Скачать 53.4 Kb.
|
Развитие навыков словоизменения у младших школьников, имеющих нарушения письма и чтения, на логопедических занятиях. Около половины детей, поступающих в школу, имеют разнообразные нарушения речи. Среди детей с речевыми нарушениями чрезвычайно высок процент тех, кто имеет нарушения письменной речи. Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисграфия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Около 30% детей поступают в первые классы и начинают своё обучение в условиях неполной сформированности у них грамматических систем. Это не может не отражаться на ходе усвоения ими грамматических правил. «Насаждаемые» учителем правила употребления окончаний слов будут постоянно приходить в противоречие с практикой устной речи ребенка с отставанием в речевом развитии. Формирование грамматической системы словоизменения заканчивается примерно к четырем годам, а системы словообразования к семи годам, то есть к началу школьного обучения. Понятно, что эти сроки относятся только к случаям нормально протекающего речевого развития. До определенного возраста ребенок «путает» окончания слов, неправильно согласует слова между собой при построении фраз. А дети с нарушениями в речевом развитии не усваивают этих форм даже к третьему году школьного обучения. Привычка неправильного употребления окончаний в устной речи в большинстве случаев приводит к аграмматизмам на письме. И с этим мы постоянно сталкиваемся в практике работы. Все эти неправильности устной речи обычно отражаются на письме, что и представляет собой типичное проявление аграмматической дисграфии. Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недоразвития речи. Несформированность грамматического, лексического и фонематического уровней речи ребенка проявляется на письме множеством специфических ошибок, которые не следует принимать за «описки». Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка при аграмматической дисграфии носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Формирование морфологической структуры языка (навыков словообразования и словоизменения) и структуры предложения ведется параллельно и в тесной связи с развитием словаря, фонематического анализа и синтеза. В связной письменной речи при аграмматической дисграфии выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между предложениями. Также при аграмматической дисграфии распространены следующие типы ошибок на письме: неправильное употребление падежных окончаний; неверное употребление числа имен существительных; трудности при согласовании имен существительных с прилагательными; в письменных работах распространены ошибки, вызывающие нарушения связей в словосочетаниях (ошибки управления, согласования); трудности грамматического выражения отношений между предметами и процессами окружающей действительности Нарушения письма часто сопровождаются недостатками чтения. Нарушения чтения распространяются на способ овладения чтением, темп чтения и понимание прочитанного. Недостаточно полное понимание смысла предложения приводит ребенка к отрывистому чтению с паузами между словами. Недостатки в овладении техникой чтения влияют на понимание прочитанного, так как звуковой образ слова у ребенка в процессе чтения плохо усваивается и связь со значением не устанавливается. Для понимания содержания прочитанного нужен определенный запас слов, знание их значений, а словарный запас у детей с недоразвитием речи весьма ограничен. Коррекционная работа по преодолению аграмматической дисграфии и дислексии строится по следующим направлениям: 1. Образование множественного числа имен существительных. 2. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе в ударной и безударной позиции: дом какОй? — (большОй) куст какОй? — (зеленЫЙ) 3. Согласование существительных с количественными числительными. Например: пять (десять, сто) — слонОВ, зайцЕВ, медведЕй, лис, деревЬЕВ. 4.Употребление предлогов. В письменной речи дети с аграмматической формой дисграфии допускают следующие специфические ошибки: пропуски, замены, искажения предлогов и окончаний существительных, слитное написание предлогов с последующим словом. 5.Практическое употребление падежных форм. Предложно-падежные конструкции вызывают значительные трудности у детей, которые не всегда проходят в процессе обучения. Детям с аграмматической дисграфией присущи специфические замены падежных окончаний: замены окончанием другого падежа или окончанием, не существующим в данном склонении. Приступая к работе с ребенком, прежде всего, нужно правильно сориентироваться в вопросе о том, какие именно речевые системы остаются у него несформированными. С этой целью провожу балльно - уровневую диагностику Т.А. Фотековой, позволяющей провести обследование устной и письменной речи. Тестовая диагностика учащихся проводится по следующим критериям: 1.фонематическое восприятие, 2.артикуляционная моторика, 3.звукопроизношение, 4.слоговая структура, 5.грамматический строй речи, 6.словарь и словообразовательные процессы, 7.связная речь, 8.языковой анализ, 9.звуковой анализ, 10.письмо, 11.чтение В качестве примера, приведу результаты диагностирования ученицы 2 класса. Данный речевой профиль показывает явное снижение таких компонентов речевой системы как грамматический строй речи, словарь и словообразовательные процессы, языковой анализ, письмо, чтение. Анализ результатов диагностики дает полное представление о картине речевого дефекта и о степени выраженности нарушения разных сторон речи, позволяет выработать направления коррекционной работы, отслеживает динамику речевого развития ребенка и эффективность коррекционного воздействия. Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить. К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения. Единственный обоснованный путь профилактики аграмматической дисграфии состоит в том, чтобы помочь ребенку полноценно пройти дограмматический период усвоения языка. А это предполагает полное изжитие аграмматизмов в его устной речи до начала школьного обучения, то есть до начала изучения грамматических правил. Если же время профилактики было упущено, и аграмматическая дисграфия уже возникла, то путь ее преодоления остается тем же самым — начинать работу с таким учеником необходимо с «приведения в порядок» его устной речи, чтобы она в дальнейшем уже не могла оказывать своего негативного влияния на письмо. Овладение правильной речью очень важно для умственного развития детей. Чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Библиографический список 1. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у детей. М., 1983 2. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда/ Е.В. Мазанова. – М.: Издательство Гном и Д, 2006. 3. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. 4. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: учебное пособие/ М.А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. 5. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983. 6. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина.- 2-е изд., испр. И доп. – М.: Айрис-прес,2007. |
Информация для родителей и учителей Относительно речи для детей, имеющих логопедические проблемы, это будет проявляться в нарушениях чтения и письма, связной речи, проблемах... | Проблемы письма и чтения у школьников В последнее время у детей в начальной школе все чаще проявляются нарушения письма и чтения. Чтобы понять, о чем идет речь, следует... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На логопедических занятиях методы сказкотерапии используются с различными целями и на разных занятиях: развитие связной речи, развитие... | Развитие речи младших школьников Языковое образование и речевое развитие младших школьников- одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского... | ||
Приказ №116 от 30. 08. 2012 программа организации внеурочной деятельности... За первый год он должен приобрести навыки чтения и письма, стать заинтересованным учеником. А если не все гладко? А если у ребенка... | План работы по проекту «острова в океане книг» на 2013 – 2014 учебный... По популяризации чтения и вовлечению младших школьников в активную читательскую деятельность | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Доклад или реферат по теме «Психофизиологические основы формирования каллиграфического письма у младших школьников письма» | Статья на тему: Формирование каллиграфических навыков на уроках письма у младших школьников | ||
О проведении II городской научно-практической конференции младших школьников Нпк, порядок её организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей. Нпк младших школьников ориентирована на развитие... | Тема: Шипящие согласные. Цель: Формировать умение распознавать шипящие согласные; развивать внимание, речь, мышление, память, наблюдательность младших школьников;... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Каждый учитель начальных классов хорошо знает возрастные психофизиологические особенности младших школьников и учитывает их в своей... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Овощи – фрукты», развитие грамматических навыков и навыков словоизменения, развитие связной речи, развитие навыков умения составлять... | ||
Конспект логопедического занятия с группой учащихся 3 класса, имеющих... Методическое сопровождение педагога в условиях внедрения федеральных государственных требований | Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать... | ||
Использование пословиц в развитии речи детей на логопедических занятиях Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 | Обобщение опыта педагогических работников мбоу «оош №22» за 2010 – 2012 годы ... |