Скачать 70.29 Kb.
|
Пояснительная записка Программа психологического кружка «Познай себя» направлена на сохранение психологического здоровья детей. В основу программы положены материалы учебно – методического пособия для психологов, учителей младших классов «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе» - автор Ольга Владимировна Хухлаева. Основная цель программы – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками учителями и родителями, найти своё место в школьной жизни. Задачи программы:
Актуальность и новизна программы заключается в содержании программы, которая охватывает весьма широкий круг вопросов. Учитывая возрастные особенности учащихся (6,5 – 10 лет), в занятиях используются игровые моменты, дающие возможность межличностного взаимодействия. На личном опыте дети приобретают навыки и умения понимать свои чувства и свое эмоциональное состояние, а также видят, что дружеское расположение друг к другу улучшают отношения между людьми. Разминка и упражнение «Скажи мишке добрые слова» из книги «Тропинка к своему Я» О.В.Хухлаевой. Отводится время на выражение своего эмоционального состояния в рисунке, это очень нравится детям и способствует раскрытию внутреннего мира детей, выражению их эмоционального состояния, особенно у тех детей, которые стесняются выразить свои чувства словами. Презентации вызывают у ребят необыкновенный восторг, яркие иллюстрации, знакомые сказочные персонажи, способствуют более легкому восприятию, представленной темы. Иллюстрации к слайдам взяты из книги «Учимся понимать других» С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, и,г, Топоркова и др. В занятиях затрагивается нравственная составляющая межличностного взаимодействия людей. Обсуждение поступков детей, их чувств, подводит ребят к пониманию культуры поведения в обществе, со сверстниками. В течение всех занятий происходит рефлексия эмоционального состояния школьников. В конце каждого занятия подводится итог того, что узнали и прочувствовали сами ребята. Выполнение программы рассчитано на 4 года. В реализации участвуют дети 6,5 – 10 лет. Занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия. Календарно-тематическое планирование IV года обучения Тема: «Кто я? Мои силы, мои возможности». Цели: - помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности; - помочь каждому ребёнку осознать свою уникальность и неповторимость. Занятие № 1. Моё лето. Занятие № 2. Кто я? Занятие № 3. Какой я – большой или маленький? Занятие № 4. Мои способности. Занятие № 5. Мой выбор, мой путь. Занятие № 6. Мой внутренний мир. Занятие № 7. Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира. Занятие № 8. Кого я смогу впустить в свой внутренний мир? Занятие № 9. Что значит верить? Тема: «Я расту, я изменяюсь». Цели: - помочь детям научиться осознавать происходящие в них изменения; - помочь детям научиться планировать цели и пути самоизменения. Занятие № 10. Моё детство. Занятие № 11. Моё детство (продолжение). Занятие № 12. Я изменяюсь. Тема: «Моё будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?» Цели: - дать детям возможность задуматься о будущем, попытаться структурировать его, обсудить возможные варианты будущего; - помочь детям понять, что будущее начинается в настоящем; - ввести понятие «жизненный выбор». Занятие № 13. Моё будущее. Занятие № 14. Моё будущее (продолжение). Занятие № 15. Хочу вырасти здоровым человеком! Тема: «Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?» Цели: - помочь детям осознать понятие «интеллигентный человек», обсудить проблему идеалов. Занятие № 16. Кто такой интеллигентный человек? Занятие № 17. Хочу вырасти интеллигентным человеком. Занятие № 18. Что такое идеальное Я? Тема: «Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?» Цели: - помочь детям осознать личную свободу и свободу другого; - помочь им понять, что свобода часто связана с наличием обязанностей; - помочь осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей. Занятие № 19. Кто такой свободный человек? Занятие № 20. Права и обязанности школьника. Занятие № 21. Что такое «право на уважение»? Занятие № 22. Права и обязанности. Занятие № 23. Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Занятие № 24. Как разрешать конфликты мирным путём? Занятие № 25. Итоговое. МОУ СОШ № 1 г. Пугачёва Саратовской области Утверждаю «___»______________ 2010г. _________________________ Директор МОУ СОШ №1 Горелкина Т.Ф.___________ Программа психологического кружка«Познай себя» Возраст 6,5 – 10 лет. Срок реализации 4 года. Руководитель кружка учитель начальных классов Иванова Н.В. г. Пугачёв 2010г. Литература:
|