Антоненко Наталья Владимировна доктор психологических наук





Скачать 173.54 Kb.
НазваниеАнтоненко Наталья Владимировна доктор психологических наук
Дата публикации16.07.2013
Размер173.54 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Антоненко Наталья Владимировна

доктор психологических наук
НООСФЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ, НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ В ОБЛАСТИ НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ, ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Педагогическая психология - комплексная отрасль знания, которая занимает определенное место между психологией и педагогикой:




Между ними существует несколько "узлов" связи





В построении фундамента психологии и педагогики XXI века среди научно-теоретических разработок психологов и педагогов, посвящённых дополнению, обобщению классических парадигм, формированию новых психолого-педагогических теорий, чётко обозначилось направление ноосферной педагогики и психологии на базе Всеобщих Законов Мира.

Наши исследования позволили определить многообразие связей ноосферной психопедагогики с другими науками посредством Всеобщих Законов мира, Общих законов человеческого общества, специальных законов психики человека, и определить мощную интегративную связь со всеми педагогическими научными дисциплинами. Этот процесс развития нового направления ноосферной психологии и педагогики можно представить следующей схемой:

Ноосферная педагогика

(принцип потенциальной интеллектуальной безопасности)







История педагогики

Сравнительная педагогика




Общая

педагогика




Всеобщие законы мира,

Общие законы человеческого общества,

специальные законы психики человека






Социальная

педагогика



Профессиональная педагогика:

- военная;

- инженерная;

- медицинская;

- производственная.


Возрастная педагогика:

- предшкольная;

- дошкольная;

-среднего специального образования;

- высшей школы;

-профессионального образования;

- андрогогика.

Исправительно-трудовая педагогика


Методики преподавания всех учебных дисциплин






Лечебная педагогика

Специальная

педагогика (дефектология):

- сурдопедагогика;

- тифлопедагогика;

-олигофренопедагогика;

- логопедия.








Ноосферная психология

(принцип эталонных качеств психотипа личности)


Далее нами был проведён компаративный анализ этапов развития психологии как науки:


Период

Наименование этапа

Основные характеристика

ХХI век




Психология миротворчества как наука о раскрытии высших возможностей психики человека и Законов Мира, Общих законах человечества, познания и постижения, специальных законов психики человека

Конец ХХ века

Психология предназначения как наука о роли человека (в соответствии с его психотипом) в эволюционных процессах Вселенной. Систематизация частных законов в Периодическую систему психотипов

ХХ век 60-80е


20 е годы


Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Обнаруженные устойчивые взаимосвязи явлений в психике сформулированы в виде отдельных законов. Нейрологический анализ.



I пол ХХвека

Психология как наука о поведении. Задачи психологии – наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека. Мотивы, вызывающие поступки не учитываются

Середина XVIII-XIX в

Психология как наука о сознании.

Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основной метод изучения – наблюдение человека за собой, описание фактов

2000 лет назад

такое определение было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека



Далее мы развернули системный анализ этапов развития научной психопедагогики на базе таких структурообразующих понятий в системе науки, как её объект, предмет исследований и научный метод в соответствии с этапами развития науки (проф. Н.В. Маслова, проф. И.В. Черникова). Это позволило сделать вывод, что ни на одном этапе развития психологии не была предпринята попытка систематизации отдельных законов психики человека (уже открытых в психологии). В истории психологии не было единого системного подхода к изучению психики человека. Никогда ранее не была создана эталонная матрица в виде системы законов психики человека. Только на этапе ноосферной науки (Н.В. Маслова 1999, 2002, 2005, 2006) сведение отдельных законов о психике человека в систему стало возможным. Для наглядности представляем это в виде схемы:

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ НАУКИ





16 – 18 вв.


19 в. – начало

20 в.

Начало 20 в. –

до 90-х гг. 20 в.


С начала 90-х гг. 20 в. – 1-я половина 21 в.

Начиная с 21 в.

Космичная наука

Ноосферная наука

Мир и человечество как единая эволюциони-рующая космическая система в системе других космических систем

Постнекласическая (синергетическая) наука

Мир и человечество как генетически единая информационная система

Неклассическая наука

Мир как система саморазвивающихся открытых подсистем

Классическая наука

Системы Мира, расщеплённые на актуальную и потенциальную реальность микромира

Реальные элементы и объекты Мира; вещество, локализованное в пространстве и времени



Объект науки


Предмет познания

Состав элементов Мира. Специальные законы науки

Причинно-следственные отношения и связи в системах элементов Мира, закономерности Мира

Структурная динамика отношений в Мире как Система систем

Мир с его Всеобщими Законами

Мир и человек с его общими, специальными, частными законами



Основы методологии

Ньютоновская механика, объективность как постижение через постигаемый опыт вне созависимости с исследователем; субъектно-объектная гносеология; математический формализм


Дополнительность,

соотношение неопределённостей, допущение «субъективности», обусловленность взаимосвязями, историчность методов

Эволюционно-синергетическая парадигма системности; экологизация, гуманизация, психологизация, конструктивность,

антропосоциогенез

Информационно-генетического единства явлений, процессов, систем Мира (природосообразность)

Наукоёмкий комплекс Периодических систем Всеобщих, Общих, специальных, частных законов информационно-генетического единства Мира



Методы исследования

Наблюдение, описание, приборные измерения в линейных величинах, экспериментальные исследования (опыты), чувственное познание (жизненный опыт)

Те же, но добавляются измерения с учётом позиций исследователя, его сознания и мировоззрения; проектирование реальности; приборные исследования с учётом взаимодействия объекта с прибором. Гносеологическое обобщение. Статистические измерения. Методы дифференциальных уравнений в частных производных

Те же, но добавляются компьютерные исследования, междисциплинарные исследования, генная инженерия, историческая реконструкция, проектирование и моделирование, комплексные исследования. Методы БОС

Те же, но добавляются методы моделирования истории, настоящего и будущего цивилизации человечества на Земле на основе Всеобщих Законов Мира. Метод метапрограммирования. Методы целостного мышления. Методы сбережения природных и человеческих ресурсов

Те же, но добавляются методы миротворчества на основе Всеобщих, Общих, специальных и частных законов систем Мира.

Метод духовного созидания.

Методы раскрытия сверх-сознания человечества



Основные характеристики

Объективность, истинность, универсализм, интерсубъективность, достоверность, воспроизводимость, знания по физико-математическому образцу (типу)

Фундаментальность, универсальность, относительность, дискретность, непрерывность, системность, структурность, квантовость

Человекоразмеренность, нелинейность, коэволюция, самоорганизация, синхронистичность, системность, глобальный эволюционизм

Целостность (холистичность), природосообразность, конгруэнтность Всеобщим Законам Мира

Конгруэнтность Всеобщим Законам Мира, Общим, специальным и частным законам










Психология как наука о душе


Классическая психология



Неклассическая психология


Постнеклассическая (синергетическая) психология


Ноосферная психология

Космичная психология

Психология миротворчества как наука о раскрытии высших возможностей психики человека на базе Всеобщих Законов Мира, Общих законах человечества и постижения, специальных законов психики человека и частных законов психологии

(Н.В. Маслова,

Н.В. Антоненко)

Психология предназначения как наука о роли человека (в соответствии с его психотипом) в эволюционных процессах Вселенной.
Систематизация частных законов в Периодическую систему психотипов (А.Н. Ануашвили, И.Н. Шванёва)

Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка) – концепция дина-мической системы пове-дения. Операциональная концепция Интеллекта (Ж. Пиаже с 20-х гг.). Когнити-вная психология (60-80 гг.) У. Найссер, М. Брод-бент, Д.Норман и др. – организа-ция семантической памяти, приём и переработка инфор. Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс) – категория самоактуализации и иерархии чел. потребност.

Прагматическая функциональная психология (У. Джемс и Дж. Дьюи) – приспособительные реакции. Коннексионизм (Э.Торндайк) – основные законы научения. Бихевиоризм (Дж. Уотсон). Необихевиоризм Э. Толмен, К. Халла, А. Газри и Б. Скиннер) – концепция оперантного поведения, Психологический анализ (З. Фрейд, А.Адлер,. К.Юнг, Э. Фромм, Э. Эриксон) – категории бессознательного, пси-защиты, комплексов и др.

Ассоциативная психология.

Начиная с середины XVIII в. – Д.Гартли и до конца XIX в. – В.Вундт. Были определены типы, механизмы ассоциаций как связи психических процессов

такое определение было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

Начиная с классического этапа науки, были открыты и сформулированы некоторые законы в психологии, психофизике, например, закон Фехнера (величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя); закон Хика (время реакции при выборе альтернативных сигналов зависит от их количества); закон специфических энергий И. Мюллера (как общий принцип сенсорной физики: каждый орган чувств имеет специфический для него вид ощущений, независимый от характера действующего раздражителя) и др. Но только ноосферный интегративный научный подход, который основан на новейшем естествознании – Базовом Геноме Мира, применяющем синергетические аспекты самоорганизации, системный подход с позиции квантовой физики, нейробиологии, нейропсихологии и рассматривающий человека как эволюционирующую открытую энергоинформационную систему, позволяет создать целостную картину процесса психического развития человека, посредством Периодической системы специальных законов психики человека, чем знаменует новые этапы в развитии психологической науки - ноосферной психологии (психологии предназначения) и космичной психологии (психологии миротворчества).

Логика размышлений требует поставить вопрос: на какие приоритетные ценности и новые открытия в области науки о человеке опирается ноосферная педагогика и психология?

В науке о человеке интегрируются многие научные подходы из квантовой физики, химии, нейробиологии, физиологии, математики, психологии, педагогики. Особенно важны открытия и научные идеи выдающихся учёных: И. Павлова, И. Сеченова, П. Анохина, Н. Бехтеревой, Р. Шелдрейка, К. Прибрама, Ж. Пиаже, Д. Габора, Р. Сперри, И. Пригожина, Д. Бома, В. Вульфа, П. Гаряева, Б. Астафьева, Н. Масловой.

Укажем важнейшие открытия XX в., повлиявшие на становление нового этапа психопедагогики.

- в философии: открыты, сформулированы, обоснованы и проверяются 1)Теория Генетического Единства Мира, 2) Периодическая Система Всеобщих Законов Мира, 3) Общие законы человеческого общества, 4) Общая теория систем (Л. Берталанфи, Ю.Урманцев, А. Уёмов, Б.Астафьев, Н Маслова).

- в нейропсихологии: открыты и описаны «контуры (нейропсихические структуры) головного мозга» - биовыживательный, эмоционально-территориальный, семантический (времясвязующий), морально-этический (социополовой), нейросоматический (мышление и организм), нейрогенетический (родовые программы), метапрограммирование (самоорганизация и саморегуляция), квантовый (высшие возможности личности) (Р.А. Уилсон).

- в психологии: создана методика трансформации мыслеформ (В.Вульф);

создана видеокомпьютерная психодиагностика и психокоррекция личности (А. Н. Ануашвили);

создана интегративная теория личности – типологическая классификация личности на основе интегрированного потенциала (психотипы). Впервые раскрыты внутренние связи Ноосферы, выражаемые единством системы разума человечества, структуры системы психики человека, его семантического пространства, структуры белковой жизни и структуры системы элементов неживой природы (И.Н.Шванёва).

- в генетике: открыт и описан волновой генетический код человека (П. Гаряев, М. Шадури, Г. Чичинадзе).

-в физике: открыта и обоснована структурная функциональность морфогенетических полей, голографичность Мира, слабые взаимодействия реликтового излучения (Р. Шелдрейк, Р.Сперри, Д. Бом, М. Талбот, В. Вульф, Д.Габор, И. Пригожин, И Дмитриевский).

- в медицине (нейрофизиологии): открыта и описана голографичность мозга (К.Прибрам), описан генетически детерминированный способ восприятии и переработки человеком информации (А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская, Н.А. Давыдовская).

- в педагогике: создана целостная наукоёмкая система ноосферного образования (Н.В. Маслова);

открыты и обоснованы 1) принцип Потенциальной интеллектуальной безопасности (Н.В. Маслова) и 2)принцип эмерджентного (появление в системе новых качеств) управления и самоуправления на основе использования биотехнологий роста, развития и восстановления нервных клеток в процессе обучения (М. Ульянова, Н. Антоненко).

- в лингвистике: раскрыты основы лингвистической генетики, которые определяют, организуют закономерную связь между генетикой образования белковых систем организма и их функционирование с генетикой речемыслительной деятельности (20 аминокислот – 20 психотипов личности). Естественный код основан на фрактальной взаимосвязи «текстов» ДНК и человеческой речи (супергеноязык) (П. Гаряев, Д. Длясин).

Мощные эволюционные процессы в направлении интегрированных наработанных научных знаний о человеке отражаются в приоритетных ценностях, на которые опирается ноосферная педагогика и психология:

- смысложизненные ценности - «Человек не царь природы, а друг, помощник», «Жизнь есть благо, генетическое энергоинформационное единство Мира всех его систем и Творца посредством ритмодинамических резонансов», «Мир есть Законы, которые нужно открывать, изучать, знать и соблюдать», «Человек – это биологическая открытая самоорганизующаяся энергоинформационная система», «Общество – это эволюционирующая самоорганизация людей на основе гармонической (золотой) пропорции», «Свобода – это согласие, сотворчество с окружающим миром, это принятие ответственности за себя, своих близких, за судьбу человечества в целом», «Ненасилие есть начало милосердия», «Труд – это творчество», «Любовь есть Бесконечная Общая Гармония», «Семья есть основа общества»;

- ценности познания – «Знание – это поиск истины», «Истина – это точная, проверенная, подтверждаемая на опыте энергоинформация окружающего Мира», «Творчество – это созидательное проявление силы воли и духовности человека»;

- этические – «Добро – это необходимость и инструмент созидания», «Справедливость – это реализация Всеобщего Закона Творения, взаимодействие творяще-созидающей и стимулирующей энергий, дисциплина - «крылья для полёта», «Совесть – это принятие и соблюдение Законов Мира, ответственность за себя и своих близких, за судьбу планеты», «Нравственность – это принятие и соблюдение Законов созидания человеческого общества».

- ценность Отечества – «Родина – энергоинформационная ценностно значимая, пространственно-временная модель Мира», «Патриотизм – это возможность проявления свободы воли и силы Духа человека», «Гражданственность – это высокое осознание принадлежности человека к социуму».

- эстетические – «Красота – это метод познания окружающего мира», «Гармония – это Потенциальная интеллектуальная и психофизическая безопасность, «это гамма золотых пропорций, которая позволяет добру быть легко выполнимым» (А. Эйнштейн).
Приоритетные ценности, на которые опирается ноосферная психолого-педагогическая наука, соотносятся с основными принципами обучения в мировой педагогической практике.

Концептуально, мировоззренчески, методологически, структурно, технологически, методически и т.д. ноосферная психология и педагогика агрегируют (включают) все исторически известные психолого-педагогические принципы в системе ноосферного образования, предлагая и реализуя новые – эволюционно необходимые принципы - потенциальной интеллектуальной безопасности и здоровьесбережения и принцип эмерджентного управления (эмерджентной самоорганизации).

Совокупность принципов, данная в таблице, являет собой систему психолого-педагогических императивов, используемых в ноосферной психопедагогике. Система ноосферного образования (проф. Н.В. Маслова) объединяет все принципы мировой педагогики, развивает и наполняет новыми научно ценностными потенциалами.




Неманипу-лятивности

(Сократ)


Креати-вности

для всестороннего развития

(Томас Мор и Томмазо Кампанелла)



нравственности и гармон-изации

(Джон Локк)




этичности, психологи-чности

(Иоганн Гербарт)


Экологи-чности

(Симеон Полоцкий)


Опережаю-щего развития

(Г.С.Сковорода)


Эстетично-сти, индустриа-лизации

(П.П.Блонский)


сотворчества, сотрудниче-

ства

(В.Ф.Шаталов, Е.И. Ильин, С.И.Лысенкова, Ш.Амонашвили, И. П. Волков, М.П. Щетинин)



личностного ориентиро-вания.

(Платон)



Гумани-зации

(В.Фельтре, Х.Вивес, Эразм Роттерда-мский, Ф.Рабле М.Монтень)


Проект-ности

(Жан-Жак Руссо)


Принципы

обучения и воспитания в мировой

педагогике



демократичности и воспитывающего обучения

(К.Д. Ушинский)



принцип коллективизма и принцип преспек-тивы потребного будущего

(А.С. Макаренко)


Философии-чности, гуманита-ризации, фундаментальности, системного мышления

(В.Е. Шукшу-нов,

В.Ф. Взятышев,

Б.А. Астафьев)



Природосо-образности и природолюбия

(Аристотель)

Целесообра-зности,

наглядного обучения, экономичности, универсальности

(Я.А.Комен-ский)

Гармони-зации, простоты образова-ния, эмпатии

(Генрих Песталоц-ци)


Культуросо-образности, самодеятель-ности, инструмента-льности

(Адольф Дистервег)


риторичности и систем-ности

(М.В. Ломоносов)


творческой созидате-льной самостоя-тельности

(Л.Н. Толстой)


Гражданст-венности, инновационности

(В.А. Сухомлин-ский)


Здоровье-развития

(В.Ф. Базарный)



Принцип потенциальной интеллектуальной безопасности и здоровьесбережения

(Н.В. Маслова)

Принцип эмерджентного управления и самоуправления

(Н.В. Антоненко, М.В. Ульянова)
СИСТЕМА НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Приоритетные ценности соотносятся с ключевыми, общенаучными понятиями, содержание которых обеспечивает специфику исходных позиций в формировании ноосферной и космичной психолого-педагогической науки: «Геном Мира», «геном человека», «Всеобщие Законы Мира», «Общие законы человеческого общества», «психотип личности», «контуры головного мозга», «уровни развития личности», «синхронистичность», «гармонический резонанс», «рефлекторная психоматрица», «персональная психоматрица», «эволюция и инволюция системы Человек» и др.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Антоненко Наталья Владимировна доктор психологических наук iconПрограмма курса для специальности 020400 Психология Москва 2010 Составители...
В. К. Шабельников, кандидат психологических наук О. С. Рыбочкина, кандидат психологических наук М. В. Семенихина
Антоненко Наталья Владимировна доктор психологических наук iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы программы – доктор социологических наук, профессор Н. Е. Покровский, доктор философских наук, кандидат психологических наук...
Антоненко Наталья Владимировна доктор психологических наук iconПрограмма дисциплины «Социальная психология»
Автор курса – доктор философских наук, кандидат психологических наук Г. В. Иванченко
Антоненко Наталья Владимировна доктор психологических наук icon«Это наша с тобою земля, это наша с тобой биография!»
Ахмет Закиевич Рахимов. Позади 30 лет. Заслуженный деятель науки, доктор психологических наук, профессор, академик Международных...
Антоненко Наталья Владимировна доктор психологических наук iconМинистерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным...
Ран; Милованов В. И. — доктор исторических наук; Мистюков Н. А.; Молодых И. И. — доктор геолого-минералогических наук, профессор;...
Антоненко Наталья Владимировна доктор психологических наук iconВестник балтийской педагогической академии
Доктор психол наук, проф. И. П. Волков; доктор мед наук, проф. Ю. А. Горяев, канд мед наук, доц. А. Н. Калягин, доктор мед наук,...
Антоненко Наталья Владимировна доктор психологических наук iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44....
Директор Института педагогики и психологии образования гбоу впо мгпу, заведующий общеинститутской кафедрой психологии образования,...
Антоненко Наталья Владимировна доктор психологических наук iconКомпьютерные сети: локальные сети. Аппаратное и программное обеспечение...
Денисова Ольга Викторовна, Пехова Наталья Дмитриевна, Львова Наталья Владимировна, Герасимова Наталья Михайловна
Антоненко Наталья Владимировна доктор психологических наук iconЮ. К. Корнилова
В. А. Барабанщиков, доктор психологических наук, профессор, зав лабораторией системных исследований психики ип ран
Антоненко Наталья Владимировна доктор психологических наук icon© 2004 г. Ю. И. Александров*, Д. Г. Шевченко**
Доктор психологических наук, профессор, зав лабораторией нейрофизиологических основ психики
Антоненко Наталья Владимировна доктор психологических наук iconБбк88. 4 Е27 Рецензенты: Хасан Борис Иосифович, заведующий кафедрой...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе
Антоненко Наталья Владимировна доктор психологических наук iconСоставитель Власова Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент Рецензенты
Наумова И. В. кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента виб
Антоненко Наталья Владимировна доктор психологических наук iconМетодические рекомендации по написанию курсовых работ
Семен Леонидович басов, кандидат юридических наук, доцент; Наталья Михайловна иванова, кандидат исторических наук, доцент; Галина...
Антоненко Наталья Владимировна доктор психологических наук iconДом Учителя Уральского федерального округа VIII международная Олимпиада...
Научный руководитель проекта по предмету: Шустрова Елизавета Владимировна, доктор филологических наук, профессор кафедры перевода...
Антоненко Наталья Владимировна доктор психологических наук iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор(ы): Алексеева Наталья Владимировна, Кузнецова Татьяна Викторовна, Садикова Наталья Мовловоевна
Антоненко Наталья Владимировна доктор психологических наук iconГде приобрести предыдущую книгу Игоря Ладова "Мировоззрение"?
В. К. Шабельников, кандидат психологических наук О. С. Рыбочкина, кандидат психологических наук М. В. Семенихина


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск