Скачать 0.76 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа по истории разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (2004г.) и авторских программ:
Курс «Всеобщая история» Курс «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.» предназначен для школьников 10 класса, второго концентра обучения. Он призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения истории Древнего мира, Средних веков и Новой истории зарубежных стран. Его главная задача - сформировать у старшеклассников целостное представление о тенденциях развития человечества на его различных этапах. Развивающий потенциал системы исторического образования в полной средней школе связан с переходом от изучения и запоминания фактов к их осмыслению и сравнительному (компаративному) анализу процессов, протекавших в различных странах и регионах мира. Большое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценки фактов и явлений прошлого, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным историческим событиям. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не столько с усвоением все большего количества информации или способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, реконструкции образов реальности прошедших веков. В зависимости от уровня подготовленности школьников, типа программ обучения учитель вправе выбрать различные формы организации учебного процесса, сделать особый акцент на тех или иных темах курса. В его основу положен проблемный подход, позволяющий показать учащимся, что на протяжении всей своей истории человечество сталкивалось с определенным комплексом проблем, которые решались в соответствии с уровнем развития знаний об обществе и природе, особенностями жизни народов, их политического строя и национальных традиций. К числу таких базовых, сквозных проблем относятся следующие. Во-первых, взаимоотношения между обществом и природой. Полной зависимости человечества от природных условий на начальных этапах его развития люди стремились противопоставить постепенно накапливающиеся знания и опыт их практического применения. Это обеспечило ряд качественных скачков в развитии мировой цивилизации, связанных с переходом от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, становлением промышленной и индустриальной цивилизации. Во-вторых, развитие модернизационных процессов. Уже на заре человеческой истории темпы овладения достижениями науки и техники в различных районах Земли были неодинаковыми. Неравномерность мирового развития возросла с овладением группой стран Северного полушария индустриальным типом производства. Она стала причиной возникновения гигантских колониальных империй, раскола мира на метрополии и колонии, на Север и Юг. Страны, по разным причинам отставшие в социально-экономическом развитии, стремились изменить к лучшему свое положение в мире. В-третьих, проблема социального равенства и прав человека. Веками существовала мечта о справедливом обществе, в котором не будет социального неравенства, голода, нищеты, бесправия. Возможности достижения этой цели постепенно расширялись. По мере роста производительности труда увеличивалось общественное богатство, развивались представления о справедливом его распределении, получали все более широкое признание идеи уважения базовых прав человека и гражданина. Особое значение эта проблема получила в XIX в. в ходе складывания в странах Западной Европы и США индустриального общества. В-четвертых, проблемы взаимоотношений между народами, войны и мира, принципов построения миропорядка. Война как одно из основных средств внешней политики государства получила распространение уже во времена Древнего мира. Цветущие города и цивилизации, прошедшие огромный путь развития за короткое время полностью уничтожались в результате разрушительных вражеских нашествий. В Средние века завоевательные войны неоднократно коренным образом меняли политическую карту Евразии. В Новое время, с развитием дипломатии, ростом значения внешней торговли, постепенно укреплялись правовые основы международной жизни. Тем не менее войны с совершенствованием оружия приобретали все более разрушительный характер. Проблемный подход к изучению курса «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.» позволяет не только показать основные направления и этапы в развитии мировой цивилизации, но и раскрыть особенности их проявления в различных уголках мира. В курсе последовательно выдерживается принцип историзма, раскрытия реальностей каждой эпохи через ее специфику. Авторы применяют метод компаративного (сравнительно-исторического) рассмотрения процессов, происходивших на разных континентах, в различных странах. Они показывают их взаимосвязь, взаимообусловленность, наглядно раскрывают деятельность крупных исторических личностей, живших в одно и то же время в Европе, Азии и Америке. Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся восприняли предлагаемый им конкретно-исторический материал с максимальной объективностью, без конъюнктурных политических и идеологических оценок. В то же время большое значение придается представлению мировой истории как целостного и прогрессивного процесса овладения человечеством новыми знаниями, формирования гуманистических ценностей. Курс служит обогащению внутреннего мира старшеклассников, выработке у них активной гражданской позиции и умения осмысливать историческое прошлое человечества в современном контексте. Особенностью курса является включение в него материала (в учебнике он выделен другим шрифтом), который знакомит учащихся с дополнительной информацией о научной и духовной жизни, интересными подробностями той или иной исторической эпохи, различными, в том числе и самыми современными, точками зрения на события прошлого. Методический аппарат ориентирован на развитие аналитических и творческих способностей учащихся, предоставляет широкие возможности для контроля и оценки полученных в ходе изучения курса знаний. Данный курс может быть использован в двух вариантах - базовом и профильном. В связи с этим Программа снабжена примерным планированием для каждого профиля. Основным пособием по курсу для учащихся является учебник: Н.В. Загладин, Н.А. Симония. Всеобщая История. 10 класс. Издательство «Русское слово», 2007. Учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях. Реализация календарно-тематического плана рассчитана на 24 часа. Курс «История России с древнейших времен до конца XIX века» Курс «История России с древнейших времён до конца XIX века» предназначен для учащихся, изучающих историю в 10 классе средних общеобразовательных учебных заведений в ходе второго концентра обучения (базовый уровень) . Данная программа составляет единый комплект материалов с учебником А.Н. Баханова «История России с древнейших времён до конца XIX века» в 2-х частях, в котором получили отражение следующие установки:
Настоящая программа курса истории России для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (Приказ Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.) и соответствующей Примерной программы. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного процесса , возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории. Программа выполняет две основные функции:
Общая характеристика учебного предмета Историческое образование на ступени (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащения социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся понимать историческую логику общественных процессов, специфику возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-матевационных, социальных систем. Тем самым историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации обучающегося, осознание им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях. Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу. А на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придаётся развитию навыков поиска информации, работы с её различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснение, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся. Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направленно на достижение следующих целей.
Основные содержательные линии Примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории» . Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучения каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретение им общественно значимых знаний, умений, навыков. Место предмета в базисном учебном плане В соответствии с Федеральным базисным учебным планом «История» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования. Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, в том числе: в 10 и 11 классах по 70 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю. Возможное несовпадение между планируемыми 35 учебными неделями и их реальным количеством в течении года может быть компенсировано из резервного времени, предусмотренного программой. Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 20 учебных часов (или 14,3 % ) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий. Данная программа предусматривает деление учебного времени между историей России и всеобщей историей 60 % на 40 % . Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций (что соответствует парадигме, заложенной в проекте нового ФГОС). Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельного и мотивированного организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) , использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно- коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и д.р ) , отделение основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) , перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и д.р) , выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) . Существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся,в том числе к объективному оцениванию в своих учебных достижений, поведения, способности и готовности учитывать умения других людей при определении собственной позиции и самооценки, понимать ценность образования как средство развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию. Результаты обучения Результаты обучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовке выпускников», который полностью соответствует действующему стандарту и основным позициям нового ФГОС. Требования направления на реализацию деятельностного и личностного ориентированного подходов; овладения учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Рубрика «Уметь» содержит требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возростным особенностям учащихся на ступени среднего (полного) общего образования и целям исторического образования на базовом уровне. В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке. Требования к уровню подготовки выпускника В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен: знать/понимать:
уметь:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Данный курс предназначен для учащихся 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений, изучающих предмет во втором концентре исторического образования в средней школе. Программа рассчитана на 42 учебных часа при изучении истории по 2 часа в неделю (24 часа отводится на всеобщую историю). Основные цели курса определены, исходя из современных требований к историческому образованию учащихся полной средней школы:
Концептуально и методологически программа опирается на фундаментальные достижения отечественной историографии, в том числе и на сравнительно новые оценки истории России изучаемого периода. В основу содержания курса положены следующие принципы:
Программа предполагает наличие в курсе истории Отечества регионального компонента как непременной составляющей предмета. Наполнение регионального компонента, который целесообразен в объеме не менее 10% от общего времени, отводимого на курс, решается сообществами ученых, методистов, педагогов в каждом конкретном случае самостоятельно, что обеспечивается и свободой планирования изучения истории в рамках данной программы. Формы и методы, технологии обучения: - школьная лекция; -семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников; - работа с иллюстрированным материалом, таблицами; - объяснение учителя и беседа с учащимися; - самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания; - написание сочинений-эссе, рефератов, докладов; - заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением и др. - информационно-коммуникативные технологии обучения. Уроки презентации, уроки с использованием мультимедиа и др.; - проблемное обучение; - личностно-ориентированное обучение. Планируемые образовательные результаты В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Изменения, внесенные в рабочую программу и их обоснование В авторской программе на изучение тем по «Истории России с древнейших времен до конца девятнадцатого века» отводиться 42 часа. Согласно городского приказа Комитета по образованию г. Барнаула от 20.08.2013 № 2871 на № 02 – 02/02/2017 от 13.08.13г., учебного плана образовательного учреждения на 2013 – 2014 учебный год и наличия календарных учебных недель в количестве 35, произведена часовая корректировка рабочей программы на 46 часов на изучение курса истории России 10 класса. Календарно-тематическое планирование
|
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по истории разработана... Настоящая рабочая программа по истории разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования,... | Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента... Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по истории на основе Федерального компонента... | ||
Рабочая программа по истории 10 12 Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования,... | Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по истории для... Примерной программы основного общего образования по истории и авторских программ: Н. В. Загладин «Программа курса и тематическое... | ||
Пояснительная записка к календарно тематическому планированию по... Настоящая рабочая программа по истории России разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,... | Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по истории России... России разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного... | ||
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса Учитель истории... Настоящая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования... | Рабочая программа по истории составлена на основе Федерального компонента... Общего образования и примерной программы среднего(полного) общего образования на базовом уровне по истории | ||
Учебник: Обществознание Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,... | Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.... | ||
Рабочая программа по истории для 10 11 классов составлена на основе... Примерной учебной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории | Рабочая программа истории России разработана на основе федерального... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной... | ||
Рабочая программа по истории для 10 класса составлена на основе Федерального... Федерального государственного стандарта общего образования, федеральной примерной программы среднего (полного) общего образования,... | Рабочая программа среднего (полного) общего образования по русскому... Настоящая программа по русскому языку для 10-11-12 классов создана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования... | ||
Рабочая программа по истории для 10-11 классов (базовый уровень) Срок реализации 2 года Рабочая программа по истории для 10 – 11 классов разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования... | Рабочая программа учебного курса «История» (базовый уровень) Уровень образования: 10-11 классы Рабочая программа по истории для 10 – 11 классов разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования... |