Малая академия наук





НазваниеМалая академия наук
страница1/5
Дата публикации25.11.2014
Размер0.8 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Психология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5













Управление образования администрации Беловского района

МОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа»


МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников
Составители:

Крысова Инна Анатольевна

учитель начальных классов

Петякшева Марина Геннадьевна

учитель истории

Толкачева Ирина Васильевна

учитель начальных классов

Тятюшкина Татьяна Христофоровна

учитель начальных классов

Харланова Анна Петровна

учитель начальных классов

Чувакова Лариса Алеквеевна

учитель начальных классов
с.Старопестерево

ул. Школьная 16

8-(38452)-53-3-45

Петякшева Марина Геннадьевна

8(923)-604-66-67

Старопестерево

2011

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………... 3-7

Учебно-тематический план………………………………………………………… 8-10

Тематические планы кафедр……………………………………………………….. 11-20

Литература………………………………………………………………………….. 21-22

Приложение 1 Игры на развитие памяти, внимания, воображения……………. 23-28

Приложение 2 Примерные сценарии занятий, дидактические материалы …….. 29-44

Приложение 3 Физминутки………………………………………………………… 45-54

Приложение 4 Рефлексия……………………………………………………………

Пояснительная записка

"

Знать – мало.

Научите

ребенка мыслить!

Актуальность рабочей программы «Малая академия наук» определена требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, предусматривающих организацию внеурочной деятельности младших школьников, которая должна стать полноценным пространством воспитания и образования. Внеурочная деятельность организуется по нескольким приоритетным направлениям, одно их которых обще-интеллектуальное, которое в условиях современной школы приобретает доминирующее значение.

Младший  школьный возраст   характеризуется интенсивным  интеллектуальным   развитием. В данный период происходит развитие  всех психических процессов и осознание ребенком  собственных изменений. Проблемы интеллекта и его развития изучались Г.Г. Андреевым, В.Ю. Крамаренко, В.Е. Никитиным, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейном, М.А. Холодной и другими учеными; пути и средства умственного развития учащихся, приёмы переноса умственной деятельности в различные ситуации рассматривались Д.Н. Богоявленским, Л.С. Выготским, Е.Н. Кабановой-Меллер, И.Я. Лернером, Н.Ф. Талызиной; вопросы развития интеллектуальных умений раскрывались И.И. Кулибабой, И.Я. Лернером, Н.А. Менчинской и другими исследователями, проблемой формирования учебно-интеллектуальных умений у школьников занимались Ю.К. Бабанский, Н.А Лошкарева. При этом особое значение учёные отводят временному фактору, указывая на наиболее плодотворный возраст для развития интеллекта ребёнка 7-10 лет. Общедидактические подходы к развитию у школьников интеллектуальных умений разрабатываются в рамках теории умственного развития (Д.Н. Богоявленский, Е.Н. Кабанова-Меллер) и теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Указанные авторы считают интеллектуальные умения одним из показателей умственного развития человека, фактором повышения качества знаний школьников, развития их познавательной самостоятельности, активности и общих умственных способностей.

Научить ребенка активно исследовать познаваемое явление, находить разные варианты решения поставленной задачи, проявлять самостоятельность и критичность мышления, осуществлять самоконтроль деятельности, то есть сделать его субъектом собственной организации знаний, возможно при условии стимулирования внутренних сил младших школьников, организации внеурочной деятельности так, чтобы востребовались самостоятельность мысли и действий.
Цель программы: формирование устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач.

Задачи программы:

  1. Развивать способности к мыслительным операциями – анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, а также их производным – творчеству и абстрагированию.

  2. Развивать такие качественные характеристики мышления как глубина, самостоятельность, критичность, гибкость, вариативность.

  3. Обучить способам самостоятельной организации учебной деятельности – мотивация, планирование, самоконтроль при выполнении исследовательских и проектных работ.

  4. Способствовать расширению кругозора.

  5. Обучать младших школьников работе с различными источниками информации.

  6. Развивать коммуникативную компетентность, самостоятельность и ответственность младших школьников через парную и групповую работу, интерактивные формы взаимодействия.

  7. Создавать условия для самореализации школьников – свободы и умения достигать своих индивидуальных целей в окружающей среде во взаимодействии с другими людьми.

Формы занятий:

  • творческие лаборатории

  • экскурсии

  • виртуальные путешествия

  • интеллектуальные марафоны

  • ученый совет

  • ролевая игра

  • «вертушки»

  • устный журнал

  • практическая работа

  • мини-исследования

Структура программы:

1. Программа состоит из 8 блоков, 5 из которых – предметные кафедры. Реализация программы предполагает проведение часов не отдельными блоками, а чередуя содержательные линии.

2. Продолжительность занятий по предметным блокам - 10 часов.

3. Итоговые занятия проводятся в форме парада наук и интеллектуального марафона.

4. Интеграция предметных знаний осуществляется через выполнение проектов.

Структура занятий:

  1. Разминка: игры или тренинги на развитие памяти, внимания, воображения, речи, мышления. (Приложение 1)

  2. Основное занятие: игра, викторина, исследование, решение поставленной задачи в группах, презентация работы. (Приложение 2) Смена видов деятельности сопровождается физминуткой. (Приложение 3)

  3. Рефлексия. (Приложение 4)

Организация занятий в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:

1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель  подбирает и составляет упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.

2.  Принцип действенного подхода к обучению  заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.

3.    Принцип  обоснованного ответа.     Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными  перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

4.   Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся

Методы: проблемного бучения, частично-поисковый, исследовательский.

Применяемые технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, игровые, групповые, метод проектов.

Планируемые результаты реализации программы:

В результате освоения содержания программы обучающиеся получают возможность развить обще-учебные умения и навыки, освоить способы деятельности, научиться мыслить критически, находить вариативные пути решения поставленных учебных задач.
Познавательный аспект:

  • наблюдение объектов окружающего мира, описание характеристик объектов, наблюдение за их изменениями и анализ причин, приводящих к этим изменениям; постановка опытов и реализация мини-исследований; сравнение объектов, определение признаков сходства и различий, умение решать задачи творческого характера, проявлять нестандартность мышления, создавать творческие работы.

Речевая деятельность и работа с информацией:

  • чтение и анализ доступных литературных текстов, статей словарей, ресурсов Интернет, выполнение устных творческих работ, формулирование своего мнения, аргументация предлагаемых идей.

Организация деятельности:

  • выполнение инструкций, следование алгоритму действий, поиск вариантов решения поставленной задачи, управление собственной деятельностью, рефлексия процесса и результатов деятельности, простраивание учебного сотрудничества, умения работать в группах, распределять время, договариваться, распределять ответственность, защищать выполненную работу.


Учебно-тематический план



Раздел программы

Основное содержание и характер заданий

Количество часов

1

Ученый совет

Презентация кафедр. Выбор заведующих кафедр, определение документации (журнал иллюстраций), ознакомление с планом работы. Проведение Дня науки.

2

2

Кафедра окружающего мира и здоровьесбережения

Здоровье ребенка, его составляющие. Интеллект и способы его развития. Влияние питания на здоровье и интеллект ребенка. Способы сохранения здоровья, здоровый образ жизни. Природа: живая и неживая, явления природы, животный и растительный мир. Природные ярусы. Постановка простейших опытов, мини-исследования.

10

3

Кафедра математики

Задачи на развитие образного и логического мышлении, формирование первоначальных представлений о математике, решение практических задач. Задачи на ориентирование в пространстве, выбор маршрута, сравнение и упорядочение объектов по разным признакам, развитие навыков конструкторской деятельности.

10

4

Кафедра русского языка

Задания на развитие речи, мышления, воображения, элементарные способы анализа явлений языка, умений участвовать в диалоге, работать со словарями, соблюдать орфоэпические нормы, овладение нормами речевого этикета.

10

5

Кафедра литературного чтения

Формирование и расширение читательского кругозора, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, развитие творческих и познавательных способностей, интереса к изучению фольклора

10

6

Кафедра краеведения

История и природа Кузбасса. История Старопестерево: жизнь села, известные люди. История семьи. Проведение акций по благоустройству села, выставки детского творчества. Формирование любви к малой Родине.

10

7

Парад наук

Заключительное праздничное действие как смотр достижений разных кафедр.

2

8

Проектная и исследовательская деятельность

Формирование навыков выполнения проектов: выбор проблемы, составление плана работы, сбор и систематизация материала, выполнение и защита проекта.

10

8

Интеллектуальный марафон

Конкурс эрудитов.

2


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Малая академия наук iconБгпу им. М. Акмуллы малая академия наук
Малая академия наук школьников при бгпу им. М. Акмуллы объявляет набор учащихся на 2009-2010 учебный год
Малая академия наук iconПриглашение уважаемые коллеги (моу сош №9, Надым)!
Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» приглашает делегацию Вашего учреждения на
Малая академия наук iconПрограмма внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Малая академия наук»
Л. В. Арлашева, Почетный работник общего образования, директор школы, учитель химии
Малая академия наук iconТема: Малая академия наук
Цель проекта: Создание системы поддержки и развития научно-технического творчества детей, учащихся и молодежи в условиях инновационной...
Малая академия наук iconМастер-класс «Формы научно-исследовательской и проектной деятельности...
...
Малая академия наук iconОсновные организаторы Программы: Общероссийская Малая академия наук...
Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России»
Малая академия наук iconЯлтинская малая академия наук
В своей работе я рассматриваю наиболее часто встречающиеся проблемы и неисправности данной системы, а так же даю технические предложения,...
Малая академия наук iconПрограмма внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению...
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное,...
Малая академия наук icon1 Организация осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией...
Малая академия наук школьников при бгпу является добровольным творческим объединением учащейся молодежи, созданным по инициативе...
Малая академия наук icon6. программы творческой лаборатории "мастер-класс в. В. Лубенко "студия...
Малая Академия искусств" (г. Санкт-Петебург) по системе нравственно-эстетически-интеллектуального развития личности через теорию...
Малая академия наук icon2. Организаторы ман
Малая академия наук школьников Республики Башкортостан (далее ман) является добровольным творческим объединением обучающейся молодежи,...
Малая академия наук icon«Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа»
Малая академия наук iconЛитература пояснительная записка з нать мало. Научите ребенка мыслить!...
Одно их них обще-интеллектуальное, которое в условиях современной школы приобретает доминирующее значение, так как способствует удовлетворению...
Малая академия наук iconРоссийская академия сельскохозяйственных наук Сибирская научная сельскохозяйственная...
Автор: Петошина С. И., кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Социальных наук»
Малая академия наук iconНегосударственное Аккредитованное Частное Образовательное Учреждение...
Методические указания разработаны кандидатом философских наук, доцентом кафедры политической социологии С. Э. Зорабян, кандидатом...
Малая академия наук iconЧувашское отделение Академии педагогических и социальных наук Академия...
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск