Приказ №116 от 30. 08. 2012 программа организации внеурочной деятельности младших школьников кружок «Штриховка и развитие речи» (16 часов) Составитель





Скачать 87.14 Kb.
НазваниеПриказ №116 от 30. 08. 2012 программа организации внеурочной деятельности младших школьников кружок «Штриховка и развитие речи» (16 часов) Составитель
Дата публикации02.10.2014
Размер87.14 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
Принято Утверждаю

Педсовет № 1 Директор МБОУ «Юбилейная СОШ»

От 30.08.2012 Сивакова С.Н._______________

Приказ №116 от 30.08.2012

ПРОГРАММА

организации внеурочной деятельности
младших школьников
кружок «Штриховка и развитие речи»
(16 часов)


Составитель:

учитель начальных классов
Белякова Н.Ю.


2012 – 2013 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………..……………………………. стр. 3
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ………………………………………………………………………………………стр. 4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ………………………………………………………………………………. стр. 5

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………….………………………………. стр. 7

ВВЕДЕНИЕ

Ребенок приходит в школу, имея свой собственный уровень развития мелкой моторики и уровень развития речи. За первый год он должен приобрести навыки чтения и письма, стать заинтересованным учеником. А если не все гладко? А если у ребенка есть определенные проблемы? Дополнительный час занятий на кружке в неделю призван помочь начинающему школьнику.

Организация занятий подчинена решению следующих задач:

– развитие речи;
– развитие мышления;
– развитие воображения;
– развитие мелкой моторики.

Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие человека. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и начальный периоды. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения. В развитии речи М.Р. Львов выделяет три направления: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением и работа с текстом. Все эти направления представлены в системе занятий кружка.

Какую же речь следует считать хорошей, к чему стремиться учителю и ученику? Программы начальной школы предъявляют следующие требования к уровню развития речи:

  • Содержательность – соответствие темы и содержания, знание фактов, отбор главного и второстепенного в высказываниях ребенка.

  • Логичность – последовательность, четкое построение речи, обоснованность выводов, последовательный переход от одного высказывания к другому, структурированность мысли.

  • Точность – умение говорящего не только отобрать факты, но и выбрать точно подходящие языковые средства для их передачи. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения использовать синонимы, сравнения.

  • Выразительность – умение ярко, убедительно, сжато представить мысль, воздействовать на людей интонацией, построением фразы, отбором слов.

Ясность речи – это доступность ее для людей, к которым она обращена. В этой области важную роль имеет произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии, умение интонировать. У младших школьников нередко встречаются дефекты речи, при которых ребенок плохо выговаривает некоторые звуки ([р], [л], [с], [ш]). Поэтому методика развития речи тесно связана с логопедией. Помочь ребенку в решении таких проблем – одна из задач кружка.

В занятия включаются словарная работа, работа над лексической составляющей, звуковая подготовка (чистоговорки, скороговорки, рифмовки).

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. Поэтому в помощь первокласснику заслуженный учитель России Е.Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке (см. книгу Е.Н. Потаповой «Радость познания». – М.: Просвещение, 1990). Идея включения штриховки в уроки стала интересна и близка многим педагогам, которые постарались ввести этот вид деятельности в свою практику. Но сокращение часов, отведенных базисным планом на уроки обучения грамоте в последние годы, ставит перед учителем нелегкую задачу: прежний объем материала за меньший временной промежуток. Как успеть все? Возникла мысль вынести за сетку занятия по штриховке и развитию речи, чтобы предоставить первокласснику возможность развития.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

Занятие кружка «Штриховка и развитие речи» проводится по следующей структуре:

– пальчиковая гимнастика;
– словарная работа в игровой форме;
– определение темы рисунка;
– составление рисунка и штриховка;
– составление текста-описания по рисунку;
– подведение итога.

Занятия проводятся один раз в неделю, курс рассчитан на 16 учебных часов.

Необходимо учитывать следующее:

  • Тема занятия связана с изучением материала на уроках обучения грамоте. Значит, если на уроке мы изучали букву в, то для работы кружка отбираем соответствующий фонетический и словарный языковой материал.

  • Каждое занятие кружка включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединенных какой-то темой («Лес», «Цветы», «Аквариум» и т.д.).

  • Особое внимание уделяется тематической лексике при составлении рассказа-описания, проводится словообразовательная работа.

  • С общей темой занятия связываются темы рифмовок для пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика не только способствует развитию мелкой мускулатуры, но и благодаря массажу положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

  • Предлагаемые игры и упражнения включают в себя чистоговорки и скороговорки для развития дикции и постановки правильного дыхания, что способствует формированию правильного способа чтения фразы в дальнейшем. Такие упражнения помогают учащимся-логопатам автоматизировать произношение некоторых звуков, способствуют развитию фонематического слуха.

  • Каждое занятие и курс в целом строятся по принципу продвижения от простого к сложному.

  • Занятия строятся на основе интеграции ряда предметов: обучения грамоте, окружающего мира, изобразительной деятельности.

Необходимое оборудование: альбомы или листы для рисования, линейки-трафареты с геометрическими фигурами, материал для словарной работы (иллюстрации, тексты), доска, цветные мелки для учителя, цветные карандаши для учащихся.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Номер
занятия


Тема обучения грамоте

Тема
занятия


Тема по развитию речи

1

Звуки гласные и согласные

Буквы а и о

Лес

Цветы на клумбе

Лексика и словообразование

Дифференциация звуков,
составление словосочетаний




Буква ы, н

Шары

Порядок

Образование множественного числа

Предлог на

2

3

Буквы с, к и т

Самолет

Кактусы

Звук [с]. Лексика

Решение логической задачи,
аргументация




Буква л и р

Лягушата

Краски.
Цвета и оттенки

Звук [л]. Автоматизация звука

Лексика по теме, словообразование

4




Буква в и п

Виноград

Паук и Муха

Использование предлогов, лексика

Дифференциация звуков [п] и [п’], составление словарных цепочек

5




Буква м, буквы з с

Транспорт

Снеговик

Лексика по теме, словообразование

Дифференциация звуков [с] – [з], работа над дикцией

6




Буквы бп, дт

Бабочка

Роботы

Сочинение-описание

Дифференциация звуков [д] – [т], работа над дикцией

7




Буква ч

Мягкие согласные звуки

Черепаха

День

Развитие мышления,
устное сочинение

8




Звук ш

Буква ж

Шмель

Жук

Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией

9




Буква е, ю

Елка

Клюква

Составление пересказа

10




Буква ц и щ

Цыпленок

Щенок и щетка

Составление пересказа

Развитие мышления,
устное сочинение

11




Буквы фв

Буква я

Фонтан и вода

Интонация.
Ягоды и львенок

Дифференциация звуков [ф] – [в], работа над дикцией

Развитие мышления,
устное сочинение

12

13

Дифференциация
звуков цч

Дифференциация
звуков сш

Часы

Мыши

Дифференциация звуков [ц] – [ч], работа над дикцией

Дифференциация звуков [с] – [ш], работа над дикцией

14

Предметы

Признаки предметов

Кухня. Игровой материал

Листья.
Времена года

Лексика по теме, словообразование

15


Действия предметов

Составление текста из предложений

Камень и львенок

Космос, ракета

Развитие мышления, устное сочинение

16

Русские народные сказки

Составление текста

«Колобок», «Репка»

Лето

Составление пересказа

Развитие мышления, устное сочинение


Список использованной литературы

    1. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Авт.-сост. В.Н. Иванкова. – М.: ООО «АКВАРИУМБУК», К: «Дом печати – ВЯТКА», 2004.

    2. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

    3. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Астрель – ООО АСТ, 2002.

    4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Астрель – ООО АСТ, 2002.

    5. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М.: ВАКО, 2007. – С. 140.

    6. Новичихин Е.Г. 50 упражнений для развития речи, памяти, воображения и смекалки: Для начальной школы. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006.  – С. 50–51

    7. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. – М.: ООО «Изд-во Астрель»; ООО «Изд-во АСТ»; ЗАО НПП «Ермак», 2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приказ №116 от 30. 08. 2012 программа организации внеурочной деятельности младших школьников кружок «Штриховка и развитие речи» (16 часов) Составитель iconПрограмма внеурочной деятельности школьников в сфере духовно-нравственного...
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
Приказ №116 от 30. 08. 2012 программа организации внеурочной деятельности младших школьников кружок «Штриховка и развитие речи» (16 часов) Составитель iconПрограмма организации внеурочной деятельности младших школьников...
Программа кружка «Учись учиться» предназначена для работы с детьми 1 – 4 классов и составлена в соответствии с требованиями Федерального...
Приказ №116 от 30. 08. 2012 программа организации внеурочной деятельности младших школьников кружок «Штриховка и развитие речи» (16 часов) Составитель iconРазвитие речи младших школьников
Языковое образование и речевое развитие младших школьников- одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского...
Приказ №116 от 30. 08. 2012 программа организации внеурочной деятельности младших школьников кружок «Штриховка и развитие речи» (16 часов) Составитель iconРабочая программа внеурочной деятельности «Православная культура»
Российской Федерации от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного...
Приказ №116 от 30. 08. 2012 программа организации внеурочной деятельности младших школьников кружок «Штриховка и развитие речи» (16 часов) Составитель iconРабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика»
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика» по социальному направлению составлена на основе программы...
Приказ №116 от 30. 08. 2012 программа организации внеурочной деятельности младших школьников кружок «Штриховка и развитие речи» (16 часов) Составитель iconО проведении II городской научно-практической конференции младших школьников
Нпк, порядок её организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей. Нпк младших школьников ориентирована на развитие...
Приказ №116 от 30. 08. 2012 программа организации внеурочной деятельности младших школьников кружок «Штриховка и развитие речи» (16 часов) Составитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: эффективное формирование и развитие ууд у младших школьников, подразумевающих активную позицию обучающихся в учебной и внеурочной...
Приказ №116 от 30. 08. 2012 программа организации внеурочной деятельности младших школьников кружок «Штриховка и развитие речи» (16 часов) Составитель iconПрограмма внеурочной деятельности «Мы должны жить в мире и согласии»
Программа сертифицирована нмэс гоу дпо ниро и областным экспертным советом министерства образования Нижегородской области, опубликована...
Приказ №116 от 30. 08. 2012 программа организации внеурочной деятельности младших школьников кружок «Штриховка и развитие речи» (16 часов) Составитель iconПрограмма внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления...
Приказ №116 от 30. 08. 2012 программа организации внеурочной деятельности младших школьников кружок «Штриховка и развитие речи» (16 часов) Составитель iconФормирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности
Врачи забили тревогу, и учителя стали активнее включать в урочную и внеурочную деятельность мероприятия по здоровьесбережению. Мне...
Приказ №116 от 30. 08. 2012 программа организации внеурочной деятельности младших школьников кружок «Штриховка и развитие речи» (16 часов) Составитель iconПрограмма внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья»
Нормативно-правовой базой духовно-нравственного воспитания младших школьников, основой построения программы внеурочной деятельности...
Приказ №116 от 30. 08. 2012 программа организации внеурочной деятельности младших школьников кружок «Штриховка и развитие речи» (16 часов) Составитель iconИтоговая рефлексия по организации внеурочной деятельности и общения...
...
Приказ №116 от 30. 08. 2012 программа организации внеурочной деятельности младших школьников кружок «Штриховка и развитие речи» (16 часов) Составитель iconОрганизация внеурочной деятельности младших школьников в условиях...
Настоящая про­грамма базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многооб­разие...
Приказ №116 от 30. 08. 2012 программа организации внеурочной деятельности младших школьников кружок «Штриховка и развитие речи» (16 часов) Составитель iconПрограмма дополнительного образования ( внеурочной деятельности )
Программа соответствует направлению проектной деятельности младших школьников из раздела «Внеурочная деятельность» Базисного учебного...
Приказ №116 от 30. 08. 2012 программа организации внеурочной деятельности младших школьников кружок «Штриховка и развитие речи» (16 часов) Составитель iconПрограмма кружка «математический калейдоскоп» для внеурочной деятельности младших школьников
Муниципальное образовательное учреждение «Абакановская средняя общеобразовательная школа»
Приказ №116 от 30. 08. 2012 программа организации внеурочной деятельности младших школьников кружок «Штриховка и развитие речи» (16 часов) Составитель iconПрограмма внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников»
Большими возможностями для ее реализации располагают образовательные учреждения, в том числе библиотека. Именно в условиях библиотечно-информационной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск