Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика»





Скачать 238.8 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Психология и педагогика»
страница1/2
Дата публикации28.12.2014
Размер238.8 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Калининградский государственный технический университет»


Утверждаю

Проректор по учебно-

методической работе

п\п А.Л.Гудков

« 23» марта 2014 г.

Рабочая программа дисциплины
«Психология и педагогика»

Гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть
Направление подготовки
230700 Прикладная информатика
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Формы обучения

очная, очно-заочная


Факультет автоматизации производства и управления (ФАПУ)
Кафедра – разработчик- кафедра социальных наук, педагогики и права

Калининград 2014

  1. Цели и задачи дисциплины


Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование систематизированных научных знаний по психологии и педагогике, которые составят психолого-педагогическую базу для их будущей профессиональной деятельности.

Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

  • ознакомить студентов с категориальным аппаратом дисциплины;

  • сформировать у студентов активную жизненную и гражданскую позиции;

  • выработать ценностные и профессиональные ориентиры;

  • научить решать психологические и педагогические задачи в семье и трудовом коллективе;

  • сформировать представления о психических свойствах личности и их роли в профессиональной деятельности.




  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина «Психология и педагогика » является дисциплиной вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы (ООП) бакалавриата.

При изучении дисциплины «Психология и педагогика» используются, углубляются и расширяются знания и навыки, полученные бакалаврами при освоении гуманитарных и социальных наук, таких как: «История», «Философия», «Культурология», «Экономика», «Правоведение», «Социология и политология», раскрывающих научные, философские и религиозные картины мира, взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального в человеке, движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в этом процессе, многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии, нравственные обязанности гражданина.

В свою очередь, знания, приобретённые в результате освоения дисциплины «Психология и педагогика», могут быть использованы в профессиональной деятельности.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Психология и педагогика» у обучающегося формируются следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции (или их элементы), предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО):

  • Способность использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);

  • способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики (ОК-2);

  • умение находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-6).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные категории и понятия психологии и педагогики; структуру и функции психики; основы психологии личности и социальной психологии; цели, методы и формы обучения и воспитания; иметь представление о предмете и методах психологии и педагогики; месте психологии и педагогики в системе наук; истории развития психологических знаний; строении и управлении образованием; роли сознания и бессознательного в регуляции поведения и деятельности; функциях и видах психических процессов; системе педагогического процесса.

Уметь: выявлять уровень развития отдельных познавательных процессов и психических свойств личности; самостоятельно разбираться в психолого-педагогических проблемах, возникающих в личной жизни и производственной деятельности; понимать общие закономерности поведения людей и их взаимоотношений в группах; использовать усвоенные знания для оптимизации собственной профессиональной деятельности, межличностного общения, повышения личностной компетентности и творческого потенциала.

Владеть: навыками работы с учебной и научной психологической литературой, основными психодиагностическими методиками, приемами сбора и обработки эмпирических психолого-педагогических данных.


  1. Структура и содержание дисциплины «Психология и педагогика»

4.1. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Аудиторные занятия (АЗ) – 30 часов, в т.ч. лекции – 12 часов, практические занятия – 18 часов, самостоятельная работа студентов (СРС) – 42 часа. Итоговая аттестация по дисциплине – зачёт. Учебная дисциплина изучается в 8-ом семестре. Более подробные сведения о структуре дисциплины, видах, трудоемкости и формах контроля учебной работы студентов приведены в нижерасположенной таблице.






п/п


Тема

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Трудоемкость учебной

работы по ее видам (час.)



Формы текущего контроля успеваемости

и итоговой

аттестации

по дисциплине

АЗ

Самостоятельная

работа

Всего часов

Лекции

Практические

занятия





Раздел 1. «Психология»


1.


Предмет и методы психологии


8


1


2


2


4


8

  • Контроль на ПЗ


2.


Структура и функции психики


2-3


2


2


4


8

  • Контроль на ПЗ




3.


Психические процессы


4-5


2


2


6


10

  • Контроль на ПЗ




4.


Психология личности и малых групп.


6-8


2


6


8


16




  • Контроль на ПЗ



Раздел 2. «Педагогика»


5.


Предмет и методы педагогики


8



9



2



2



4



8




  • Контроль на ПЗ




6.


Педагогический процесс


10-11


2


4


4


10




  • Контроль на ПЗ





Подготовка реферата


11-12


-


-


6


6


Защита реферата


Подготовка к сдаче и сдача зачета


12


-


-


6


6


Зачет


Итого по дисциплине


12


18



42



72


Зачет


30




    1. 4.2. Теоретические занятия (лекции)

Объём лекционных занятий – 12 часов



п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Предмет и методы психологии

Объект, предмет и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания. Основные направления в психологии. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе.

2

2

Структура и функции психики

Структура психики и сознания. Соотношение сознания и бессознательного. Основные функции психики. Психика и организм. Мозг и психика. Психика, поведение и деятельность.

2

3


Психические процессы


Понятие о психических процессах. Классификация, свойства и функции психических процессов. Познавательные процессы: ощущения, восприятие, представление, мышление, воображение, внимание. Мнемические процессы. Интеллект и творчество. Эмоции и чувства. Общение и речь. Психическая регуляция поведения и деятельности. Воля.

2

4

Психология личности и малых групп.

Человек как индивид, личность, субъект и индивидуальность. Условия, источники и движущие силы развития личности. Структура личности. Врожденное и приобретенное в структуре личности. Темперамент и задатки. Характер и способности. Самооценка личности. Мотивационно- потребностная сфера личности.

Понятие группы. Виды групп. Межличностные отношения в группах. Социометрия. Процессы дифференциации и интеграции в малой группе. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

2

5

Предмет и методы педагогики

Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, функции и методы. Основные категории педагогики: образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование как педагогическая ценность, социокультурный феномен и педагогический процесс. Единство образования и самообразования.

Цели, содержание, структура непрерывного образования. Образовательная система России. Управление образовательными системами.

2

6

Педагогический процесс

Система педагогического процесса.

Образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения.

Формы организации учебной деятельности: урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации.

Методы, приемы и средства организации и управления педагогическим процессом.

Семья как субъект воспитания и развития личности.

2




ИТОГО:




12







4.3 Лабораторные работы не предусмотрены




4.4. Практические занятия

Объём практических занятий – 18 часов. В нижерасположенной таблице определены темы и содержание этих занятий.

Номер занятия

Номер темы дисциплины

Темы практических (семинарских) занятий

Содержание практических (семинарских) занятий

Кол-во часов

Раздел «Психология»

12

1

1

Предмет и методы психологии

1.Объект, предмет и методы психологии. Место психологии в системе наук.

2.История развития психологического знания. Основные направления в психологии.

3.Развитие психики в филогенезе и онтогенезе.

2

2

2

Структура и функции психики

1.Структура психики и сознания.

2. Соотношение сознания и бессознательного.

3. Основные функции психики. Психика и организм. Мозг и психика. Психика, поведение и деятельность.

2

3

3

Психические процессы

1. Понятие о психических процессах. Классификация, свойства и функции психических процессов.

2. Познавательные процессы: ощущения, восприятие, представление, мышление, воображение, внимание. Мнемические процессы.

3. Интеллект и творчество.

4. Эмоции и чувства. Общение и речь. Психическая регуляция поведения и деятельности. Воля.

2

4-6

4

Психология личности и малых групп.

1. Человек как индивид, личность, субъект и индивидуальность. Условия, источники и движущие силы развития личности. Структура личности.

2. Врожденное и приобретенное в структуре личности. Темперамент и задатки. Характер и способности.

3. Самооценка личности. Мотивационно - потребностная сфера личности.

4. Понятие группы. Виды групп.

5. Межличностные отношения в группах. Социометрия. Процессы дифференциации и интеграции в малой группе.

6. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

6

Раздел «Педагогика» 4

7

5

Предмет и методы педагогики

1.Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, функции и методы. Основные категории педагогики: образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

2.Образование как педагогическая ценность, социокультурный феномен и педагогический процесс. Единство образования и самообразования.

3.Цели, содержание, структура непрерывного образования. Образовательная система России. Управление образовательными системами.

2

8

6

Педагогический процесс

1. Система педагогического процесса. Образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения.

2. Формы организации учебной деятельности: урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации. Методы, приемы и средства организации и управления педагогическим процессом.

3. Семья как субъект воспитания и развития личности.

4

Итого

18



    1. 44.5 Самостоятельная работа – 42 часа



п/п

Вид (содержание) СРС

Кол-во часов

Формы контроля

1

Освоение учебного материала, подготовка к практическим занятиям

24

Контроль на ПЗ

2

Выполнение индивидуальных заданий

6

Проверка результатов выполнения задания

3

Подготовка реферата

6

Проверка реферата

4

Подготовка к сдаче и сдача зачета

6

Зачет




ИТОГО:

42





5. Образовательные технологии

С целью приобретения студентами навыков анализа психолого-педагогичских проблем, а также вовлечения слушателей в поиск и управление знаниями, в ходе преподавания дисциплины используются следующие методы:

  • лекции (традиционные и интерактивные – с элементами регламентированной беседы, лекции-дискуссии );

  • практические занятия, где рассматриваются вопросы, сформулированные в планах, а также в индивидуальных заданиях, психологических и педагогических задачах, заслушиваются и обсуждаются научные сообщения и представленные к защите рефераты, с целью контроля знаний студентов проводится систематическое тестирование;

  • индивидуальная работа преподавателя со студентами, в процессе которой обучающиеся могут получить необходимую консультацию по всем видам самостоятельной работы или конкретному вопросу учебного курса, отработать пропущенные по каким –либо причинам занятия, а также встретиться с научным руководителем при подготовке доклада на студенческую научно-техническую конференцию (СНТК);

Самостоятельная работа студентов имеет различные управляемые формы, в том числе:

  • подготовка к практическим занятиям, включая дополнительное самостоятельное освоение теоретического материала в области изучаемых наук;

  • выполнение индивидуальных заданий с привлечением Интернет-ресурсов;

  • подбор и анализ научной литературы по определенной теме и оформление реферата;

  • работа с электронным учебно-методическим комплексом (ЭУМКД);

  • подготовка к текущему контролю, к итоговой аттестации по дисциплине в форме зачета.

В целях формирования современных компетенций выпускника вуза на лекциях и практических занятиях, а также при организации самостоятельной работы студентов используются методики активного обучения (коммуникативные технологии): пакеты стандартных психодиагностических методик на бумажных и электронных носителях, видеозаписи психологических тренингов и деловых игр; различные базы данных, информационно-справочные и поисковые системы Интернета.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации освоения дисциплины.

6.1. В процессе изучения дисциплины «Психология и педагогика» в качестве оценочных средств текущего и итогового контроля успеваемости, а также для учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов используется следующее:

  • конспекты лекций по психологии и педагогике;

  • тематика рефератов для защиты их на практических занятиях по соответствующей теме или в часы индивидуальной работы преподавателя со студентами;

  • плановые вопросы и литература для подготовки к практическим занятиям;

  • индивидуальные задания;

  • психологические и педагогические задачи и упражнения;

  • вопросы для самостоятельного контроля знаний по дисциплине;

  • тестовые задания по всем изучаемым темам;

  • вопросы к итоговому зачету.

(приводятся в качестве отдельных материалов УМКД).

6.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов определено в разделе 7.

7. Учебно - методическое и информационное обеспечение дисциплины «Психология и педагогика»

7.1. Основная литература

  1. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов/П.С. Гуревич.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2012.-320 с. (ЭБС «iQlib»)



7.2. Дополнительная литература

  1. Гончаров В.С. Психология и педагогика: Курс лекций/В.С. Гончаров.-Калининград: Изд-во КГТУ,2008.-157 с.

  2. Кроль А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для технических вузов/А.М. Кроль.- М.: Высшая школа, 2006.- 432 с.

  3. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов/Л.Д. Столяренко.- СПб: Лидер, 2007. – 592 с.

  4. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов вузов/ А.М. Столяренко. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527 с. (ЭБС «iQlib»).


7.3. Методические материалы и материалы по видам занятий

  1. Гриб Е.В. Психология и педагогика в схемах и таблицах: Методическое пособие для студентов негуманитарных специальностей/Е.В. Гриб. – Москва: МАИ, 2003. – 40 с. (ЭБС «iQlib»).

  2. Гончаров В.С. Практикум по психологии и педагогике. Учебно-методическое пособие/ В.С. Гончаров. – Калининград: Изд-во КГТУ, 2010. – 108 с.

  3. Гончаров В.С. Психология и педагогика: Методические рекомендации/ В.С. Гончаров. – Калининград: Изд-во КГТУ, 2009. – 47 с.




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Аудиторные занятия проводятся в общих аудиториях любого из учебных корпусов ФГБОУ ВПО « КГТУ» согласно расписанию.

Консультационные занятия проводятся в кабинетах кафедры в соответствии с графиком консультаций преподавателей.

Для самостоятельной работы в распоряжении студента имеются читальный зал отдела гуманитарной литературы; читальный зал периодических изданий а также медиатека.

9. Особенности организации изучения дисциплины при очно-заочной форме обучения

9.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины «Психология и педагогика» составляет 2 зачетные единицы, т.е. 72 академических часа. Аудиторные занятия – 16 часов (16 часа – лекции), самостоятельная работа студента – 56 часов. Итоговая аттестация по дисциплине проводится в форме зачета. Учебная дисциплина изучается в 3-ем семестре. Более подробные сведения о структуре дисциплины, видах, трудоемкости и формах контроля учебной работы студентов приведены в нижерасположенной таблице.

п/п

Раздел и темы дисциплины

Семестр

Трудоемкость учебной работы по ее видам (час.)

Формы текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студента

Всего часов

Лекции

Раздел «Психология»

1.

Предмет и методы психологии

3

2

8

10

  • Тестирование




2.

Структура и функции психики

3

2

8

10

  • Тестирование




3.

Психические процессы

3

4

10

14

  • Тестирование




4.

Психология личности и малых групп.

3

4

10

14

  • Тестирование




Раздел «Педагогика»

5.

Предмет и методы педагогики

3

2

7

9

  • Тестирование




6.

Педагогический процесс

3

2

7

9

  • Тестирование




Подготовка к зачету и его сдача в период экзаменационной сессии




6

6

Зачет

Итого по дисциплине

16

56

72

Зачет

16
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика» iconРабочая программа дисциплины «Психология и педагогика»
Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование систематизированных научных знаний по психологии и педагогике,...
Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика» iconРабочая программа дисциплины «Педагогика и психология»
Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 01. 03. 01 «Математика», общий профиль,...
Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика» iconРабочая программа дисциплины «Педагогика и психология»
Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 06. 03. 01 «Биология», общий профиль,...
Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика» iconРабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика для специальности
Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут...
Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика» iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...
Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1, Дс. 1 Введение...
«050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория...
«050703. 65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология»
Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика» iconПрограмма учебной дисциплины «Психодиагностика» для специальности...
Изучается на специальности «Педагогика – психология» на дневном отделении в 6 и 7 семестрах, на заочном отделении – в 5, 6, 7 семестрах....
Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика» iconРабочая программа дисциплины в. Од. 4 Детская литература Профессиональный...
«Русский язык и культура речи», «Психология развития», «Дошкольная педагогика». «Детская литература» является основой для дальнейшего...
Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск