Скачать 1.18 Mb.
|
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по истории разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования базового уровня по истории (2004г.) и авторских программ:
курс «Всеобщая история. Конец XIX - начало XXI века» Курс «Всеобщая история. Конец XIX - начало XXI века» предназначен для школьников 11 класса второго концентра обучения. Он призван углубить знания, полученные в ходе изучения Новой и Новейшей истории зарубежных стран в основной школе. Его главная задача - сформировать у старшеклассников целостное представление о процессах и тенденциях мирового развития. В зависимости от уровня подготовленности школьников, типа программ обучения учитель вправе выбрать различные формы организации учебного процесса, сделать особый акцент на тех или иных темах курса. К числу важнейших проблем, с которыми знакомятся учащиеся в ходе изучения курса, относятся следующие. Во-первых, особое внимание уделяется развитию модернизационных процессов, их характера, типа и цены. Возможности внедрения новых технологий позволили перейти на рубеже XIX-XX веков к индустриальному обществу, а к концу XX века - к постиндустриальному или информационному. Каждый из этих переходов требовал модернизации не только производства, но и социальных отношений, политической системы, идеологии. Следование различным моделям модернизации увеличило многообразие облика мира. При этом далеко не всем странам удалось решить связанные с модернизацией проблемы, что усугубило неравномерность мирового развития. В курсе показано, что в то время, когда в Западной Европе и Северной Америке, Японии набирали темпы модернизационные процессы, в колониальных и зависимых странах Азии, Африки, а также государствах Латинской Америки лишь вызревали предпосылки модернизации. И, несмотря на явные и очевидные успехи некоторых из них в преодолении экономической отсталости (Китай, Индия, Бразилия, новые индустриальные страны), многие народы и в начале XXI века сталкиваются с нехваткой продуктов первой необходимости, голодом и нищетой. Уделяется внимание модернизационным процессам в современной России, которая унаследовала от СССР значительный индустриальный потенциал, но пока отстает от наиболее развитых стран мира во внедрении передовых, наукоемких технологий, в достижении постиндустриальной, или информационной, стадии развития. Изучение зарубежного опыта, осознание того, что в XX веке все страны мира, с большим или меньшим успехом, решали задачи модернизации - условие более глубокого понимания проблем России. Во-вторых, в учебнике рассматриваются основные этапы развития системы международных отношений. Конкурентное соперничество между ведущими державами мира за рынки сбыта товаров и колонии, преобладавшее в начале XX века и приведшее к двум мировым войнам, в середине века сменилось военно-блоковым противостоянием двух систем. «Холодная война», продолжавшаяся почти полвека, завершилась с распадом СССР и его системы союзов. На смену относительно простой «двухполюсной» модели миропорядка к началу XXI века пришла намного более сложная его конфигурация. Глобализация привела к возникновению взаимозависимости народов и государств, но она не исключает конкурентной борьбы между ними. Сложились отношения «конкурентного сотрудничества», характеризующиеся тем, что их участники - государства, транснациональные корпорации и банки - не могут не соперничать, хотя их жизненно важные интересы также требуют сотрудничества в отдельных вопросах. На повестке дня стоит модернизация структуры миропорядка, и здесь большую роль призваны сыграть инициативы России. В-третьих, в курсе освещается мировой опыт решения социальных проблем в условиях существования рыночной экономики. Придание ей социально ориентированного характера было большим достижением. Странам Запада удалось политическими средствами скорректировать органическую неспособность рыночной экономики учитывать иные интересы, кроме извлечения наибольшей прибыли. Это на длительный период обеспечило высокий уровень социальной защиты и политической стабильности. Однако в условиях экономической глобализации прежние методы обеспечения «социального мира» исключительно средствами национальной политики утрачивают эффективность. В большинстве государств мира начинают обостряться социальные и этносоциальные (связанные с трудно контролируемыми в условиях глобализации миграциями населения) противоречия. Ознакомление с ними содействует более глубокому пониманию учащимися проблем современной России. В-четвертых, большое внимание уделяется эволюции политических идеологий. Показано, как, по мере изменения ситуации в обществе, в ведущих странах мира доминирующие политические партии (консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические) меняли свои подходы к проблемам общественного развития. Курс всеобщей истории пополнился материалом, посвященным странам СНГ. Он актуален для понимания проблем современной России. Углубление сотрудничества в рамках СНГ важно для обеспечения военной, экономической и социальной безопасности Российской Федерации. Однако во взаимоотношениях между государствами, возникшими на постсоветском пространстве, наметились определенные сложности. Знание их истоков и причин необходимо для ориентации в вопросах современной мировой и российской политики. Заметное место в курсе занимает обсуждение различных точек зрения на важнейшие события современной мировой истории. Учитель, в зависимости от степени подготовленности учащихся, может рекомендовать использование соответствующих материалов учебника. Методический аппарат ориентирован на развитие аналитических и творческих способностей учащихся, предоставляет широкие возможности для контроля и углубления полученных в ходе изучения курса знаний. Основным пособием по курсу для учащихся является учебник: Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX - начало XXI века. М.: Русское слово, 2011. Реализация календарно-тематического плана рассчитана на 24 часа. Курс «История России. XX-начало XXI века» Курс «История России. XX - начало XXI века» предназначен для учащихся, изучающих историю в 11 классе средних общеобразовательных учебных заведений в ходе второго концентра обучения (базовый уровень). Основными задачами курса являются: - освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории; - воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, уважения к историческому пути своего и других народов, что особенно важно в условиях многонациональной и поликонфессиональной России; - развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается овладение конкретно-историческим подходом к событиям и явлениям прошлого, а также умения аргументированно выражать собственное отношение к дискуссионным проблемам истории; - овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников. При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, полученные в основной школе, причем не только по истории, но и иным предметам. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире (по сравнению с основной школой) реализовать интегративный подход к истории отечественной и всеобщей, истории и обществознания, с тем чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации. Данная программа отражает основные положения учебника Н.В. Загладина, СИ. Козленко, СТ. Минакова, Ю.А. Петрова «История России. XX - начало XXI века». в котором получили отражение следующие установки: - акцент на раскрытие истории духовной культуры России; - необходимость работы с историческим документом как основным источником исторических знаний, формированию у учащихся умения толковать и анализировать его. С этой целью фрагменты документов включены в текст параграфа, что позволяет рассматривать их органично в рамках изучения конкретной темы. Исторические источники снабжены специальными вопросами. Иногда использован прием создания подборки документов, позволяющий давать сравнительный анализ взглядов на изучаемые события и явления; - возможность отхода от учительского монолога, организация разнообразных диалоговых форм обучения; - анализ различных точек зрения по узловым проблемам отечественной истории, т.е. подключение элементов историографии. Причем при изучении дискуссионных вопросов (учитывая содержание базового курса второго концентра обучения) не предполагается подробного освещения позиций тех или иных исторических школ, прямого упоминания конкретных авторов и их работ. Одна из принципиальных установок курса - взвешенный подход к обозначению достижений и негативных явлений и процессов в исторической ретроспективе, а также тех факторов, которые позволяли России и ее народам созидательно решать проблемы, поставленные перед ними историей. Это касается в первую очередь событий Великой Отечественной войны (1941-1945). Важным содержательным направлением курса является раскрытие роли выдающихся личностей Отечества. В разделах программы указано значительное число имен, вошедших в историю нашей страны. Краткие биографии некоторых из них присутствуют в учебнике. Авторы не предполагают, что жизнь и деятельность каждого исторического деятеля будут подробно изложены на уроке. Выбор сделает сам учитель. Изучение тем, раскрывающих современную историю России и мира, делает необходимым широкое использование материалов СМИ и Интернета. В программе содержится список дополнительной литературы для учителя по разделам курса истории России в XX - начале XXI в. Программа рассчитана на 40 часов (с учетом возможностей интегрированного изучения ряда тем в истории России и всемирной истории, истории России и обществознания, а также ориентацией на современный подход - отводить не менее 70 % учебного времени на изучение отечественного компонента школьного курса истории). Основные типы заданий по работе с документами дают возможность приобретения школьниками следующих навыков: - извлекать информацию из исторического источника; - критически анализировать его информацию; - проводить синтез информации из разных источников (в том числе из источников разного вида); - сопоставлять различные точки зрения на то или иное событие, приведенные в различных источниках. Изучение курса по истории России предполагает обращение к истории семьи учащихся. Это выступает одним из важнейших каналов социализации школьников, развития личностного восприятия истории, общественно-политических событий, повседневности и культуры. Большое внимание уделяется раскрытию роли выдающихся личностей в истории страны. Это особенно важно при обращении к темам по культуре, в которых дается особенно большое число персоналий. Учителю принадлежит право самому выбрать того или иного деятеля культуры и дать подробный рассказ о нем либо упомянуть его имя в связи с изучением различных направлений в искусстве и науке. Изучение тем, относящихся к современной истории России и мира, предполагает широкое использование материалов СМИ и Интернета. При определении варианта проведения занятия учитель ориентируется на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока: - школьная лекция; - семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников; - уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа (многие задания учебника ориентированы на обучение школьников умению работать по типам вопросов, включаемых во вторую и третью часть Единого государственного экзамена по истории); - работа с иллюстративным материалом, который, как правило, носит дидактический характер; - объяснение учителя и беседа с учащимися; - самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания; - написание сочинений-эссе; - заслушивание сообщений учащихся с последующим их обсуждением и др. Планирование предполагает проведение нескольких уроков повторения и обобщения. Целесообразно учитывать, что учебник содержит вопросы и задания для проведения таких занятий по всем разделам программы, что создает для учителя возможности выбора в определении тем подобных уроков. Основным пособием по курсу для учащихся является учебник:
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу: Так как авторские программы рассчитаны на -64 часа учебного времени, а по учебному плану – 68 час., добавлены 4 часа на итоговое повторение. Авторы программы ссылаются на то, что планирование предполагает проведение нескольких уроков повторения и обобщения. Формы и методы, технологии обучения: - школьная лекция; -семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников; - работа с иллюстрированным материалом, таблицами; - объяснение учителя и беседа с учащимися; - самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания; - написание сочинений-эссе, рефератов, докладов; - заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением и др. - информационно-коммуникативные технологии обучения. Уроки презентации, уроки с использованием мультимедиа и др.; - проблемное обучение; - личностно-ориентированное обучение. Планируемые образовательные результаты В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Изменения, внесенные в рабочую программу и их обоснование В авторской программе на изучение тем по «Истории России. Двадцатый – начало двадцать первого века» отводиться 4 часов. Согласно городского приказа Комитета по образованию г. Барнаула от 20.08.2013 № 2871 на № 02 – 02/02/2017 от 13.08.13г., учебного плана образовательного учреждения на 2013 – 2014 учебный год и наличия календарных учебных недель в количестве 34, произведена часовая корректировка рабочей программы на 44 часа на изучение курса истории России 11 класса. Календарно-тематическое планирование
|
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной... Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования | Пояснительная записка рабочая программа по Отечественной истории... Федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории | ||
Пояснительная записка к календарно тематическому планированию по... Настоящая рабочая программа по истории России разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,... | Пояснительная записка рабочая программа по Всеобщей истории 10-11... Федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) | ||
Рабочая программа по литературе 12 класса (заочная форма обучения)... Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего (полного) образования базового уровня (2004г.) и Примерной... | Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента... Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по истории на основе Федерального компонента... | ||
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по истории России... России разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного... | Рабочая программа по истории 10 12 Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования,... | ||
Настоящая рабочая программа по истории разработана на основе Федерального... Загладин Н. В., Загладина хт программа курса и тематическое планирование к учебнику Н. В. Загладина, Н. А. Симония «Всеобщая история,... | Рабочая программа среднего (полного) общего образования по русскому... Настоящая программа по русскому языку для 10-11-12 классов создана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования... | ||
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа истории России... Руководитель мо заместитель директора по Директор моу «медико- учителей увр биологический лицей» гуманитарного цикла г. Саратова | Пояснительная записка История 8 класс Настоящая рабочая программа... Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Примерной... | ||
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса Учитель истории... Настоящая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования... | Образовательная программа среднего (полного) общего образования на... Образовательная программа мбоу сош с. Кижеватово среднего (полного ) общего образования по мировой художественной культуре базового... | ||
Рабочая программа по истории. (10 класс. Базовый уровень). Пояснительная записка Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования | Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на... Государственного стандарта среднего(полного) общего образования и авторской программы А. И. Кравченко, Е. А певцовой к учебнику «Обществознание».... |