Статья на тему: Формирование каллиграфических навыков на уроках письма у младших школьников





Скачать 51.79 Kb.
НазваниеСтатья на тему: Формирование каллиграфических навыков на уроках письма у младших школьников
Дата публикации03.10.2014
Размер51.79 Kb.
ТипСтатья
100-bal.ru > Психология > Статья
Статья на тему: Формирование каллиграфических навыков на уроках письма у младших школьников.

Выполнила: Зобова Екатерина.

Актуальность выбранной нами темы связана с значимостью овладения каллиграфическими навыками младшими школьниками как средством воспитания у них аккуратности и трудолюбие. Это может быть реализована на уроках письма с помощью специальных упражнений. Задача учителя – среди них найти самые эффективные. Когда говорят о способах формирования навыка, чаще всего считают, что основное – упражнение и тренировка, тренировка и упражнения. Действительно, без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но многократные механические упражнения нецелесообразны до тех пор, пока ребёнок «не осознал, не осмыслил, как делать», то есть не понял последовательность (алгоритм) действий. В этот период обучения «упражнять» ребёнка не только бессмысленно, но и вредно. Например, при написании каждой отдельной буквы школьник должен овладеть траекторией движения: откуда начать, куда вести, где закончить. «Перескок» через два этапа (аналитический и синтетический) не только не способствует формированию навыка, но и тормозит его. Рассмотрим последовательность работы по формированию графического навыка, условно выделяя 7 ступеней работы и характерные виды заданий на каждой из них.

Таким образом, формирование навыка письма в начальной школе – длительный и сложный процесс. Сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе.

Понятие «графический» (навык) «вбирает» в себя всё содержание графики как раздела лингвистики, тогда как «каллиграфический» (навык) характеризует лишь внешнее качество письма, то есть умение писать правильным и устойчивым почерком, не нарушая высоты, ширины, угла наклона элементов, букв и соединений букв. Следовательно, ключевым понятием в методике обучения первоначальному письму является «графика». Таким образом, графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов). А каллиграфия – лишь искусство красивого письма, то есть умение писать правильным (чётким) и устойчивым почерком. Термин «каллиграфический» сочетается со словами «почерк», «письмо».

Графический навык - это сложное ручедвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с другой как, двигательное. Поэтому в процессе обучения первоначальному письму и формированию графического навыка необходимо создать такие методики целесообразные условия, в которых будут учтены эти закономерности. Кстати, давайте вспомним, что навык – «это действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью поэлементной сознательной регуляции и контроля».

Исследованиями психологов доказано, что в начале обучения письму дети сосредотачивают своё внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линии письма, пропорциональность, протяжённость, наклон. Сосредоточенное внимание детей к графике письма, выписывание каждого элемента в отдельности, длительные паузы, часто превышающие само время выполнения графического элемента или буквы, чрезвычайная медленность письма, неустойчивость графических форм, структуры движений и мышечных напряжений – таковы характерные черты письма первоклассников на начальном этапе формирования навыка. Поэтому при обучении детей письму учитель должен учитывать индивидуально – психологические особенности каждого ученика. Это особенно важно и требует от учителя глубоких психологических знаний. Работа по совершенствованию каллиграфических навыков в начальных классах определяется программой. Если же постараться ускорить процесс обучения каллиграфическим навыкам, то это приведет к нежелательным последствиям. Что при этом происходит? Ребёнок не успевает закрепить правильный способ выполнения буквы, и в результате закрепляются «каракули». Таким образом, на начальных этапах формирования навыка чрезмерное увеличение скорости письма не будет способствовать формированию навыка, а наоборот затормозит его.

Темп письма будет определяться не тем, с какой скоростью мы заставляем писать ребёнка, когда разрешаем отрывать руку, а индивидуальными особенностями ребёнка. Вспомним, что письмо - это ритмическая деятельность. У каждого человека свой произвольный ритм и скорость. Оптимальная скорость письма на первом этапе обучения - для шестилеток- 4-6 знаков в минуту; у семилеток она может быть на 2-4 знака больше.

По мере формирования навыка письма меняется и психофизиологическая структура этого процесса. Выделение отдельных звуков, перевод фонем в графемы, программирование предстоящего.

Движения, осознание его структуры и последовательности уже не занимает столько времени, сколько было необходимо на первом этапе. К концу первого года скорость письма увеличивается до 10-12 знаков в минуту у шестиле6ток и 12-16 знаков у семилеток.

Итак, оптимальная скорость письма для первоклассников- 4-6 знаков в минуту в начале года и 10-12 знаков в минуту - в конце года. Во втором классе- 20-25 знаков в минуту (резкий скачок скорости письма, как это ни странно, произойдёт летом, то есть уже в сентябре - октябре скорость письма будет выше, чем в конце предыдущего года), а в третьем классе- 40-45 знаков в минуту. Семилетки будут писать чуть быстрее, в каждом классе соответственно на 3-5 знаков. При планировании письменных заданий следует учитывать показатели скорости движений, и если ребёнку необходимо переписать или написать что-то не механически (а такой работы практически не бывает), то необходимо ещё дополнительное время на выполнение задания, а значит, скорость письма будет меньшей в зависимости от сложности задания.

Очень важно, на наш взгляд, подчеркнуть недопустимость использования показателя скорости письма в качестве оценки успешности обучения. На начальном этапе формирования навыка основными критериями действительности могут быть не скорость и качество, а наличие прогресса, продвижения, улучшения показателей. Основываясь на выше изложенном теоретическом материале, мы разработали комплекс упражнений, направленный на выработку устойчивых каллиграфических навыков.

В систему упражнений, готовящих детей к письму, мы включаем следующие виды работ:

  • Упражнения для развития мелкой мускулатуры рук (в воздухе и в альбоме на нелинованной бумаге), наиболее эффективны упражнения типа «наматывание и разматывание клубка», т.к. именно эти упражнения позволяют побыстрее «расковать» руку ребёнка.

  • Штриховка предметов и композиций, нарисованных или составленных при помощи трафаретов и лекал.

  • Конструирование и реконструирование письменных букв из элементов-шаблонов, из ниток.

  • Письмо букв влажной кисточкой на доске с обязательным анализом ошибок, который делают сами учащиеся (здесь крайне важен психологический фактор: написание кисточкой на доске быстро высыхает, и дети не стесняются своих ошибок).

  • Письмо букв фломастером в альбомах (на нелинованной бумаге) – таким образом, дети усваивают технику начертания буквы, начало ведения, штриха. В этом упражнении, как и при письме на доске, считаю заслуживающим специального анализа, потому что первоклассники часто букву «рисуют» не в той последовательности.

  • «Пробное» воспроизведение двигательных элементов и буквы в целом по вспомогательным точкам (в «прописи») и по написанному учителем ручкой или карандашом (в обычных ученических тетрадях).

  • Штриховка предметов и композиций, нарисованных или составленных при помощи трафаретов и лекал.

В добукварный период такие упражнения проводить чаще, особенно нравятся учащимся уроки штриховки.

Таким образом, формирование навыка письма в начальной школе – длительный и сложный процесс.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья на тему: Формирование каллиграфических навыков на уроках письма у младших школьников iconРеферат на тему: «Формирование социальной компетентности у младших школьников»
Целью настоящего реферата является изучение особенностей формирования социальной компетентности у младших школьников
Статья на тему: Формирование каллиграфических навыков на уроках письма у младших школьников iconГалина Васильевна Дополнительная литература как средство формирования...
Возможности дополнительной литературы в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках природоведения. 15
Статья на тему: Формирование каллиграфических навыков на уроках письма у младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Статья на тему: Формирование каллиграфических навыков на уроках письма у младших школьников iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Доклад или реферат по теме «Психофизиологические основы формирования каллиграфического письма у младших школьников письма»
Статья на тему: Формирование каллиграфических навыков на уроках письма у младших школьников iconО проведении II городской научно-практической конференции младших школьников
Нпк, порядок её организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей. Нпк младших школьников ориентирована на развитие...
Статья на тему: Формирование каллиграфических навыков на уроках письма у младших школьников iconУрок №3 на тему: «Культура и мораль»
Цель: формирование нравственных качеств личности младших школьников через расширение представлений о культуре и морали
Статья на тему: Формирование каллиграфических навыков на уроках письма у младших школьников iconОбобщение опыта педагогических работников мбоу «оош №22» за 2010 – 2012 годы
...
Статья на тему: Формирование каллиграфических навыков на уроках письма у младших школьников iconМетодическая разработка представляет собой сборник, в который входят...
Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные...
Статья на тему: Формирование каллиграфических навыков на уроках письма у младших школьников iconФормирование теоретических знаний об осанке на уроках физической культуры у младших школьников
Учебный план образовательных учреждений 3 часа по физической культуре, переход на Федеральные государственные стандарты нового поколения...
Статья на тему: Формирование каллиграфических навыков на уроках письма у младших школьников iconФормирование мотивации младших школьников к изучению иностранного...
Методологические предпосылки исследования мотивации обучения младших школьников в условиях сотрудничества
Статья на тему: Формирование каллиграфических навыков на уроках письма у младших школьников iconСтатья на тему: Формирование личностных ууд на уроках
Фгос второго поколения формулирует результаты образования по английскому языку на трех уровнях: личностном, метапредметном и предметном....
Статья на тему: Формирование каллиграфических навыков на уроках письма у младших школьников iconРазвитие навыков словоизменения у младших школьников, имеющих нарушения...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Статья на тему: Формирование каллиграфических навыков на уроках письма у младших школьников iconРеферат Тема: Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка
Тема: Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка
Статья на тему: Формирование каллиграфических навыков на уроках письма у младших школьников iconДоклад на тему: "Дидактические игры на уроках математики"
Формирование у школьников вычислительных навыков – одна из главных задач начальной школы, поскольку вычислительные навыки необходимы...
Статья на тему: Формирование каллиграфических навыков на уроках письма у младших школьников iconПроект на тему: «Формирование представлений младших школьников о...
Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем машиноведения Российской академии наук
Статья на тему: Формирование каллиграфических навыков на уроках письма у младших школьников iconФормирование здорового образа жизни младших школьников на уроках и во внеучебное время
Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск