2 Стили педагогического общения. Рекомендации и правила





Название2 Стили педагогического общения. Рекомендации и правила
страница1/7
Дата публикации30.09.2014
Размер0.74 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7
Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………. 2

  2. Стили педагогического общения. Рекомендации и правила………….....3

  3. Гендерные различия подростков……………………………………….…14

  4. Выход из конфликтной ситуации…………………………………………18

  5. «Дисциплина - это наказание или обученность порядку?»……………..25

  6. Влияние компьютера на психику ребёнка. Cоветы родителям………...31

  7. Зависть — созидатель или разрушитель? Классный час………………..43

  8. Пути эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями ………………………………………………………………….. 52


Введение
Вам поручили классное руководство. Хорошо это или плохо? Это ответственно. Классный руководитель – школьная мама (школьный папа), причем многодетная (-ый). Каждому ребенку надо уделить внимание, уметь выслушать, понять, помочь при необходимости. Очень важен стиль отношений с воспитанниками, определяемый, прежде всего личностью самого классного руководителя, системой его педагогических приемов и способов взаимодействия с учениками. Хороший контакт с родителями учащихся и активное привлечение их к участию в воспитательном процессе будет способствовать развитию классного коллектива (его сплоченности, желанию вместе общаться в свободное время и т.д.), повышению учебной мотивации, росту уровня воспитанности учащихся. Быть хорошим классным руководителем – это призвание. Ваша трудовая деятельность только начинается, и мы вам желаем успехов в этом интересном и увлекательном занятии!

Стили педагогического общения.

Рекомендации и правила

Г. А. Качан,

учитель, МБОУ гимназия № 25, г. Краснодар

Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала говорит о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности и о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

Цели и задачи:

  1. сформировать представления о педагогическом общении, его функциях, структуре;

  2. ознакомить учителей со стилями отношения, руководства (взаимодействия), общения;

  3. осмыслить ситуации педагогического общения.

Оборудование: проектор, презентация, методика определения индивидуального стиля руководства.

Основные понятия: педагогическое общение, стили общения (авторитарный, демократический, либеральный).

Система образования на современном этапе её развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, а также к их творческой индивидуальности.

Важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника является общение учителя и ученика на уроке, во внеклассной работе, на досуге.

Стандартная ситуация: учитель, стремясь повысить уровень знаний и улучшить дисциплину на уроке, выбирает путь борьбы против учеников, пытается подчинить их своей воле, часто забывая о таком понятии, как личность. В результате возникает конфликтная ситуация, и как следствие — ученики отвергают требования учителей и школы.

Всё в школе зависит от учителя, от его умения наладить со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения.

Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.

Стиль общения — это индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся.

Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левином. Основные стили выделил В. А. Кан-Калик.

В наши дни выделяют много стилей общения, но давайте остановимся на самых распространённых.

Стили общения

1. Авторитарный

2. Попустительский

3. Демократический

4. На основе увлечённости

5. Общение-дистанция

6. Общение-устрашение

7. Заигрывание

1. Авторитарный («разящие стрелы»)

Учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся. Основные формы взаимодействия — приказ, указание, инструкция, выговор. Даже благодарность звучит как команда.

Учитель высмеивает того, кто совершил ошибку. В его отсутствие вся учебная и внеклассная работа сначала замедляется, а потом совсем прекращается.

Учитель изъясняется коротко, практически всегда начальственным тоном. Авторитарный стиль обеспечивает кажущуюся эффективность деятельности и создаёт неблагоприятный психологический климат. При таком стиле задерживается становление всех качеств личности. По данным социологов, именно в таких коллективах формируются невротики. У школьников возникает неадекватный уровень притязаний. В старших классах чаще происходят конфликтные ситуации внутри коллектива, между учениками и учителями, отсутствует взаимопонимание и дружба.

2. Попустительский («плывущий плот») — анархический, попустительский

Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально.

Он самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете тут не может быть и речи. При попустительском стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.

3. Демократический («возвращающийся бумеранг»)

Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива, учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого.

Учитель хочет наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности. Основные способы общения такого учителя — просьба, совет, информация. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что учащиеся принимают активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и её организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определённую терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

4. Общение-увлечение

В основе этого стиля — единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлечённость совместным с учащимися творческим поиском — результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени — его отношения к педагогической деятельности в целом. Такой стиль общения был характерен для деятельности В. А. Сухомлинского. На этой основе сформировал свою систему взаимоотношений с детьми В. Ф. Шаталов. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлечённость общим делом — источник дружественности. А дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлечённый поиск. Анализируя систему взаимоотношений педагога с воспитанниками, А. С. Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой — соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определённый тон в отношениях педагога с коллективом.

Размышляя о вариантах взаимоотношений воспитателя с детьми, А. С. Макаренко отмечал: «Во всяком случае, никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т. п.

С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми». Подчёркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений педагога и воспитанников, необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на всём ходе учебно-воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений). Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

5. Общение-дистанция

Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в ученической и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведёт к педагогическим неудачам.

Авторитет должен завоёвываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку.

6. Общение-устрашение

Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан, в основном, с неумением организовать продуктивное общение на основе увлечённости совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идёт по линии наименьшего сопротивления, выбирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем её проявлении. В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно.

В сущности своей оно не только не создаёт коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, а наоборот, регламентирует её, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.

7. Заигрывание

По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешёвый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой — отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате:

а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач;

б) отсутствия навыков общения;

в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками.

Не подлежит сомнению, что наиболее желателен и благоприятен демократический стиль взаимодействия педагога с учащимися. Демократический стиль — это основа и условие эффективного взаимодействия с коллективом в целом и с каждым его членом в отдельности.

В опыте педагогов-новаторов мы наблюдаем перестройку в сторону демократизации взаимоотношений преподавателя с учениками.

Демократизация — это творческий и деловой подход с учётом научных рекомендаций, конкретных задач и условий. Проблеме демократизации взаимоотношений в структурах образования придают особое значение. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность учителя.

Если мы хотим научить человека общению, то и учить этому надо в условиях общения. Обучение методически должно быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу общения. Достичь максимального результата можно, лишь создав психологический комфорт. Только в этом случае возможно формирование навыков и умений.

Однако думающий педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность, должен обращать особое внимание на то, какие способы взаимодействия и общения являются для него более типичными. Он должен владеть навыками самодиагностики, без чего не может быть сформирован стиль общения, органичный ему, адекватный его психофизическим параметрам, отвечающий задачам личностного роста педагога и учеников. В результате многочисленных исследований и экспериментов психологии педагоги советуют учителям развивать коммуникативные способности и личностные профессионально-значимые качества: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержку и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейную убеждённость, инициативность, искренность, коллективизм, политическую сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическую эрудицию, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность.

Этот общий перечень качеств составляет психологический портрет идеального учителя. Его сердцевиной являются собственно личностные качества — направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «я».

Оптимальные характеристики качества личности педагога (по трём важным аспектам)

1. Психологические черты личности как индивидуальности:

а) сильный, уравновешенный тип нервной системы;

б) тенденция к лидерству;

в) уверенность в себе;

г) требовательность;

д) добросердечность и отзывчивость;

е) гипертимность.

2. Педагог в структуре межличностных, отношений:

а) преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами;

б) незначительные конфликты только по принципиальным вопросам;

в) нормальная самооценка;

г) стремление к сотрудничеству с коллегами;

д) уровень изоляции в коллективе равен нулю.

3. Профессиональные черты личности преподавателя:

а) широкая эрудиция и свободное изложение материала;

б) умение учитывать психологические возможности учащихся;

2. Педагог в структуре межличностных, отношений:

а) преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами;

б) незначительные конфликты только по принципиальным вопросам;

в) нормальная самооценка;

г) стремление к сотрудничеству с коллегами;

д) уровень изоляции в коллективе равен нулю.

3. Профессиональные черты личности преподавателя:

а) широкая эрудиция и свободное изложение материала;

б) умение учитывать психологические возможности учащихся;

в) темп речи — 120–130 слов в минуту, чёткая дикция, общая и специальная грамотность;

г) элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты;

д) обращение к учащимся по именам;

е) мгновенная реакция на ситуацию, находчивость;

ж) умение чётко формулировать конкретные цели;

з) умение организовать всех учащихся сразу;

и) проверяет степень понимания учебного материала.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2 Стили педагогического общения. Рекомендации и правила iconМетодические рекомендации для студентов заочного обучения по дисциплине «Психология общения»
Ния на современном этапе. Методические основы понимания категории общения. Социально психологическая природа общения. Основные закономерности...
2 Стили педагогического общения. Рекомендации и правила iconПрофессиональная культура общения
Познакомить учащихся с основными требованиями, предъявляемыми к культуре речи и изучить правила профессионального общения парикмахера...
2 Стили педагогического общения. Рекомендации и правила iconКонспект, отзыв
Разговорная речь, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы, их основные...
2 Стили педагогического общения. Рекомендации и правила iconТаблицы (стиль Таб-заг)
Набор статьи следует выполнять непосредственно в данном шаблоне, используя стили (стили – не изменять!)
2 Стили педагогического общения. Рекомендации и правила iconПравила и нормы общения в коллективе. Усвоение правил и норм общения....
Общение как категория психологии, как одна и важнейших фаз формирования личности младшего школьника
2 Стили педагогического общения. Рекомендации и правила icon1 Основные закономерности процесса общения
Психология общения: Учебно-методическое рекомендации по проведению семинарских и практических занятий. – Барнаул.: Гоу впо бюи мвд...
2 Стили педагогического общения. Рекомендации и правила iconМетодические рекомендации по анализу и самоанализу урока (для студентов)...
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов педагогического колледжа
2 Стили педагогического общения. Рекомендации и правила iconМетодическая разработка на тему: «Особенности педагогического общения...
«Особенности педагогического общения с учащимися младшего школьного возраста на уроках фортепиано»
2 Стили педагогического общения. Рекомендации и правила iconА. И. Власенков // Методические рекомендации к учебнику «Русский...
«Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков // Методические рекомендации к учебнику...
2 Стили педагогического общения. Рекомендации и правила iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выполнять Устав оу, решения Педагогического Совета, Правила внутреннего распорядка, Инструкции по охране труда, требования администрации...
2 Стили педагогического общения. Рекомендации и правила iconСтили в интерьере
Рабочая программа по учебной дисциплине «Стили в интерьере» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62 «Дизайн» на...
2 Стили педагогического общения. Рекомендации и правила iconЛекция №3. Функциональные стили русского языка (продолжение) Стили художественной литературы
Котюрова М. П. Лингвистическое выражение связности речи в научном стиле (сравнительно с художественным) : Автореферат диссертации...
2 Стили педагогического общения. Рекомендации и правила iconМетодические рекомендации по написанию и защите выпускных квалификационных работ
Печатается по рекомендации Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования
2 Стили педагогического общения. Рекомендации и правила iconКонспект урока " Русский литературный язык и его стили". (9 класс)...
Цель: научить различать стили литературного языка, развивать устную и письменную речь учащихся, воспитать любовь и уважение к русскому...
2 Стили педагогического общения. Рекомендации и правила iconИ. И. Балдухаева Методические рекомендации по изучению дисциплины
Дисциплина включает основные понятия культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения, расширяет представление о русском языке...
2 Стили педагогического общения. Рекомендации и правила iconМетодические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.»
Допущено мо РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10-11 классов при организации изучения предмета...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск