Скачать 0.74 Mb.
|
Содержание
Введение Вам поручили классное руководство. Хорошо это или плохо? Это ответственно. Классный руководитель – школьная мама (школьный папа), причем многодетная (-ый). Каждому ребенку надо уделить внимание, уметь выслушать, понять, помочь при необходимости. Очень важен стиль отношений с воспитанниками, определяемый, прежде всего личностью самого классного руководителя, системой его педагогических приемов и способов взаимодействия с учениками. Хороший контакт с родителями учащихся и активное привлечение их к участию в воспитательном процессе будет способствовать развитию классного коллектива (его сплоченности, желанию вместе общаться в свободное время и т.д.), повышению учебной мотивации, росту уровня воспитанности учащихся. Быть хорошим классным руководителем – это призвание. Ваша трудовая деятельность только начинается, и мы вам желаем успехов в этом интересном и увлекательном занятии! Стили педагогического общения. Рекомендации и правила Г. А. Качан, учитель, МБОУ гимназия № 25, г. Краснодар Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала говорит о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности и о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности. Цели и задачи:
Оборудование: проектор, презентация, методика определения индивидуального стиля руководства. Основные понятия: педагогическое общение, стили общения (авторитарный, демократический, либеральный). Система образования на современном этапе её развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, а также к их творческой индивидуальности. Важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника является общение учителя и ученика на уроке, во внеклассной работе, на досуге. Стандартная ситуация: учитель, стремясь повысить уровень знаний и улучшить дисциплину на уроке, выбирает путь борьбы против учеников, пытается подчинить их своей воле, часто забывая о таком понятии, как личность. В результате возникает конфликтная ситуация, и как следствие — ученики отвергают требования учителей и школы. Всё в школе зависит от учителя, от его умения наладить со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Стиль общения — это индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся. Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левином. Основные стили выделил В. А. Кан-Калик. В наши дни выделяют много стилей общения, но давайте остановимся на самых распространённых. Стили общения 1. Авторитарный 2. Попустительский 3. Демократический 4. На основе увлечённости 5. Общение-дистанция 6. Общение-устрашение 7. Заигрывание 1. Авторитарный («разящие стрелы») Учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся. Основные формы взаимодействия — приказ, указание, инструкция, выговор. Даже благодарность звучит как команда. Учитель высмеивает того, кто совершил ошибку. В его отсутствие вся учебная и внеклассная работа сначала замедляется, а потом совсем прекращается. Учитель изъясняется коротко, практически всегда начальственным тоном. Авторитарный стиль обеспечивает кажущуюся эффективность деятельности и создаёт неблагоприятный психологический климат. При таком стиле задерживается становление всех качеств личности. По данным социологов, именно в таких коллективах формируются невротики. У школьников возникает неадекватный уровень притязаний. В старших классах чаще происходят конфликтные ситуации внутри коллектива, между учениками и учителями, отсутствует взаимопонимание и дружба. 2. Попустительский («плывущий плот») — анархический, попустительский Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально. Он самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете тут не может быть и речи. При попустительском стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. 3. Демократический («возвращающийся бумеранг») Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива, учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого. Учитель хочет наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности. Основные способы общения такого учителя — просьба, совет, информация. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что учащиеся принимают активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и её организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определённую терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель. 4. Общение-увлечение В основе этого стиля — единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлечённость совместным с учащимися творческим поиском — результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени — его отношения к педагогической деятельности в целом. Такой стиль общения был характерен для деятельности В. А. Сухомлинского. На этой основе сформировал свою систему взаимоотношений с детьми В. Ф. Шаталов. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлечённость общим делом — источник дружественности. А дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлечённый поиск. Анализируя систему взаимоотношений педагога с воспитанниками, А. С. Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой — соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определённый тон в отношениях педагога с коллективом. Размышляя о вариантах взаимоотношений воспитателя с детьми, А. С. Макаренко отмечал: «Во всяком случае, никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т. п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми». Подчёркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений педагога и воспитанников, необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на всём ходе учебно-воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений). Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми. 5. Общение-дистанция Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в ученической и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведёт к педагогическим неудачам. Авторитет должен завоёвываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку. 6. Общение-устрашение Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан, в основном, с неумением организовать продуктивное общение на основе увлечённости совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идёт по линии наименьшего сопротивления, выбирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем её проявлении. В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создаёт коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, а наоборот, регламентирует её, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности. 7. Заигрывание По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешёвый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой — отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности. Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате: а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач; б) отсутствия навыков общения; в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками. Не подлежит сомнению, что наиболее желателен и благоприятен демократический стиль взаимодействия педагога с учащимися. Демократический стиль — это основа и условие эффективного взаимодействия с коллективом в целом и с каждым его членом в отдельности. В опыте педагогов-новаторов мы наблюдаем перестройку в сторону демократизации взаимоотношений преподавателя с учениками. Демократизация — это творческий и деловой подход с учётом научных рекомендаций, конкретных задач и условий. Проблеме демократизации взаимоотношений в структурах образования придают особое значение. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность учителя. Если мы хотим научить человека общению, то и учить этому надо в условиях общения. Обучение методически должно быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу общения. Достичь максимального результата можно, лишь создав психологический комфорт. Только в этом случае возможно формирование навыков и умений. Однако думающий педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность, должен обращать особое внимание на то, какие способы взаимодействия и общения являются для него более типичными. Он должен владеть навыками самодиагностики, без чего не может быть сформирован стиль общения, органичный ему, адекватный его психофизическим параметрам, отвечающий задачам личностного роста педагога и учеников. В результате многочисленных исследований и экспериментов психологии педагоги советуют учителям развивать коммуникативные способности и личностные профессионально-значимые качества: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержку и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейную убеждённость, инициативность, искренность, коллективизм, политическую сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическую эрудицию, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность. Этот общий перечень качеств составляет психологический портрет идеального учителя. Его сердцевиной являются собственно личностные качества — направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «я». Оптимальные характеристики качества личности педагога (по трём важным аспектам) 1. Психологические черты личности как индивидуальности: а) сильный, уравновешенный тип нервной системы; б) тенденция к лидерству; в) уверенность в себе; г) требовательность; д) добросердечность и отзывчивость; е) гипертимность. 2. Педагог в структуре межличностных, отношений: а) преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами; б) незначительные конфликты только по принципиальным вопросам; в) нормальная самооценка; г) стремление к сотрудничеству с коллегами; д) уровень изоляции в коллективе равен нулю. 3. Профессиональные черты личности преподавателя: а) широкая эрудиция и свободное изложение материала; б) умение учитывать психологические возможности учащихся; 2. Педагог в структуре межличностных, отношений: а) преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами; б) незначительные конфликты только по принципиальным вопросам; в) нормальная самооценка; г) стремление к сотрудничеству с коллегами; д) уровень изоляции в коллективе равен нулю. 3. Профессиональные черты личности преподавателя: а) широкая эрудиция и свободное изложение материала; б) умение учитывать психологические возможности учащихся; в) темп речи — 120–130 слов в минуту, чёткая дикция, общая и специальная грамотность; г) элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты; д) обращение к учащимся по именам; е) мгновенная реакция на ситуацию, находчивость; ж) умение чётко формулировать конкретные цели; з) умение организовать всех учащихся сразу; и) проверяет степень понимания учебного материала. |
Методические рекомендации для студентов заочного обучения по дисциплине «Психология общения» Ния на современном этапе. Методические основы понимания категории общения. Социально психологическая природа общения. Основные закономерности... | Профессиональная культура общения Познакомить учащихся с основными требованиями, предъявляемыми к культуре речи и изучить правила профессионального общения парикмахера... | ||
Конспект, отзыв Разговорная речь, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы, их основные... | Таблицы (стиль Таб-заг) Набор статьи следует выполнять непосредственно в данном шаблоне, используя стили (стили – не изменять!) | ||
Правила и нормы общения в коллективе. Усвоение правил и норм общения.... Общение как категория психологии, как одна и важнейших фаз формирования личности младшего школьника | 1 Основные закономерности процесса общения Психология общения: Учебно-методическое рекомендации по проведению семинарских и практических занятий. – Барнаул.: Гоу впо бюи мвд... | ||
Методические рекомендации по анализу и самоанализу урока (для студентов)... Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов педагогического колледжа | Методическая разработка на тему: «Особенности педагогического общения... «Особенности педагогического общения с учащимися младшего школьного возраста на уроках фортепиано» | ||
А. И. Власенков // Методические рекомендации к учебнику «Русский... «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков // Методические рекомендации к учебнику... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выполнять Устав оу, решения Педагогического Совета, Правила внутреннего распорядка, Инструкции по охране труда, требования администрации... | ||
Стили в интерьере Рабочая программа по учебной дисциплине «Стили в интерьере» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62 «Дизайн» на... | Лекция №3. Функциональные стили русского языка (продолжение) Стили художественной литературы Котюрова М. П. Лингвистическое выражение связности речи в научном стиле (сравнительно с художественным) : Автореферат диссертации... | ||
Методические рекомендации по написанию и защите выпускных квалификационных работ Печатается по рекомендации Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования | Конспект урока " Русский литературный язык и его стили". (9 класс)... Цель: научить различать стили литературного языка, развивать устную и письменную речь учащихся, воспитать любовь и уважение к русскому... | ||
И. И. Балдухаева Методические рекомендации по изучению дисциплины Дисциплина включает основные понятия культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения, расширяет представление о русском языке... | Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» Допущено мо РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10-11 классов при организации изучения предмета... |