Скачать 38.76 Kb.
|
УРОК – КАК ГЛАВНАЯ ФОРМА ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ В.Ф.Котлярова, В.В.Васильева, Фомичёва И.В., Тюменцева А.В. Томск, МАОУ СОШ №47, ФПСОР ТГПУ В статье рассматривается проблема выстраивания взаимоотношений между обучающимися и педагогами на уроке, проводится анализ исследования степени выраженности положительных и отрицательных черт педагога Современный учитель должен владеть не только наукой воспитания и обучения, но и искусством общения с ребёнком и детским коллективом. Ш.А.Амонашвили О необходимости создания благоприятных отношений между обучающимися и учителями писали многие педагоги и психологи (В.С.Выготский, С.А. Сухомлинский, Г.И.Щукинаи др.). С.Л.Рубинштейн подчёркивал, что «легче бывает делать своё дело в доброжелательном, чем недоброжелательном окружении. Недоброжелательность… сковывает, парализует, особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны». А.А. Леонтьев отмечал связь между ростом общего педагогического мастерства учителя и стилем его педагогического общения. Проблема выстраивания доброжелательных взаимоотношений учителей и обучающихся является актуальной, пожалуй, для каждого педагогического коллектива. Главной формой выстраивания эффективного педагогического общения в современной школе является урок. Так как от характера взаимоотношений учителя с классом на занятиях во многом зависят психологический настрой обучающихся, их желание или нежелание работать на уроке. В руках учителя создание и использование условий, повышающих интерес школьников к предмету, в которых они занимались бы охотнее и добились бы лучших результатов. Одним из таких условий на уроке является установление психологического контакта между всеми участниками взаимодействия. Сам факт такого его установления приносит учащимся интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение. Какие черты характера педагога способствуют этому процессу? В МАОУ СОШ № 47 было проведено исследование – анкетирование обучающихся на предмет выраженности положительных и отрицательных черт характера учителя, влияющих на процесс взаимодействия. Использовалась тестовая карта коммуникативной деятельности А.А.Леонтьева. Оценка проводилась по предлагаемой шкале. Выступая в качестве экспертов, ребятам было предложено оценить в баллах степень выраженности черт характера учителя: доброжелательности /недоброжелательности, заинтересованности/безразличия к ученикам, поощрения/подавления инициативы, открытости/закрытости педагога, активности/пассивности, гибкости/жёсткости, дифференцированности/отсутствия дифференцированности в общении (индивидуальный подход/нет индивидуального подхода). В начале исследования был определён понятийный аппарат, который позволял бы ребятам работать в одном тематическом поле. Анкета состояла из семи вопросов, позволяющая высказать собственную позицию по отношению к педагогу. Исследование проводилось студентами ФПСОР ТГПУ г.Томска по согласию педагога. При анализе ответов было сформировано семь шкал выраженности положительных/отрицательных черт характера учителя, соотношение величин которых представлено на гистограмме рисунка 1. Анализ соотношения величин параметров выявил, что с точки зрения выпускников, активность педагога (всё время в общении, держит слушателей в тонусе) выражена ярче всего. Показатель по данной шкале составил 6, 9 баллов. Именно эта черта характеризует стиль общения данного педагога. Учитель свободно владеет аудиторией, как дирижёр, прекрасно распределяет своё внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. На второе место ребята поставили такую черту характера учителя, как доброжелательность – 6,7 баллов. Это свидетельствует о том, что педагог искренен в общении с детьми вне зависимости от их взглядов и убеждений, корректно направляет ход беседы, не забывает отдать должное юмору и остроумию собравшихся. Уроки проходят продуктивно в активном взаимодействии сторон. Показатели по другим шкалам: заинтересованность (проявление интереса) – 6,6 баллов, поощрение инициативы (побуждение к какому – либо действию) – 6,2 балла, открытость (свободное выражение чувств, отсутствие маски) – 6,4 балла, гибкость (легко схватывает и разрешает возникшие проблемы и конфликты)- 6,3 балла. Интересным явился тот факт, что на последнее место ребята поставили такую черту характера учителя, как дифференцированность. Средний балл по данной шкале – 6, 1.Тем не менее, это достаточно высокий показатель. Таким образом, позиция учителя рядом с учеником, активное участие самого ученика в деятельности, организуемой учителем, забота о сохранении доброжелательных и тёплых взаимоотношений характеризует стиль общения данного учителя. Успех учителя состоит в том, что он позволяет действовать ученику самостоятельно в своём собственном пространстве и эффективное педагогическое общение на уроке способствует этому. В.А.Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Насколько важно учителю встать на позицию ребёнка, смотреть на проблемы глазами ребёнка, поощрять инициативу и самостоятельность ребёнка, вместе с детьми планировать деятельность, доверять своим ученикам ставить собственные цели обучения, разделяя с ними ответственность за полученные результаты. Список литературы Большая энциклопедия психологических тестов.-М.:Изд-во Эксмо, 2006 Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение.-М.: «КСП», Институт психологии РАН, 1997 Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов.- Спб.: Питер, 2003 |
Урок Современный урок математики: теория и практика Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. В современной школе основной формой... | 2 Стили педагогического общения. Рекомендации и правила Пути эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями | ||
По самообразованию Дорофеевой Р. А. «Урок литературного чтения в современной начальной школе» Раиса Алексеевна творчески подходит к выбору методик, активизирующих мыслительную деятельность, широко использует наглядность и технические... | Комплект конкурсных материалов. Модель урока Педагогического университета «Первое сентября» и Факультете педагогического образования мгу им. М. В. Ломоносова по образовательной... | ||
Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе Зарождение и основные тенденции развития высшего педагогического образования в России (ХVII начало XX вв.) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Урок технологии в современной школе» и в целях реализации Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» в октябре-декабре... | ||
О проведении VIII районного методического фестиваля «Уроки физики... Чувашской Республики в целях распространения передового педагогического опыта в преподавании физики и математики в районе. Для выявления... | Личность педагога в современной школе Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех,... | ||
Литература 54-56 Серии «Новое в преподавании в школе», «Творческая мастерская учителя», «Урок в современной школе» и др. 27 | Семинар для начинающих педагогов доу по построению эффективного общения... Непонимание своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков... | ||
Урока: урок-исследование Главная идея урока Главная идея урока: “Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, но не может жить на свете без него любой цветок!” (В. Жак) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Самое главное – урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т е как форма обучения, но и как деятельность ученика,... | ||
Семинарское занятие № Урок как основная форма организации учебного... Раскройте сущность понятий «форма обучения», «урок», «классно-урочная система», «целостный педагогический процесс» | Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок... К и технической поддержке Сервиса Интернет хостинга LetItBit net проводит Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «мультимедиа... | ||
Правила эффективного общения ... | Урок как основная форма обучения. Дополнительные формы организации обучения В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют... |