Программа внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья»





НазваниеПрограмма внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья»
страница1/13
Дата публикации26.08.2014
Размер1.75 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Муниципальное образовательное учреждение

Инякинская средняя общеобразовательная школа муниципального образования –

Шиловский муниципальный район Рязанской области
Рассмотрено на «Утверждаю»

педсовете директор МБОУ Протокол № 1 _________ О.А. Мещерякова «23» августа 2013 года

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

(социальное направление)

«Уроки психологического здоровья»

(Младший школьный возраст)


Составила

педагог-психолог

Жарикова В.Н.
Пояснительная записка
В настоящий момент общество нуждается в подготовке не только образованной, но и высоконравственной, духовно богатой личности. Духовно-нравственное воспитание школьников на сегодняшнем этапе развития общества становится проблемой общегосударственной. Нормативно-правовой базой духовно-нравственного воспитания младших школьников, основой построения программы внеурочной деятельности «Уроки психологического здоровья» (1-4 классы) являются следующие документы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»,

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

К.Д. Ушинский называл нравственность золотой оправой образования. В педагогических трудах В.А. Сухомлинского, Б.Т. Лихачёва, Ш.А. Амонашвили прослеживается линия очеловечивания процесса воспитания. В.А. Сухомлинский ставил перед собой задачу: способствовать нравственному становлению ребенка. Б.Т. Лихачев видел корни нравственности человека в сознательном следовании принципам и нормам поведения. Ш.А. Амонашвили считает, что духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности.

Понятие нравственности в кратком словаре по философии приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».

Духовность - высшие стороны внутреннего мира человека, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей. Духовность основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности. Духовность определяется как устремленность человека к высшим целям, ценностная характеристика сознания личности. Настоящая духовность проявляется в самосовершенствовании, саморазвитии личности.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России духовно-нравственное развитие личности определяется как «осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом».

Под духовно-нравственным воспитанием понимается педагогический процесс, способствующий становлению, в первую очередь, высоконравственного гражданина Отечества: формированию нравственных представлений и понятий, усвоению базовых национальных ценностей, развитию нравственных чувств, принятию и освоению норм морали, формированию навыков нравственного поведения.

Поводом для разработки программы внеурочной деятельности «Уроки психологического здоровья» стали существующие противоречия между: объективной потребностью государства в духовно-нравственном развитии и воспитании личности гражданина России и отсутствием разработанных и готовых к использованию в практике целостных систем духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста; потребностью педагогов-практиков в реализации духовно-нравственного воспитания и недостаточным уровнем педагогической компетенции родителей по данной проблеме; готовностью детей к принятию духовно-нравственных ценностей и недостаточным воспитательным потенциалом учебных предметов.

В основе программы внеурочной деятельности «Уроки психологического здоровья» для учащихся 1-4 классов лежат идеи Трактата о начальной ступени образования «Школа Жизни» Ш.А. Амонашвили и авторской программы психологического сопровождения «Мне учиться интересно» для учащихся 1-4 классов (автор Е.Н.Тимошина, сертификат экспертного совета НИРО, 2007 г.). В названии курса внеурочной деятельности «Уроки психологического здоровья» слово «урок» употреблено не в значении формы организации занятий с детьми, а как «нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего» (из словаря С.И. Ожегова).

Курс «Уроки психологического здоровья» способствует созданию условий для духовно-нравственного развития личности ребёнка, самовоспитания и развития его творческих способностей. Он ориентирует ребенка на освоение моральных норм в процессе активного творческого познания, как окружающего мира, так и своего внутреннего, духовного мира. «Ребенок познает внешний мир через себя. Проявление, развитие и восхождение внутреннего мира ребенка происходит через осознание и облагораживание источника его духовной жизни (Души и Сердца ребенка)» (Ш.А. Амонашвили). Отношения к внешнему миру (людям, природе, вещам) зависит от степени осознания и принятия духовных ценностей.

Данный курс органично включается в систему духовно-нравственного воспитания в начальной школе, предполагает тесную взаимосвязь с учебными предметами (литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство и др.), с внеурочной деятельностью детей и семейным воспитанием. Курс рассчитан на четырёхгодичный срок обучения. Занятия проводятся по одному часу в неделю в форме кружка, с группой детей до 10-12 человек.

Цель курса: создание образовательного пространства, способствующего обогащению внутреннего, духовного мира и нравственному саморазвитию личности младшего школьника.

Задачи курса:

- создавать условия для развития ценностно-смысловой сферы личности, осознания и принятия ребенком общечеловеческих и базовых национальных ценностей;

- обеспечивать готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию на основе самопознания и осознания смысла человеческой жизни;

- развивать эмоционально-чувственную и волевую сферы личности как основы духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, целеустремленности и настойчивости в достижении результатов;

- обеспечить получение ребенком позитивного опыта взаимоотношений с одноклассниками в совместной деятельности и коллективных играх, с родителями и другими членами семьи;

- формировать коммуникативные навыки, умения вести диалог, воспринимать различные точки зрения партнеров, формулировать и доказывать собственную мысль;

- усваивать первоначальный опыт нравственного ответственного поведения, соответствующего внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

- обучать видеть и понимать прекрасное в окружающем мире, природе родного края через художественные образы, развитие желания творить прекрасное;

- создавать условия для пробуждения интереса к самовыражению в доступных видах и формах художественного творчества.
Основные принципы, подходы и идеи, реализуемые в курсе

  • Личностно ориентированный - принцип адаптивности, развития, психологической комфортности.

  • Культурно ориентированный - принцип образа мира, целостности содержания образования, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, овладения культурой.

  • Деятельностно ориентированный - принцип обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной творческой деятельности ребенка.

  • Гуманно-личностный подход к ребенку в образовательном процессе.

  • Принцип следования нравственному примеру значимых взрослых.

  • Идея сотрудничества: взаимодействие ребенка с педагогом, с одноклассниками при обсуждении вопроса или поведения героя сказки, рассказа, мультфильма, в процессе игры, разыгрывании ситуации, театрализации.


Особенности построения программы

Программа состоит из пяти разделов:
Раздел «Кто Я?» - Знакомство с социальными ролями человека - школьник, одноклассник, член своей семьи, часть своей страны (гражданин России), житель планеты Земля. Осознание первоклассником выполнения разных социальных ролей. Переживание ребенком чувства принадлежности к своему классу, школе, семье, Родине, осознание себя частью единого целого на планете Земля. Осознание и принятие ребенком права каждого человека быть уникальным, быть личностью.
Раздел «Какой Я?» - Раскрытие личностных, душевных качеств ребенка через развитие способностей самопознания и самовыражения. Любить, уважать и принимать себя таким, какой есть – важнейший этап на пути становления личности. Развитие положительной «Я-концепции», уверенности в себе, в своих силах и возможностях поможет ребенку в преодолении жизненных трудностей, в общении и поведении. Задача взрослых (педагогов, родителей, значимых взрослых) помочь ребенку развить стремление к познанию своего внутреннего мира, его духовному обогащению, самосовершенствованию.
Раздел «Я в мире эмоций и чувств» - Разнообразие мира эмоций и чувств (этические чувства стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения, эстетические чувства радости и восхищения при восприятии красоты окружающего мира, произведений литературы и искусства). Ребенок учится узнавать эмоциональное состояние другого человека по мимике, жестам. Приходит к осознанию, что чувства – самое важное при установлении взаимоотношений с другими людьми, с окружающим миром, с самим собой. Умение различать эмоции, чувства, настроение свои собственные и другого человека, способность управлять ими поможет ребенку в общении со сверстниками и взрослыми.
Раздел «Я живу среди людей» - Ориентация на общечеловеческие ценности, нравственные нормы поведения, принципы гуманного отношения к окружающим. Ребенок, понимая и принимая то, что окружающие его люди, так же как и он сам, тоже мыслят, чувствуют, имеют положительные и отрицательные черты характера, учится жить в мире и согласии с другими людьми и с самим собой. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (родителями, близкими, педагогами, соседями) выстраиваются на основе уважения, доброжелательности, заботы, сострадания, готовности прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается. Опыт эмоционально-ценностного общения, сотрудничества, совместной деятельности со сверстниками и взрослыми облагораживает душу и сердце ребенка, обогащает его духовный мир, приводит к осознанию своего предназначения, миссии, его ответственности за благосостояние общества.
Раздел «Я живу на Земле» - Человек и природа едины. Земля, воздух, вода, огонь, растения, животные, человек – важнейшие начала жизни на Земле. У ребенка появляется чувство сопричастности к природе, человечеству. Он осознает негативные и позитивные стороны стихий природы, их влияние на жизнь человека. С другой стороны, ребенок приходит к пониманию, что человечество также оказывает отрицательное воздействие на природу, планету в целом и не только действиями, но и мыслями. Мыслить правильно - суть духовной жизни. Добрые, светлые, радостные мысли, забота людей об улучшении условий жизни на Земле. Ребенок осознает свое место на Земле и ответственность за сохранение красоты и богатства нашей планеты.
В 1 классе занятия проводятся по трем разделам: 1 четверть - «Кто Я?»; 2-3 четверти - «Какой Я?»; 4 четверть - «Я живу среди людей».

Программа 2-4 классов состоит из четырех разделов: 1 четверть - «Я в мире эмоций и чувств»; 2 четверть - «Какой Я?»; 3 четверть - «Я живу среди людей»; 4 четверть - «Я живу на Земле».
Особенности реализации программы

Для успешной реализации программы весьма важны следующие условия:

1. Создание атмосферы уважения, доверия и взаимопонимания между педагогом и детьми. Ребенок должен чувствовать интерес педагога к его духовному развитию, готовность взрослого оказать ему поддержку, помощь.

2. Личность значимого взрослого (педагога, родителя) наполненная любовью, оптимизмом, верой в возможности и неповторимость каждого ребенка.

3. Гуманное взаимодействие педагога, психолога и родителей по духовно- нравственному воспитанию детей. Готовность родителей к сотрудничеству со школой в духовно-нравственном развитии личности ребенка, управлению этим процессом в условиях семьи.

4. Активное включение ребенка в различные виды совместной деятельности, направленной на развитие самооценки, самоутверждения личности, на формирование навыков нравственного поведения.

5. Использование методов и приемов, соответствующих психолого-возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Интеграция методов и приемов словесных («разговор по душам», «секрет на ушко», «философствование», запись в личном дневнике) и игровых, нетрадиционных техник рисования, приемов арттерапии, просмотр детских мультфильмов фонда «Союзмультфильм» и фрагментов детской передачи «Доброе слово» др.

Главная задача педагога, работающего по данной программе, – создание психологической атмосферы личностной безопасности и эмоциональной поддержки ребенка. Личность педагога, его умение установить контакт и доверительное отношения с ребенком и его родителями, особенно важны для реализации данной программы.

В конце изучения каждого раздела программы педагог проводит родительские собрания, а в конце года - итоговое занятие с родителями. Темы родительских собраний педагог определяет вместе с родителями, например, в 1 классе «Мой ребенок – личность», «Какой мой ребенок?». Родительское собрание может проходить по схеме:

  1. Итоги изучения раздела: результаты наблюдений учителя, диагностических исследований, анализ участия родителей в выполнении рекомендаций педагога к следующему занятию.

  2. Знакомство родителей с тематикой и задачами занятий следующего раздела.

  3. Рекомендации родителям по социализации и воспитанию ребенка в семье.

Примерные темы итоговых занятий с родителями в конце каждого года даются в тематическом планировании.

Тематическое планирование

1 класс

Раздел «Кто Я?»




Тема занятия

Кол-во часов



Я – человек.

1



Я – школьник.

2



Я одноклассник – друг и товарищ.

2



Я – член своей семьи.

2



Я – часть своей страны.

1



Я – житель планеты Земля.

1




Итого:

9


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья» iconПрограмма внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Уроки нравственности»
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»…7
Программа внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья» iconРабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление: проектная деятельность)
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности....
Программа внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Юный лингвист»
Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое,...
Программа внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья» iconПрограмма внеурочной деятельности
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися начальной школы. Данный курс направлен на организацию...
Программа внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мбоу сош №16 (программа внеурочной деятельности «Уроки здоровья», автор Митрофанова В. В.)
Программа внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья» iconУроки нравственности
Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создаёт условия для применения полученных...
Программа внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья» iconОсобенности программного обеспечения внеурочной деятельности в 1-3...
Класс-«Уроки здоровья», «Мир фантазий», «Юный исследователь». Учитель Медведева О. Л
Программа внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья» iconУроки по 35 минут
В другие два дня на первых занятиях внеурочной деятельности (после обеда) организованы подвижные игры на свежем воздухе в рамках...
Программа внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья» iconПрограмма внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления...
Программа внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья» iconСоциальное благополучие населения залог солидарного общества
Социальное благополучие является составным элементом более широкого понятия качества жизни (КЖ). Кж это интегральная характеристика...
Программа внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья» iconРабочая учебная программа курса внеурочной деятельности «Художественное творчество»
Программа курса Художественное творчество разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности (начальное общее образование)...
Программа внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья» iconО проведении «Месячника психологического здоровья обучающихся»
Министерства образования рс(Я) от 09. 10. 2013 года №01-16/2715 «О проведении «Месячника психологического здоровья обучающихся»,...
Программа внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа психологического кружка «Познай себя» направлена на сохранение психологического здоровья детей
Программа внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья» icon5 Совершенствование системы укрепления здоровья и профилактики заболеваний,...
«Воспитание личности – носителя этнокультурных традиций Прикамья в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности»
Программа внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья» iconПрограмма внеурочной деятельности мс(К)оу начальная школа-детский...
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Программа внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья» iconПрограмма внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «азбука здоровья»
Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск