Скачать 1.31 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ В ОВД ОБЩЕЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ специальность 030501.65 Юриспруденция, специализация - уголовно-правовая специализация – гражданско-правовая Барнаул 2008
Психология общения: Учебно-методическое рекомендации по проведению семинарских и практических занятий. – Барнаул.: ГОУ ВПО БЮИ МВД России, 2008. – 80 с. Автор: доцент кафедры психологии и педагогики в ОВД, кандидат психологических наук, подполковник милиции Клочко Ю.В. В учебно-методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология общения» для студентов общеюридического факультета включены упражнения, задачи и тесты, способствующие выработке ведущих навыков общения, необходимых в профессиональной деятельности юриста. Рекомендовано к использованию в учебном процессе на заседании методического совета Барнаульского юридического института МВД России от «____» __________ 2008 г. Протокол №________ © Барнаульский юридический институт МВД России, 2008 Содержание Введение………………………………………………………….………….……..4 Выписка из тематического плана............................................................................6 Тема 1 Основные закономерности процесса общения. Структура общения…………………………………………………………….…..7 Тема 2 Средства общения и проблема эмоционального самовыражения. . .…..8 Тема 3 Технология коммуникации. Стратегия и тактика общения.….….…....11 Тема 4 Психологические способы воздействия в процессе общения……...….16 Тема 5 Общение в конфликте………………………………………………..…...22 Тема 6 Трудности и дефекты общения……………………………………….…….…...27 Тема 7 Эффективное общение или факторы успешного общения……..……...32 Примерный перечень вопросов на зачет………………….……………………..51 Приложения...………………………………………………………………….......52 введение Общение представляет собой необходимый, существенный аспект всякой деятельности. Именно в процессе общения, и только через него, проявляется сущность человека, достигается взаимопонимание, слаженность при выполнении работы, растет способность прогнозировать поведение друг друга в тех или иных обстоятельствах или, наоборот, возникают конфликты и моральные противоречия, разлад в работе, проявляется неспособность предугадать поведение партнера по общению. Юристы находятся в постоянном контакте друг с другом и с представителями различных слоев населения. Причем эти контакты довольно часто носят конфликтный характер. Это требует глубокого понимания психологических закономерностей общения, владения научно обоснованными способами и приемам взаимодействия с гражданами в самых различных ситуациях. Целью изучения дисциплины «Психология общения» является формирование навыков эффективного профессионального общения и овладение профессионально-нравственной культурой общения, необходимой юристу для квалифицированного выполнения профессиональных обязанностей. Задачами изучения дисциплины «Психология общения» являются:
Место дисциплины «Психология общения» в профессиональной подготовке выпускника ГОУ ВПО БЮИ МВД России определяется ее мировоззренческой значимостью, необходимостью формирования профессионально-нравственной культуры юриста. В результате усвоения учебного материала обучаемые должны: знать:
уметь:
владеть:
Программа курса «Психология общения» рассчитана на 50 часов, из них 16 лекций, 34 семинарских и практических занятий. Итоговой формой контроля является зачет. Обучение осуществляется через различные формы и методы: беседу, индивидуальную и групповую работу, творческую работу, игровые формы и методы. Помимо этого в структуру занятий включается психологическая диагностика, позволяющая самостоятельно студентам определить некоторые индивидуальные особенности (проведение исследования, интерпретация результатов и консультирование студентов по их результатам). При осуществлении контроля качества знания возможна реализация таких форм, как устные и письменные опросы, тесты достижений. Содержанием самостоятельной работы студентов является подготовка докладов и написание рефератов, а также организация и подготовка студентов к участию в олимпиадах, конкурсах и викторинах по дисциплине. Изучение каждой темы дисциплины имеет большую практическую направленность в профессиональной деятельности юриста. ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Тема 1: «ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ. СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ» СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ Задания к семинару Задание 1. Подготовить сообщение о видах общения. Задание 2. Подготовить сообщение на тему «Позиции, стили и роли в общении». Задание 3. Подготовить сообщение на тему «Особенности профессионального общения юриста». Задание 4. Задумайтесь над тем, какое место занимает общение в Вашей жизни. В течение одной недели фиксируйте все межличностные контакты, ситуации общения, в которых Вы учувствовали. Цель наблюдения: Проанализировав полученные результаты, понять то, что в разных ситуациях цели общения, а так же его результаты, эффекты могут быть разными. В одном случае в ходе общения мы узнали что-то совсем новое, в другом – пережили много приятных (не приятных) чувств, эмоций, в третьем - повысили свою самооценку и т. д. Для систематизации и дальнейшего анализа используйте таблицу.
Литература
План семинарского занятия:
|
Методические рекомендации для студентов заочного обучения по дисциплине «Психология общения» Ния на современном этапе. Методические основы понимания категории общения. Социально психологическая природа общения. Основные закономерности... | Тема 2: психологические закономерности возрастного развития детей и подростков Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знать основные закономерности историко- литературного процесса и черты литературных произведений | Тема урока: Основные закономерности биологической эволюции Продолжить развитие умений выделять главное, анализировать информацию, работать с текстом, ясно выражать свои мысли, решать творческие... | ||
Рабочая программа по дисциплине б психология делового общения Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о психологических особенностях, закономерностях процесса... | Основные закономерности наследственности Годовой план можно использовать в виде памятки, содержащей основные данные о различных мероприятиях. Ответственность за описание... | ||
Урок по темам: Подгруппа кислорода» и«Основные закономерности протекания химических реакций» Повторительно-обобщающий урок по темам: Подгруппа кислорода» и «Основные закономерности протекания химических реакций» | Теория социального управления: Монография. К.: Мауп, 1996. 408 с Рассмотрены основные социальные законы и закономерности социального управления, концепции власти и научные школы мирового менеджмента,... | ||
В. Паульман История человечества (глазами политэконома) Основные закономерности функционирования и развития мировой экономики | Программа курса содержание программы раздел 1 переговорный процесс... Отличие переговорного процесса от других форм делового общения. Исследование феноменов переговорного процесса в современной социальной... | ||
«Почвенные беспозвоночные и их влияние на почву» Почвенная зоология и основные закономерности структуры почвенных беспозвоночных 3 стр | И. И. Балдухаева Методические рекомендации по изучению дисциплины Дисциплина включает основные понятия культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения, расширяет представление о русском языке... | ||
Программ цикла б1 Задачей изучения дисциплины является формирования способности понимать движущие силы и закономерности исторического процесса | Тематическое планирование курса «Биология» 9 класс Задачи раздела. Основные закономерности возникновения, развития и поддержания жизни на Земле | ||
Закономерности процесса психодиагностики и консультирования лиц с овз Подготовка рефератов История развития отечественной и зарубежной психодиагностики | Закономерности процесса повторения Сотрудничество с Консультативной группой Экономической Комиссии для Европы ООН (эке оон) 6 |