Реферат по дисциплине: Психопатология на тему: «Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ»





Скачать 112.97 Kb.
НазваниеРеферат по дисциплине: Психопатология на тему: «Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ»
Дата публикации31.10.2014
Размер112.97 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат
ФГБОУ ВПО

«АГПИ им. А.П. Гайдара»
Реферат

по дисциплине:

Психопатология

на тему:

«Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ»

Выполнила:

слушатель курсов переподготовки

по специальности «Психолого-педагогическое

сопровождение детей с ограниченными

возможностями здоровья в специальном

и инклюзивном образовании»

Ефимова Марина Валерьевна


Содержание

1. Понятие и виды ПАВ……………………………………………………...…..3

2. Общие признаки начала потребления психоактивных веществ подростками…………………………………………………………………….…6

3.Симптомы употребления психоактивных веществ…………………………..8

4. Профилактика злоупотребления ПАВ……………………………….……….9

5. Литература…………………………………………………………………….12

1. Понятие и виды ПАВ

Психоактивные вещества – любое химическое соединение (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния, это совокупность наркотических и токсических средств, применяемых для изменения психического состояния и способных привести к развитию зависимости (наркомании или токсикомании). Эти изменения могут носить как положительный (лечебный) характер, так и отрицательный, например деградация психики при злоупотреблении наркотиками.

Психоактивные вещества, влияющие на высшие психические функции, и часто используемые в медицине для лечения психических заболеваний, называются психотропными. Психоактивные вещества, вызывающие привыкание и/или запрещённые законодательством, считаются наркотиками.

Нейротро́пные сре́дства – обширная группа лекарственных средств, оказывающие действие на нервную систему – центральную и периферическую. Могут угнетать или стимулировать передачу нервного возбуждения в различных отделах (центральной)нервной системы, понижать или повышать чувствительность нервных окончаний в периферических нервах, воздействовать на разные типы рецепторов синапсов. По происхождению психоактивные вещества и наркотики делятся на растительные, полусинтетические(синтезируемые на основе растительного сырья) и синтетические, также делят по способу действия на организм. Не все психоактивные вещества являются наркотиками, но все наркотики являются психоактивными веществами. Разделение психоактивных веществ может также проводиться как по их химическому строению, так и по действию, которое они оказывают на поведение человека, и которое можно субъективно ощутить. Существуют также комбинированные классификации.

Чем меньшее количество вещества необходимо принять для того, чтобы полностью ощутить его действие, тем более сильным, более психоактивным оно является. Для ЛСД, например, каноническая доза равна 100 микрограммов, в то время как для этанола доза измеряется десятками граммов. В зависимости от особенностей метаболизма индивида вещество может на него почти не действовать или действовать гораздо сильнее (гиперчувствительность). Также принято измерять дозу в граммах вещества на килограмм веса. Деление по силе зависимости неоднозначно. Лидерами по данному показателю среди веществ считаются героин, кокаин и иногда никотин, а также алкоголь. Из классов веществ выделяют опиаты и стимуляторы, как вызывающие сильную зависимость, также сильную зависимость могут вызывать барбитураты, хотя реакции конкретных людей на различные препараты могут быть очень индивидуальны. Под «лёгкими наркотиками» обычно подразумевают марихуану и иногда некоторые психоделики. На ЦНС психоактивные вещества оказывают разнообразное влияние на любом уровне функционирования ЦНС: молекулярном, клеточном, системном, синаптическом. В целом, любое такое влияние сопровождается изменением обмена веществ на том уровне, на котором происходит это влияние. В организм психоактивные вещества могут попадать самыми разными путями: перорально, инъекционно, интраназально, через лёгкие. Психоактивное вещество проходит сложный путь в организме, в зависимости от способа принятия может перерабатываться организмом в производные, и, проходя через гематоэнцефалический барьер, воздействует на передачу нейронами нервных импульсов, например, через баланс нейромедиаторов в мозге, изменяя таким образом работу нервной системы. Обычно формирование зависимости связывают со злоупотреблением ПАВ, его систематическим применением. Хотя действие веществ на человека очень индивидуально, можно сказать, что наиболее быстро из распространённых веществ зависимость формируется при приёме героина и «винта» (кустарно приготовленного стимулятора первитина и его производных),также можно выделить психостимуляторы кокаин и амфетамин.

Существует мнение, что психологическую зависимость вызывают вещества, действующие на обращение в организме эндогенных нейромедиаторов (количество которых ограниченно, баланс восстанавливается постепенно), а физическую – непосредственно воздействующие на нервную систему (для употребления таких веществ ради удовольствия характерно постоянное повышение дозы). Характер воздействия в обоих случаях имеет под собой нейрохимическую основу, затрагивающую психику человека. Физиологическая зависимость формируется, когда организм привыкает к регулярному экзогенному поступлению участвующих в метаболизме веществ в организм и снижает их эндогенную выработку, таким образом, при прекращении поступления вещества в организм в нём возникает обусловленная физиологическими процессами потребность в этом веществе. Психологическая зависимость связывается в основном с приятными ощущениями от веществ, стимулирующими человека к повторению опыта их употребления. Под действием опиатов человек может не чувствовать боли и тревог, одним из вариантов действия стимуляторов является повышение самооценки и энергичности. Однако зависимость может формироваться и при употреблении других веществ, например диссоциативов, которые вызывают распад сознания (в трип-репортах сообщается даже о переживаниях смерти под их действием); переживания и визуальные эффекты от психоделиков часто вообще не могут быть описаны как приятные, тем не менее, при частом употреблении эти вещества могут вызывать разрыв с реальностью, связанный с эскапистским характером психоделического опыта.

В последние годы в Российской Федерации, практически во всех регионах, ситуация, связанная со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, имеет тенденцию к утяжелению. Быстро растет число потребителей психоактивных веществ (ПАВ), включая наркотические средства, что, в свою очередь, определяет рост численности лиц с сформированной зависимостью от наркотиков - больных наркоманией и токсикоманий. Наркозависимые группы населения стремительно «молодеют». Уровень этой наркотизации все более захватывает среду подростков. Следует отметить, что на первый план в настоящее время выходит употребление синтетических препаратов с высокой наркогенной активностью (героин, амфетамины). В этой ситуации подростки быстрее, чем взрослые попадают в болезненную зависимость. Это определяет резкое укорочение периода возможных эффективных предупреждающих мер после начала употребления наркотических средств и «запущенность» наркологических проблем при первичном обращении детей и подростков за помощью. Эти факторы определяют объективную необходимость существенной перестройки и активизации системы первичной комплексной профилактики употребления психоактивных веществ.

2. Общие признаки начала потребления психоактивных веществ подростками.

- Снижение интереса к учебе, обычным увлечениям.

- Появляется отчужденность, эмоционально «холодное» отношение к окружающим,могут усилиться такие черты, как скрытность и лживость.

- Нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия.

- Компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста.

- Эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения небольших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых.

- Тенденция общаться по преимуществу с подростками, которые заведомо употребляют наркотики и/или другие психоактивные вещества.

- Повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться.

- Наличие таких атрибутов наркотизации, как шприцев, игл, небольших пузырьков, облаток из-под таблеток, небольших кулечков из целлофана или фольги, тюбиков из-под клея, пластиковых пакетов от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта.

- Изменение аппетита - от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства; эпизодически тошнота, рвота.

- Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений на коже, слизистых.

- «Беспричинное» сужение или расширение зрачков.

Решающим признаком употребления подростком психоактивных средств является выявление состояния наркотического одурманивания. При оценке употребления психоактивных веществ всегда необходимо проявлять тактичность и осторожность. Особенно это относится к работе с несовершеннолетними, имеющими наркологические проблемы, так как необоснованные подозрения в употреблении наркотических веществ могут сами по себе оказаться психотравмирующим фактором и, в свою очередь, подтолкнуть к их реальному употреблению.

3.Симптомы употребления психоактивных веществ

Длительная привычка к потреблению седативных препаратов, например, барбитуратов, и, конечно, потребление таких более серьезных наркотиков, как опиум или производные морфия, могут вызвать состояние хронической вялости, расстройство способности к концентрации и снижение интеллекта. Стимулирующие препараты, в частности амфетамины и гашиш, а также кокаин, могут приводить к состоянию длительного беспокойства с наложением бреда в фазе интоксикации. Однако более серьезно то, что они могут вызвать психотическиезаболевания, неотличимые от шизофрении, особенно у тех людей, которые предрасположены к этим заболеваниям. Есть некоторая вероятность, что такие расстройства приводят к развитию параноидного и бредового поведения, связанных с амфетаминовыми психозам, которые мимикрируют под шизофрению. Однако эти психозы могут развиваться и у тех, кто в прошлом такими заболеваниями не страдал и в семейной истории их не имел. Резкий отказ от употребления таких препаратов может, кроме того, вызвать состояние типа белой горячки или долговременное снижение жизненных стимулов и отупение эмоций, связанное с прекращением искусственного стимулирования мозга.

Галлюциногенные наркотики, в частности ЛСД, фактически не являются препаратами, вызывающими наркоманию. Однако они могут быть чрезвычайно опасными, и действительно они в некотором смысле составляют основную проблему на фоне потребления наркотиков в целом. Действие этих препаратов заключается в индуцировании состояния измененного сознания с усилением и искажением чувственного восприятия. Могут быть острые состояния причудливых галлюцинаций, у индивидуума может появляться ощущение благополучия и всемогущества, он может, например, поверить, что способен летать, и попробовать это сделать, спрыгнув с крыши многоэтажного дома. Такие «путешествия» непредсказуемы. Тот факт, что пережитое человеком путешествие было благополучным, еще не гарантирует, что и следующее будет таким же. Во время такого путешествия возникают расстройства мышления и странные ощущения, может случиться рецидив, известный как «вернувшаяся психоделическая картинка» - даже через несколько недель после приема наркотика, например, вследствие стимулировании алкоголем или гшишем. Но могут развиваться и параноидные или депрессивные состояния – это зависит от ситуации, в которой принимаются наркотики. Опасность, в основном, связана, с непредсказуемостью эффекта таких препаратов. Кроме того, такие наркотики изготавливаются химическим способом, поэтому их сложно контролировать. Эти препараты являются сильнодействующими, и даже малые дозы могут давать выраженный эффект.

4. Профилактика злоупотребления ПАВ

Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Однако несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркомании, токсикоманий и алкоголизма.

Профилактика (prophylaktikos — предохранительный)— термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.

Первичная профилактика – система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска. Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.

Вторичная профилактика – комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функционалные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву явления.

Выделяют несколько уровней профилактики злоупотребления ПАВ среди детей.

1уровень – превентивный. Это четкая и доступная информация для детей, подростков, родителей, учителей с целью разъяснения не столько вреда наркотиков, сколько пользы здорового образа жизни, формирования здорового морально – психологического климата, создания условий для разумной организации в проведении свободного времени, разъяснения определенных норм поведения. Работа должна проводиться по определенным принципам: 1. индивидуальная направленность; 2. выявление групп риска с использованием различных методов (медицинских, психологических, педагогических и др.); 3. работа с лицами групп риска по групповым и индивидуальным программам; 4. организация специальных лагерей для детей с девиантным поведением. Следует иметь в виду, что чаще в «рядах наркоманов» могут оказаться подростки с акцентуациями и психическими заболеваниями. Трудности в проведении первичной профилактики касаются педагогов, родителей, психологов, врачей. Прежде всего, это связано с практическим отсутствием подготовленных по проблеме кадров. Большая часть педагогов школ, средних и высших учебных заведений не имеют знаний по диагностике коррекционному воспитанию детей и подростков в современных социальных условиях нашей страны. Необходимо добавить, что до сих пор не создана система целенаправленной подготовки кадров для работы с детьми молодежью, имеющими проблемы с употреблением наркотических средств и одурманивающих веществ. Большинство педагогических работников образовательных учреждений признают свою неосведомленность в области предупреждения злоупотребления ПАВ детьми и молодежью. В системе повышения квалификации педагогических кадров и иных работников социальной сферы представлено минимальное количество курсов, ориентированных на профилактику наркозависимости у детей и молодежи. Поэтому, чтобы обеспечить активную профилактическую работу, остановить эпидемию наркомании, оказать лечебно-реабилитационную помощь потребителям наркотиков и больным наркоманией, требуется совершенствовать законодательство и обеспечить вмешательство на всех уровнях так называемой наркотической пирамиды. Прежде всего, должна быть введена административная ответственность за употребление наркотиков, обеспечена возможность оперативного обследования лиц, подозреваемых в потреблении наркотических средств, расширены правовые основы для профилактической работы и реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ.

Литература

1. Данилин А. LSD, галлюциногены, психоделия, и феномен зависимости. – М.: ЗОА Изд-во Центрополиграф, 2003. – 399с.

2. Лекции по наркологии. 2-е изд.//под. ред. Н.Н. Иванца. М., «Нолидж», 2003. – 448 с.

3. Лисецкий К.С., Литягина Е.В. Психология и профилактика наркотической зависимости.- Самара,. Изд. Дом «Бахрах-М», 2008. – 224с.

4. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учебное пособие. Рн/Д, Феникс 2000. – 384с.

5. Руководство по наркологии./под. ред. Н.Н. Иванца – в2-х т. – М.; 2000. - 407с.

6. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб.: Изд-во «Питер». 2000. – 549 с.

7. Шабалина В.В. Психология подростка, 2001 // www. narkom. ru


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по дисциплине: Психопатология на тему: «Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ» iconПрограмма по профилактике употребления пав (психоактивных веществ) "Твой выбор"
Болезнь легче предупредить, чем лечить” — это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о злоупотреблении...
Реферат по дисциплине: Психопатология на тему: «Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ» iconПрограмма «Волонтер»
Профилактическое (профилактика употребления психоактивных веществ детьми и подростками)
Реферат по дисциплине: Психопатология на тему: «Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ» iconТематический план дисциплины № Содержание
Тема Правовые, медицинские и психосоциальные последствия употребления психоактивных веществ
Реферат по дисциплине: Психопатология на тему: «Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ» iconКонцепция и общая характеристика программы первичной профилактики...
В основу программы первичной профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ «Сделай свой выбор: выбери жизнь!» положены...
Реферат по дисциплине: Психопатология на тему: «Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План мероприятий по профилактике употребления обучающимися психоактивных веществ
Реферат по дисциплине: Психопатология на тему: «Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Профилактика употребления психоактивных веществ в молодёжной среде. Сценарии мероприятий. (Библиография)
Реферат по дисциплине: Психопатология на тему: «Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В организационный комитет Фестиваля «Ты выбираешь сам!» по профилактике употребления наркотических и психоактивных веществ среди...
Реферат по дисциплине: Психопатология на тему: «Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ» iconПоложение о проведении III городского конкурса по профилактике употребления...
Продолжить обучение согласованности движений рук и ног в попеременном 2х/ш ходе
Реферат по дисциплине: Психопатология на тему: «Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В соответствии с приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики №1951 от 14. 10. 2013г., в рамках реализации...
Реферат по дисциплине: Психопатология на тему: «Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ» iconГлавное управление образования Курганской области Профилактика употребления...
Базовый учебник: Биология. Человека. 8 класс: учебник дляучащихся общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин 3-е.,стереотип....
Реферат по дисциплине: Психопатология на тему: «Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ» iconТулин алексей психические расстройства с точки зрения трансоанализа. Москва
Примером может быть попадание к некомпетентному целителю, экстрасенсу, магу и т д. Применение различных духовных практик без специального...
Реферат по дисциплине: Психопатология на тему: «Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ» iconПоложение о проекте «Стремлюсь Интересно Жить» («СтрИЖ») I. Общие положения
Казани навыков здорового образа жизни, непрямую профилактику употребления психоактивных веществ, асоциального поведения, на пропаганду...
Реферат по дисциплине: Психопатология на тему: «Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ» iconРеферат по дисциплине: Химия На тему: Способы разделения смесей
Ение смеси – это физический процесс. Физические методы разделения веществ широко используются в химических лабораториях, при получении...
Реферат по дисциплине: Психопатология на тему: «Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ» iconПеред Вами пособие по предупреждению употребления психоактивных веществ...
«Навыки жизни». Пособие выпущено в рамках проекта "Развитие наркологических услуг для глухих в Северо-Западном регионе" при финансовой...
Реферат по дисциплине: Психопатология на тему: «Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ» iconИнформация о способах раннего выявления употребления психоактивных...
Названия этих наркотиков на слэнге: спайсы и соли. Бороться с ними сложно, потому что их с запозданием включают в список запрещенных,...
Реферат по дисциплине: Психопатология на тему: «Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ» icon№6. Психические расстройства позднего возраста. Психопатии
В данной лекции рассматриваются виды и причины психических расстройств позднего периода и формы психопатий


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск