Дополнительный материал к курсу «История мировых цивилизаций» (10-11 классы) [Текст] : пособие для учителя / Е. Н. Ефимов. - Волгоград : ИТД «Корифей», 2005.
11. Захарова, Е. Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе [Текст] : практическое пособие для учителя / Е. Н. Захарова. - М. : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002.
12. Несмелова, М. II. Всеобщая история [Текст] : метод, рекомендации / М. Л. Несмелова. - М.: Просвещение, 2009.
13. Петрович, В. Г. Уроки истории. 10-11 классы. Всеобщая история [Текст] : поуроч. планирование / В. Г. Петрович, Н. М. Петрович. - М. : ТЦ Сфера, 2004.
Дополнительная литература для учителя:
1. Козленке, С. И. Всеобщая история. Новая История. 10 класс [Текст] : книга для учителя / С. И. Козленке. - М. : Просвещение 2001.
2. Несмелова, М. Л. Всеобщая история с древнейших времен до XIX века [Текст] : пособие для учителя /М. Л. Несмелова. - М. : Просвещение, 2007.
3. Учебные задачи по истории России и зарубежных стран. 10-11 классы [Текст] / сост. Н. А. Григорьева, А. В. Хорошенкова. - Волгоград : Учитель-АСТ, 2004.
4. Чернова, М. П. Справочник учителя истории 5-11 классов [Текст] / М. П. Чернова. - М. : Экзамен, 2008.
5. 1000 вопросов и ответов по истории [Текст] : учеб. пособие / под общ. ред. А. Н. Алек- сашкиной. - М. : ACT, 1996.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Ботвинник, М. Н. Жизнеописание знаменитых греков и римлян. Греки [Текст] : пособие для учащихся / М. Н. Ботвинник. - М. : Просвещение, 2008.
2. Ионина, Н. А. 100 великих сокровищ [Текст] : энциклопедия для школьников / Н. А. Ио- нина. - М. : Вече, 2007.
3. История мировой культуры [Текст] : справочник школьника. - М., 1996.
4. Капица, Ф. С. Всеобщая история [Текст] : новейший справочник школьника / Ф. С. Ка¬пица.-М. : ACT, 2010.
5. Рыжов, К. Все монархи мира. Западная Европа [Текст] : книга для учащихся / К. Рыжов. - М. : Вече, 2001.
6. Сто великих битв [Текст]. - М. : Вече, 2001.
7. Цыбульский, В. В. Календари и хронология стран мира [Текст] : книга для учащихся /
B. В. Цыбульский. - М. : Просвещение, 1986.
8. Энциклопедия для детей. Всемирная история. - М. : Аванта+, 1996.
Учебно-методическое обеспечение 1. Печатные пособия.
Таблицы по основным разделам всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX ве¬ка (хронологические, сравнительные, обобщающие).
Схемы по основным разделам всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процес¬сов истории).
Портреты выдающихся деятелей мировой истории с древнейших времен до конца XIX века.
Атлас «Зарубежная история. 5-11 классы». Атлас школьника.
Атлас всемирной истории.
Карты:
Первобытность.
Древний Восток.
Древняя Греция.
Древний Рим.
Римская империя.
Османская империя.
Европа в раннее Средневековье.
Народы Центральной и Юго-Восточной Азии в период Средневековья.
Страны Европы в XVII-XVIII вв.
Страны Северной Америки в XVII-XVIII вв.
Великая французская революция.
Страны Европы в первой половине XIX в.
Страны Азии в XVI-XIX вв.
Страны Латинской Америки в XVI-XIX вв.
Таблицы по основным разделам всеобщей истории XX - начала XXI в. (хронологические, сравнительные, обобщающие).
Схемы по основным разделам всеобщей истории XX - начала XXI вв. (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории).
Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по всеобщей истории XX - начала XXI в.
Портреты выдающихся деятелей мировой истории XX - начала XXI в. Атлас «Зарубежная история. 5-11 классы».
Атлас школьника.
Атлас всемирной истории.
Карты:
Политическая карта мира. Освободительные движения. Ближний Восток.
Первая мировая война.
Образование новых государств в первой половине XX века.
Европа в 30—40-е годы.
Азия и Африка в первой половине XX века.
Вторая мировая война.
Страны Европы во второй половине XX века. Страны Азии и Африки во второй половине XX века. Латинская Америка во второй половине XX века.
2. Информационно-коммуникативные средства.
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по всеобщей истории.
Электронно-звуковые пособия.
Видеофильмы по всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века. Слайды (диапозитивы) по всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века.
3. Технические средства обучения.
Телевизор.
Аудиоцентр.
Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный.
4. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Шкаф для хранения карт. Ящики для хранения таблиц. |