Скачать 0.52 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ-НА-КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Основы саморегуляции» для специальности «Педагогика и психология» курс_______1_____семестр__________1____________ Программа составлена: Утверждено на заседании кафедры доцентом психологии кафедры психологии протокол № ____ от _____________________ Лукьяненко М.А. Зав. кафедрой ____________________ _________________________________ Славянск-на-Кубани 2010 I. Пояснительная записка 1.1. Назначение дисциплины, ее место в системе подготовки специалиста. Курс «Основы саморегуляции» предполагает изучение теоретической части в рамках лекционных и практических занятий, позволяющих проверить уровень усвоения приобретенных знаний, умения сохранить и укрепить собственное психологическое здоровье. Необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущего педагога-психолога делает актуальным повышение уровня психологической грамотности за счет расширения круга подлежащих изучению психологических дисциплин и дифференциации их содержания. Назначение курса «Основы саморегуляции» состоит в формировании и развитии психологической компетенции будущих педагогов-психологов. В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования для специальности «Педагогика и психология» в квалификационной характеристике выпускника сказано, что «выпускник, получивший квалификацию педагог-психолог, должен быть готовым к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации и формированию общей культуры личности, осознанному выбору и освоению образовательных программ; содействовать охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка; осуществлять меры по формированию психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей; разрабатывать развивающие и коррекционные программы образовательной деятельности с учетом особенностей личности» и т.д. Построение курса-соответствует логике научно-обоснованного содержания: от усвоения и понимания теоретических познаний до умения применять их в конкретной практической реальности и возможности обеспечения индивидуальной работы по психической саморегуляции обучающихся. Знакомство с курсом идет от историко-философского обоснования теорий, концепций саморегуляции, самосовершенствования, саморазвития до конкретного применения в практике методов и методик саморегуляции, позволяющих лучше познать самого себя. Общие задачи курса «Основы саморегуляции» во 2 семестре.
В результате изучения курса предполагается, что студенты должны:
Преподавание данного курса предусмотрено в течение 2-го семестра и предполагает совокупность лекционного курса (30 часов) и семинарских занятий (40 часов). Курс состоит как из теоретической части, так и практико-ориентированного компонента его усвоения. По многим темам курса, кроме предусмотренных лекционных форм обучения включены семинарские занятия. Построение курса соответствует логике научно-обоснованного содержания: от усвоения и понимания теоретико-функциональных познаний до умения применять их к конкретной практической реальности. Практико-ориентированный компонент предоставлен серией семинарских занятий. Основное их назначение - это формирование теоретико-познавательных основных умений для качественного осуществления профессиональной деятельности. Успешное овладение курсом предполагает большую самостоятельную работу студентов. В нее включается изучение широкого круга основной и дополнительной литературы, подготовка реферативных сообщений, составление библиографий по определенным темам, конспектирование первоисточников, подготовка докладов. Форма отчетности студентов – экзамен. В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования программа курса «Основы саморегуляции» состоит из следующих разделов:
С целью развития профессионального мышления студентов при изучении курса «Основы саморегуляции» используются различные виды учебных занятий. Лекционные занятия обеспечивают формирование целостного представления о предмете, задачах и методах психологии, а также формируют представление о закономерностях психического развития в соответствии с возрастной периодизацией. Семинарские занятия предполагают изучение наиболее важных методологических вопросов. При выполнении заданий по любой теме семинара, студенту рекомендуется ознакомиться с планом занятия и изучить соответствующий раздел учебника или учебного пособия. Далее необходимо законспектировать данный вопрос или тему из литературного источника. Критерием готовности при этом будет умение ответить на все указанные вопросы, используя рекомендованные источники. 1.5. Методические рекомендации преподавателю. Изучение курса «Основы саморегуляции» студентами факультета Педагогики и психологии должно способствовать не только усвоению теорий, фактов, проблем и методов их изучения, периодизации психического развития, но и делать акцент на развитие научного мышления в области детской психологии. Изложение материала преподавателем должно опираться на несколько основных принципов. Прежде всего, это принцип историзма, который позволяет систематизировать все важнейшие проблемы детского развития, возникавшие в разные периоды времени. Второй принцип, положенный в основу выбора изучаемых концепций детского развития, связан с разработкой и введением в науку новых методов исследования психологического развития. Биогенетический принцип в психологии, нормативный подход в исследовании детского развития, отождествление развития и научения в бихевиоризме, объяснение развития влияния факторов среды и наследственности в теории конференции, психоаналитическое изучение ребенка, сравнительные исследования нормы и патологии, ортогенетические концепции развития – эти подходы отражают сущность и иллюстрируют связь концепций психологического развития. Третий принцип касается анализа развития основных аспектов человеческой жизни – эмоционально-волевой сферы, поведения и интеллекта. Теория классического психоанализа З.Фрейда развивается в работах М. Кляйн и А.Фрейд, а затем переходит в концепцию Э. Эриксона о психосоциальном развитии жизненного пути личности. Проблема развития в классическом бихевиоризме переосмысливается в теории социального научения. Исследования познавательного развития также претерпевают изменения – необходимо рассмотреть переход от изучения эпистимического субъекта к изучению конкретного ребенка в реальных условиях его жизни. В процессе изучения всех выдающихся достижений западной психологии необходимо подчеркнуть значение концепции российского психолога Л.С. Выготского, который совершил подлинный революционный переворот в детской психологии. Необходим подробный анализ нового понимания хода, условий, источника, формы, специфики, движущих сил психического развития ребенка теории Л.С. Выготского. Важно при изучении возрастной психологии выделить в отдельную тему возникновение психологических новообразований возраста. 1.6 Рекомендации по использованию информационных технологий обучения. Компьютерное тестирование позволяет осуществлять итоговый контроль знаний студентов в конце каждого модуля курса. Тестовый материал включает 30 вопросов, направленных на: выявление владения понятийно-терминологическим аппаратом курса; понимание основных проблем возрастной психологии; знание психологических концепций, теорий личности; Каждый вопрос предполагает несколько вариантов ответов, среди которых имеются: абсолютно неверный ответ, верный ответ и два других ответа, которые в той или иной степени (но не полностью) раскрывают сущность вопроса. В процессе компьютерного тестирования задача студента определяется как выбор правильного ответа из всего многообразия ответов за определенный промежуток времени. П. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Рейтинговая система оценки успеваемости студентов 1 курса во 2 семестре специальности Педагогика и психология по дисциплине «Основы саморегуляции»
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Содержание учебного материала Раздел 1. Психическое здоровье человека. |
Программа по дисциплине «Основы телевидения» Учебная программа по дисциплине «Основы телевидения» составлена в соответствии с требованиями гос впо. Предназначена для студентов... | Учебно-методический комплекс по дисциплине психология саморегуляции Гос впо по специальности подготовки Специальность 030301. 65 «Психология» Квалификация – Психолог. Преподаватель психологии, утвержденный... | ||
Рабочая программа по дисциплине: Гигиенические основы здорового образа... Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Программа по дисциплине «Основы психотерапии» для специальности специальная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Рабочая программа по дисциплине «основы маркетинга» для специальности... Рабочая программа дисциплины «Основы маркетинга» компонента Ф. 07 цикла опд составлена в соответствии с Государственным образовательным... | Учебно-методический комплекс по дисциплине: Основы биогеографии и... Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «Государственные требования к содержанию... | ||
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине... Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» для студентов естественнонаучного... | Рабочая программа по учебной дисциплине Основы автоматической коммутации Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Основы автоматической коммутации» студентам очной полной формы обучения... | ||
Рабочая программа по дисциплине Основы аудита Изучение курса «Основы аудита» обеспечивает реализацию требований Федерального Государственного образовательного стандарта Министерства... | Учебно-методического комплекса дисциплины «Основы культуры речи»... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа по учебной дисциплине Основы электронной коммерции, оэк Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Основы электронной коммерции» студентам очной полной формы обучения... | Аттестационные педагогические измерительные материалы по дисциплине... Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | ||
Рабочая программа По дисциплине «Основы философии» Для специальности(ей) Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна» | Рабочая программа По дисциплине «Основы философии» Для специальности(ей) Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна» | ||
Рабочая программа По дисциплине «Основы политологии и социологии» Для специальности(ей) Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна» | Рабочая программа по дисциплине «Основы информационного маркетинга»... Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 030600. 62 – журналистика (квалификация журналист) |