Пояснительная записка
Рабочая программа базового уровня по биологии для обучающихся 7класса 2014-2015 составлена на основе:
• Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного 5 марта 2004 года приказ №1089;
• основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №2 п.Загорянский ЩМР МО;
• примерной программы основного общего образования по биологии(«Сборник нормативных документов Биология/сост. Э.Д.Днепров,А.Г. Аркадьев. 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2008);
• авторской программы по предмету биология под редакцией В.В. Пасечника(В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова) - М.: Дрофа, 2010.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №2 п. Загорянский ЩМР МО данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 7 классе 2 раза в неделю (68 часов в год)
Данная программа реализуется в линии учебников:
Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учебник для 7 кл.- М: Дрофа, 2006.
Данная программа обеспечивает реализацию темы развития школы «Школа сотрудничества, саморазвития, самореализации».
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:
- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных школ;
- соответствует стандарту основного общего образования по биологии
- построена с учетом принципов системности, доступности, научности и приемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастные особенности обучающихся.
Цели.
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов, методах познания живой природы.
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации.
Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
- анализировать и сравнивать,
- обобщать и делать выводы,
- объяснять явления и процессы,
- мотивировать оценки,
- высказывать нравственные, эстетические, экономические суждения о природе.
Задачи•
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов, методах познания живой природы.
• Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами.
• Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации.
• Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
- анализировать и сравнивать,
- обобщать и делать выводы,
- объяснять явления и процессы,
- мотивировать оценки,
- высказывать нравственные, эстетические, экономические суждения о природе.
Содержание курса.
Введение.(2 часа).
История изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Тема 1.Многообразие животных (34 часов).
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Многоклеточные животные.
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека.
Тип Плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Особенности и значение.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Особенности и значение.
Тип Членистоногие.Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Многообразие, Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые. Многообразие, Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека
Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Класс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Пресмыкающиеся.
Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека
Класс Птицы. Многообразие, Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека
Класс Млекопитающие.Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Многообразие, Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие и редкие виды.
Тема2. Эволюционное строение. Строение, индивидуальное развитие, эволюция. (14 часов).
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продление рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Тема 3. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 часа).
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.
Тема 4. Биоценозы (4 часов).
Естественные и искусственные биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Тема 5. Животный мир и хозяйственная деятельность человека. (5часа).
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Красная книга. Рациональное использование животных.
Рабочая программа рассчитана на 62 часов, 4 часа резерв
Количество часов для проведения экскурсий – 1.
Практикумов - 14
Лабораторных работ – 14.
Форма проведения промежуточной аттестации обучающихся: Лабораторных работ 14
Л.р №1 «Многообразие водных одноклеточных животных»
Л.р № 2 «Знакомство с многообразием круглых червей»
Л.р № 3 «Внешнее строение дождевого червя»
Л.р № 4 «Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков»\
Л.р № 5 «Знакомство с ракообразными»
Л.р № 6 «Изучение представителей отрядов насекомых»
Л.р № 7 «Внешнее строение и передвижение рыб»
Л.р № 8 «Изучение внешнего строения птиц»
Л.р № 9 «Изучение особенностей покровов тела»
Л.р № 10 «Изучение способов передвижения животных»
Л.р № 11 «Изучение способов дыхания животных»
Л.р № 12 «Изучение ответной реакции животных на раздражение»
Л.р № 13 «Изучение органов чувств животных»
Л.р № 14 «Определение возраста животных» Экскурсия № 1 «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза»
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 7 класс.
В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:
Знать/ понимать
- основные черты сходства и отличия животных и растений;
- основные виды животных своей местности;
- связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания:
- сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных;
- связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями;
- особенности индивидуального и исторического развития животных;
- роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами биоценоза и факторами среды;
- значение животных в природе и жизни человека;
- законы об охране животного мира.
Уметь
- пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения различных групп животных;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- работать с учебной и научно- популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- определять принадлежность животных к систематическим категориям;
- владеть языком предмета.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
• Соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых животными.
• Оказание первой помощи при укусах животных.
• Выращивание и размножение домашних животных, уход за ними.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А.Шапкина/ авт. Сост. Н.И.Галушкова. - Волгоград: Учитель, 2006.
Парфилова Л.Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии 7 кл. к учебнику В.В. Латюшина «Биология. Животные. 7 класс»: метод. Пособие – М: Издательство «Экзамен»,2006.
Резникова В.З. , Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Зачеты по биологии. Животные: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Лист – Нью, 1999.
Сухова Т.С. Тесты по биологии. 6-11 кл.: Учебно - метод. Пособие- М.: Дрофа, 2001.
Балабанова В.В. Открытые уроки по биологии. 7 – 9 классы.- Волгоград, Учитель, 2003.
СОГЛАСОВАНО
| СОГЛАСОВАНО
| Протокол заседания ШМО № 1
| Заместитель директора по УВР
| естественно-математического цикла
| ______________Е.К. Ларькина Е.К.
| от 25.08.2014 г.
| 26 августа 2014 г.
| _______________/Аксёнова Л.В.
|
| (руководитель ШМО)
|
|
|
| |