Конспект урока " Русский литературный язык и его стили". (9 класс) Разработал: учитель русского языка и литературы Бессчастнова С. Н





Скачать 72.22 Kb.
НазваниеКонспект урока " Русский литературный язык и его стили". (9 класс) Разработал: учитель русского языка и литературы Бессчастнова С. Н
Дата публикации20.10.2013
Размер72.22 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
План – конспект урока

Русский литературный язык

и его стили”.

(9 класс)

Разработал:

учитель русского языка и литературы

Бессчастнова С.Н.

Урок: Русский литературный язык и его стили

Тип: комбинированный

Цель: научить различать стили литературного языка, развивать устную и письменную речь учащихся, воспитать любовь и уважение к русскому языку

Подготовка к уроку: памятка с характеристикой стилей, вопросы для анализа.

Ход урока:

  1. Организация класса

  2. 1) Слово учителя: сообщение темы, целей урока.

2)Чтение параграфа, пересказ текста по развернутому плану, составленному учащимся. Обратить внимание на памятку, лежащую на столе, с характеристикой стилей литературного языка.

  1. Работа с текстами различных стилей речи.

1) Определить основную мысль текста. К какому стилю речи он относится? (Запись на 2 – ой доске или спроектировать на экран, работа со всем классом устно).

Приметы дождя

С дождями связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по двору петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями – все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится неясное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.

Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передает возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах и крышах.

Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.

Характерно, что независимо оттого, какой будет дождь, его, как только он начинается, называют ласково – дождиком: «дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает».

К.Паустовский

Памятка с вопросами для анализа на столе у учащихся

- Какова задача данного текста? (описать приметы дождя)

- Сообщает ли автор, какие – нибудь достоверные факты?

- Есть ли в тексте научные термины, жаргонизмы?

- Используются средства субъективной оценки?

- Был ли произведен отбор языковых средств? Какие языковые средства используются автором для воздействия на читателя? (метафоры, эпитеты, сравнения, образность, эмоциональность)

- Сделайте вывод об отличительных признаках данного текста.

2)Запись под диктовку.

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба – старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко

Крадется мглой к овсяному двору;

Сквозь синь стекла желтоволосый отрок

Лучит глаза на галочью игру.

С.Есенин

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

- Обратите внимание на средства, с помощью которых автор всего в 8 строчках стихотворения создал удивительную поэтическую зарисовку. Каждое словосочетание – образ! (Можно спроектировать на экран). Сравним (записать в тетрадях): мякиш – мягкая часть печеного хлеба, в противоположность корке. Сочетание мякиш тишины – целая картина: деревня, сумерки, мычание коров, далекий лай собак, где–то может быть звенит колокольчик, и все это в обволакивающей тебя тишине, которая «затягивает» тебя до звона в ушах. Все звуки нежны, чисты и совсем не мешают думать, мечтать. А если добавить прилагательное пахучий, то у нарисованной нами картины появляется запах чего-то свежего, чистого, необыкновенно – прекрасного. В стихотворении использованы сравнения, метафоры (красный вечер, челюстью порога, кусты рябин туманней глубины), олицетворения (изба – старуха, задумалась дорога и др.). С помощью кратких прилагательных Есенин говорит, что не просто становится холодно, а уточняет как именно: ласково и кротко. Выражение лучистые глаза передает внутреннее состояние поэта, он не просто смотрит, наблюдает за галками. Автор весь исполнен внутренним сиянием, и это состояние распространяется на все и всех вокруг, в том числе и на галочью игру.

Напомнить, что использование подобных средств выразительности, с помощью которых автор создает образ, явления, стремится воздействовать на чувства читателя,- одна из особенностей поэтического стиля.

- Есть ли в стихотворении указание на присутствие автора? Можем ли мы говорить, что он не только присутствует, но и о его настроении?

- Указывает ли нам автор на время года?

- Каков тип речи? (описание).

  1. Работа по группам (карточки с заданиями, можно пользоваться памятками):

  1. Вариант (публицистический стиль):

Прочитайте фрагменты из статьи В.М. Пескова «Отечество», определите стиль этого текста, докажите.

Из чего вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?

Родина – это очень много. Это и тропинка через ручей, и пространство всей необъятной нашей страны. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки. Это имена людей, названия новых машин, танцы, которым неистово хлопают во всех городах земли. Это конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на реке Волге. Это мой отец – машинист и твой отец – чабан. Это ты и я с нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитали листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год, назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды, наши пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в степных каменных бабах, в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело. Народ, не имеющий таких глубоких корней, - бедный народ, сколь ни быстры его самолеты, сколь ни высоки его здания из алюминия и стекла…

Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценит по достоинству настоящего. Дерево нашей Родины – одно целое: зеленая крона и корни, глубоко уходящие в землю. Давайте будем помнить об этих корнях…

Вопросы – подсказки:

- К чему призывает нас автор?

- Что он называет нашими «корнями»?

- Прочитайте вслух фрагменты, в которых параллельная связь предложений усилена одинаковым началом их.

- Какое сравнение является основной структуры данного текста?

- Как автор убеждает нас в необходимости помнить о наших «корнях»?

2 вариант (научный стиль):

Синтаксис занимает центральное место в грамматической системе языка. Это определяется тем, что сфере синтаксиса специально принадлежат те языковые единицы, которые непосредственно служат для общения людей и непосредственно соотносят сообщаемое с реальной действительностью, включая сюда как внешнюю, так и внутреннюю, интеллектуальную сферу жизни.

Сосредоточенность в синтаксисе таких специальных языковых средств, без которых это общение не может быть осуществлено, определяет отношение синтаксиса к другим сферам грамматического строя языка, прежде всего к морфологии.

АН СССР. «Русская грамматика». Т.П.,1980,стр.5

Вопросы – подсказки:

- Присутствует в тексте автор?

- Чем достигается логическая стройность языка?

- Какие термины используются, есть ли цифры, знаки, символы?

3 вариант (разговорный стиль):

Теперь о радио. Если бы ты была здесь, то назвала бы меня идиотом и надрала уши. Подумай, будучи слепым, ни черта не видя, взялся собирать приемник из такой дряни и кусков, где и видящий запарился бы. Столько я крови попортил. Ну, какая работа на ощупь! Ну его к черту! Когда кончилась эта канитель и одноламповый приемник был собран, я закаялся на всю жизнь больше этого не делать.

Н.А.Островский. Из письма А.А.Жигаревой. 12 дек. 1928г.

Вопросы – подсказки:

- Где можно услышать подобный монолог?

-Присуще ли этому тексту непринужденность, простота, к чему это приводит?

- Присутствуют в тексте эмоционально окрашенные слова, просторечия? Назовите их.

- Каких предложений больше всего в тексте? (по цели высказывания, структуре, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, полные или неполные).

4 вариант (официально – деловой):

Надлежащую чистоту и порядок во всех учебных и учебно–производственных помещениях обеспечивает технический персонал и студенты на началах самообслуживания в соответствии с установленным в высшем учебном заведении распорядком. В помещениях ВУЗа запрещается: хождение в пальто, головных уборах, громкие разговоры, шум, хождение по коридорам во время проведения учебных занятий, курение в не отведенных для этих целей местах.

Типовые правила внутреннего распорядка вузов, п. 59.

Вопросы – подсказки:

- О чем этот текст?

- Достаточно ли четко, ясно он построен? Чем можно доказать?

- Используются устойчивые речевые обороты?

- К какой сфере отношений можно отнести данный текст?

VI. Запись под диктовку с объяснением постановки знаков препинания.

Оглянувшись, Зоська увидела заметные издали Следы своих ног, обутых в уже отсыревшие и латаные – перелатанные сапожки. Правда, снег засыпал следы, и, если снегопад не прекратится к ночи, следов можно будет не опасаться. Хуже, что она заблудилась.

-Игра « Кто больше»: подобрать синонимы к словам из данного предложения

1 вариант 2 вариант

увидела оглянуться

дорогой следы

кричать латаные

опасаться спрятаться

VII. Подведение итогов

VIII.Домашнее задание: & 15, упр. 181, работа со словами из рамок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока \" Русский литературный язык и его стили\". (9 класс) Разработал: учитель русского языка и литературы Бессчастнова С. Н iconСовременный русский литературный язык: нормы, формы и стили
Достоинства русского языка определяются его огромным словарным запасом, многозначностью слов, богатством синонимов, разнообразием...
Конспект урока \" Русский литературный язык и его стили\". (9 класс) Разработал: учитель русского языка и литературы Бессчастнова С. Н iconКалендарно-тематическое планирование. Русский язык 12 класс
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка
Конспект урока \" Русский литературный язык и его стили\". (9 класс) Разработал: учитель русского языка и литературы Бессчастнова С. Н iconКонспект урока русского языка Предмет
Программа, по которой работает учитель: Русский язык, Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др
Конспект урока \" Русский литературный язык и его стили\". (9 класс) Разработал: учитель русского языка и литературы Бессчастнова С. Н iconОтчет по апробации учебника Хлебинской Г. Ф. Русский язык. 10 класс....
Хлебинская, Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобрзовательных учреждений/Г. Ф. Хлебинская. – М. Олма...
Конспект урока \" Русский литературный язык и его стили\". (9 класс) Разработал: учитель русского языка и литературы Бессчастнова С. Н iconУрок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова"
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Конспект урока \" Русский литературный язык и его стили\". (9 класс) Разработал: учитель русского языка и литературы Бессчастнова С. Н iconКонспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна...
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка
Конспект урока \" Русский литературный язык и его стили\". (9 класс) Разработал: учитель русского языка и литературы Бессчастнова С. Н iconСидоркина Лиана Владимировна Учитель русского языка и литературы...
Цель: сформировать понятие о глаголе как части речи, дать понятие о грамматических категориях глагола
Конспект урока \" Русский литературный язык и его стили\". (9 класс) Разработал: учитель русского языка и литературы Бессчастнова С. Н iconКонспект урока литературы. Фио автора Кордова Светлана Владимировна...
Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского
Конспект урока \" Русский литературный язык и его стили\". (9 класс) Разработал: учитель русского языка и литературы Бессчастнова С. Н iconКонспект урока по теме: «Теорема Пифагора»
Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11 класс, А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова
Конспект урока \" Русский литературный язык и его стили\". (9 класс) Разработал: учитель русского языка и литературы Бессчастнова С. Н iconУрок русского языка в 7 классе Учитель русского языка и литературы Ткачева Н. В
Цель урока: дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определенному слову, правилах его выделения запятыми
Конспект урока \" Русский литературный язык и его стили\". (9 класс) Разработал: учитель русского языка и литературы Бессчастнова С. Н iconУрок по теме: «Запятая», 5 класс. (русский язык и математика) Эпиграфы урока
Этот урок мы проводили в прошлом году на районном семинаре учителей русского языка и литературы, где я была гостем. А теперь на нашей...
Конспект урока \" Русский литературный язык и его стили\". (9 класс) Разработал: учитель русского языка и литературы Бессчастнова С. Н iconМетодические рекомендации для учителя. М.: "Баласс", 2000 Русский...
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
Конспект урока \" Русский литературный язык и его стили\". (9 класс) Разработал: учитель русского языка и литературы Бессчастнова С. Н iconТазиева Е. М. Культура речи: Учеб пособие / Новосиб гос ун-т. Новосибирск, 2009. 2- е изд
«Письмо. История письма, развитие и совершенствование русского алфавита», «Литературный язык и нелитературные формы национального...
Конспект урока \" Русский литературный язык и его стили\". (9 класс) Разработал: учитель русского языка и литературы Бессчастнова С. Н iconКонспект открытого урока русского языка, данного учителем начальных...
Программа по дисциплине «Русский язык» для студентов-иностранцев I курса (программа подготовка бакалавров). М.: Финакадемия, кафедра...
Конспект урока \" Русский литературный язык и его стили\". (9 класс) Разработал: учитель русского языка и литературы Бессчастнова С. Н iconКонспект урока Тема урока и №п/п: «Правописание буквы ы-и после Ц»,...
Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009
Конспект урока \" Русский литературный язык и его стили\". (9 класс) Разработал: учитель русского языка и литературы Бессчастнова С. Н iconРеферат по дисциплине: «Русский язык» на тему: «Современный русский...
Без сомнения, русский язык — национальный язык русского народа. Это язык науки и культуры. В расстановке слов, их значениях, смысле...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск