Скачать 173.54 Kb.
|
Антоненко Наталья Владимировна доктор психологических наук НООСФЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ, НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ В ОБЛАСТИ НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ, ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Педагогическая психология - комплексная отрасль знания, которая занимает определенное место между психологией и педагогикой:
В построении фундамента психологии и педагогики XXI века среди научно-теоретических разработок психологов и педагогов, посвящённых дополнению, обобщению классических парадигм, формированию новых психолого-педагогических теорий, чётко обозначилось направление ноосферной педагогики и психологии на базе Всеобщих Законов Мира. Наши исследования позволили определить многообразие связей ноосферной психопедагогики с другими науками посредством Всеобщих Законов мира, Общих законов человеческого общества, специальных законов психики человека, и определить мощную интегративную связь со всеми педагогическими научными дисциплинами. Этот процесс развития нового направления ноосферной психологии и педагогики можно представить следующей схемой:
Далее нами был проведён компаративный анализ этапов развития психологии как науки:
Далее мы развернули системный анализ этапов развития научной психопедагогики на базе таких структурообразующих понятий в системе науки, как её объект, предмет исследований и научный метод в соответствии с этапами развития науки (проф. Н.В. Маслова, проф. И.В. Черникова). Это позволило сделать вывод, что ни на одном этапе развития психологии не была предпринята попытка систематизации отдельных законов психики человека (уже открытых в психологии). В истории психологии не было единого системного подхода к изучению психики человека. Никогда ранее не была создана эталонная матрица в виде системы законов психики человека. Только на этапе ноосферной науки (Н.В. Маслова 1999, 2002, 2005, 2006) сведение отдельных законов о психике человека в систему стало возможным. Для наглядности представляем это в виде схемы: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ НАУКИ
Начиная с классического этапа науки, были открыты и сформулированы некоторые законы в психологии, психофизике, например, закон Фехнера (величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя); закон Хика (время реакции при выборе альтернативных сигналов зависит от их количества); закон специфических энергий И. Мюллера (как общий принцип сенсорной физики: каждый орган чувств имеет специфический для него вид ощущений, независимый от характера действующего раздражителя) и др. Но только ноосферный интегративный научный подход, который основан на новейшем естествознании – Базовом Геноме Мира, применяющем синергетические аспекты самоорганизации, системный подход с позиции квантовой физики, нейробиологии, нейропсихологии и рассматривающий человека как эволюционирующую открытую энергоинформационную систему, позволяет создать целостную картину процесса психического развития человека, посредством Периодической системы специальных законов психики человека, чем знаменует новые этапы в развитии психологической науки - ноосферной психологии (психологии предназначения) и космичной психологии (психологии миротворчества). Логика размышлений требует поставить вопрос: на какие приоритетные ценности и новые открытия в области науки о человеке опирается ноосферная педагогика и психология? В науке о человеке интегрируются многие научные подходы из квантовой физики, химии, нейробиологии, физиологии, математики, психологии, педагогики. Особенно важны открытия и научные идеи выдающихся учёных: И. Павлова, И. Сеченова, П. Анохина, Н. Бехтеревой, Р. Шелдрейка, К. Прибрама, Ж. Пиаже, Д. Габора, Р. Сперри, И. Пригожина, Д. Бома, В. Вульфа, П. Гаряева, Б. Астафьева, Н. Масловой. Укажем важнейшие открытия XX в., повлиявшие на становление нового этапа психопедагогики. - в философии: открыты, сформулированы, обоснованы и проверяются 1)Теория Генетического Единства Мира, 2) Периодическая Система Всеобщих Законов Мира, 3) Общие законы человеческого общества, 4) Общая теория систем (Л. Берталанфи, Ю.Урманцев, А. Уёмов, Б.Астафьев, Н Маслова). - в нейропсихологии: открыты и описаны «контуры (нейропсихические структуры) головного мозга» - биовыживательный, эмоционально-территориальный, семантический (времясвязующий), морально-этический (социополовой), нейросоматический (мышление и организм), нейрогенетический (родовые программы), метапрограммирование (самоорганизация и саморегуляция), квантовый (высшие возможности личности) (Р.А. Уилсон). - в психологии: создана методика трансформации мыслеформ (В.Вульф); создана видеокомпьютерная психодиагностика и психокоррекция личности (А. Н. Ануашвили); создана интегративная теория личности – типологическая классификация личности на основе интегрированного потенциала (психотипы). Впервые раскрыты внутренние связи Ноосферы, выражаемые единством системы разума человечества, структуры системы психики человека, его семантического пространства, структуры белковой жизни и структуры системы элементов неживой природы (И.Н.Шванёва). - в генетике: открыт и описан волновой генетический код человека (П. Гаряев, М. Шадури, Г. Чичинадзе). -в физике: открыта и обоснована структурная функциональность морфогенетических полей, голографичность Мира, слабые взаимодействия реликтового излучения (Р. Шелдрейк, Р.Сперри, Д. Бом, М. Талбот, В. Вульф, Д.Габор, И. Пригожин, И Дмитриевский). - в медицине (нейрофизиологии): открыта и описана голографичность мозга (К.Прибрам), описан генетически детерминированный способ восприятии и переработки человеком информации (А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская, Н.А. Давыдовская). - в педагогике: создана целостная наукоёмкая система ноосферного образования (Н.В. Маслова); открыты и обоснованы 1) принцип Потенциальной интеллектуальной безопасности (Н.В. Маслова) и 2)принцип эмерджентного (появление в системе новых качеств) управления и самоуправления на основе использования биотехнологий роста, развития и восстановления нервных клеток в процессе обучения (М. Ульянова, Н. Антоненко). - в лингвистике: раскрыты основы лингвистической генетики, которые определяют, организуют закономерную связь между генетикой образования белковых систем организма и их функционирование с генетикой речемыслительной деятельности (20 аминокислот – 20 психотипов личности). Естественный код основан на фрактальной взаимосвязи «текстов» ДНК и человеческой речи (супергеноязык) (П. Гаряев, Д. Длясин). Мощные эволюционные процессы в направлении интегрированных наработанных научных знаний о человеке отражаются в приоритетных ценностях, на которые опирается ноосферная педагогика и психология: - смысложизненные ценности - «Человек не царь природы, а друг, помощник», «Жизнь есть благо, генетическое энергоинформационное единство Мира всех его систем и Творца посредством ритмодинамических резонансов», «Мир есть Законы, которые нужно открывать, изучать, знать и соблюдать», «Человек – это биологическая открытая самоорганизующаяся энергоинформационная система», «Общество – это эволюционирующая самоорганизация людей на основе гармонической (золотой) пропорции», «Свобода – это согласие, сотворчество с окружающим миром, это принятие ответственности за себя, своих близких, за судьбу человечества в целом», «Ненасилие есть начало милосердия», «Труд – это творчество», «Любовь есть Бесконечная Общая Гармония», «Семья есть основа общества»; - ценности познания – «Знание – это поиск истины», «Истина – это точная, проверенная, подтверждаемая на опыте энергоинформация окружающего Мира», «Творчество – это созидательное проявление силы воли и духовности человека»; - этические – «Добро – это необходимость и инструмент созидания», «Справедливость – это реализация Всеобщего Закона Творения, взаимодействие творяще-созидающей и стимулирующей энергий, дисциплина - «крылья для полёта», «Совесть – это принятие и соблюдение Законов Мира, ответственность за себя и своих близких, за судьбу планеты», «Нравственность – это принятие и соблюдение Законов созидания человеческого общества». - ценность Отечества – «Родина – энергоинформационная ценностно значимая, пространственно-временная модель Мира», «Патриотизм – это возможность проявления свободы воли и силы Духа человека», «Гражданственность – это высокое осознание принадлежности человека к социуму». - эстетические – «Красота – это метод познания окружающего мира», «Гармония – это Потенциальная интеллектуальная и психофизическая безопасность, «это гамма золотых пропорций, которая позволяет добру быть легко выполнимым» (А. Эйнштейн). Приоритетные ценности, на которые опирается ноосферная психолого-педагогическая наука, соотносятся с основными принципами обучения в мировой педагогической практике. Концептуально, мировоззренчески, методологически, структурно, технологически, методически и т.д. ноосферная психология и педагогика агрегируют (включают) все исторически известные психолого-педагогические принципы в системе ноосферного образования, предлагая и реализуя новые – эволюционно необходимые принципы - потенциальной интеллектуальной безопасности и здоровьесбережения и принцип эмерджентного управления (эмерджентной самоорганизации). Совокупность принципов, данная в таблице, являет собой систему психолого-педагогических императивов, используемых в ноосферной психопедагогике. Система ноосферного образования (проф. Н.В. Маслова) объединяет все принципы мировой педагогики, развивает и наполняет новыми научно ценностными потенциалами.
Приоритетные ценности соотносятся с ключевыми, общенаучными понятиями, содержание которых обеспечивает специфику исходных позиций в формировании ноосферной и космичной психолого-педагогической науки: «Геном Мира», «геном человека», «Всеобщие Законы Мира», «Общие законы человеческого общества», «психотип личности», «контуры головного мозга», «уровни развития личности», «синхронистичность», «гармонический резонанс», «рефлекторная психоматрица», «персональная психоматрица», «эволюция и инволюция системы Человек» и др. |
Программа курса для специальности 020400 Психология Москва 2010 Составители... В. К. Шабельников, кандидат психологических наук О. С. Рыбочкина, кандидат психологических наук М. В. Семенихина | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы программы – доктор социологических наук, профессор Н. Е. Покровский, доктор философских наук, кандидат психологических наук... | ||
Программа дисциплины «Социальная психология» Автор курса – доктор философских наук, кандидат психологических наук Г. В. Иванченко | «Это наша с тобою земля, это наша с тобой биография!» Ахмет Закиевич Рахимов. Позади 30 лет. Заслуженный деятель науки, доктор психологических наук, профессор, академик Международных... | ||
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным... Ран; Милованов В. И. — доктор исторических наук; Мистюков Н. А.; Молодых И. И. — доктор геолого-минералогических наук, профессор;... | Вестник балтийской педагогической академии Доктор психол наук, проф. И. П. Волков; доктор мед наук, проф. Ю. А. Горяев, канд мед наук, доц. А. Н. Калягин, доктор мед наук,... | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44.... Директор Института педагогики и психологии образования гбоу впо мгпу, заведующий общеинститутской кафедрой психологии образования,... | Компьютерные сети: локальные сети. Аппаратное и программное обеспечение... Денисова Ольга Викторовна, Пехова Наталья Дмитриевна, Львова Наталья Владимировна, Герасимова Наталья Михайловна | ||
Ю. К. Корнилова В. А. Барабанщиков, доктор психологических наук, профессор, зав лабораторией системных исследований психики ип ран | © 2004 г. Ю. И. Александров*, Д. Г. Шевченко** Доктор психологических наук, профессор, зав лабораторией нейрофизиологических основ психики | ||
Ббк88. 4 Е27 Рецензенты: Хасан Борис Иосифович, заведующий кафедрой... Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе | Составитель Власова Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент Рецензенты Наумова И. В. кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента виб | ||
Методические рекомендации по написанию курсовых работ Семен Леонидович басов, кандидат юридических наук, доцент; Наталья Михайловна иванова, кандидат исторических наук, доцент; Галина... | Дом Учителя Уральского федерального округа VIII международная Олимпиада... Научный руководитель проекта по предмету: Шустрова Елизавета Владимировна, доктор филологических наук, профессор кафедры перевода... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор(ы): Алексеева Наталья Владимировна, Кузнецова Татьяна Викторовна, Садикова Наталья Мовловоевна | Где приобрести предыдущую книгу Игоря Ладова "Мировоззрение"? В. К. Шабельников, кандидат психологических наук О. С. Рыбочкина, кандидат психологических наук М. В. Семенихина |