Скачать 242.06 Kb.
|
Министерство образования Республики Коми ГОУ «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете»
Дополнительная образовательная программа Каждому о психологии ЭЛЕКТИВНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ 9 класс Ступень образования – основное общее образованиеСрок реализации – 1 годСоставлена на основе программы под редакцией И.В. Дубровиной педагогом-психологом Удальцовой Е.В. Сыктывкар 2013 Пояснительная записка В настоящее время психология, как научная, так и практическая, начинает играть всё более заметную роль в общей культуре страны. Все провозглашаемые обществом нравственные ценности – гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность, диалогичность и др. – основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей, на психологических особенностях их личности и индивидуальности. Отсутствие психологической культуры в нашем обществе тормозит полноценную реализацию во всех областях жизни этих ценностей и научных достижений психологии. Воспитание психологической культуры личности возможно без определённого уровня психологической грамотности. Основу психологической культуры личности (по И.В. Дубровиной) составляют психологические знания, оплодотворённые общечеловеческими, гуманистическими ценностями. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура общества, отсутствие культуры отношений в жизненном пространстве многих детей создаёт условия, при которых ребёнок уже с момента рождения попадает в «зону риска» - риска не стать человеком. Это приводит к развитию таких психологических черт личности, как грубость, хулиганство, неумение себя вести, неуважение и оскорбление другого человека, подхалимство и др. У многих детей и подростков даже из внешне благополучных семей существует глубокая неудовлетворённость потребности в личностном общении со взрослыми, нередко они чувствуют себя нелюбимыми в семье и школе. Это ведёт к развитию повышенной тревожности, неуверенности в себе, неустойчивой самооценки, к сложностям в личностном развитии, в протекании процессов социализации и индивидуализации. Цель психологического образования в школе и данного курса, в частности, – овладение школьниками основами психологической культуры. Задачи курса:
При разработке курса автор ориентировался на отбор научного материала, а также на знание основных закономерностей психического и личностного развития человека в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте. Перед девятиклассниками встают личностно значимые вопросы: что он представляет собой как личность, каково его поведение в различных ситуациях, какие поступки он совершает и др., поэтому курс посвящён вопросам: психологии личности, саморегуляции, психологических особенностей подросткового и юношеского возраста. Методической особенностью преподавания данного курса является проблемность обучения. В курс введены некоторые элементы психотренинга, дискуссии. Акцент делается на проблемно-диалогическом методе обучения. Данный курс имеет интеллектуально-познавательную направленность социально-гуманитарного профиля. Программа разработана в расчёте на 35 часов. Форма контроля – устные и письменные опросы, защита рефератов, зачёт. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Тема 1. Предмет психологии. История развития и отрасли психологии. Организационные вопросы: конспектирование, критерии оценки знаний. Урок 1. Зачем нужно изучать психологию. Психология – наука о душе, сознании, поведении, психике. Функции психики человека: взаимодействие с окружающим миром, восприятие и структурирование потока информации, регуляция поведения и деятельности. Из истории психологии: Аристотель, Сократ, Платон, Декарт, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн. Отрасли современной психологии: юридическая, психология труда, возрастная, медицинская, военная, социальная, торговли. Что такое конспектирование. Приёмы конспектирования. Критерии оценки знаний. Ученик должен знать: предмет психологии, функции психики человека, отрасли современной психологии, правила конспектирования. Ученик должен уметь: назвать выдающихся древних и современных учёных, внёсших вклад в развитие психологии; конспектировать лекцию преподавателя. Тема 2. Познавательные процессы: внимание. Урок 2. Определение внимания. Виды. Структура и характеристики внимания. Факторы, влияющие на произвольное внимание. Нарушения внимания. Развитие внимания. Ученик должен знать: определение понятия «внимание»; факторы, влияющие на произвольное внимание. Ученик должен уметь: при выполнении домашних заданий учитывать факторы, влияющие на произвольное внимание. Тема 3. Познавательные процессы: память. Урок 3. Определение памяти, основные процессы и продуктивность памяти. Виды памяти. Произвольная и непроизвольная память, продолжительность запоминания. Условия, влияющие на запоминание. Мнемотехника. Ученик должен знать: определение понятий «память», «мнемотехника»; виды запоминания; факторы, влияющие на произвольную память. Ученик должен уметь: применять мнемотехнические приёмы на практике; при подготовке домашних заданий создавать условия, положительно влияющие на произвольное запоминание. Тема 4. Познавательные процессы: мышление. Урок 4. Определение. Виды. Операции. Пути развития и активизации мышления. Ученик должен знать: определение понятия «мышления»; виды мышления. Ученик должен уметь: на практике применять приёмы активизации мышления. Тема 5. Способности. Интеллект. Урок 5. Определение. Условия развития способностей. Интеллект, ум и способности. Измерение и коэффициент интеллекта. Факторы, влияющие на развитие интеллекта. Ученик должен знать: определение понятий «способности», «интеллект»; принцип измерения коэффициента IQ, формулу IQ; факторы, влияющие на развитие интеллекта. Ученик должен уметь: различать понятия «задатки» и «способности»; учитывать на практике факторы, влияющие на развитие интеллекта. Тема 6. Творческие способности (креативность). Урок 6. Что такое творчество. Идеи Гилфорда о креативности (четыре основных параметра). Взаимосвязь между креативностью и интеллектом. Сущность креативности (различные подходы). Творческие способности и успешность. Развитие творческих способностей. Ученик должен знать: понятие «креативность»; критерии креативности по Гилфорду. Ученик должен уметь: показать неоднозначность связи между креативностью и интеллектом, креативностью и успешностью. Тема 7. Мозг и психика. Межполушарная асимметрия мозга. Урок 7. Строение мозга. Локализация высших психических функций в коре головного мозга (А.Р. Лурия). Функции правого и левого полушарий. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии. Ученик должен знать: о межполушарной асимметрии мозга; функции левого и правого полушарий. Ученик должен уметь: приводить примеры, показывающие возрастные особенности межполушарной асимметрии. Тема 8. Личность (взгляды отечественных психологов). Психоаналитическая теория личности (З. Фрейд). Урок 8. Индивидуум и личность. Структура личности. Мотивационно-потребностная сфера личности. Цели и ценности. Урок 9. Что такое теории личности. З. Фрейд о сознательном и бессознательном. Структура личности (по Фрейду): Ид, Эго, Суперэго. Энергетическая модель психики по Фрейду. Ученик должен знать: понятие и структуру личности в трактовке современных отечественных психологов; взгляды З. Фрейда на структуру личности. Ученик должен уметь: привести примеры практического применения психоанализа. Тема 9. Основы научного исследования: реферирование. Урок 10. Реферат – доклад на определённую тему. Выбор темы. Актуальность проблемы. Урок 11. Рекомендации по оформлению: объём, структура, требования к языку. Библиографические описания произведений печати. Ученик должен знать: определение понятия «реферат»; требования к оформлению реферата; алгоритм работы над его содержанием. Ученик должен уметь: сформулировать тему; пользуясь систематическим каталогом, подобрать научную литературу для раскрытия темы; обосновать актуальность темы; сформулировать цель, задачи, предмет реферата; составить план и изложить по нему содержание темы; оформить реферат, библиографию с учётом ГОСТа. Тема 10. Темперамент. Урок 12. Определение. Проявления темперамента в разных сферах психики (общая активность, особенности моторной сферы, свойства эмоциональности). Урок 13. Типы темпераментов. Экстраверсия – интроверсия (Ганс Айзенк). Проявление качеств личности в зависимости от темперамента. Особенности трудовой, учебной деятельности, общения в зависимости от типа темперамента. Ученик должен знать: в каких сферах психики проявляется темперамент; древние и современные представления учёных о типах ВНД; проявления типов ВНД в трудовой, учебной деятельности, в общении. Ученик должен уметь: использовать в своей речи научную терминологию по данной теме; описать личный тип ВНД (самонаблюдение, тестирование); выделить положительные и отрицательные стороны своего типа ВНД и показать как их использовать или корректировать в межличностном взаимодействии. Тема 11. Характер. Урок 14. Определение. Связь характера и темперамента. Соотношение характера и личности. Ученик должен знать: как связаны характер и темперамент; меру изменчивости характера и темперамента. Ученик должен уметь: показать на примерах нетождественность характера и личности. Тема 12. Самосознание. «Я-концепция». Урок 15. Самосознание – процесс, с помощью которого человек познаёт себя и относится к самому себе. Продукт самосознания – представление о себе, «Я-образ» или «Я-концепция». Урок 16. Составляющие «Я-концепции»: когнитивная (мысленная, осознанная), оценочная и поведенческая. Источники формирования самооценки. Ученик должен знать: определение понятий «самосознание» и «Я-концепция»; составляющие «Я-концепции»; источники формирования самооценки. Ученик должен уметь: представить личную «Я-концепцию», выделив в ней когнитивную, самооценочную и поведенческую составляющие; назвать источники личной самооценки; сформулировать как завышенная, адекватная и заниженная самооценка влияют на поведение человека. Тема 13. Самоотношение. Урок 17. Самоотношение – это переживание, относительно устойчивое чувство, пронизывающее самовосприятие и «Я-образ». Самоуважение = успех / уровень притязаний. Преимущества высокого уровня самоуважения. Самоуважение и любовь к себе. Путь к уверенности в себе. Права человека, поддерживающие уверенность в себе (по Дж. Келли): право быть одному, право быть независимым, право быть выслушанным и принятым всерьёз, право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и др. Ученик должен знать: определение понятий «самоотношение», «самоуважение»; формулу самоуважения по Джеймсу; права человека, поддерживающие его уверенность в себе. Ученик должен уметь: использовать в рассуждениях о повышении самоуважения формулу Джеймса: самоуважение = успех/ уровень притязаний. Тема 14. Эмоции и чувства. Урок 18. Роль чувств в жизни человека. Формы переживания чувств: эмоции, аффекты, настроение, стрессовые состояния, чувства (в узком значении). Виды эмоций. Связь эмоций с психическими процессами. Ученик должен знать: роль чувств в жизни индивида; формы переживания чувств и виды базальных эмоций (по К. Изарду). Ученик должен уметь: объяснить как эмоции, чувства влияют на продуктивность деятельности; доказать важность контроля эмоций в межличностном общении. Тема 15. Любовь. Урок 19. Любовь в жизни человека. Разные стороны чувства любви: эрос, людус, сторге, прагма, мания, агапе. Любовь и увлечение. Выбор «предмета любви» (три гипотезы). Ученик должен знать: о разносторонности чувства любви; об актуальности разных сторон любви в различные возрастные периоды (эрос, дружба, уважение и забота и др.). Ученик должен уметь: отличать в предложенных текстах описания любви от увлечения (влюблённости). Тема 16. Экология любви. Урок 20. Две модели любви: «оптимистическая» и «пессимистическая». Характер отношений между любящими людьми. «Разрушители» любви: ревность, привычка обязательно настоять на своём, неверность и ложь, замыкание друг на друге. Признаки насилия в отношениях. Разрыв отношений: что можно и что нельзя делать. Ученик должен знать: о характере отношений между любящими; «разрушители» любви. Ученик должен уметь: выявлять признаки морального насилия в любовных отношениях; сформулировать и привести примеры приемлемых и запретных действий при разрыве любовных отношений. Тема 17. Дружба. Урок 21. Определение. Особенности юношеской дружбы. Правила «настоящей дружбы». Факторы, влияющие на зарождение дружбы и дружеское расположение: взаимная близость (досягаемость), взаимодействие, позитивное ожидание, сходство, общие интересы. Ученик должен знать: особенности юношеской дружбы; факторы, влияющие на зарождение дружбы и её «разрушители». Ученик должен уметь: сформулировать правила настоящей дружбы. Тема 18. Стресс. Урок 22. Стресс – состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды. Стресс и дистресс. Фазы развития стресса. Как справиться со стрессом. Ученик должен знать: определение понятия «стресс»; фазы его развития; причины, вызывающие стресс; методы борьбы со стрессом и профилактические меры. Ученик должен уметь: показать различие понятий «стресс» и «дистресс». Тема 19. Саморегуляция. Урок 23. Саморегуляция – способность человека произвольно управлять своей деятельностью. Мышечная релаксация. Урок 24. Визуализация, ресурсные состояния. Ученик должен знать: определение понятия «саморегуляция»; способы саморегуляции. Ученик должен уметь: применять на практике известные способы саморегуляции (аутотренинг, визуализация и др.). Тема 20. Профилактика аддиктивного поведения. Урок 25. Почему подростки не слышат предостережений. Курение и внешний вид человека. Что даёт человеку употребление алкоголя. Формирование алкогольной зависимости, стадии опьянения. Урок 26. Наркозависимость. Умение сказать «нет». Ученик должен знать: понятие аддиктивности; влияние никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости на организм; стадии алкогольного и наркотического опьянения. Ученик должен уметь: воздерживаться от применения табака, алкоголя, наркотиков. Тема 21. Позитивное мышление. Урок 27. Как влияет образ мыслей на жизнь человека. Приёмы позитивного мышления. Приёмы сохранения позитивного настроения. Ученик должен знать: о влиянии образа мыслей на настроение человека. Ученик должен уметь: использовать приёмы сохранения позитивного настроения. Тема 22. Возрастная психология: психологические особенности развития ребёнка. Урок 28. Общие вопросы возрастной психологии: психологический и хронологический возраст, возрастные новообразования (Л.С. Выготский). Младенчество. Раннее детство (1-3 года). Дошкольное детство (3-7 лет). Младший школьный возраст (7-11 лет). Ученик должен знать: психологические особенности развития ребёнка. Ученик должен уметь: сформулировать принципы позитивного воспитания. Тема 23. Возрастная психология: психологические особенности развития подростка. Урок 29. Физиологические изменения организма подростка. Особенности развития личности подростка: изменение самовосприятия, стремление к самоутверждению и др. Подростковые поведенческие характерологические реакции: эмансипация, оппозиция, имитация, компенсация, гиперкомпенсация, группирование со сверстниками. Ученик должен знать: психологические особенности развития подростка. Ученик должен уметь: привести примеры подростковых поведенческих характерологических реакций. Тема 24. Возрастная психология: психологические особенности развития в юношеском возрасте. Урок 30. Юность – переход от детства к зрелости (16-18 лет). Особенности развития личности: самооценка, «образ Я», любовь и дружба – ключевые переживания. Урок 31. Мировоззрение и самоопределение. Жизненные цели и временная перспектива. Свойства временной перспектива. Техника самопрограммирования. Согласование ценностей и целей. Ученик должен знать: психологические особенности развития в юношеском возрасте. Ученик должен уметь: применять техники самопрограммирования: моделирование будущего, самопрограммирование, согласования ценностей и целей. Тема 25. Основы научного исследования: подготовка к защите реферата – публичное выступление. Урок 32. Содержание и построение выступления. Контакт с аудиторией. Урок 33. Культура речи и поведение оратора. Урок 34-35. Защита рефератов. Ученик должен знать: особенности и структуру публичного выступления. Ученик должен уметь: продемонстрировать умения оратора при публичной защите реферата. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся применительно к различным формам контроля знаний Большое воспитательное значение для обучающихся имеет объективная, правильная и своевременная оценка знаний и навыков. Она способствует повышению ответственности учащихся за качество учёбы, соблюдению учебной дисциплины, вырабатывает требовательность учащихся к себе, правильную самооценку, честность, правдивость, в то время как завышение и занижение оценки знаний учащихся вызывают у них неудовлетворённость, ведут к переоценке своих возможностей, формированию у отдельных школьников иждивенческой психологии. При оценке знаний необходимо анализировать их глубину и прочность, проверять умение школьников свободно и сознательно применять изучаемый теоретический материал при решении конкретных учебных и практических задач. «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам всех обучающихся по психологии. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон выполнения письменной и устной работы по психологии; 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объём различных видов письменных работ; 4) количество отметок за различные виды работ. Обучающимся предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках психологии проверяются:
Оценка устных ответов Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний по психологии. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой логическое, последовательное сообщение на заданную тему и умение применять дополнительные знания в конкретных случаях. Отметка «5» ставится, если ученик:
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет. Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке основных психологических понятий, искажающие их смысл, беспорядочно излагает материал, неуверен в рассказе. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. Отметка («5», «4», «3») может ставится не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, заданных ученикам на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащихся, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. Оценка за письменные ответы Отметка «5» ставится, если ученик:
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает небольшие ошибки или неточности в излагаемом материале. Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке основных психологических понятий, искажающие их смысл, не умеет рассуждать, доказывать, делать выводы. Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. Критерии оценки защиты реферата
На защиту реферата отводится 15 минут. Комиссия оценивает: Умение находить контакт с аудиторией, свободно и грамотно изъясняться, умение пользоваться подручными средствами – 5 баллов. Использование презентаций – 3 балла. Компетентность и эрудированность докладчика – 2 балла. Каждый из названных критериев оценивается определённым количеством баллов. Итоговая отметка выставляется с учётом качества ответов по каждому пункту, всей суммы полученных за них баллов. Удовлетворительную отметку получает ученик, когда он набрал половину (50-60%) от общего числа баллов. Четвёрка выставляется в том случае, когда ученик набрал от 60 до 80% баллов, а пятёрка – когда набрал свыше 80% баллов от возможной суммы баллов за всю работу. Всего за содержание и защиту реферата – 30 баллов. 18-22 балла – «3» 23-26 баллов – «4» 27-30 баллов – «5» Оценка зачётов Зачёты осуществляются методом устных ответов. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Список литературы Учебные пособия:
Дополнительная литература:
|
Марк Амусин Мухаммеда стали играть все более заметную роль в ближневосточной политике. Британия, занявшая здесь вместе с Францией место Турции,... | Пояснительная записка Народное театральное искусство, являясь неотъемлемой... Музыкальных форм, прикладных направлений, обращение к жанрам народного театра, которые, порой, незаслуженно забыты или трансформированы... | ||
Пояснительная записка в условиях динамически развивающегося мира... Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной... | Пояснительная записка в последнее время все более актуальной становится... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества пос. Чульман | ||
Учебник для высшей школы Г. С. Абрамова практическая психология издательство... Ii практическая зтика и практическая психология как профессиональная деятельность 19 | Коррекционно-развивающая программа для детей 9-12 лет с зпр пояснительная записка После чего намечаются пути коррекции. Дети с задержкой психофизического развития (зпр) являются наиболее сложными в диагностическом... | ||
Пояснительная записка Данная дисциплина относится к блоку дисциплин... Детская практическая психология. Дпп. Ф. 08 050703. 65 / Составитель Косарева Е. Ю | Пояснительная записка в условиях динамически развивающегося мира... Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной... | ||
Развёрнутая пояснительная записка к программе Будущее, как в России, так и в мире, безусловно, за молодым поколением. От того, каким будет молодое поколение, зависит благополучие... | Пояснительная записка Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Находясь на стыке Европы и Азии, на месте выхода Российской Федерации в центрально-азиатский регион, обладая обширной территорией,... | Пояснительная записка С. в целом глубина и объем предлагаемого материала обеспечивают как базовый уровень, так и более высокий уровень для выполнения заданий... | ||
Пояснительная записка программа курса «Научная организация труда студентов» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | Курсовая работа студентки Эта тема становится все более актуальнее в связи с улучшением русско-китайских отношений, поэтому нам надо понять как жили люди в... | ||
Центральная городская библиотека «Играть меня в театре и кино так же невозможно, как играть Искандера или Довлатова. Проза писателей с ярко выраженной авторской интонацией... | Программа курсов переподготовки кадров по специальности: «Практическая психология» «Практическая психология» составлены на основании государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника... |