Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет





НазваниеПрограмма по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет
страница1/14
Дата публикации29.07.2013
Размер1.75 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет «Ценность жизни»







Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ»
Программа по первичной профилактике
суицидального поведения подростков 14-17 лет
«Ценность жизни»

Составитель:
педагог-психолог
Центра психолого-педагогической
реабилитации и коррекции
Зинова Е.Ю.

г. Ханты- Мансийск 2010 г.

Пояснительная записка

По данным Всемирной организации здравоохранения (Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2001), нанесение себе травм, включая самоубийства, привело в 2000 году к 814 000 смертельных исходов, из них около 20% пришлось на подростковый и юношеский возраст (для сравнения: в автокатастрофах гибнет ежегодно около 840 тыс. человек). Ежегодно около 1000 молодых людей пытаются совершить суицид. По данным регионального бюро ВОЗ, количество самоубийств среди лиц в возрасте в 15-24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза; в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суициды стоят на 2-3 месте.
Статистические данные за 2001 год демонстрирует лидирующее положение России среди стран СНГ по показателю количества суицидов среди подростков: за этот период было зарегистрировано приблизительно 22 самоубийства среди подростков 15-19 лет на 100 тыс. населения соответствующего возраста (Международный статистический комитет СНГ, 2001) [4].
По данным Департамента здравоохранения в Ханты- Мансийском автономном округе за 2007 и 2008 годы совершено одинаковое количество суицидальных попыток (140), в 2009 год их стало меньше - 133 попытки. За последние 3 года возрастает количество повторных попыток: 7, 10 и 16 за 2007, 2008 и 2009 годы соответственно.
Количество завершенных суицидов колеблется: если в 2007 и 2009 их было 11, то в 2008 году их количество возросло - 22 завершенных суицида.
Суицидальное поведение относится к распространенной патологии поведения подростков. Именно в этом возрасте оно отличается многообразием форм проявления: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки.
В связи с актуально стоящей проблемой подросткового суицида, правительства, как на федеральном (письмо Минобразования России «О мерах профилактики суицида среди детей и подростков»), так и на региональном уровне (комплексный план мероприятий по снижению уровня преждевременной смертности в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре на 2009-2011 годы) создают и реализуют нормативно- правовые акты, регулирующие работу различных структур по предотвращению саморазрушающего поведения подростков.
В достижение цели сохранения жизни детей входит реализация задачи сохранения и укрепления их здоровья. Состояние психофизического здоровья детей зависит от множества факторов, в том числе и несистематической работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т.п.).
Комплексное определение здоровья гласит о том, что это относительно устойчивое состояние, в котором личность хорошо адаптирована, сохраняет интерес к жизни и достигает самореализации. Степень адаптированности может быть соотнесена с диапозоном адаптационных стратегий, позволяющих личности успешно решать актуальные задачи, которые ставит перед ней социальное окружение. Они проявляются в двух основных сферах:
- адаптированность в сфере «внеличностной» социально- экономической активности, где индивид приобретает знания, умения, навыки, добивается компетентности и мастерства;
- адаптированность в сфере межличностных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально- насыщенные связи с другими людьми и требуется социально- психологическая компетентность, эмпатия, способность к пониманию и сотрудничеству [9].
Если в процессе социализации подростка удовлетворяются его потребности, то он адаптируется в социальной среде [11]. Создание условий для максимального удовлетворения потребностей предполагает ориентир на основные принципы аксиологического подхода к социально- педагогической деятельности.
Аксиологический подход связан с категорией «ценность». В принятых ребенком ценностях одновременно отражаются содержательных характеристики его позиции и поведения, а также его личностные характеристики, связанные с определенными представлениями о себе и возможностях собственного активного проявления в социуме. Ценности не передаются тем же путем, что и знания. «Ценностям нельзя научиться, их нужно переживать» (В. Франкл). Путем принятия конкретных ценностей, их «переживания» определяются выбор личностью социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора. Среди предлагаемых форм профилактики подростковой суицидности относят формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также индивидуальных приёмов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях [2].
Ценностные ориентации имеют особое значение, т. к. они выполняют роль внутренних стимулов и одновременно являются критериями, по которым личность сверяет свое поведение и деятельность.
Сформированные жизненные цели обучающихся и черты совершенствующейся социально адаптированной личности способствуют усилению защитных механизмов и ослабляют механизмы, провоцирующие суицидальное поведение. Напротив, дефицит высших смыслообразующих и жизнеутверждающих ценностей, духовный кризис личности может быть причиной отклоняющегося поведения. По некоторым данным, формирование мировоззрения завершается к 24- 30 годам, поэтому целенаправленная работа в форме занятий с элементами тренинга поможет в формировании возрастных психологических новообразований старшего подросткового возраста и юношеского возраста.
Методология здоровьесберегающих, а мы говорим именно о сохранении жизни и здоровья, технологий в образовательных учреждениях строится на следующих принципах:

  • Комплексность;

  • Системность;

  • Целостность;

  • Динамичность (повторяемость);

  • Репрезентативность;

  • Методическое единство [6].

При реализации данной программы необходимо осуществление всех этих принципов.
До 13-летнего возраста суицидальные попытки практически не встречаются. Начиная с 14-15 лет эта активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам (Жезлова,1978, Амбрумова, Вроно, 1980) [4]. Исходя из вышесказанного, мы определяем возрастную группу, с которой должна реализовываться данная программа – дети 14- 17 лет.
К сожалению, в современных школьных программах практически нет специальных занятий, посвященных формированию мира ценностей человека, содействующих эффективному развитию социальных навыков или их отдельных компонентов. Вместе с тем направленное повышение социальной адаптированности школьников, их обучение способам успешной социализации позволили бы избежать многих проблем девиантного поведения. Мы подчеркиваем, что данная работа входит в первичную профилактику, т. е. предполагает работу со всеми подростками, вне зависимости от того есть у них признаки суицидального поведения или нет.
Одной из задач психологов системы образования является организация профилактики и преодоления обучающимися школьной и в дальнейшем социальной дезадаптации. Однако количество психологов в образовательном учреждении не позволяет охватить всех обучающихся (на одного психолога приходится 500 учащихся), поэтому эту работу вместе с психологами могут осуществлять педагоги (социальные педагоги, классные руководители, учителя - предметники).
Цель данной программы – первичная профилактика суицидального поведения через повышение социальной адаптированности на основе аксиологической (ценностно - целевой) позиции.
Задачами реализации поставленной цели являются:

  1. Развивать позитивное самосознание.

  2. Научить ценить свою и чужую индивидуальность.

  3. Обучать работать в команде.

  4. Сформировать отношение к жизни как к ценности.

Знания, которые учащимся необходимо приобрести по окончании программы:
- знания о ценности здоровья, жизни человека;
- знания об эффективных способах поведения, решения проблем.
Умения и навыки, которыми учащимся необходимо овладеть по окончании программы:
- умение принять себя;
- навыки рефлексии, осознания себя;
- социальные навыки, способствующие эффективному взаимодействию с окружающими;
- навык решения собственных проблем.
Формы контроля эффективности - опросники, используемые как в начале работы по программе, так и по её окончанию.

1. Теоретический материал для ведущих и специалистов, работающих по формированию ценностных ориентаций, запускающих противосуицидальные механизмы
1.1. Аксиологический подход к проведению программы
Чтобы создать условия для формирования необходимых старшекласснику социальных навыков, надо иметь в виду его основные потребности, возможность удовлетворения которых является основных фактором развития личности. Среди основных потребностей можно выделить следующие:
- потребность в самоутверждении: имеет статусный характер и предполагает ощущение своей значимости в окружении других людей;
- гедонистические потребности (потребности в удовольствиях), связанные с насыщенной, интересной внешней средой, досуговой деятельностью, развлечениями, полноценным отдыхом;
- потребность в самовыражении: реализуется через интересную и личностно значимую ведущую деятельность;
- потребность в свободе: возможности и способности человека действовать в соответствии со своими интересами и целями;
- потребность быть личностью: быть нужным другим людям, делать добро бескорыстно.
Создание условий для максимального удовлетворения перечисленных потребностей предполагает ориентир на основные принципы аксиологического подхода к социально- педагогической деятельности.
Аксиологический подход связан с категорией «ценность». Ценности разнообразны. Применительно к педагогической деятельности наиболее важны ценности- идеалы, связанные с понятиями гуманизма, т.е. комплекс идей, признающий ценность человека, его здоровья, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.
Философия воспитания доказывает, что деятельное воплощение любви к ближнему, отношений товарищества, причастности к судьбе Отечества, возможно, и имеет смысл только для человека, в систему ценностей которого вошли:
- природа с ее проявлениями жизни;
- человек, его духовное и физическое здоровье;
- духовность как активное внутреннее стремление к истине, правде, добру и красоте;
- любовь и мир как сущностные человеческие отношения;
- отечество, род, язык, традиции как основы социального бытия;
- познание и возможность творчества;
- свободный труд и его результаты как составляющие культуры [3].
Перечисленные ценности представляются универсальными, объединяя в себе значимость общечеловеческих, национальных, индивидуальных ценностей. Важно, что эти ценности вписываются в содержание актуальных на современном этапе развития образования педагогических проблем: формирование социальных навыков обучающихся, профилактику суицидального поведения, осознание важности и необходимости здорового образа жизни.
В принятых ребенком ценностях одновременно отражаются содержательных характеристики его позиции и поведения, а также его личностные характеристики, связанные с определенными представлениями о себе и возможностях собственного активного проявления в социуме. Ценности не передаются тем же путем, что и знания. «Ценностям нельзя научиться, их нужно переживать» (В. Франкл). Путем принятия конкретных ценностей, их «переживания» определяются выбор личностью социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора. Ценностные ориентации имеют особое значение, т. к. они выполняют роль внутренних стимулов и одновременно являются критериями, по которым личность сверяет свое поведение и деятельность.
В старшем подростковом и юношеском возрасте продолжает формироваться отношение к себе. Это специфическая образующая самосознания, важный внутренний фактор формирования личности, обеспечивающий её целостность и единство. Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Принятие себя очень важно, поскольку это основа того, что человек уверен в себе, готов к новым достижениям, устремлен к новым целям.
Принятие окружающих необходимо для успешной социализации, вхождении в общество, успешного общения. В процессе общения возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и формируется стремление к самоутверждению. В целом, можно говорить о том, что признание других происходит через признание себя, уважение к себе является основой для уважения других людей.
1.2. Понятие подросткового суицида
Суицидальное поведение отражает различные формы деструктивной личностной активности, направленной на самоубийство или покушение на свою жизнь. Особенности проявлений суицидов в детском и подростковом возрасте, своеобразие психологии и уровней социализации детей и подростков, отличительные черты психопатологических состояний, специфика профилактики- все это становится основанием для некоторых авторов выделять детскую и подростковую суицидологию как самостоятельную область знаний (Вроно, 1983) [4].
Суицидальное поведение у детей и подростков является одной из форм поведения (аутоагрессия) и имеют определенные отличия от суицидального поведения у взрослых. А. Е. Личко (1983) показал, что в 90% случаев суицидов в подростковом возрасте - это «крик о помощи», чаще всего имеют демонстративный характер, в том числе- шантаж, и лишь в 10% случаев имело место истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство). В первом случае настоящего желания умереть нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного сна, отдыха от невзгод, в ней видится способ наказать обидчиков [1].
В отличии от взрослых, картина пресуицидального состояния не имеет монолитного, единого признака. Мозаичность, вариабельность, лабильность пресуицидального статуса создает особые затруднения в распознании угрозы самоубийства.
Суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в разных сферах отношений: бытовых, учебных, личных. Конфликт представляется подростку крайне значимым Возрастной фактор оказывается действующим при распознании суицидоопасных групп (Лекомцев, Панченко, 2002) (таб. 1).
Таблица 1
Суицидоопасные группы


I группа

II группа

III группа

IV группа

Суициденты, перенесшие в раннем детском возрасте травмы черепа или мозговые инфекции с дальнейшей хорошей компенсацией состояния (возрастные кризы, при сомато- и психогениях).

Дети и подростки с различными формами дисгармоничного развития - с бурными проявлениями акселерации, чертами инфантилизма, патологическим течением возрастных кризов.

Подростки с девиантным поведением (в неблагоприятных условиях среды).

Подростки, отличающиеся высоконравственными устоями с тенденциями к идеализации чувственных и сексуальных отношений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет iconПрограмма по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет
Теоретический материал для ведущих и специалистов, работающих по данному направлению
Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет iconИсенбаев В. Р./ /Исанаева Е. А. / / Дмитриева Э. А./ Протокол № от...
Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет «Ценность жизни»
Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет icon77 приемов учиться быстрее, «глубже» и лучше
Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения
Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет iconМетодология, теория и практика психологических исследований в сети Интернет
Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения
Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет iconСоциальная работа с лицами, склонными к суициду
Самоубийство – самый тяжелый результат суицидального поведения, с суицидальными мыслями в пределах суицидального мышления, с нанесением...
Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет iconПрограмма по первичной профилактике вич-инфекции в образовательной...
Программа предназначена для руководителей, преподавателей, психологов, социальных педагогов учащихся и родителей учащихся общеобразовательных...
Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов г. Ханты-Мансийск 2009г. Рецензент
Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения
Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приложение №12. Работа по первичной профилактике в рамках образовательных предметов
Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет iconПедсовет по теме «Использование новых информационных технологий в...
Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения
Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мероприятие для родителей по профилактике наркозависимого поведения у подростков
Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет iconО проведении «Месячника психологического здоровья обучающихся»
Министерства образования рс(Я) от 09. 10. 2013 года №01-16/2715 «О проведении «Месячника психологического здоровья обучающихся»,...
Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наименование документа: Тренинг по профилактике алкогольной и наркотической зависимости у подростков
Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет iconКурсовая работа психологические причины суицидального поведения у подростков
Почему люди начинают мыслить о самоубийстве? Что их побуждает к таким действиям? И почему именно в современное время проблема самоубийства...
Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет iconРоссийской Федерации «Об образовании»
Мне о Законе»». Планов: «План работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков», «План работы по...
Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет iconБудущая профессия несомненно будет: • востребованнной на рынке труда,...
I. теоретическое исследование инфантильности и конфликтности у подростков 14-15 лет в условиях семьи
Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План мероприятий по профилактике игровой и интернет зависимости и профилактике правонарушений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск