Скачать 465.62 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА г. ИРКУТСКА» И.И. Балдухаева Методические рекомендации по изучению дисциплины ОГСЭ.3 Русский язык и культура речи для студентов заочной формы обучения
2013 ОГЛАВЛЕНИЕ:
2.1. Теоретико-методический раздел ……………………………………4
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл. Основная цель курса – повышение уровня культуры речи будущих специалистов по физической культуре. Дисциплина включает основные понятия культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения, расширяет представление о русском языке и его возможностях, знакомит с особенностями звучащей речи, с невербальными средствами общения, обучает правилам речевого этикета. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - пользоваться функциональными стилями для составления служебной документации (заявление, резюме, доверенность, объяснительная записка), составления рекламы, связных текстов разного типа; - использовать лексику (в том числе омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова) и фразеологию в профессиональной деятельности; - употреблять формы различных частей речи; - пользоваться справочной литературой; знать: - особенности языка и речи (устной и письменной, её качества); - нормы современного русского литературного языка; - правила речевого этикета и спора; - особенности русской фонетики, орфоэпии, графики и орфографии; - способы словообразования; - основные единицы синтаксиса и правила русской пунктуации. 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2.1. Теоретико-методический раздел Раздел I: Язык и речь Тема 1.1. Введение в предмет: Цели и задачи предмета. Три аспекта культуры речи. Низший и высший уровни речевой культуры человека. Практическая работа: Ответьте на вопрос: Почему владение высшим уровнем культуры речи влияет на профессиональную деятельность человека? Тема 1.2. Общение как социальное явление: Общение как вид самостоятельной деятельности и коммуникации. Условия общения. Значение общения. Самостоятельная работа: 1. Конспектирование: Культура профессиональной речи (Культура русской речи: Учебник для вузов / Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М.: Норма, 2005; стр. 170 – 193). Тема 1.3. Язык и речь: Язык – средство человеческого общения. Возникновение языка, формы, функции и специфика его существования. Речь – разновидность языка, особенности устной и письменной речи. Самостоятельная работа: Написать речь: В здоровом теле здоровый дух! Тема 1.4. Коммуникативные качества речи: Коммуникативные качества речи: Свойства речи, позволяющие организовать эффективное общение: точность, понятность, чистота речи, богатство, образность и выразительность. Самостоятельная работа: Зашифровать в ребус вид спорта (по выбору). Тема 1.5. Национальный и литературный язык: Русский национальный и литературный язык: структура национального языка, литературный язык как его составляющая, особенности литературного языка. Социальная и территориальная дифференциация языка. Практическая работа: Ответьте на вопрос: Чем различаются язык национальный и литературный? Раздел II: Норма, её динамика и вариативность Тема 2.1. Литературные нормы русского языка: Языковая норма – явление историческое. Формирование норм литературного языка: акцентологические, орфоэпические, морфологические, орфографические, лексические, синтаксические. Самостоятельная работа: Нормы современного русского литературного языка (приложение 1). Раздел III: Речевой этикет Тема 3.1. Особенности русского речевого этикета: Речевой этикет: назначение, формулы и обращение в русском речевом этикете; комплемент. Практическая работа: Подготовить сообщение «Особенности этикета у народов мира» (по предложению педагога). Тема 3.2. Искусство спора: общая характеристика, стратегия и тактика спора, социально-психологические аспекты спора. Допустимые, недопустимые, психологические уловки. Самостоятельная работа: Составление развёрнутого плана: «Культура телефонного разговора» (Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 358 с. Серия : Бакалавр. Стр. 339 – 344). Тема 3.3. Невербальные средства общения: значение мимики и жестикуляции (механические, указательные, изобразительные, символические, звуковые жесты). Внеязыковые факторы: визуальные, акустические, тактильные. Самостоятельная работа: 1. Выполнить задания: Невербальные средства общения (приложение 2). 2. Конспектирование: «Технические средства информирования» (Русский язык и культура речи: Учебник / под ред. В.И. Максимова. Изд. 2-е, стер. – М.: Гардарики, 2004. стр. 215 – 244). Раздел IV: Функциональные стили Тема 4.1. Функциональные стили русского литературного языка: Многофункциональность языка. Научный стиль: особенности и разновидности стиля. Лексика, морфология, синтаксис научного стиля. Реферат. Доклад. Практическая работа: Ответьте на вопросы: 1. Чем объясняется многофункциональность языка? 2. Особенности лексики научного стиля. Тема 4.2. Официально-деловой стиль: задачи стиля, черты, особенности: клише, штампы, усугублённая норма. Жанры-полилоги (собрание, совещание, переговоры, интервью); телефонный разговор; оценка деловых контактов. Самостоятельная работа: Составьте заявление, резюме, доверенность, объяснительная записка. Тема 4.3. Публицистический стиль: функции стиля, жанры, сфера использования. Лексические, морфологические, синтаксические особенности. Самостоятельная работа: Напишите: 1. Заметку о проведении спортивного мероприятия в колледже; 2. Очерк на тему «Язык что одежда». Тема 4.4. Стиль художественной литературы. Лингвистика текста. Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Речевые формы текста (монолог, диалог). Самостоятельная работа: Составить связный текст художественного стиля на тему «Здоровый образ жизни». Тема 4.5. Разговорный стиль: основная функция, формы существования, особенности лексики (экспрессивный её характер). Самостоятельная работа: 1) «Типография»: составьте из слова «барахлишко» максимального количества слов; 2) «Где лежит?»: найдите предмет, задав как можно меньше вопросов; 3) Подбор разговорных синонимов к словам: много; глупый 4) Успешность диалога зависит от многих факторов. Распределите данные слова и словосочетания на постоянные и переменные: воспитанность, интерес к предмету речи, эрудиция, отношение к собеседнику, цели диалога, возраст, социальное положение, пол, физическое состояние на момент речи, осведомлённость в предмете разговора, темперамент, образование. Например: постоянные факторы – национальная специфика речи; переменные факторы – настроение в момент речи. 5) Прочитайте приёмы контроля над речевой агрессией. Выберите, на ваш взгляд, самые эффективные, объясните свой выбор: - игнорирование грубости или бестактности; - переключение внимания; - положительные оценочные высказывания; - открытое словесное порицание; - шутка; - убеждение. Самостоятельная работа: Составить примеры письменной формы разговорного стиля. Раздел V: Лексика и фразеология Тема 5.1. Словарная система русского языка: Слово, его назначение в речи. Особенности лексики русского языка: использование паронимов, антонимов, синонимов, омонимов. Активный и пассивный словарь (историзмы, архаизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, канцеляризмы). Самостоятельная работа:
2. Укажите особенности заимствованных слов в русском языке. Лексические нормы. (Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд. 12-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. стр. 140 – 149; 153 – 157). Тема 5.2. Фразеология русского языка: Фразеологизмы, их использование в речи. Пословицы, поговорки, крылатые выражения. Самостоятельная работа: 1. Подберите синонимы к фразеологическим оборотам: Не сносить головы (угроза); Ни жив ни мёртв (страх); Без оглядки (быстро). 2. Продолжите пословицы и поговорки: - готовь телегу зимой, …; - утро … мудренее; - от А до …; - от Альфа …; - нет худа …; - не было бы счастья, …; - небо и …; - ни жив …; - и стар …; - сытый … не разумеет. 3. Используя фразеологизмы, дать себе объективную характеристику. Составьте связный текст 5 – 6 предложений, в каждом употребите фразеологизм. 4. Используя фразеологизмы: похвалите ученика, укорите ученика. 5. Назовите фразеологизмы, относящиеся к спорту. Раздел VI: Лексикография Тема 6.1. Словари русского языка: Значение словарей в жизни человека. Лексикография, словарная статья, типы словарей: толковые, орфографические, орфоэпические, семонимические (синонимов, антонимов, омонимов), фразеологические, этимологические. Самостоятельная работа: Найти этимологию 10 слов (см. этимологические словари). Раздел VII: Фонетика. Орфоэпия. Графика Тема 7.1. Фонетика: речевой аппарат, понятие о звуках, ударение, интонация, фонетические единицы. Практическая работа: 1. Ответьте на вопросы викторины: «Коварная викторина про слова»: - В состав какого молочного продукта входит коровий рог? - Какое животное ходит во фраке? - Какое средство передвижения можно моментально вырезать из скатерти? - Как из ствола дерева без единого инструмента сделать стол? - В каком цветочке разместилась целая страна? - Какая река течёт от буквы «А» до буквы «Я»? - Какая часть линейки быстро тает на солнце? - Какой овощ нужен обязательно для изготовления каблуков? - Где всегда прячется лев: справа или слева от вас? - Какое очень опасное устройство вмонтировано в иллюминаторы кораблей и самолётов? - Какое нежное, сладкое фруктовое лакомство входит в состав железа? - Кто всегда живёт во дворце? - Что нужно поменять местами в карете, чтобы она смогла летать? - С какой рыболовной снастью всегда ходит оленевод? - В каком учебном заведении без перерыва, круглые сутки звучит гимн? - Как зовут каждую из 3 очень упрямых девочек, одна из которых не выходит из комнаты, другая из квартиры, третья – с веранды? - Какая часть тела человека находится в воротнике одежды? - Какое водопроводное устройство спрятано внутри подушки? - Какое огромное животное, растянувшись, занимает больше половины Китая? - Какое крупное рогатое животное целиком помещается во внутренностях червяка? - В каком южном фрукте помещается человек? - Какие 2 буквы могут мгновенно превратить бегущего лыжника в камень? - Какие животные постоянно живут в волосах даже самого чистоплотного человека? - Как одной крошкой накормить досыта семью? - Что занимает ровно половину любого острова? - Какое животное обязательно есть в каждом посёлке мира? 2. Произведите фонетический разбор слов: 1 вариант – яма, лестница, города, счёт, просьба; 2 вариант – ягода, солнце, холода, косьба, верёвка. 3. Запишите по 10 слов в каждый из 3 столбиков: 1) звуков меньше, чем букв, 2) букв меньше, чем звуков, 3) количество букв и звуков одинаково. 4. Придумайте частушки, которые оканчивались бы словами: глаз не открывается, брови осыпаются, уши развеваются. 5. Скажите фразу «Рад вас видеть» с разной интонацией: с восторгом, с ненавистью, с испугом, с завистью. Тема 7.2. Графика: Особенности русской графики, морфологический, фонетический, дифференцирующий принципы написания. Самостоятельная работа: 1. Напишите по 10 заимствованных слов, где: 1) согласные перед Е произносятся твёрдо, 2) согласный перед Е произносится мягко. 2. Поставьте ударение в словах: августовский, алкоголь, алфавит, баловать, бензопровод, бомбардировать, вероисповедование, газированный, газопровод, давнишний, договор, забронировать (закрепить), забронировать (покрыть бронёй), завидно, инструкторы, красивее, мальчиковый, обеспечение, осведомить, принудить, сирота, умерший, ходатайство, щавель, языковая (колбаса), языковая (система). 3. Поставьте ударение, дайте толкование словам: альтернатива, амбиция, аналог, апелляция, бартер, брифинг, депортация, имидж, консенсус, корифей, ноу-хау. 4. Используя принцип оглушения, придумайте 4-стишие со словами: клад – брат, раб – араб; раз – час, Олег – век; снег – рек, друг – звук. 5. В данных словах выделите ударный слог, составьте с ними предложения: Диспансер, звонишь, километр, обеспечение, облегчить, принудить, таможня, средства. Тема 7.3. Орфоэпия: Произносительные нормы. Практическая работа: 1.Отгадайте пары слов, отличающиеся только одной буквой: С буквой А – жужжу, верчусь, с Я – девчонкой становлюсь (юла – Юля). С буквой Б – я одноногий, и стою я у дороги. А без Б – ног аж четыре, и стою в твоей квартире (– ). С буквой Д – вас в дом пускает, с буквой З – рычит, кусает ( – ). С буквой В – я часть рубашки, а без В – я часть Наташки ( –). С буквой Т – это символ защиты, а без Т – вам в тарелки налиты ( – ). С буквой Р – помощник-автомат, труд любой он облегчить вам рад. С буквой Х – его имеет слон, знаменит длиной своею он (–). С буквой Р – я задом пячусь, с буквой М – я в булке прячусь (– ). С буквой К – плюёт на червячка, а без К – на кончике крючка ( – ). С буквой Б – я ёмкость для солений, с буквой Т – в конце я предложений ( –). 2. Назовите литературные произведения, их авторов, где присутствуют светящиеся предметы, например: «Огниво» - Г.Х. Андерсен. 3. Составьте и запишите диалог: обезьяна с её хвостом; крокодил с больным зубом; медведь с ежом, которого он проглотил; замок с ключом; мыло с мочалкой; ухо с серёжкой. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Административная... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В... «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с | Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии | Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для курсовой... Лапутина, О. А. Организация производства и предпринимательства в апк: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания... | Методические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной... Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... Лапутина, О. А. Маркетинг: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф... | Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... Лапутина, О. А. Менеджмент: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания... Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии» | Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | ||
Методические указания по изучению дисциплины для курсантов, слушателей... Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей фкультета заочного обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии |