Учебно-методический комплекс по психологии реабилитации и восстановления высших психических функций Специальность





НазваниеУчебно-методический комплекс по психологии реабилитации и восстановления высших психических функций Специальность
страница1/5
Дата публикации25.10.2014
Размер0.77 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ государственный ГУМАНИТАРНЫЙ университет»
Кафедра психологии


Согласовано на заседании Утверждено

кафедры Психологии

зав. кафедрой

Протокол № ____ от ____ Е.Н. Ткач

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по психологии реабилитации и восстановления высших психических функций

Специальность:

« психология» 020400(030301.65)

Курс 5

Семестры 9

2011


СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ ………………………………………………………….. 2

Программа учебной дисциплины

  1. Задачи изучения дисциплины …………………………………………. .7

  2. Выписка дидактических единиц дисциплины из образовательного стандарта специальности ………………………………………………. .7

  3. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебной работы с указанием объема …………………………………………………………8

  4. Тематическое планирование на дневном и заочном отделении ...… …8

  5. Краткое содержание каждой темы …….………………………………. 12

  6. Перечень учебной литературы ……………………………………….. ..17


Учебно-методические рекомендации к

программе учебной дисциплины

  1. Преамбула к учебно-методическим рекомендациям …………………..21

  2. Методические рекомендации к практическим занятиям……………….22

  3. Требования к оформлению рефератов и докладов …………………. ...48

  4. Задания для самостоятельной работы ………………………………….50

  5. Перечень тем рефератов и докладов …………………………………. …51

  6. Перечень вопросов к экзамену ………………………………….……52

  7. Аттестационные тестовые задания на основе дидактических единиц дисциплины из образовательного стандарта специалиста …..…………54


АННОТАЦИЯ

Психология реабилитации и восстановления высших психических функций - отрасль клинической психологии, направления нейропсихо­логии лоцирована на нейропсихологическую реабилитацию больных с органи­ческими поражениями мозга разной природы (опухолями голов­ного мозга, черепно-мозговыми травмами, инсультами, инфекциями и др). Данная дисциплина также обеспечивает пред­ставление знаний о научных основах восстановительного обуче­ния, принципах и методах восстановления нарушенных высших психических функций (ВПФ) в неразрывной связи с топическим изучением моз­говых конструктов высших психических функций и эмоционально-личнос­тной сферы на материале локальных поражений головного мозга и других моделях.

1. Цель учебной дисциплины: Ознакомление студентов с нейропсихологической реабилитацией больных с органи­ческими поражениями мозга разной природы (опухолями голов­ного мозга, черепно-мозговыми травмами, инсультами и др). Сформировать пред­ставление знаний о научных основах восстановительного обуче­ния, принципах и методах восстановления нарушенных высших психических функций (ВПФ).

2. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана специальности. Психология реабилитации и восстановления высших психических функций базируется на полученных информационных и практических блоках следующих дисциплин: педагогика, русский язык и культура речи, философия, антропология, анатомия центральной нервной системы, физиология центральной нервной системы, общая психология, психогенетика, психология развития и возрастная психология, клиническая психология, психофизиология, основы нейропсихологии, нейропсихология детского возраста, неврология и др. Освоение выше указанного курса позволит более компетентно овладеть неврозологией, психофармакотерапией и др. дисциплинами специализации 020409 «Клиническая психология», специальности 020400(030301.65) «Психология».

3.Ожидаемые результаты освоения учебной дисциплины. В логике компетентностного подхода в результате выполнения учебных и профессиональных задач в ходе освоения данной дисциплины студенты должны ознакомиться:

- с методологическим аппаратом (с предметом, целями и задачами), теорети­ческими концепциями нейропсихологической реабилитации больных с локальными поражениями мозга;

- спецификой нейропсихологической реабилитации и ее местом в комплексной реабилитации больных с локальными поражениями мозга;

- со знаниями о системном и уровневом подходах к ана­лизу нарушений ВПФ и их восстановлению, о роли личности в формировании и преодолении дефекта;

- с представлением о возможных путях восстановления ВПФ при локальных поражениях мозга, как в историческом, так и в современном аспектах;

- с научными основами восстановительного обучения;

- с принципами восстановительного обучения;

- с технологиями и техниками восстанови­тельного обучения больных с нарушениями речи (афазией), интеллектуальной деятельности и когнитивных процессов.

Знания и умения, полученные студентами в результате усвоения данного курса, станут основой для дальнейшей теоретической и клинической работы:

- с больными с органи­ческим поражением головного мозга опухолевого генеза;

- с больными с органи­ческим поражением головного мозга после перенесенной черепно-мозговой травмы, в том числе огнестрельного черепно-мозгового ранения;

- с больными с органи­ческим поражением головного мозга после перенесенного сосудистого нарушения (ишемического и геморрагического инсультов).

- с больными при патологическом старении (Болезнь Альцгеймера, Болезнь Пика и др.);

Курс завершается проведением экзамена.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ государственный ГУМАНИТАРНЫЙ университет»
Кафедра Психологи

Утверждаю”

зав. кафедрой Е.Н. Ткач
“______” ______________ 200__ г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

по психологии реабилитации и восстановления высших психических функций

Специальность:

« психология» 020400(030301.65)

Курс 5

Семестры 9

2011

Составители:

кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологии __________С.И. Ивашкина

старший преподаватель кафедры психологии ________________ А.А. Бехтер

РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на

заседании кафедры психологии

протокол № ____

_____” декабрь 2011 г.


    1. ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе усвоения учебного материала дисциплины решаются профессиональные задачи разного уровня, составляющие современное естественнонаучное мировоззрение, профессиональное становление студентов и включающие ознакомление:

- с методологическим аппаратом дисциплины;

- с теорети­ческими концепциями нейропсихологической реабилитации больных с локальными поражениями мозга;

- со спецификой нейропсихологической реабилитации и ее местом в комплексной реабилитации больных с локальными поражениями мозга;

- со знаниями о системном и уровневом подходах к ана­лизу нарушений ВПФ и их восстановлению, о роли личности в формировании и преодолении дефекта;

- с представлением о возможных путях восстановления ВПФ при локальных поражениях мозга, как в историческом, так и в современном аспектах;

- с научными основами восстановительного обучения;

- с принципами восстановительного обучения;

- с технологиями и техниками восстанови­тельного обучения больных с нарушениями речи (афазией), интеллектуальной деятельности и когнитивных процессов.

В ходе освоения дисциплины решаются педагогические задачи по воспитанию студентов в духе гражданственности и подготовке к активному участию в жизни общества.

2.ВЫПИСКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ДИСЦИПЛИНЫ ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СПЕЦИАЛИСТА



«Психология реабилитации и восстановления высших психических функций»

1

проблема восстановления высших психических функций;

2

ВПФ и реабилитации больных с локальными поражениями мозга;

3

проблемы речи и афазии;

4

проблемы восстановительного обучения: теория, задачи, принципы;

5

методы восстановления речи при поражении передней речевой зоны;

6

человек с афазией и общество;

7

проблемы афазии;

8

основы нейролингвистики.

3.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С УКАЗАНИЕМ ИХ ОБЪЕМА



Вид учебной работы

Объем в часах по формам обучения

ДО

ОЗО

1

Общая трудоемкость

96

96

2

Аудиторные занятия

48

12

3

Лекции

30

8

4

Семинары/практические работы

18

4

5

Лабораторные работы

-

-

6

Самостоятельная работа

48

84

7

Вид итогового контроля:

экзамен

экзамен

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Дневное отделение

НА 2008-09 УЧЕБНЫЙ ГОД



Наименование темы в соответствии с дидактической единицей стандарта

Всего часов

Лекции

Практические

Самост. работа

Продукт самост. работы

Раздел I. Общие вопросы учения о восстановлении

высших психических функций

1.

Основные концепции реабилитации.

6

2

1

3

Доклад с мультимедийной презентацией

2.

Нейропсихологическая реабилитация и ее место в систе­ме научного знания.

4

1

1

2

Доклад с мультимедийной презентацией

Раздел II. Развитие учения о восстановлении высших психи­ческих функций: история и современность

3.

Развитие взглядов на восстановление психических про­цессов: исторический аспект.

2

1

-

1

Доклад с мультимедийной презентацией, списки литературы

4.

Современные представления о строении, распаде

и восста­новлении функций.


4

1

1

2

Схемы проводящих путей, доклад с мультимедийной презентацией, списки литературы

5

Спонтанное и направленное восстановление

высших пси­хических функций.

4

1

1

2

Доклад с мультимедийной презентацией, списки литературы

Раздел IV. Нейропсихологическая реабилитация больных с на­рушениями высших психических функций.

6.

Проблема реабилитации: исторический аспект.


2

1

-

1

Доклад с мультимедийной презентацией, списки литературы

7.

Нейропсихологическая реабилитация.



2

1

-

1

Схемы проводящих путей, Альбом н/пс методик, Доклад с мультимедийной презентацией.

Раздел V. Восстановительное обучение: методологические

и теоретические основы.

8.

Научные основы и технология восстановительного обу­чения

4

1

-

2

Доклад с мультимедийной презентацией, списки литературы

9.

Современный подход к восстановлению

высших психи­ческих функций.


2

1

-

1

Доклад с мультимедийной презентацией, протокол обследования клиента, заключение нейропсихологического обследования

10.

Современные задачи восстановительного обучения.

техники восстановительного обу­чения.

4

1

-

2

Доклад с мультимедийной презентацией, списки литературы

11.

Развитие методов и методик восстановительного обу­чения: исторический аспект. Принципы восстановительного обучения.

2

1

-

1

Мультимедийная презентация, списки литературы

12.

Техники восстановительного обучения.



8

2

2

4

Схемы проводящих путей, Альбом н/пс методик, Видео материалы, протокол обследования клиента, заключение нейропсихологического обследования

13.

Общие методы восстановления когнитивной и речевой сфер. Социопсихологический аспект реабилитации больных и восстановления высших психических функций.

8

2

2

4

Альбом н/пс методик, протокол обследования клиента, заключение нейропсихологического обследования

14.

Психология речи. Афазия. Методы восстановления речи.

32

8

8

16

Альбом н/пс методик, схема протокола обследования, схема заключения нейропсихологического обследования, создание ИПР (индивидуальной программы реабилитации).

15.

Методы восстановления когнитивной сферы. Методы восстановления интеллектуальной деятельно­сти, личности и эмоций.

16

6

2

8

протокол обследования клиента, заключение нейропсихологического обследования создание ИПР (индивидуальной программы реабилитации).




Итого:

96

30

18

48




5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

НА 2008-09 УЧЕБНЫЙ ГОД

Отделение заочного обучения



Наименование темы в соответствии с дидактической единицей стандарта

Всего часов

Лекции

Практические

Самост. работа

Продукт самост. работы

Раздел I. Общие вопросы учения о восстановлении

высших психических функций

1.

Основные концепции реабилитации.

6

0,5

-

5,5

Доклад с мультимедийной презентацией

2.

Нейропсихологическая реабилитация и ее место в систе­ме научного знания.

4

0,5

-

3,5

Доклад с мультимедийной презентацией

Раздел II. Развитие учения о восстановлении высших психи­ческих функций: история и современность

3.

Развитие взглядов на восстановление психических про­цессов: исторический аспект.

2

0,1

-

1,5

Доклад с мультимедийной презентацией

4.

Современные представления о строении, распаде

и восста­новлении функций.


4

0,1

-

3,9

Доклад с мультимедийной презентацией

5

Спонтанное и направленное восстановление

высших пси­хических функций.

4

0,5

-

3,5

Доклад с мультимедийной презентацией, списки литературы

Раздел IV. Нейропсихологическая реабилитация больных с на­рушениями высших психических функций.

6.

Проблема реабилитации: исторический аспект.


2

0,2

-

1,8

Доклад с мультимедийной презентацией

7.

Нейропсихологическая реабилитация.

2

0,1

-

1,9

Доклад с мультимедийной презентацией

Раздел V. Восстановительное обучение: методологические

и теоретические основы.

8.

Научные основы и технология восстановительного обу­чения

4

0,5

-

3,5

Доклад с мультимедийной презентацией

9.

Современный подход к восстановлению

высших психи­ческих функций.


2

0,5

-

1,5

Схемы проводящих путей, Доклад с мультимедийной презентацией, протокол обследования клиента, заключение нейропсихологического обследования

10.

Современные задачи восстановительного обучения.

техники восстановительного обу­чения.

4

0,5

-

3,5

Схемы проводящих путей, протокол обследования клиента, заключение нейропсихологического обследования

11.

Развитие методов и методик восстановительного обу­чения: исторический аспект. Принципы восстановительного обучения.

2

0,5

-

1,5

Мультимедийная презентация, списки литературы

12.

Техники восстановительного обучения.



8

1

1

6

Схемы проводящих путей, Альбом н/пс методик, Видео материалы, протокол обследования клиента, заключение нейропсихологического обследования

13.

Общие методы восстановления когнитивной и речевой сфер. Социопсихологический аспект реабилитации больных и восстановления высших психических функций.

8

-

1

7

Альбом н/пс методик, протокол обследования клиента, заключение нейропсихологического обследования. Создание ИПР (индивидуальной программы реабилитации).

14.

Психология речи. Афазия. Методы восстановления речи.

28

2

2

24

протокол обследования клиента, заключение нейропсихологического обследования

15.

Методы восстановления когнитивной сферы. Методы восстановления интеллектуальной деятельно­сти, личности и эмоций.

16

1

2

13

протокол обследования клиента, заключение нейропсихологического обследования. Создание ИПР (индивидуальной программы реабилитации).




Итого:

96

8

6

84




6.КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

Раздел I. Общие вопросы учения о восстановлении

высших психических функций.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по психологии реабилитации и восстановления высших психических функций Специальность iconУчебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград
История социальной психологии: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Баркаева И. Л., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс по психологии реабилитации и восстановления высших психических функций Специальность iconУчебно-методический комплекс история психологии специальность: 031000 «Педагогика и психология»
Выявить динамику взглядов на предмет психологии и методы ее изучения в различные исторические периоды
Учебно-методический комплекс по психологии реабилитации и восстановления высших психических функций Специальность iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы патологии и комплексной...

Учебно-методический комплекс по психологии реабилитации и восстановления высших психических функций Специальность iconУчебно-методический комплекс по специальной психологии Специальность: 020400
...
Учебно-методический комплекс по психологии реабилитации и восстановления высших психических функций Специальность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов высших учебных заведений культуры и искусства. Учебно-методический комплекс...
Учебно-методический комплекс по психологии реабилитации и восстановления высших психических функций Специальность iconУчебно-методический комплекс специальность 030301. 65 Психология Калининград
Умк рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии, протокол №1 от 26. 08. 10
Учебно-методический комплекс по психологии реабилитации и восстановления высших психических функций Специальность iconУчебно-методический комплекс дисциплины высокоуровневые методы информатики...
Дробно – рациональных функций и построение их графиков с использованием прикладных и инструментальных программных средств
Учебно-методический комплекс по психологии реабилитации и восстановления высших психических функций Специальность iconУчебно-методический комплекс основы психогенетики специальность:...
Умк рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии, протокол №1 от 26. 08. 10
Учебно-методический комплекс по психологии реабилитации и восстановления высших психических функций Специальность iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс по психологии реабилитации и восстановления высших психических функций Специальность iconУчебно-методический комплекс по модулю в3 «Методы психологической коррекции и реабилитации»
Цель: формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции...
Учебно-методический комплекс по психологии реабилитации и восстановления высших психических функций Специальность iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология»
Е. А. Соловьева. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные...
Учебно-методический комплекс по психологии реабилитации и восстановления высших психических функций Специальность iconУчебно-методический комплекс дисциплины правовое регулирование иностранных...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (утвержден Министерством...
Учебно-методический комплекс по психологии реабилитации и восстановления высших психических функций Специальность iconУчебно-методический комплекс дисциплины педагогическая конфликтология...
Института психологии, социологии и социальных отношений (Протокол №1, от 26. 08. 2009 г.)
Учебно-методический комплекс по психологии реабилитации и восстановления высших психических функций Специальность iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс по психологии реабилитации и восстановления высших психических функций Специальность iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психическая саморегуляция»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс по психологии реабилитации и восстановления высших психических функций Специальность iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск