И. И. Балдухаева Методические рекомендации по изучению дисциплины





Скачать 465.62 Kb.
НазваниеИ. И. Балдухаева Методические рекомендации по изучению дисциплины
страница1/4
Дата публикации04.01.2015
Размер465.62 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА г. ИРКУТСКА»

И.И. Балдухаева

Методические рекомендации по изучению дисциплины


ОГСЭ.3 Русский язык и культура речи
для студентов заочной формы обучения




СОГЛАСОВАНО:

Председатель ПЦК гуманитарных и социально - экономических дисциплин

________________ Е.В. Косова

Протокол № ___________________

от «___» ________________ 2013 г.


2013

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ……………….3

  2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА …………………………………………….. 4

2.1. Теоретико-методический раздел ……………………………………4

  1. ФОРМА КОНТРОЛЯ …………………………………………………13

    1. Контрольные вопросы для получения зачета ……………………13

    2. Темы для выполнения контрольных работ……………………….14

  2. ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………14

  3. Приложение …………………………………………………………….16


1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл. Основная цель курса – повышение уровня культуры речи будущих специалистов по физической культуре. Дисциплина включает основные понятия культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения, расширяет представление о русском языке и его возможностях, знакомит с особенностями звучащей речи, с невербальными средствами общения, обучает правилам речевого этикета.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- пользоваться функциональными стилями для составления служебной документации (заявление, резюме, доверенность, объяснительная записка), составления рекламы, связных текстов разного типа;

- использовать лексику (в том числе омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова) и фразеологию в профессиональной деятельности;

- употреблять формы различных частей речи;

- пользоваться справочной литературой;

знать:

- особенности языка и речи (устной и письменной, её качества);

- нормы современного русского литературного языка;

- правила речевого этикета и спора;

- особенности русской фонетики, орфоэпии, графики и орфографии;

- способы словообразования;

- основные единицы синтаксиса и правила русской пунктуации.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1. Теоретико-методический раздел
Раздел I: Язык и речь
Тема 1.1. Введение в предмет: Цели и задачи предмета. Три аспекта культуры речи. Низший и высший уровни речевой культуры человека.

Практическая работа:

Ответьте на вопрос: Почему владение высшим уровнем культуры речи влияет на профессиональную деятельность человека?

Тема 1.2. Общение как социальное явление: Общение как вид самостоятельной деятельности и коммуникации. Условия общения. Значение общения.

Самостоятельная работа:

1. Конспектирование: Культура профессиональной речи (Культура русской речи: Учебник для вузов / Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М.: Норма, 2005; стр. 170 – 193).

Тема 1.3. Язык и речь: Язык – средство человеческого общения. Возникновение языка, формы, функции и специфика его существования. Речь – разновидность языка, особенности устной и письменной речи.

Самостоятельная работа:

Написать речь: В здоровом теле здоровый дух!

Тема 1.4. Коммуникативные качества речи: Коммуникативные качества речи: Свойства речи, позволяющие организовать эффективное общение: точность, понятность, чистота речи, богатство, образность и выразительность.

Самостоятельная работа:

Зашифровать в ребус вид спорта (по выбору).

Тема 1.5. Национальный и литературный язык: Русский национальный и литературный язык: структура национального языка, литературный язык как его составляющая, особенности литературного языка. Социальная и территориальная дифференциация языка.

Практическая работа:

Ответьте на вопрос: Чем различаются язык национальный и литературный?

Раздел II: Норма, её динамика и вариативность

Тема 2.1. Литературные нормы русского языка: Языковая норма – явление историческое. Формирование норм литературного языка: акцентологические, орфоэпические, морфологические, орфографические, лексические, синтаксические.

Самостоятельная работа:

Нормы современного русского литературного языка (приложение 1).
Раздел III: Речевой этикет
Тема 3.1. Особенности русского речевого этикета: Речевой этикет: назначение, формулы и обращение в русском речевом этикете; комплемент.

Практическая работа:
Подготовить сообщение «Особенности этикета у народов мира» (по предложению педагога).
Тема 3.2. Искусство спора: общая характеристика, стратегия и тактика спора, социально-психологические аспекты спора. Допустимые, недопустимые, психологические уловки.
Самостоятельная работа:
Составление развёрнутого плана: «Культура телефонного разговора» (Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 358 с. Серия : Бакалавр. Стр. 339 – 344).
Тема 3.3. Невербальные средства общения: значение мимики и жестикуляции (механические, указательные, изобразительные, символические, звуковые жесты). Внеязыковые факторы: визуальные, акустические, тактильные.

Самостоятельная работа:

1. Выполнить задания: Невербальные средства общения (приложение 2).

2. Конспектирование: «Технические средства информирования» (Русский язык и культура речи: Учебник / под ред. В.И. Максимова. Изд. 2-е, стер. – М.: Гардарики, 2004. стр. 215 – 244).

Раздел IV: Функциональные стили
Тема 4.1. Функциональные стили русского литературного языка: Многофункциональность языка. Научный стиль: особенности и разновидности стиля. Лексика, морфология, синтаксис научного стиля. Реферат. Доклад.

Практическая работа:
Ответьте на вопросы:

1. Чем объясняется многофункциональность языка?

2. Особенности лексики научного стиля.
Тема 4.2. Официально-деловой стиль: задачи стиля, черты, особенности: клише, штампы, усугублённая норма. Жанры-полилоги (собрание, совещание, переговоры, интервью); телефонный разговор; оценка деловых контактов.
Самостоятельная работа:

Составьте заявление, резюме, доверенность, объяснительная записка.
Тема 4.3. Публицистический стиль: функции стиля, жанры, сфера использования. Лексические, морфологические, синтаксические особенности.
Самостоятельная работа: Напишите:

1. Заметку о проведении спортивного мероприятия в колледже;

2. Очерк на тему «Язык что одежда».
Тема 4.4. Стиль художественной литературы. Лингвистика текста. Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Речевые формы текста (монолог, диалог).

Самостоятельная работа: Составить связный текст художественного стиля на тему «Здоровый образ жизни».

Тема 4.5. Разговорный стиль: основная функция, формы существования, особенности лексики (экспрессивный её характер).

Самостоятельная работа:

1) «Типография»: составьте из слова «барахлишко» максимального количества слов;

2) «Где лежит?»: найдите предмет, задав как можно меньше вопросов;

3) Подбор разговорных синонимов к словам: много; глупый

4) Успешность диалога зависит от многих факторов. Распределите данные слова и словосочетания на постоянные и переменные: воспитанность, интерес к предмету речи, эрудиция, отношение к собеседнику, цели диалога, возраст, социальное положение, пол, физическое состояние на момент речи, осведомлённость в предмете разговора, темперамент, образование.

Например: постоянные факторы – национальная специфика речи;

переменные факторы – настроение в момент речи.

5) Прочитайте приёмы контроля над речевой агрессией. Выберите, на ваш взгляд, самые эффективные, объясните свой выбор:

- игнорирование грубости или бестактности;

- переключение внимания;

- положительные оценочные высказывания;

- открытое словесное порицание;

- шутка;

- убеждение.

Самостоятельная работа:

Составить примеры письменной формы разговорного стиля.

Раздел V: Лексика и фразеология
Тема 5.1. Словарная система русского языка: Слово, его назначение в речи. Особенности лексики русского языка: использование паронимов, антонимов, синонимов, омонимов. Активный и пассивный словарь (историзмы, архаизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, канцеляризмы).
Самостоятельная работа:

  1. Словарная система современного русского языка (приложение 3).

2. Укажите особенности заимствованных слов в русском языке. Лексические нормы. (Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд. 12-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. стр. 140 – 149; 153 – 157).

Тема 5.2. Фразеология русского языка: Фразеологизмы, их использование в речи. Пословицы, поговорки, крылатые выражения.
Самостоятельная работа:
1. Подберите синонимы к фразеологическим оборотам:

Не сносить головы (угроза); Ни жив ни мёртв (страх); Без оглядки (быстро).

2. Продолжите пословицы и поговорки:

- готовь телегу зимой, ;

- утро мудренее;

- от А до …;

- от Альфа ;

- нет худа ;

- не было бы счастья, ;

- небо и ;

- ни жив ;

- и стар …;

- сытый не разумеет.

3. Используя фразеологизмы, дать себе объективную характеристику. Составьте связный текст 5 – 6 предложений, в каждом употребите фразеологизм.

4. Используя фразеологизмы: похвалите ученика, укорите ученика.

5. Назовите фразеологизмы, относящиеся к спорту.
Раздел VI: Лексикография
Тема 6.1. Словари русского языка: Значение словарей в жизни человека. Лексикография, словарная статья, типы словарей: толковые, орфографические, орфоэпические, семонимические (синонимов, антонимов, омонимов), фразеологические, этимологические.
Самостоятельная работа:

Найти этимологию 10 слов (см. этимологические словари).
Раздел VII: Фонетика. Орфоэпия. Графика
Тема 7.1. Фонетика: речевой аппарат, понятие о звуках, ударение, интонация, фонетические единицы.

Практическая работа:

1. Ответьте на вопросы викторины: «Коварная викторина про слова»:

- В состав какого молочного продукта входит коровий рог?

- Какое животное ходит во фраке?

- Какое средство передвижения можно моментально вырезать из скатерти?

- Как из ствола дерева без единого инструмента сделать стол?

- В каком цветочке разместилась целая страна?

- Какая река течёт от буквы «А» до буквы «Я»?

- Какая часть линейки быстро тает на солнце?

- Какой овощ нужен обязательно для изготовления каблуков?

- Где всегда прячется лев: справа или слева от вас?

- Какое очень опасное устройство вмонтировано в иллюминаторы кораблей и самолётов?

- Какое нежное, сладкое фруктовое лакомство входит в состав железа?

- Кто всегда живёт во дворце?

- Что нужно поменять местами в карете, чтобы она смогла летать?

- С какой рыболовной снастью всегда ходит оленевод?

- В каком учебном заведении без перерыва, круглые сутки звучит гимн?

- Как зовут каждую из 3 очень упрямых девочек, одна из которых не выходит из комнаты, другая из квартиры, третья – с веранды?

- Какая часть тела человека находится в воротнике одежды?

- Какое водопроводное устройство спрятано внутри подушки?

- Какое огромное животное, растянувшись, занимает больше половины Китая? - Какое крупное рогатое животное целиком помещается во внутренностях червяка?

- В каком южном фрукте помещается человек?

- Какие 2 буквы могут мгновенно превратить бегущего лыжника в камень?

- Какие животные постоянно живут в волосах даже самого чистоплотного человека?

- Как одной крошкой накормить досыта семью?

- Что занимает ровно половину любого острова?

- Какое животное обязательно есть в каждом посёлке мира?
2. Произведите фонетический разбор слов: 1 вариант – яма, лестница, города, счёт, просьба; 2 вариант – ягода, солнце, холода, косьба, верёвка.

3. Запишите по 10 слов в каждый из 3 столбиков: 1) звуков меньше, чем букв, 2) букв меньше, чем звуков, 3) количество букв и звуков одинаково.

4. Придумайте частушки, которые оканчивались бы словами:

глаз не открывается, брови осыпаются, уши развеваются.

5. Скажите фразу «Рад вас видеть» с разной интонацией: с восторгом, с ненавистью, с испугом, с завистью.

Тема 7.2. Графика: Особенности русской графики, морфологический, фонетический, дифференцирующий принципы написания.

Самостоятельная работа:

1. Напишите по 10 заимствованных слов, где: 1) согласные перед Е произносятся твёрдо, 2) согласный перед Е произносится мягко.

2. Поставьте ударение в словах: августовский, алкоголь, алфавит, баловать, бензопровод, бомбардировать, вероисповедование, газированный, газопровод, давнишний, договор, забронировать (закрепить), забронировать (покрыть бронёй), завидно, инструкторы, красивее, мальчиковый, обеспечение, осведомить, принудить, сирота, умерший, ходатайство, щавель, языковая (колбаса), языковая (система).

3. Поставьте ударение, дайте толкование словам: альтернатива, амбиция, аналог, апелляция, бартер, брифинг, депортация, имидж, консенсус, корифей, ноу-хау.

4. Используя принцип оглушения, придумайте 4-стишие со словами: клад – брат, раб – араб; раз – час, Олег – век; снег – рек, друг – звук.

5. В данных словах выделите ударный слог, составьте с ними предложения: Диспансер, звонишь, километр, обеспечение, облегчить, принудить, таможня, средства.

Тема 7.3. Орфоэпия: Произносительные нормы.

Практическая работа:

1.Отгадайте пары слов, отличающиеся только одной буквой:

С буквой А – жужжу, верчусь, с Я – девчонкой становлюсь (юла – Юля).

С буквой Б – я одноногий, и стою я у дороги.

А без Б – ног аж четыре, и стою в твоей квартире (– ).

С буквой Д – вас в дом пускает, с буквой З – рычит, кусает ( – ).

С буквой В – я часть рубашки, а без В – я часть Наташки ( –).

С буквой Т – это символ защиты, а без Т – вам в тарелки налиты ( – ).

С буквой Р – помощник-автомат, труд любой он облегчить вам рад.

С буквой Х – его имеет слон, знаменит длиной своею он (–).

С буквой Р – я задом пячусь, с буквой М – я в булке прячусь (– ).

С буквой К – плюёт на червячка, а без К – на кончике крючка ( – ).

С буквой Б – я ёмкость для солений, с буквой Т – в конце я предложений ( –).

2. Назовите литературные произведения, их авторов, где присутствуют светящиеся предметы, например: «Огниво» - Г.Х. Андерсен.

3. Составьте и запишите диалог: обезьяна с её хвостом; крокодил с больным зубом; медведь с ежом, которого он проглотил; замок с ключом; мыло с мочалкой; ухо с серёжкой.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. И. Балдухаева Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
И. И. Балдухаева Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
И. И. Балдухаева Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
И. И. Балдухаева Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
И. И. Балдухаева Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с
И. И. Балдухаева Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
И. И. Балдухаева Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
И. И. Балдухаева Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности
И. И. Балдухаева Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для курсовой...
Лапутина, О. А. Организация производства и предпринимательства в апк: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания...
И. И. Балдухаева Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной...
Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент»
И. И. Балдухаева Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Маркетинг: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
И. И. Балдухаева Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Менеджмент: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
И. И. Балдухаева Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии»
И. И. Балдухаева Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
И. И. Балдухаева Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические указания по изучению дисциплины для курсантов, слушателей...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей фкультета заочного обучения
И. И. Балдухаева Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск