Скачать 1.55 Mb.
|
Уважаемые педагоги! Перед Вами пособие по предупреждению употребления психоактивных веществ для учащихся 7 – 9 классов школы - интерната I и II вида «Навыки жизни». Пособие выпущено в рамках проекта "Развитие наркологических услуг для глухих в Северо-Западном регионе" при финансовой поддержке Министерства Иностранных Дел Финляндии. «Навыки жизни» знакомят учащихся 7 – 9 классов с понятием психоактивные вещества, дают понятие об индивидуальности и эмоциональных состояниях человека формируют навыки эффективного общения, принятия решений, навыки сопротивления давлению со стороны сверстников, способствуют формированию здоровых установок и навыков ответственного поведения в отношении собственного здоровья. Создатели «Навыков жизни» надеются, что пособие предоставит учащимся возможность формирования и совершенствования личностной и социальной компетентности, столь необходимой для жизни в современном мире. Составители «Навыков Жизни» Содержание
Литература……………………………………………………………………………… 102 Введение К моменту обучения в средней школе большинство детей слышало о курении, наркотиках и наркоманах, ингалянтах и токсикоманах. Источники этой информации: СМИ, родители, сверстники, старшие братья и сестры. За последние годы рост употребления табака и алкоголя происходит очень интенсивно. Достаточно сказать, что более половины пятнадцатилетних школьников хотя бы раз в жизни пробовали сигареты. Но все, же абсолютное большинство учащихся средних классов не курят и не пьют. Однако возраст, в котором дети начинают экспериментировать с табаком, алкоголем и наркотиками, постоянно снижается. Школа глухих – это своеобразное «закрытое общество», где, на наш взгляд, распространение вредных привычек происходит быстрее. Возможно, это связано с тем, что учащиеся, имеющие нарушение слуха находятся в менее выигрышном положении, так как испытывают языковой и культурный барьер. Множество программ направленных на предупреждение развития вредных привычек, появившихся в педагогике в последнее время, направлены на работу с детьми без отклонений в развитии. Большинство этих программ не подходят для организации работы с детьми с нарушением слуха и требуют адаптации и разработки занятий и мероприятий, которые будут учитывать особенности восприятия информации школьниками с нарушением слуха. В настоящее время, в связи с распространенностью употребления подростками ПАВ и доступностью не только табака и алкоголя, но и наркотиков, запрос школы, родителей, общественности на превентивное образование становится все более настойчивым. Всем становится понятным, что разговор о наркотиках не следует считать темой лекций для подростков. Объективная информация о наркотиках, формирование навыков сопротивления давлению подростковой группы, предлагающей попробовать их, должны стать задачей превентивного обучения в школе до момента, когда подросткам предложат попробовать наркотики. Учебное пособие «Навыки жизни» позволяет начать разговор о наркотиках и ингалянтах с подростками? имеющими нарушения слуха. Как пользоваться пособием «Навыки жизни» включают материалы для педагогов и 3 рабочие тетради для учащихся 7 - 9 классов. Пособие для педагогов содержит:
Для каждого класса разработаны 12 (13) планов (конспектов) занятий. Шесть (семь) занятий с элементами тренинга проводит педагог-психолог, и шесть занятий - воспитатели классов или социальный педагог. Занятия предполагается проводить поочередно: сначала занятие-тренинг проводит педагог-психолог затем - воспитатель или социальный педагог. План занятия включает:
Планы занятий гибкие. Они позволяют педагогу менять и дополнять их содержание для максимального соответствия особенностям класса. В качестве дополнения возможно включение в уроки видео- и аудиоматериалов, пособий, имеющихся в школе, или материалов, которые педагог считает важными для своих учеников. Для учеников с высоким уровнем академической подготовки может быть расширена информационная часть учебных материалов. Рабочие тетради предусмотрены для детей с седьмого по девятый класс в отдельности. Они содержат:
Рабочие тетради могут быть использованы только вместе с материалами для педагога Концепция Курение, употребление алкоголя, а в последнее время употребление подростками и молодежью наркотиков стали широко распространенным и открыто обсуждаемым явлением современной жизни. Все больше семей лицом к лицу сталкиваются с трагедией наркомании. Все больше педагогов начинают понимать, что предупреждение об употреблении наркотиков подростками - важная задача школы. Цель превентивного обучения - научить детей ценить и сохранять свое здоровье и здоровье окружающих, способствовать отношениям взаимной помощи и поддержки в детском коллективе перед лицом опасности, которую в современном обществе несет с собой употребление ПАВ. Принципы Теоретической основой пособия «Навыки жизни» являются современные научные представления о факторах риска приобщения к употреблению ПАВ и защитных факторах, позволяющих сопротивляться школьникам, имеющим нарушение слуха, неблагоприятным условиям окружающей среды. Стержнем превентивного обучения является формирование личной ответственности учащегося за свои поступки и здоровье. Превентивное обучение предполагает:
Среди формируемых навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления. «Навыки жизни» последовательно реализуют современную методологию превентивного обучения, ориентированную на ученика и применяющую методы обучения в группе. Превентивное обучение предполагает, что ознакомление с информацией должно начинаться до того момента, когда подростки столкнуться с ПАВ в жизни. Цель пособия Овладение школьниками с нарушением слуха объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ. Задачи пособия
Основные понятия Психоактивные вещества — это природные и синтетические химические вещества, которые изменяют психическое и физиологическое состояние человека. Некоторые психоактивные вещества используются в медицине для лечения больных. В спорте психоактивные вещества ассоциируются с понятием «допинг». В обычной жизни мы часто слышим что-то вроде «мне надо взбодриться» или «мне надо успокоиться», когда имеется в виду кофе или чай. Отношение к психоактивным веществам в разных странах и среди разных слоев населения внутри одной страны разное. Поэтому важно аккуратно использовать эти понятия. Табак и алкоголь, например, являются психоактивными веществами, которые широко распространены и открыто употребляются в обществе, хотя каждый знает о вреде табака для здоровья, а злоупотребление алкоголем рассматривается как социальное отклонение. Некоторые психоактивные вещества (и в том числе наркотики) могут употребляться только по предписанию врача. Для немедицинского использования они являются запрещенными. Важно помнить, что психоактивное вещество кофеин содержится в чае и кофе, а также в шоколаде. В алкогольных напитках содержится другое психоактивное вещество — этанол. К психоактивным веществам относятся снотворные лекарства и некоторые препараты для похудения. В целом сами по себе психоактивные вещества не являются ни хорошими, ни плохими. Важно, кто, как и с какой целью их использует. Алкоголь — любой напиток, содержащий токсическое вещество — этанол. В небольших количествах он действует на организм как стимулятор, в умеренных и больших количествах угнетает деятельность организма. Особенно опасно употребление алкоголя в сочетании с другими психоактивными веществами. Табак — сушеные листья одноименного растения. Чаще всего вдыхается табачный дым, но в некоторых странах распространен также жевательный табак. Главное психоактивное вещество табака — никотин. Эффектом долговременного действия никотина на организм является поражение сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Зависимость от психоактивных веществ - этим понятием обозначается состояние человека, когда он постоянно, не контролируя себя, употребляет какое-либо психоактивное вещество и не может остановиться. В случае если человек с зависимостью прекращает употребление психоактивного вещества, возникает синдром отмены, или абстинентный синдром. Абстинентный синдром — болезненное состояние лишения организма привычного психоактивного вещества. Обучение — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками. Профилактика — система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни человека. Превентивное, или профилактическое, обучение — сочетание овладения детьми знаниями с формированием здоровых установок и навыков ответственного поведения в отношении здоровья. Превентивное обучение предполагает формирование положительного образа Я ребенка, навыков принятия ответственных решений и эффективного общения, сопротивления давлению средств массовой информации и сверстников и некоторых других навыков личностной и социальной компетентности. Установленными результатами превентивного обучения являются следующие:
Образ Я - система представлений ребенка о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с окружающими и отношение к себе. Образ Я включает три компонента:
Общение – процесс установления и развития контактов между детьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности. В общении различают три стороны:
Средствами общения являются речь (вербальный компонент общения) и выразительные движения (невербальный компонент общения). Дети одновременно принадлежат ко многим разным группам. Поскольку общение в группе может влиять на поведение, на принятие решений о табаке и алкоголе, важно научить детей эффективному общению: они должны уметь отказываться. Принятие решений — последовательность действий, ведущих к достижению цели. Принятие решений — необходимый жизненный навык, регулирующий целенаправленное поведение. Усвоение детьми шагов рационального процесса принятия решений позволяет принимать ответственные решения о табаке и алкоголе, избегать опасных ситуаций. Простейшая последовательность шагов принятия решения для детей:
Перечисленные шаги рационального принятия решений с небольшими стилистическими изменениями в формулировках используются для формирования навыков самоконтроля, умения отказываться и обходить опасности. Причины употребления ПАВ Употреблять табак и алкоголь, пробовать наркотики дети начинают в подростковом возрасте. Что ими движет? Специфика возраста. Подростки постепенно отдаляются от родителей, становятся более независимыми, приобретают навыки самостоятельной жизни. Они «пробуют» разные стили поведения. Употребление ПАВ иногда воспринимается ими как проявление взрослости. Часто такое «взрослое поведение», наряду с правонарушениями и неуважением к старшим, является следствием принадлежности к группе сверстников, другой характерной черты подросткового периода. Другие возрастные черты подростков - это преувеличенные представления о резервах собственного здоровья, своих физических возможностях и неадекватный оптимизм в отношении здоровья в будущем. Именно поэтому их не интересуют вредные последствия употребления ПАВ для здоровья и многочисленные предостережения со стороны взрослых. Развивающееся мышление. По мере взросления мышление меняется. У подростков оно более гибкое и абстрактное по сравнению с младшими школьниками. Подростки в состоянии рассматривать логические альтернативы поведения, возможность отклонения от правил, замечать нерациональные и противоречивые поступки взрослых. Старшие подростки формулируют утверждения, обратные тем, что им внушают взрослые, ищут контраргументы, рационально объясняют, почему они игнорируют известную им информацию. Это подрывает усвоенные ранее знания о вреде употребления ПАВ, а вопросы здоровья, заслоняемые сиюминутными социальными интересами, отходят на задний план. Давление сверстников. Влияние родителей с возрастом уменьшается, а сверстников - нарастает. Общение подростка с группой сверстников часто способствует употреблению ПАВ. Чем сильнее связь с группой, тем больше ребенок поддается ее влиянию. Особенно сильно поддаются влиянию группы, зависимые от окружающих, тревожные, обладающие низкой самооценкой подростки. Особенности семьи. Поведение и установки семьи подростка прямо связаны с его жизненными перспективами. Если в семье есть люди, злоупотребляющие ПАВ, риск приобщения к ним возрастает. Средства массовой информации. СМИ часто показывают употребление ПАВ популярными людьми. К сожалению, некоторые подростки стремятся им подражать даже в этом. Знания, установки, ожидания. Недостаток информации, положительное отношение к употреблению ПАВ, представление о том, что употребление ПАВ - норма жизни, способствуют приобщению к ним. Психологические черты. Употребление ПАВ связано с определенными психологическими качествами. Это низкая самооценка, неуверенность в себе, нужда в социальном одобрении, тревожность, неумение настаивать на своем и недостаточный самоконтроль. Наличие таких черт повышает риск приобщения к ПАВ. Фармакологические свойства ПАВ. Все ПАВ, хотя и в разной степени, вызывают привыкание. Поэтому, начав употребление ПАВ по социальным или психологическим причинам, со временем подросток продолжает его из-за физиологической потребности. Развивается толерантность (переносимость). Требуются все большие дозы. Если употребление ПАВ прекращается, то возникает абстинентный синдром. Таким образом, фармакологические свойства ПАВ способствуют регулярному их употреблению. Самолечение, преодоление стресса. Одной из причин употребления ПАВ является самолечение. Некоторые подростки с повышенной тревожностью, пониженным настроением, депрессивными состояниями используют их для улучшения самочувствия. Отклоняющееся поведение. Специалисты считают, что употребление ПАВ - часть синдрома отклоняющегося поведения. Для подростков с этим синдромом характерен особый стиль жизни и ценности. Те из них, которые курят, пьют, употребляют другие ПАВ, обычно плохо учатся, не занимаются спортом, не посещают клубы по интересам, лгут, занимаются мелким воровством и мошенничеством. Ограниченные возможности здоровья. Подросток с ограниченными возможностями здоровья болезненно переживает, что он не такой как все. Не всегда он может реализовать себя в жизни так, как ему хочется. Если подросток имеет видимые физические недостатки, чувство неполноценности будет усиливаться, поскольку внешний вид его существенно влияет на отношение к себе. Он понимает, что отличается от сверстников. Нередко у подростков наблюдаются колебания настроения, нарушение поведения, повышенная возбудимость, стремление к асоциальным формам поведения. При наличии каких-либо отклонений дисгармония подросткового возраста проявляется более резко и стойко, усложняя адаптацию подрастающего человека в обществе. Отсюда систематическое непосещение школы, конфликты с учителями, сверстниками, семейные конфликты, а дальше употребление ПАВ, воровство, хулиганство, другие противоправные действия. Основные методы обучения В процессе работы помимо традиционных, предполагается использование метода обучения в группе. Методы обучения в группе – это кооперативные обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и упражнения-энергизаторы. Почему же так важна комбинация традиционных и групповых методов? Использование обучения в группе наряду с традиционными методами позволяет педагогу улучшить качество обучения. Что такое обучение в группе? Обучение в группе означает, что дети учатся:
Обучение в группе развивает личностную и социальную компетентность, формирует установки здорового образа жизни. Обучение в группе дает ученикам новую возможность для обучения и воспитания. Увеличивается вероятность того, что они выскажутся. Общаясь дети развивают умение слушать, думать и работать вместе. Это становится дополнительным мотивом для учебы как таковой. Кооперативное обучение Кооперативное обучение – метод, когда в небольших группах (от 2 человек) ученики решают общую задачу. Совместная работа формирует качества социальной и личностной компетентности и умение дружить. Выделяют четыре элемента кооперативного обучения:
Мозговой штурм Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки и последующего обсуждения со стороны одноклассников и руководителя группы. Идеи фиксируются на доске. Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончатся отведенное на него время. Групповая дискуссия Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством тренера группы с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнение и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
Ролевое моделирование Ролевое моделирование может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр. В этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение на глазах тренера. Ученики пытаются действовать так, как в реальной жизни, или, так, как они хотели бы действовать. Упражнения - энергизаторы Эти упражнение предназначены для преодоления спада энергии. Это могут быть короткие физические упражнения, оживляющие активность группы. Механизмы реализации превентивного обучения
Ожидаемые результаты, их социальная эффективность
Виды оценки эффективности Существуют, как минимум, три вида оценки эффективности. Это:
Ниже приведены определения каждого из них. Анализируя свои возможности, педагог должен решить, какой вид или какая комбинация различных видов оценки эффективности лучше всего соответствуют его целям.
Занятия с элементами тренинга для 7 класса (проводит педагог-психолог) Занятие 1 Правила групповой работы |
Программа по профилактике употребления пав (психоактивных веществ) "Твой выбор" Болезнь легче предупредить, чем лечить” — это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о злоупотреблении... | Реферат по дисциплине: Психопатология на тему: «Психические и поведенческие... «Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ» | ||
Учебное пособие по практической грамматике. Модальные глаголы. Казанцев С. А Настоящее пособие «Модальные глаголы; сослагательное наклонение» является базовым практическим курсом для учащихся 2-го года обучения... | Программа «Волонтер» Профилактическое (профилактика употребления психоактивных веществ детьми и подростками) | ||
Тематический план дисциплины № Содержание Тема Правовые, медицинские и психосоциальные последствия употребления психоактивных веществ | Концепция и общая характеристика программы первичной профилактики... В основу программы первичной профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ «Сделай свой выбор: выбери жизнь!» положены... | ||
Учебное пособие для обучения монологу на английском языке в шестом классе Ярославль, 2013 Учебное пособие предназначено для учащихся 6-ых классов моу сош №4 г. Ярославля и представляет собой сборник упражнений по обучению... | Настоящее пособие является составной частью учебно-методического... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... План мероприятий по профилактике употребления обучающимися психоактивных веществ | Положение о проекте «Стремлюсь Интересно Жить» («СтрИЖ») I. Общие положения Казани навыков здорового образа жизни, непрямую профилактику употребления психоактивных веществ, асоциального поведения, на пропаганду... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Профилактика употребления психоактивных веществ в молодёжной среде. Сценарии мероприятий. (Библиография) | Директор школы-интерната №1 «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,... | ||
Положение о проведении III городского конкурса по профилактике употребления... Продолжить обучение согласованности движений рук и ног в попеременном 2х/ш ходе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В организационный комитет Фестиваля «Ты выбираешь сам!» по профилактике употребления наркотических и психоактивных веществ среди... | ||
Программа интегрированного курса по формированию здорового образа... «В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В соответствии с приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики №1951 от 14. 10. 2013г., в рамках реализации... |