Реферат по курсу: «Название дисциплины»





Скачать 217.05 Kb.
НазваниеРеферат по курсу: «Название дисциплины»
Дата публикации01.11.2014
Размер217.05 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат


Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет психологического консультирования

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ТЕРАПИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ ИСКУССТВАМИ (1 ступень)»


РЕФЕРАТ ПО КУРСУ:

«Название дисциплины»

Специальность 020400-Психология

Специализация 020414- Психологическое консультирование
на тему:

«Базовая символика цвета и формы в арт-терапевтической интерпритации рисунков. Анализ языка цвета и форм и их способности в отображении эмоций»
Выполнила:

Хребина Н.В.

Преподаватель:
к.псих.н., доцент Сидорова В.В.

ст.преп. Гарафеева А.Ю.

Москва 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………..3

  1. Анализ языка цвета………………………………………………………….5

    1. Цвет и эмоции человека…………………………………………….6

    1. Цветовой символизм в истории и культуре человека…………..7

    2. Символика цвета…………………………………………………….8


2. Анализ языка линии, форм……………………………………………………….9

2.1Чтение языка линий………………………………………………………9

    1. Аналоговые рисунки……………………………………………………11

      1. Аналогия радости………………………………………….....11

      2. Спокойствие вдоль горизонтальных линий………………12

      3. Низкое расположение дипрессии…………………...………12

      4. Изображение энергичности………………………………….12

      5. Женственные линии и перекрестные формы……………..13

      6. Форма поверх формы…………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………………..14

Список литературы……………………………………………………………………15

Введение

Многие психологи считают, что рисунок – это зашифрованный маршрут к волшебным тайнам душевных глубин. Тот, кто знает сакральный язык символов, способен пройти по этому маршруту и узанть о человеке многое. Очень многое – даже такое, о чем сам человек не догадывается. [7, с.5] <…>все рисунки, образно говоря, открывают дорогу к психике, перекидывают мостик от сознательного к бессознательному конкретного человека. [7, c.13]

О способности художественных работ отображать внутреннего мира художника так же обращает внимание И.Иттен (1888 – 1967) швейцарский художник, теоретик искусства и педагог в своих гнигах, где говорит о том, что «существует изначальная взаимосвязь между конституцией человека и художественными формами, которые он создает. Те природные силы, которые предопределяют его физический облик, психические и духовные особенности личности, а так же специфическая для каждого человека пластика тела, способны проявляться и в его работе». [4, с.135]

В любом человеке <…> заложена способность к проецированию своих внутренних состояний в визуальной форме. Считается даже, что основной механизм изобразительной деятельности – проекция. Иными словами, изобразительный продукт – отражение индивидульно-психологичесикх своиств автора, его мироощущения, характера, самооценки. [7, с.9]

В научном сообществе сосуществуют противоположные представления о возможности рационального толкования продукта спонтанной изобразительной деятельности. Согласно одним позициям, в силу иррациональной природы творческого вдохновения невозможно логически осмыслить и прочитать рисунок. С других позиций, заключенные в изображении «личные смыслы», переживания могут быть раскодированны и осознаны как самим «художником», так и специалистом, который призван помочь автору понять содержание и сомволику собственного спонтанного творчества. [7, c.9]

Основной дигностический материал – изобразительная продукция. Это в какой-то мере сближает арт-терпию с проективными рисуночными тестами. Некоторые авторы даже выделяют в качестве самостоятельной разновидности – проективную арт-терапию (Е,М, Бурно, С.Кратохвил, А.А. Осипова и др.) В других публикациях отмечается принадлежность арт-терапии к группе экспресивных проективных методов, что вполне оправдано в аспекте диагностических возможностей рисунка. [6, с.30]Некоторые арт-терапевты занимались изучением формальных особенностей изобразительной продукции, нередко подкрепляемые идеями таких авторов как Арнхейм (Arnheim, 1969), Крис (Kris, 1952) и Лангер (Langer, 1978), подобные исследования представляют немалый интерес. Посвященные визуальным конструктам работы Райна свидетельствуют о том, что визуальные образы нередко “изоморфны” поведению их авторов (Rubin, 1987; p 173). Рассматривая форму как проявление содержания визуального образа, Райн провел чрезвычайно интересные исследования. Вейдсон (Wadeson, 1980, 1987) также занималась изучением формальных особенностей изобразительной продукции, акцентируя при этом внимание на тех визуальных характеристиках, которые свойственны разным типам пациентов. Леви (Levy, 1984) и Ульман и Леви (Ulman and Levy, 1984) исследовали формальные признаки изобразительной продукции, такие как цвет, а также то, каким образом изобразительная продукция может быть использована при постановке диагноза. Их работы поднимают ряд важных вопросов, связанных с психологическим содержанием цвета и возможностью выявления психической патологии на основе анализа изображений.[2, c.22]

Арт-терапевтическая интерпритация рисунков не является самоцелью и не сводится к количественному или качественному анализу формальных элиментов, хотя, несомненно, основы такой работы присутствуют.[6, с.30]Иначе говоря, прямолинейная интерпритация не должна иметь места в арт-терапии. Р.Гудман предостерегает от использования «технологиии поваренной книги» в диагностике рисунков, настаивает на необходимости наблюдения за вербальной экспрессией человека, уметь выстраивать речевую стратегию, правильно подбарать слова и не относиться к ним как к чему-то второстепенному. Сказанное созвучно убеждениям М.М. Бахтина, согласно которым нельзя овладеть внутренним человеком, увидеть и понять, делая его объектом безучастного нейтрального анализа. К нему можно подойти и раскрыть – точнее, заставить его самого раскрыться – лишь путем общения, диалогически. [6, с.34]

Таким образом, арт-терапевтическая интерпретация в отличии от проективных графических методов сопровождается обратной вербальной связью, основаннной на рефлексии самого «художника», побуждающей его к самостоятельному осознанию содержания внутреннего мира. [6, с.35]

Приоритетные формальные состваляющие – линия, форма, цвет в их взаимосвязанной динамике, а так же другие аспекты и способы символического выражения средствами изобразительного творчества. [6, с.30]Р.Арнхейм в своих работах подчеркивает важность «тщательного исследования всех связей, формирующих картину как целостное образование, поскольку ее составные элементы - это не просто ярлыки для опознания объектов <…>, а еденицы через визуальные свойства которых раскрывается смысл произведения. Поставленный перед такой задачей наблюдатель, будь то художник или зритель, изучает различные перцептуальные характеристики толщины линии, нажима и напряженности, отличающие разные фрагменты работы». [1, с.27] .

В рамках данной работы, к сожалению, нет возможности дать исчерпывающую и полную информацию о интерпритации цвета, линии и формы, т.к.язык линий, форм, цвета не несет однозначного ответа и не имеет четко закрепленных за собой понятий и определений. Такого рода работа потребовала бы от автора даннного реферата более фундаментального характера исследования и изложения. Так например, достаточно объемным и информативным справочником по формальным составляющим рисунка является «Энциклопедия признаков и интерпритаций в проективном рисовании и арт-терапии» Лебедевой Л.Д., Никоноровой Ю.В., Таракановой Н.А. 2010, где проанализированны и систематизированны наиболие часто встречающиеся в рисунках признаки и их интерпритации. Основной целью данного реферата является возможность показать глубокую и неслучайную связь цветовойсимволики, языка линий и форм с различными пластами человеческого сознания и психики на примере исследований в работах некоторых авторов.


  1. Анализ языка цвета

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях.<…> Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней.[8]

Так, люди с древности проявляли особый интерес к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный». В Китая об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.[8]

Всвоих исследованиях по изучению субъективного цветого восприятия И.Иттен приходит к слудующим выводам:«Не только выбор и сочетание цветов, но и величина цветовых пятен и ориентация мазков могут быть весьма характерными для того или иного художника. Некоторые из них предпочитают вертикальные мазки, другие акцентируют горизонтали и диагонали <…> Выбор направлености мазка выявляет характер мышления и выражение чувств. <…> Если мы хотим найти объяснение субъективным цветовым сочетаниям, то должны быть внимательными к самым мелким особенностям, а не только к самым укрупненным и общим характеристикам цвета и цветовых пятен» [5, с. 26],«Если субъективная предрасположенность к цвету говорит о внутреннем мире человека, то одновреммено с этим и о способе его мышления, чувствах и поступках. Внутренний склад человека, его внутрення структура отражаются в его персональном цветовосприятии»[5, с.28],«Сущность человека редко может быть целеком понята, исходя из предпочитаемях им цветовых сочетаний; иногда самым главным здесь является физическая сторона, иногда интеллект, иногда духовная жизнь, а иногда сочетание всего сразу. Акцент будет меняться здесь в зависимости от индивидуального темперамента и характера человека»[5, с.27]

1.1.Цвет и эмоции человека

В «Учении о цвете» И.В. Гете писал: «цвет — продукт света, вызывающий эмоции». Когда мы говорим: «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом. Первым фактом, с которым сталкивается каждый исследователь отношения эмоции — цвет, является то, что оно не носит случайного произвольного характера, эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе. Цвета не являются знаками эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они предстают перед человеком сами, как эмоции, точнее, как объективно воплощенные эмоции. [3, с. 36]

Исследования, проведенные российскими психологами В.Ф.Петренко и В.В.Кучеренко, подтверждают имеющуюся взаимосвязь между эмоциональными состояниями человека и выбором им определенных цветов в качестве предпочитаемых. Так, в ситуациях радости, веселья особое предпочтение вызывают энергонасыщенные цвета (желтый и красный), одновременно отрицаются цвета покоя и расслабленности (синий и коричневый), а также цвет небытия (черный). Для ситуаций, когда человек испытывает чувство вины за различные поступки, характерно, наоборот, отрицание энергонасыщенного красного и желтого и предпочтение серого и синего цветов. Синий, таким образом, отражает не только безмятежный покой и отдых, но в сочетании с серым соответствует состоянию пассивной подавленности. В ситуациях, представляющих для человека какую-либо опасность, характерно предпочтение зеленого цвета, связанного с волевым напряжением, и желтого как энергонасыщенного, связанного с потребностью в быстрой разрядке напряжения. Причем, если для страха характерно преобладание зеленого и серого цветов при отвержении желтого, красного и фиолетового, то для агрессивного возбуждения в ответ на опасность характерно сочетание желтого с зеленым при отрицании черного и коричневого. [8]


    1. Цветовой символизм в истории и культуре человека

Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике — вот одни из главных вопросов этой проблемы. Количество цветовых символов достаточно ограничено. Наиболее часто в этом качестве используются т.н. «основные цвета», к которым, обычно, относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры. [3, с.2]

Можно выделить три основных типа цветовой символики. Цвет сам по себе (т.е.изолированно от других цветов и форм) представляет собой первый тип цветового символа, отличающийся многозначностью и противоречивостью. Вторым типом цветового символа является цветовое сочетание, содержащее два и большее число цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельно взятых цветов. Соединение цвета и формы представляет собой третий тип цветового символа — символика цветных форм, причем, как абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), так и конкретных физических предметов, например, символика драгоценных камней. [3, с.2]

Несмотря на то, что, на протяжении человеческой истории содержание цветовых символов претерпело немалые изменения — менялась их трактовка и отношение к ним, — ядро цветовой символики оставалось неизменным. Речь идет о той части содержания цветовогосимвола, которая остается даже в том гипотетическом случае, когда цвет лишается всехсвоих внешних, предметных ассоциаций. Последние зависят от культурных традиций иопыта. Но и без них цвет не лишается своего «первоначального» смысла и непревращается в фикцию. Как писал В. Ван Гог: «краски сами по себе что-то выражают».Иными словами, цвет — не «чистая доска», на которую человек волен записать, все чтоему вздумается. Цвет вызывает определенные и специфические изменения в психическоммире человека, интерпретация которых порождает то, что мы называем цветовымиассоциациями и символами, впечатлениями от цвета. Как указывает А.Ф. Лосев (1991):«никто, никогда не воспринимает цвет без этих и подобных впечатлений... красный цветвызывает возбуждение, именно он, а не мы сами. Возбужденность — егообъективноесвойство».[3, c.21]

    1. Символика цвета

Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали М. Люшер, И. Гете и другие психологи.[8]

Согласно Максу Люшеру, у людей в процессе исторического развития сформировались определенные цветовые ассоциации с тем или иным видом активности. Так, темно-синий цвет, по Люшеру, связывался у наших пращуров с ночью, когда они укладывались спать. Ярко-желтый — цвет солнечного дня, цвет надежды и активности. Для примитивного человека активность выступала в двух видах: инициативы, "атаки" ( он гонится за жертвой) — красный цвет; за ним гонятся, он защищается — зеленый цвет.Эксперименты, проведенный Люшером, показали, что чистый красный цвет стимулирует нервную систему: артериальное давление у испытуемых поднимается, возрастает частота дыхания и сердцебиения. Чистый синий цвет оказывает успокаивающий эффект: давление падает, дыхание и сердцебиение становится реже.[9]

Общиезначенияцветов:

1. темно-синий: покой, слияние, объединение, гармония, начало координат, любовь (матери и младенца). Темно-синий — это небо и первичный океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства еще не родившегося ребенка.

2. темно-зеленый: символ — росток, пробивающийся сквозь асфальт. Воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие, упрямство.

3. оранжево-красный: символ — огонь, кровь, взрыв. Экспансия, расширение "Я", подчинение окружающей среды, сила, энергия, активность во всех направлениях.

4. лимонно-желтый: символ — расширяющийся луч солнца, изменение, новые горизонты, творчество, гибкость, растворение, отзывчивость на внешние стимулы, всепроникновение, радость.

5. бордовый: слияние красного с синим, искусство, мистичность, необычность, гармония духовности, перерождение, рождение нового, удвоение сущности, хрупкое динамическое равновесие.

6. светло-коричневый (сочетание красного и черного, желтого и черного): тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность, переживание неуютности, физический и психологический дискомфорт, важность соматических ощущений.

7. черный: символ — коллапс, пустота, ночь, смерть, уничтожение, является усилителем стоящего рядом цвета — эксцентричность. [9]
2. Анализ языка линии, форм.

В своей книге «Художник внутри вас» Б.Эдвардс рассматривает рисование как визуальный язык и говорит о том, что любой человек хотябы отчасти способен читать этот язык благодаря возможно существующей врожденной мозговой структуры для визуального языка [10, с.65]. Б.Эдвард делает вывод, что воспользываться природной особенностью применять и понимать выразительную силу визульного языка можно «через рисование — и через обучение рисованию — подобно тому, как мы черпаем силу вербального языка, учась читать и писать» [10, с. 65].

Даже каракули обладают высоким диагностическим потенциалом и расцениваются как индикатор самопознания и социальной зрелости личности, что передается структурой непроизвольных линий (Ульман Э., 1975, Кейн Ф., 1980; Бетенский М., 2002). По сути, каракули - это кинестетический рисунок, графический «отпечаток» движения руки, вид экспрессивного двигательного поведения. Рисуя линии, люди не задумываются об их своийствах или содержании, создавая не образ или картинку, а выражая свои эмоции и чувства. [7, с.13]
2.1. Чтение языка линий

Так же Б.Эдвард утверждает, что люди рисуют «почти каждый деньиспользуя один из основных компонентов рисунка — линию: вы «рисуете» свое имя. В этом рисунке — в линии вашей подписи безотносительно к тому, какие слова образуются этими линиями, — заключена масса визуальной информации. Эту информацию может видеть и «читать» каждый.» [10, с.66]

Здесь же «Поскольку буквы алфавита не меняются — а всегда а, как бы эту букву ни писали, — источником уникальности вашего почерка является линия, с помощью которой вы рисуете буквы своего имени. Точные характеристики этой линии укореняются в вашей психике, вашей физиологии и вашей истории. Поэтому никто не может совершенно точно подделать вашу подпись — ведь линия, рождаемая вами, несет в себе такое богатство сложной информации, какое не может воспроизвести никто, кроме вас».[10, с.66]

И далее «Ваш почерк может в любой момент проявлять ваше душевное и физиологическое состояние, включая сложную и путаную информацию о вашей уверенности или неуверенности в себе, радости или огорчении, ясности или запутанности мышления, удовольствии или недовольстве, легко вы пишете или с трудом, быстро или медленно: все эти черты становятся объективными и видимыми. Линия может точно регистрировать не только «лучший случай» (ваша нормальная подпись), но и все другие состояния ума, во всей их возможной переменчивости. Однако эта линия все равно отражает конкретно вас и никого другого. Визуальный язык линии — будь это линия подписи или рисунок иного рода — может быть переведен в слова, но лишь с большим трудом, потому что визуальная информация очень сложна и очень плотно упакована». [10, с.69]

Б Эдвардс так же упоминает о том, что «живописец Василий Кандинский, который в 1896 г. оставил академическую карьеру в России, чтобы стать живописцем в Германии, попытался составить грамматику визуального языка. В 1947 г. он писал:«Точка — покой. Линия — направленное внутрь напряжение, порождаемое движением. Эти два элемента — их чередование и их комбинации — создают свой собственный "язык", который нельзя постичь словами».[10, с.68] Сам В.Кандинский много писал на языке линий, как один из прецедентов для аналоговых рисунков из современного икусства в книге Б.Эдвардс [10, с.87] приводится работа Василий Кандинского «Черные линии»

Далее в своей работе Б.Эдвардс говорит о том, что «язык линий точен, тонок и силен, доступен для быстрого прочтения, доставляет эстетическое и интеллектуальное удовлетворение».[10, с.70] «Вы способны видеть быстроту или медлительность: свойства быстроты или медлительности являются неотъемлемыми свойствами линии. <…> Скорость проявляется в текстуре линии, ее массивности, ее шероховатости или гладкости. Таким образом, рисунок запечатлевает само время <…> Время становится запечатленным качеством, которое можно увидеть и постичь. <…>линия точно передает — на языке линии — ту скорость, с какой она рисовалась». [10, с. 71]

Так же в книге Б.Эдвардс приводится высказывание Филипа Росона«Искусство рисования», 1984: «Наша западная художественная традиция выросла на прямоугольных форматах бумаги промышленного изготовления, и в них было создано большинство великих рисунков; так что мы вынуждены относиться к прямоугольному формату очень серьезно. Чтобы показать, насколько это существенно, давайте посмотрим, как выразительность линий зависит от их расположения относительно краев стандартного листа бумаги.

Важным фактором является направление, в котором мы обычно пишем, потому что рисование тесно связано с письмом. Большинство людей, пишущих на западных языках, чувствует, что движение слева направо подразумевает как бы "выход вовне", в то время как обратное движение как бы означает "уход внутрь". Поэтому вам может казаться, что линия, которая утолщается, "двигаясь" вправо, уходит прочь, за пределы формата. Что-то стоящее на правом краю может восприниматься вами как мощная преграда.Выразительную линию, пересекающую лист в обратном направлении, справа налево, вы можете воспринимать как акт насилия, направленный вовнутрь, почти как удар кинжалом в сердце».[10, с.84]

Таким образом, всякая линия является фразой, средством общения между человеком, который нарисовал линию, и человеком, который видит ее. Рисунок — гораздо более сложный способ выражения, обнажающий широкий диапазон мыслей и эмоций, многие из которых происходят из области бессознательного. Мы можем «читать» линию. Можно ли «читать» рисунок? [10, с.75]


    1. Аналоговые рисунки

Символический язык присущ человеку, как присуще человеку создание произведений искусства – рисунков, живописных картин, скульптур и других предметов, «обозначающих» или символизирующих вещи или идеи. Аналоговые рисунки, однако, ничего не представляют. Они по своему замыслу не «олицетворяют» никаких узнаваемых объектов. Таким образом, они не сообщают информации на уровне визуальных символов, понятных всем. (Да, это фигура человека, а это дерево, это ночной горшок.) Если же они все-таки что-то сообщают, это должно происходить на другом уровне общего для всех людей сознания. [10, с.85, 87]

Бесконечного разнообразия аналоговых рисунков можно было ожидать — и действительно, двух одинаковых рисунков нет. Удивляет, однако, существование структурного сходства у рисунков, которые выражают одно и то же понятие, например «гнев», «радость», «спокойствие» и так далее. И это структурное сходство возникает достаточно часто, чтобы предположить, что здесь не обходится без общей для всех людей интуиции, которая вносит свой вклад в визуальное понимание смысла рисунка. Это структурное сходство легче всего увидеть, если просмотреть большое количество рисунков сразу.[10, c.87-88]

Сначала об общих сходствах. <…> рисунки из каждой отдельной категории имеют некоторые общие характерные черты — некое «семейное» сходство. Например, в прямоугольниках, помеченных словом «Гнев», линии зачастую темные, тяжелые, зубчатые. В прямоугольниках же, помеченных словом «Радость», линия часто светлая, извилистая и возвышающаяся. В ячейках «Безмятежность» или «Спокойствие» линия зачастую горизонтальная или спадает вниз под легким наклоном. «Депрессия» часто порождает изображение, расположенное низко в отведенном ему пространстве. [10, с.79]

      1. Аналогия радости

<…> как в рисунках понятия «гнев», можно видеть, что каждый рисунок уникален и в то же время все рисунки имеют общую фундаментальную структуру. Понятие «радость» порождает не те зубчатые, темные, заостренные формы, которые занимали почти весь формат в рисунках изображений «гнева», а легкие, извилистые, круговые формы, которые, как правило, поднимаются внутри формата.<…> Рисунок Ван Гога (здесь о работе ВинсентаВан Гога «Кипарисова роща»)особенно глубоко выражает эмоции, когда художник рисует кипарисы и слой за слоем накладывает метафорическое значение. [10, с.88]

      1. Спокойствие вдоль горизонтальных линий

Другой, еще более поразительный пример структурной схожести обнаруживается в аналоговых рисунках на тему «спокойствие» или «безмятежность». <…> студенты рисовали преимущественно горизонтальные линии — хотя бывали и другие интерпретации этого понятия.<…> Эта же горизонтальность обнаруживается в рисунках мастеров, в основе которых лежит тема «покой» (здесь о работах Иоганна Мартина фон Родена «Ландшафт» и Мартина Джонсона Хида «Сумереки на солоных работах»).[10, с.91]

Студенческие аналогии понятия «депрессия» особенно интересны с точки зрения их структурной схожести. Многие из <…> студентов помещали линии в нижней части прямоугольника, что явно было сделано неслучайно, так как повторяется многократно. Впрочем, удивляться тут нечему. Подобную связь можно отследить и в языке — например, в выражении «упасть духом».[10, с.94] Это вновь наводит Б.Эдвардс на интересный вопрос: «в древней человеческой культуре язык развился для «обозначения» ранее существовавших визуальных структур или язык был первым, а визуальные структуры были позже подогнаны под вербальные структуры?» [10, с.94] Как бы то ни было, студенты интуитивно выразили это понятие с помощью визуального языка, где расположение форм в четырех границах формата столь же многозначительно, как и сами формы.[10, с.94]

      1. Низкое расположение дипрессии

В своих аналогиях студенты выразили «депрессию» тремя основными способами: через падающие линии, через горизонтальные формы, помещенные в нижней части формата, и через штриховку, заполняющую формат. Гравюра испанского художника Франсиско Гойи «Грустные предчувствия того, что должно случиться» сочетает в себе эти три аспекта. [10, с.95]

      1. Изображение энергичности

Одной из наиболее интригующих групп рисунков были рисунки, посвященные понятию «энергичность» или «сила». <…> из рисунка в рисунок повторялись одни и те же базовые структурные формы с двумя основными вариациями: либо образ взрыва, либо восходящие треугольные формы. <…>При анализе рисунков на тему «энергичность» или «сила» интересны цифры: в первой группе из 83 студентов, выполнявших рисунки, 47 нарисовали собственные версии структуры взрыва, 22 нарисовали восходящие структуры треугольных форм или линий, а у 14 образы были иные. Во второй группе из 80 студентов 41 человек нарисовал индивидуальные версии структуры взрыва, 23 — восходящие треугольные формы, а 16 человек — другие структуры — пропорции в обеих группах оказались практически одинаковыми. Однако опять же, несмотря на схожесть основных структур, каждый из аналоговых рисунков уникален, выражая визуальное послание, в чем-то отличное от каждого из других рисунков.[10, с.96-97]

Рисунки мастеров, конечно, накладывают поверх глубинной структуры образ и смысл и поэтому находят живой отклик в разуме зрителя.<…>ниже приведены рисунки мастеров, базирующиеся на теме «энергичность» или «сила» и раскрывающие лежащую в их основе структуру взрыва. Рисунок Роя Лихтенштейна (здесь о работе Роя Лихтенштейна «Эскиз взрыва»)сам является почти аналогией. Подспудную структуру рисунка Рембрандта «Ряженые»поначалу, возможно, рассмотреть нелегко. Натан Гольдштейн, автор хорошо известных книг по рисованию, так описывает конфигурацию:«Вблизи точного центра рисунка рука, держащая поводья, являет собой центр расходящегося взрыва линий, форм и тонов, обладающего такой силой, что мы ощущаем его направленную волну в шляпе, вороте, локте, ноге и поводьях левой фигуры. Эта сила продолжается в шее и груди лошади и в линиях рядом с фигурой второго человека. Высвобождение такой взрывной силы обеспечивает густоту окружающего буферного пространства... Ритм, создаваемый множеством направляющих штрихов, которые излучаются из центра рисунка, придает ему дополнительную силу... Пустое пространство поглощает "ударные волны" и отсылает их обратно». (Искусство чувственного рисования*, 1973.)[10, с. 97-98]

Схожую структуру можно увидеть на фотографии Уильяма Дьюка (здесь о фотоработе 1984 г. Уильяма Дьюка). Дьюк так сказал о своей фотоработе: «Я думаю об этом как об истории парня, который занимается своим искусством, достигает потолка и пробивается наружу». Тема «энергичность» или «сила»; подспудная структура — образ взрыва.[10, с.99]

      1. Женственные линии и перекрестные формы

Изображая понятие «женственность», студенты рисовали, главным образом, извилистые линии, подобные тем, что использовали при изображении женских фигур Модильяни (здесь о работе Амедео Модельяни «Портрет женщины»), Пикассо (здесь о фрагменте «Купальщиц» Пабло Пикассо) и Хокусай (здесь о работе Кацусика Хокусайя «Служанка, готовящаяся к уборке»). Извилистые линии были вполне ожидаемы, но в некоторой доле аналоговых рисунков на эту тему — примерно в десяти процентах — появлялась странная структура перекрестных форм<…>. [10, с.100]. Самое удивительное, конечно, состояло в том, что студенты, не знакомые с искусством, сумели интуитивно породить такую тонкую и выразительную зрительную аналогию.[10, с.102-103] После проведенного анализа и изучения рисунков и полотен, изображающих женские фигуры, было обнаружено множество примеров, в том числе рисунок Анри Матисса « Модель опустившая голову на руки», 1936.

      1. Форма поверх формы

Что касается рисования понятий, которые студенты выбирали сами, диапазон оказался весьма широк, от таких широких понятий, как «смерть», до таких более специфичных, как «любопытство», «игривость», «нерешительность». Но хотя для каждого понятия имеется лишь ограниченное количество аналогий, даже здесь заметны структурные сходства: например, аналогии на тему «сиротливость» заметно похожи одна на другую <…> «Возбуждение», «блаженство» и «счастье» имеют оживленные линии, помещенные высоко в формате, «игривость» порождает циркулярные формы, разбросанные по всему формату, и т. д.[10, с.104]
Таким образом аналоговые рисунки «продемонстрировали, что существуетсловарь визуального языка рисования, словарь, который включает в себя линию, форму и структуру — все это можно «читать», постигая смысл». [10, с.105]
Заключение

Как уже было сказано выше, прямолинейная интерпритация не должна иметь места в арт-терапии. В отличии от проективных графических методов интерпритацию рисунка в арт-терпии необходимо сопровождать обратной вербальной связью, основанной на рефлексии самого «художника», ориентироваться на собственные ассоциации автора изобразительного продукта, его невербальное поведение и вербальную экспрессию. Владение арт-терапевтом базовым языком цвета, линий и форм рисунка лишь дает ему дополнительную возможность и может быть использован как инструмент для создания гипотетических предположений при интепритации рисунка, обязательно требующих подтверждения или опровержения при непосредсвенном взаимодействии с автором интерпритируемой работы. В заключении приведем слова Грегга Ферса: «Следует помнить, что ни один опорный элемент не дает решающего доказательства того, что же на самом деле происходит в психике пациента».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. Крейдлина Г.Е. М.: Прометей, 1994. – 352 с.

  2. Арт-терапия в эпоху постмодерна / под ред. А.И. Копытина. - СПб.: Речь; Семантика-С, 2002. – 221 с.

  3. Базыма Б. А. Цвет и психика. Монография. Харьков, 2001. – Электрон.ст. – Режим доступа к ст.: http://snl-fond.ucoz.ru/psiholog/bazyma_b.a-cvet_i_psikhika.pdf

  4. Иттен И. Искусство формы /Пер. с немецкого и предисловие Л. Монаховой. – М.: Изд. Д. Аронов, 2009. – 136с.; ил.

  5. Иттен И. Искусство цвета /Пер. с немецкого; 6-е издание; Предисловие Л. Монаховой. – М.: Изд. Д. Аронов, 2010. – 96с.; ил.

  6. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходя, диагностика, система знаний. – СПб.: Речь, 2008. – 256с.

  7. Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпритаций в проективном рисовании и арт-терапии. – СПб.:Речь, 2010. – 336с.

  8. Психология цвета. Символика цвета. Цвет и характер. Цвет и работоспособность. Электрон.ст. Авторство не установлено. - Режим доступа к ст.: http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=2222

  9. Психология цвета и тест Люшера. Электрон.ст. Авторство не установлено. - Режим доступа к ст.:http://zhurnal.lib.ru/c/cisi/lusher.shtml

  10. Эдвардс Б. Художник внутри вас / Пер. с англ.; Худ. Обл. Б.Г.Клюйко. – Мн.: ООО «Попурри», 2000. – 256 с.; ил.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по курсу: «Название дисциплины» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Учебно-методическое пособие по курсу «Философия права». Таганрог: Изд-во трту, 2005. 23 с
Реферат по курсу: «Название дисциплины» iconУчебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее мдк)...
Общеобразовательные дисциплины, дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического цикла, дисциплины математического и общего...
Реферат по курсу: «Название дисциплины» iconКурсоваяработ а по дисциплине «Название дисциплины»
«название темы точно в соответствии с утвержденным заданием»
Реферат по курсу: «Название дисциплины» iconКонтрольная работа и реферат одна из видов самостоятельной работы...
Работа начинается с титульного листа, на котором указываются название вуза, факультета и кафедры, на которой выполнена работа, фамилия,...
Реферат по курсу: «Название дисциплины» iconПрограмма дисциплины Культурология для направления 030500. 62 подготовки...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Реферат по курсу: «Название дисциплины» iconРеферат по курсу “основы идеологии белорусского государства” тема: «введите название темы»
Актуальность работы – несколько предложений о значимости и важности выбранной вами темы в современной соответствующей дисциплине,...
Реферат по курсу: «Название дисциплины» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
Реферат по курсу: «Название дисциплины» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Т. Г. Морозова, доктор географических наук, профессор взфэи, кафедра «Региональная экономика»
Реферат по курсу: «Название дисциплины» iconРеферат «Учебно-материальная база для обучения учащихся по курсу «Основы военной службы»
Роль и значение учебно-материальной базы в осуществлении учебно-воспитательного процесса по курсу овс… … … … … … 3
Реферат по курсу: «Название дисциплины» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
Реферат по курсу: «Название дисциплины» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
Реферат по курсу: «Название дисциплины» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
Реферат по курсу: «Название дисциплины» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Дисциплина Методика преподавания хантыйского языка, литературы название дисциплины
Реферат по курсу: «Название дисциплины» iconРеферат. Примерная тематика вопросов для зачета и тем рефератов по курсу «Психология»
Все аспиранты гуу в процессе обучения прослушивают курс «Психология», сдают по нему зачет и пишут (защищают) реферат
Реферат по курсу: «Название дисциплины» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 010300. 62...
Реферат по курсу: «Название дисциплины» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 "Бизнес-информатика"...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск