Скачать 257.92 Kb.
|
СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДаРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ Центр психолого-медико-социального сопровождения «Доверие»(ГБОУ ЦПМСС «ДОВЕРИЕ») ул. Красноармейская, д. 12, Москва, 125167Телефон/факс: (495) 612-80-30, E-mail: ts_p_m_s_s@mail.ru ОКПО 58428211, ОГРН 1027700476407, ИНН/КПП 7714286502/771401001 Публичный доклад директора ГБОУ города Москвы ЦПМСС «Доверие» по итогам 2012 – 2013 учебного года Москва 2013 Деятельность ГБОУ ЦПМСС «Доверие» в 2012-2013 учебном году осуществлялась в соответствии с «Концепцией модернизации российского образования и «Федеральной целевой программой развития образования», в которых обозначены приоритетные направления и комплекс мер по реализации образовательной политики на всех уровнях управления образованием. В предложениях Правительства РФ о выработке стратегии развития российского образования на период 2011-2015 г.г., которые легли в основу Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», основной акцент сделан на школьном образовании как основополагающем для индивидуального развития каждого ребёнка и, как следствие, всего молодого поколения, способного осуществить долгосрочное развитие страны. В ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию В.В. Путина этим вопросам уделено большое внимание: «Определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а, прежде всего, пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России…» I Усилия коллектива Центра были направлены на обеспечение психологической поддержки целостного процесса воспитания, обучения и развития ребёнка, а также сохранения его психического и соматического здоровья. В работе Центра используется метод сопровождения, связанный с профессиональной деятельностью широкого круга специалистов (нейропсихолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре), основной компетенцией которых является способность помогать участникам образовательного процесса (детям, родителям, педагогам) в решении проблем современного образования. Сопровождение образовательного процесса реализуется по следующим направлениям:
В работе Центра используются следующие виды психолого-педагогической и логопедической помощи:
II В центре современной системы образования находится личность ученика, его познавательная деятельность, которая предполагает не только овладение суммой знаний, но и формирование определённых общечеловеческих культурных ценностей, определённой ментальности (из материалов VII Международной научно-практической конференции «Инновационная деятельность в образовании», апрель 2013 года). В настоящее время среди важных и сложных нововведений в образовании мы имеем и личностно ориентированное и компетентностное обучение, и правовое воспитание, и здоровьесберегающие технологии, и компьютеризацию, и ЕГЭ, и профильную подготовку, создание инновационных образовательных систем. Инновационное развитие образовательной среды не бывает гладким и бесконфликтным, поскольку любые новшества дестабилизируют педагогическую ситуацию, порождают дискомфорт, страхи и неуверенность, обостряют отношения между людьми. В этой ситуации задача психологического сопровождения – постоянно оказывать помощь в преодолении инновационных барьеров, сохранении психологического комфорта и здоровья всех участников образовательного процесса. С этой целью в 2012-2013 учебном году руководством и педагогическим коллективом Центра было принято решение организовать работу с образовательными учреждениями округа на основе инновационной модели сетевого взаимодействия, ориентированной на результат, а не на процесс, расширяющей возможности решения проблем, повышающей готовность участников сети к обмену различного рода ресурсами, доверие к участникам сетевого взаимодействия и открытость общения, взаимную заинтересованность участников в работе друг друга. Сетевая форма организации деятельности становится в настоящее время ведущей для всех отраслей практики, включая образование. Образовательные сети позволяют осуществить насущную необходимость в обмене и объединении ресурсов для инновационного развития практики, задействовать механизмы командной работы, подкрепляя их современными инновационными технологиями, ориентированы на развитие потенциальных способностей участников, повышение эффективности работы образовательного учреждения и, как основную цель – повышение качества образования. В то же время работа в рамках сетевого взаимодействия способствует большому разнообразию информационных источников, нацелена на обмен знаниями и, как следствие, порождает новое знание. Для решения этих задач в сентябре-октябре 2012 года были заключены договора с образовательными учреждениями Северного округа, организованы и проведены скрининги, диагностические обследования, коррекционно-развивающие и профилактические занятия по различным направлениям психологического сопровождения. Так как скрининговое обследование позволяет выделить специфические особенности познавательной деятельности, навыки самоконтроля и организации деятельности у группы детей, специалистами Центра было принято решение провести диагностико-прогностический скрининг по профилактике возникновения трудностей в обучении у учащихся 1-2 классов, раннего выявления детей «группы риска». В 2012-2013 учебном году было проведено скриннинговое обследование первоклассников и второклассников в образовательных учреждениях САО г. Москвы. В процессе анализа результатов обследования были выявлены у детей «группы риска» парциальные нарушения психического развития: зрительно-пространственного восприятия, произвольной регуляции деятельности, абстрактно-логического мышления. Данные нарушения впоследствии могли бы привести к школьной неуспешности и дезадаптации в целом. По результатам обследования было выявлено 112 учащихся «группы риска» в первых классах (всего принимали участие в обследовании дети в количестве 390 человек), 67 учащихся «группы риска» во вторых классах (всего принимали участие в обследовании дети в количестве 195 человек). Были даны рекомендации родителям, психологам и педагогам образовательных учреждений по дальнейшему сопровождению и обучению детей. Разработаны индивидуальные маршруты психолого- педагогического сопровождения детей «группы риска». Специалистами Центра была проанализирована ситуация роста кризисных проявлений эмоционального состояния среди подростков в образовательных учреждениях округа. В связи с этим в 2012-2013 учебном году была создана специальная программа «Диагностика эмоционального состояния» по выявлению подростков «группы риска». В данной программе подобран и описан диагностический материал, позволяющий выявить подростков с определенными эмоциональными состояниями и личностными особенностями, рассмотрены особенности интерпретации полученных в результате диагностики данных, выделены различные группы лиц, с которыми необходимо проводить дальнейшую тренинговую и коррекционную работу педагогом-психологом в рамках образовательного учреждения. Сотрудники Центра охватили 307 учеников средней и старшей школ. В процессе анализа результатов диагностики были выявлены дети «группы риска». В соответствие с программой были даны рекомендации педагогам-психологам ОУ САО и проведена профилактическая работа, направленная на позитивную профилактику употребления ПАВ и воспитание культуры здорового образа жизни с учащимися. В работе приняли учащиеся в количестве 115 человек. На протяжении учебного года были организованы и успешно проведены групповые коррекционно-развивающие занятия для детей и подростков на базе Центра и общеобразовательных учреждений САО по следующим программам: «Развитие навыков продуктивного общения» «Коррекция агрессивности. Развитие навыков продуктивного общения», «Управление конфликтом», «Агрессия и управление гневом», «Формирование норм социального поведения у младших подростков», «Я и другие». Общее количество детей в группах - 219 чел. Показателями эффективности работы можно считать улучшение взаимоотношений внутри семьи, в классе; преодоление эмоционального напряжения у детей. В соответствии с договорами о взаимном сотрудничестве, заключёнными с образовательными учреждениями специалистами Центра проводился курс развивающих занятий по адаптации к школе учащихся 1-х, 5-х классов. Деятельность осуществлялась по следующим программам: «Адаптация ребёнка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка» (автор Битянова М.Р.), «Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни» (авторы. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н.)», «Адаптация младших подростков к новым условиям обучения», «Психологическая азбука». Общее количество детей в группах – 205 чел. В процессе работы у детей отмечались отдельные трудности: недостатки произвольного внимания, несформированность зрительно-двигательных координаций, недостатки в развитии микромоторики, несформированность пространственных представлений, нарушение функций самоконтроля, а также трудности, вызванные особенностями эмоционально-личностного развития (темперамента и т.п). На основе анализа данных наблюдений были составлены блоки упражнений, давшие возможность осуществить чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребёнка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. По завершению курса занятий можно говорить о следующих результатах: наблюдается положительная динамика основных составляющих психологической готовности к школьному обучению - мотивационной, когнитивной, поведенческой. Таким образом, данные занятия дали положительный эффект адаптации учащихся на этапе решения различных трудностей, связанных с психологической неготовностью детей к школе. III Большое внимание коллектив Центра уделял оказанию психолого-педагогической помощи детям с проблемами социальной и школьной дезадаптации, созданию условий для комфортной (безопасной и безбарьерной) образовательной среды. Содержание работы по данному направлению включает индивидуальную ориентацию (решение проблем конкретного ребёнка), системную ориентацию (профилактика возникновения трудностей обучения, улучшение педагогического климата). В период за 2012-2013 учебный год количество первичных обращений от родителей по собственной инициативе, по направлению медицинских и социальных учреждений, образовательных учреждений составило 153 (первичных обращений - 122 , с прошлых лет - 31). Основные причины обращений:
Наибольшее число обращений родителей связано с трудностями в обучении у ребёнка, а также возникшими опасениями по поводу развития ребёнка и его психологической готовности к школьному обучению. В целях решения данных проблем, а также их предупреждения применялись основные виды деятельности: индивидуальная диагностическая работа в условиях ГБОУ ЦПМСС «Доверие», скрининговое обследование в условиях образовательных учреждений САО. Индивидуальная диагностика развития ребёнка осуществлялась в два этапа: экспресс-анализ психологической проблемы ребёнка (после обращения родителей по телефону), подробная диагностика психической деятельности ребёнка и его социальной ситуации развития (во время визита родителей и детей в центре), которая включала: нейропсихологическое обследование высших психических функций, логопедическое обследование основных структурных компонентов устной речи и письменной речи, диагностику физического здоровья ребёнка. В процессе обследования специалистами разного профиля (нейропсихологом, педагог-психологом, учителем-логопедом, инструктором по физической культуре) выявлялись те или иные нарушения психической деятельности ребёнка (на психофизиологическом, регулирующем, когнитивном, языковом, эмоционально-личностном, социальном уровнях), степень проявления и связь их с имеющимися трудностями в обучении и жизнедеятельности в целом. В рамках системного подхода по профилактике и преодолению школьной и социальной дезадаптации у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработаны и успешно реализованы коррекционно-развивающие программы:
За период 2012-2013 коррекционно-развивающие занятия посетили дети в количестве 75 человек. Показатели эффективности работы:
Программа сопровождения ребёнка с проблемами обучения предусматривала проведение для родителей индивидуальных и групповых консультаций информационно-обучающего характера, оптимизирующих процесс взаимодействия в учебной деятельности. Психологическую помощь по вопросам обучения и воспитания детей в условиях Центра и образовательных учреждений САО получили родители в количестве 174 человек. Основные направления: информирование родителей об особенностях развития и обучения ребёнка, совместный поиск решения проблемы социальной дезадаптации ребёнка, активное участие родителей в коррекционно-развивающем процессе, социально-психологическая помощь родителям в определении индивидуального образовательного маршрута ребёнка, разрешение детско-родительских конфликтов. Регулярно проводилось интернет-консультирование для родителей в режиме «вопрос-ответ». Информация для родителей была размещена на сайте центра. Наиболее трудные случаи в работе специалистов были рассмотрены на заседании психолого-педагогического консилиума. Деятельность психолого-педагогического консилиума была ориентирована на решение следующих задач: оценка актуального уровня психического развития ребёнка и определение структуры дефекта; выявление резервных возможностей развития; определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи. По вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями развития, с ограниченными возможностями здоровья в системе общего, специального и интегрированного (инклюзивного) образования в период 2012-2013 учебный год к специалистам отдела обращались дети с отклонениями в развитии в количестве 19 человек (12 с инвалидностью), из них с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания – 6, с нарушениями функций обеспечения жизнедеятельности – 10, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 2, с умственной отсталостью, со сложной структурой дефекта – 1. Данное направление было реализовано в соответствие с целевыми программами: «Программа комплексного сопровождения детей с ОВЗ (СДВГ) в контексте инклюзивного образования», «Социально-психологическое сопровождение детей с тяжёлыми нарушениями в развитии, со сложной структурой дефекта». Программы являются междисциплинарными, т. е объединяют усилия специалистов различного профиля: педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, инструктора по физической культуре; системными, т.е. ребёнок рассматривается в контексте значимых социальных связей, характеризующих его жизненную ситуацию. Сопровождение ребёнка с нарушениями в развитии осуществлялось в соответствие с основными видами деятельности:
В процессе сопровождения были достигнуты положительные результаты в решении следующих задач: выявление и преодоление вторичных нарушений развития ребёнка; реализация интегративного подхода в сопровождении ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; создание благоприятных условий для гармоничного развития ребёнка с ОВЗ, оказание психологической поддержки родителям в воспитании ребёнка с проблемами социальной дезадаптации. Одним из основных направлений работы Центра является оказание быстрой и своевременной психологической помощи различным категориям населения (детям, родителям и педагогам), находящимся в кризисной (стрессовой) ситуации. В период 2012-2013 учебного года количество первичных обращения от родителей по собственной инициативе, по направлению медицинских и социальных учреждений, образовательных учреждений составило 108 обращений (из них первичных - 83 , с прошлых лет - 25) В число основных причин обращений: трудности общения, взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми, поведенческие проблемы. С просьбой оказания психологической помощи по телефону психологического консультирования для детей, родителей и педагогов за период 2012 – 2013 учебного года поступило 56 обращений. Из них: 45 обращений от родителей, 9 обращений от детей и 2 обращения от специалистов образовательных учреждений. Специалисты Центра осуществляли сотрудничество с различными организациями округа с целью координации деятельности по оказанию экстренной психологической помощи, принимая участие в заседаниях районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, с целью дальнейшего психологического сопровождения данных семей в Центре. IV Работа отделения профориентации ГБОУ ЦПМСС «Доверие» в течение 2012-2013 учебного года осуществлялась в соответствии с базовой программой «Психологическое здоровье школьника» и годовым планом. Основная цель работы отделения профориентации - оказание поддержки учащимся в принятии решения о выборе профиля обучения, решение проблем, связанных с выбором образовательного маршрута, самоопределением и саморазвитием. Педагоги-психологи отделения в 2012-2013 учебном году осуществляли следующие виды деятельности:
Профконсультация состояла из двух основных частей: компьютерного тестирования и консультации с психологом. По результатам тестирования проводилась консультация с психологом. Наиболее частыми запросами в рамках профориентации в 2012-2013 учебном году стали следующие:
В ряде случаев по запросу родителей и (или) учащихся по завершению профконсультационной работы была продолжена консультационная работа по вопросам детско-родительских отношений и отношений со сверстниками, а в ряде случаев и развития когнитивных функций (внимания, памяти). В 2012-2013 году данное направление было реализовано на базе отделения ГОУ ЦПМСС «Доверие» (на базе Лицея №1575).
Основные направления:
По итогам диагностики были подготовлены рекомендации для учащихся, педагогов и родителей, консультативные встречи с ребенком, совместно с автором запроса запланирована работа, направленная на решение проблем ребенка. В рамках данного направления получили помощь 856 учащихся образовательных учреждений.
Данное направление было доработано в 2012-2013 учебном году. Сотрудники ГБОУ ЦПМСС «Доверие» приняли активное участие в окружных мероприятиях, организованных на базе Центра профориентации ГБОУ ВСОШ № 90 (Акция «Твой профессиональный выбор», городская неделя профориентации). Сотрудники отделения ГБОУ ЦПМСС «Доверие» были привлечены к диагностической работе с учащимися, а также к проведению просветительской работы в рамках данных мероприятий. Помимо этого, была также организована выездная работа в образовательные учреждения САО. В течение 2012-2013 года было охвачено 1910 учащихся. В связи с этим были разработаны, апробированы и внедрены в практику следующие программы:
Цель: Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учетом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда. Задачи:
Задачи:
Задачи:
В 2012-2013 году в таких тренингах приняли участие 76 учащихся.
Проблема психологической подготовки выпускников к экзамену приобретает особую актуальность, ЕГЭ и ГИА радикально отличаются от привычной формы проверки знаний, так как не учитывают личностных особенностей выпускника, ориентированы на благополучного в личном плане ребёнка, уверенного в себе, решительного, обладающего высоким уровнем саморегуляции. Мы считаем, что готовить к экзамену учащихся наряду с педагогами должны и психологи. В этом направлении в отделении профориентации ГБОУ ЦПМСС «Доверие» накоплен большой опыт. Разработаны и апробированы авторские программы психологической подготовки учащихся, основанные на развитии регуляторных качеств учащихся. Содержанием программы стало:
В 2012-2013 году данное направление было реализовано на базе отделения в рамках индивидуальных консультаций (36 учащихся). О некоторых качественных показателях эффективности работы отделения профориентации можно судить по ряду критериев: Во-первых, за 2012-2013 у учащихся повысилась активность обращения в Центр по вопросам выбора профиля обучения, смены образовательного маршрута, профориентации. В процессе психологического просвещения у подростков происходит повышение интереса к себе, своим личностным особенностям, переход на более высокий уровень самосознания. Во-вторых, проведенная диагностика показывает, что профессиональные интересы, самостоятельный выбор предпочитаемых учебных предметов как профильных становится все более дифференцированным и обоснованным. Большинство учащихся может самостоятельно адекватно оценить свои интересы, способности и уровень знаний, необходимый для обучения по выбранному профилю или для обучения в том или ином образовательном учреждении. Дополнительными критериями эффективности работы отделения также являются:
Таким образом, квалифицированная помощь психолога учащимся в осознании профессиональных предпочтений в рамках отделения ГБОУ ЦПМСС «Доверие» помогает подросткам понять свои психологические особенности и соизмерить их с требованиями будущего профиля обучения, а в дальнейшем, и будущей профессии. V На основе анализа организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в 2012-2013 учебном году можно с уверенностью утверждать, что отношение к ребёнку как к уникальной и сложной растущей личности, жизнь которой не ограничивается стенами школы и дома, как к человеку, устремлённому в будущее, обладающему качествами социально-информированного гражданина, ответственного за результаты собственных действий, является одной из главных составляющих в работе по достижению качества образования. Это нашло своё отражение в мастер-классах специалистов Центра для педагогов-психологов округа, традиционных сборниках статей специалистов Центра «Год учителя», «Наша новая школа – школа для всех», «Москва – город образования», где они уделяли внимание различным направлениям психологического сопровождения, знакомили своих коллег с современным подходом в области педагогических и психологических практик, реализуемых в ГБОУ ЦПМСС «Доверие». Были организованы и проведены мастер-классы на темы: «Психологическое сопровождение интегрированного обучения детей с СДВГ»; «Формирование пространственных и временных представлений у детей с нарушениями в развитии», «Диагностика внутрисемейных отношений»; «Суицидальные тенденции в подростковом периоде»; «Выявление эмоционального подтекста понятий подростков методами арттерапии». Последний мастер-класс был выбран участниками Городской научно-практической конференции «Антикризисные подразделения ППМС-центров: опыт 10-летней работы в системе столичного образования» для посещения во 2-ой день конференции. Мастер-класс был успешно проведён педагогом-психологом ГБОУ ЦПМСС «Доверие» К.Н. Баженовым на базе Центра 30 мая 2013 года. В период с октября 2012 по март 2013 разработан и введён в действие мониторинг по изучению уровня осведомлённости педагогов младших классов образовательных учреждений САО об особенностях развития и обучения детей, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности. По результатам мониторинга разработана программа семинара: «Интегрированное (инклюзивное) обучение детей с СДВГ: что нужно знать педагогу». Отдельно стоит отметить участие в конфликтных комиссиях совместно с представителями Северного окружного управления образования, в комиссии по правам ребенка в Северном окружном управлении образования. Различным проблемам инновационных процессов образования посвящены статьи сборника Центра 2012-2013 учебного года «Психология развития: ребёнок, подросток, гражданин», который готовится к началу нового учебного года. |
Государственное бюджетное образовательное учреждение Пп «О совершенствовании системы физического воспитания и массового спорта среди детей и учащейся молодежи города Москвы», с планом... | О проведении окружного конкурса Департамента образования города Москвы на 2013/2014 учебный год и на основании программы мероприятий Юго-Западного окружного управления... | ||
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Департамента образования города Москвы от 03. 05. 2007 г. №295/ак. В 2011 году учреждение переименовано в государственное бюджетное... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы рассмотрело Ваше обращение в электронную приемную... | ||
О проведении этнокультурного фестиваля ученической молодежи «Фестиваль»). Конкурс проводится в соответствии с государственным заданием Департамента образования города Москвы в целях реализации... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... РП, приказа Департамента образования города Москвы от 23. 07. 2003 г. №724, приказа Юго-Восточного окружного управления образования... | ||
Грамота Правительства Москвы и Департамента образования г. Москвы... РФ, медаль «В память 850-летия Москвы», Почетный работник общего образования, грамоты Департамента образования г. Москвы, грамота... | 25 – 27 апреля 2014 г. Центральный Дом Художника Старт ап, проходивший при поддержке Управления Заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития, Департамента... | ||
Департамента образования города москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (грузинским)... | Департамента образования города Москвы Общие вопросы Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы №511 | ||
Департамента образования города москвы государственное бюджетное... «Герои Великой Отечественной войны-жители Лосиноостровского района» в 2012-2013 учебном году | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Департамента экономической политики и развития города Москвы и Департамента финансов города Москвы от 25 января 2011 года №23-пр/60,... | ||
• Закон города Москвы “Об инновационной деятельности в городе Москве” Основная образовательная программа основного общего образования Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной... | Положение о системе оплаты и стимулирования труда работников Государственного... Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы центр образования №654 имени А. Д. Фридмана Департамента образования... | ||
Публичный отчет за 2011/2012 учебный год Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №411 Восточного окружного управления... | Публичный отчет за 2012/2013 учебный год Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №411 Восточного окружного управления... |