1 Основные закономерности процесса общения





Название1 Основные закономерности процесса общения
страница1/11
Дата публикации16.03.2015
Размер1.31 Mb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Право > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ В ОВД
ОБЩЕЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
специальность 030501.65 Юриспруденция,

специализация - уголовно-правовая

специализация – гражданско-правовая

Барнаул 2008


ББК 88.5

П-86





Психология общения: Учебно-методическое рекомендации по проведению семинарских и практических занятий. – Барнаул.: ГОУ ВПО БЮИ МВД России, 2008. – 80 с.

Автор: доцент кафедры психологии и педагогики в ОВД, кандидат психологических наук, подполковник милиции Клочко Ю.В.


В учебно-методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология общения» для студентов общеюридического факультета включены упражнения, задачи и тесты, способствующие выработке ведущих навыков общения, необходимых в профессиональной деятельности юриста.


Рекомендовано к использованию в учебном процессе на заседании методического совета Барнаульского юридического института МВД России от «____» __________ 2008 г. Протокол №________
© Барнаульский юридический институт МВД России, 2008
Содержание

Введение………………………………………………………….………….……..4

Выписка из тематического плана............................................................................6

Тема 1 Основные закономерности процесса общения.

Структура общения…………………………………………………………….…..7

Тема 2 Средства общения и проблема эмоционального самовыражения. . .…..8

Тема 3 Технология коммуникации. Стратегия и тактика общения.….….…....11

Тема 4 Психологические способы воздействия в процессе общения……...….16

Тема 5 Общение в конфликте………………………………………………..…...22

Тема 6 Трудности и дефекты общения……………………………………….…….…...27

Тема 7 Эффективное общение или факторы успешного общения……..……...32

Примерный перечень вопросов на зачет………………….……………………..51

Приложения...………………………………………………………………….......52

введение

Общение представляет собой необходимый, существенный аспект всякой деятельности. Именно в процессе общения, и только через него, проявляется сущность человека, достигается взаимопонимание, слаженность при выполнении работы, растет способность прогнозировать поведение друг друга в тех или иных обстоятельствах или, наоборот, возникают конфликты и моральные противоречия, разлад в работе, проявляется неспособность предугадать поведение партнера по общению.

Юристы находятся в постоянном контакте друг с другом и с представителями различных слоев населения. Причем эти контакты довольно часто носят конфликтный характер. Это требует глубокого понимания психологических закономерностей общения, владения научно обоснованными способами и приемам взаимодействия с гражданами в самых различных ситуациях.

Целью изучения дисциплины «Психология общения» является формирование навыков эффективного профессионального общения и овладение профессионально-нравственной культурой общения, необходимой юристу для квалифицированного выполнения профессиональных обязанностей.

Задачами изучения дисциплины «Психология общения» являются:

  1. формирование знаний о психологии общения;

  2. определение значения психологии общения в деятельности юриста;

  3. определение уровня коммуникативной компетентности студентов и создание условий для ее развития.

Место дисциплины «Психология общения» в профессиональной подготовке выпускника ГОУ ВПО БЮИ МВД России определяется ее мировоззренческой значимостью, необходимостью формирования профессионально-нравственной культуры юриста.

В результате усвоения учебного материала обучаемые должны:

знать:

  1. особенности процесса общения, закономерности и средства;

  2. основные понятия из курса «Психология общения»;

  3. специфику и психологических особенностей профессионального общения юриста;

  4. сущность, структуру и функции общения;

уметь:

  1. определять правомерность психического воздействия на человека в своей профессиональной деятельности;

  2. быстро устанавливать психологический контакт с незнакомыми людьми и располагать их к себе;

  3. оказывать психологическое воздействие на людей при осуществлении оперативно-служебной деятельности;

  4. в процессе общении уметь слушать других людей;

  5. преодолевать психологические барьеры в общении;

  6. применять правила общения в отношениях с коллегами, руководителем и гражданами.

  7. понимать внутренний мир человека, его мысли, чувства и настроения по вербальным и невербальным признакам;

владеть:

  1. приемами установления психологического контакта;

  2. правилами общения с коллегами, руководителем и гражданами;

  3. правилами интервьюирования (техника активного слушания: поддержка, уяснение, комментирование);

  4. правилами ролевого поведения.

Программа курса «Психология общения» рассчитана на 50 часов, из них 16 лекций, 34 семинарских и практических занятий. Итоговой формой контроля является зачет. Обучение осуществляется через различные формы и методы: беседу, индивидуальную и групповую работу, творческую работу, игровые формы и методы. Помимо этого в структуру занятий включается психологическая диагностика, позволяющая самостоятельно студентам определить некоторые индивидуальные особенности (проведение исследования, интерпретация результатов и консультирование студентов по их результатам).

При осуществлении контроля качества знания возможна реализация таких форм, как устные и письменные опросы, тесты достижений. Содержанием самостоятельной работы студентов является подготовка докладов и написание рефератов, а также организация и подготовка студентов к участию в олимпиадах, конкурсах и викторинах по дисциплине.

Изучение каждой темы дисциплины имеет большую практическую направленность в профессиональной деятельности юриста.
ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов по видам занятий

Виды использ. ТСО, наглядных пособий, телевидения, кино и др.

Наименование дисц. и номера тем, которые должны быть изучены до данной темы

Приме-чание

Л.

СЗ

ПЗ

Др.

1.



Основные закономерности процесса общения. Структура общения.

6

4

2




5


ММП


Психология и педагогика.






2.



Средства общения и проблема эмоционального самовыражения.

10

2

2

6

10


ММП

Психология и педагогика.





3.



Технология коммуникации. Стратегия и тактика общения.

8

2

2

4

5


ММП

Психология и педагогика.





4.



Психологические способы воздействия в процессе общения.

8

2

2

4

10


ММП

Психология и педагогика.





5

Общение в конфликте.

6

2

2

2

5

ММП

Психология и педагогика.





6

Трудности и дефекты общения.

6

2




4

5

ММП

Психология и педагогика.





7

Эффективное общение или факторы успешного общения.

6

2




4

10


ММП

Психология и педагогика.








Сам. работа













50













Зачет




























Всего часов:

50

16

10

24














Тема 1: «ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ.

СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ»
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Задания к семинару

Задание 1. Подготовить сообщение о видах общения.

Задание 2. Подготовить сообщение на тему «Позиции, стили и роли в общении».

Задание 3. Подготовить сообщение на тему «Особенности профессионального общения юриста».

Задание 4. Задумайтесь над тем, какое место занимает общение в Вашей жизни. В течение одной недели фиксируйте все межличностные контакты, ситуации общения, в которых Вы учувствовали.

Цель наблюдения: Проанализировав полученные результаты, понять то, что в разных ситуациях цели общения, а так же его результаты, эффекты могут быть разными. В одном случае в ходе общения мы узнали что-то совсем новое, в другом – пережили много приятных (не приятных) чувств, эмоций, в третьем - повысили свою самооценку и т. д.

Для систематизации и дальнейшего анализа используйте таблицу.

Критерии для наблюдения и оценки

Дни

1

3

4

5

6

7

8

С кем общался






















Предмет общения






















Кто инициатор






















Личностная значимость (по 10-бальной шкале, 10-максимальная оценка, 1-минимальная)






















Моя удовлетворенность






















Предполагаемая удовлетворенность других участников общения






















Моя включенность






















Степень моей активности






















Степень моей заинтересованности






















Уровень конфликтности, напряженности






















Литература

  1. Аминов И.И. Психология делового общения: учеб. пособие - 3-е изд., стереотип. - М.: Омега-Л, 2006. - 304 с.

  2. Демарэ Энн. Первое впечатление: знаете ли вы, как воспринимают вас окружающие? - М.: Издательский дом "Вильямс", 2006. - 320 с.

  3. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь: энциклопедия.- М.: АСТ, 2004. - 479 с.

  4. Кожухарь Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении //Вопросы психологии. - 2006. - № 2. - С. 3 - 13

  5. Крижанская Ю.С. Грамматика общения - 3-е изд.. - М.: Смысл 2005. - 80 с.

  6. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: учеб. под ред. : - 5-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 415 с.

  7. Леонтьев А. А. Психология общения: Учеб. пособ - 3-е издание. - М.: Смысл: Академия, 2005. - 368 с.

План семинарского занятия:

  1. Значение общения для человека. Роль и интенсивность общения в современном обществе. Анализ полученных результатов наблюдения.

  2. Структура, сущность и виды общения.

  3. Функции общения. Уровни общения.

  4. Средства общения. Правила использования средств общения юристами в профессиональной деятельности.

  5. Познание в процессе межличностного общения.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 Основные закономерности процесса общения iconМетодические рекомендации для студентов заочного обучения по дисциплине «Психология общения»
Ния на современном этапе. Методические основы понимания категории общения. Социально психологическая природа общения. Основные закономерности...
1 Основные закономерности процесса общения iconТема 2: психологические закономерности возрастного развития детей и подростков
Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72
1 Основные закономерности процесса общения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать основные закономерности историко- литературного процесса и черты литературных произведений
1 Основные закономерности процесса общения iconТема урока: Основные закономерности биологической эволюции
Продолжить развитие умений выделять главное, анализировать информацию, работать с текстом, ясно выражать свои мысли, решать творческие...
1 Основные закономерности процесса общения iconРабочая программа по дисциплине б психология делового общения
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о психологических особенностях, закономерностях процесса...
1 Основные закономерности процесса общения iconОсновные закономерности наследственности
Годовой план можно использовать в виде памятки, содержащей основные данные о различных мероприятиях. Ответственность за описание...
1 Основные закономерности процесса общения iconУрок по темам: Подгруппа кислорода» и«Основные закономерности протекания химических реакций»
Повторительно-обобщающий урок по темам: Подгруппа кислорода» и «Основные закономерности протекания химических реакций»
1 Основные закономерности процесса общения iconТеория социального управления: Монография. К.: Мауп, 1996. 408 с
Рассмотрены основные социальные законы и закономерности социального управления, концепции власти и научные школы мирового менеджмента,...
1 Основные закономерности процесса общения iconВ. Паульман История человечества (глазами политэконома)
Основные закономерности функционирования и развития мировой экономики
1 Основные закономерности процесса общения iconПрограмма курса содержание программы раздел 1 переговорный процесс...
Отличие переговорного процесса от других форм делового общения. Исследование феноменов переговорного процесса в современной социальной...
1 Основные закономерности процесса общения icon«Почвенные беспозвоночные и их влияние на почву»
Почвенная зоология и основные закономерности структуры почвенных беспозвоночных 3 стр
1 Основные закономерности процесса общения iconИ. И. Балдухаева Методические рекомендации по изучению дисциплины
Дисциплина включает основные понятия культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения, расширяет представление о русском языке...
1 Основные закономерности процесса общения iconПрограмм цикла б1
Задачей изучения дисциплины является формирования способности понимать движущие силы и закономерности исторического процесса
1 Основные закономерности процесса общения iconТематическое планирование курса «Биология» 9 класс
Задачи раздела. Основные закономерности возникновения, развития и поддержания жизни на Земле
1 Основные закономерности процесса общения iconЗакономерности процесса психодиагностики и консультирования лиц с овз
Подготовка рефератов История развития отечественной и зарубежной психодиагностики
1 Основные закономерности процесса общения iconЗакономерности процесса повторения
Сотрудничество с Консультативной группой Экономической Комиссии для Европы ООН (эке оон) 6


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск