Скачать 1.75 Mb.
|
1. Теоретический материал для ведущих и специалистов, работающих по формированию ценностных ориентаций, запускающих противосуицидальные механизмы 1.1. Аксиологический подход к проведению программы Чтобы создать условия для формирования необходимых старшекласснику социальных навыков, надо иметь в виду его основные потребности, возможность удовлетворения которых является основных фактором развития личности. Среди основных потребностей можно выделить следующие: - потребность в самоутверждении: имеет статусный характер и предполагает ощущение своей значимости в окружении других людей; - гедонистические потребности (потребности в удовольствиях), связанные с насыщенной, интересной внешней средой, досуговой деятельностью, развлечениями, полноценным отдыхом; - потребность в самовыражении: реализуется через интересную и личностно значимую ведущую деятельность; - потребность в свободе: возможности и способности человека действовать в соответствии со своими интересами и целями; - потребность быть личностью: быть нужным другим людям, делать добро бескорыстно. Создание условий для максимального удовлетворения перечисленных потребностей предполагает ориентир на основные принципы аксиологического подхода к социально- педагогической деятельности. Аксиологический подход связан с категорией «ценность». Ценности разнообразны. Применительно к педагогической деятельности наиболее важны ценности- идеалы, связанные с понятиями гуманизма, т.е. комплекс идей, признающий ценность человека, его здоровья, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Философия воспитания доказывает, что деятельное воплощение любви к ближнему, отношений товарищества, причастности к судьбе Отечества, возможно, и имеет смысл только для человека, в систему ценностей которого вошли: - природа с ее проявлениями жизни; - человек, его духовное и физическое здоровье; - духовность как активное внутреннее стремление к истине, правде, добру и красоте; - любовь и мир как сущностные человеческие отношения; - отечество, род, язык, традиции как основы социального бытия; - познание и возможность творчества; - свободный труд и его результаты как составляющие культуры [3]. Перечисленные ценности представляются универсальными, объединяя в себе значимость общечеловеческих, национальных, индивидуальных ценностей. Важно, что эти ценности вписываются в содержание актуальных на современном этапе развития образования педагогических проблем: формирование социальных навыков обучающихся, профилактику суицидального поведения, осознание важности и необходимости здорового образа жизни. В принятых ребенком ценностях одновременно отражаются содержательных характеристики его позиции и поведения, а также его личностные характеристики, связанные с определенными представлениями о себе и возможностях собственного активного проявления в социуме. Ценности не передаются тем же путем, что и знания. «Ценностям нельзя научиться, их нужно переживать» (В. Франкл). Путем принятия конкретных ценностей, их «переживания» определяются выбор личностью социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора. Ценностные ориентации имеют особое значение, т. к. они выполняют роль внутренних стимулов и одновременно являются критериями, по которым личность сверяет свое поведение и деятельность. В старшем подростковом и юношеском возрасте продолжает формироваться отношение к себе. Это специфическая образующая самосознания, важный внутренний фактор формирования личности, обеспечивающий её целостность и единство. Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Принятие себя очень важно, поскольку это основа того, что человек уверен в себе, готов к новым достижениям, устремлен к новым целям. Принятие окружающих необходимо для успешной социализации, вхождении в общество, успешного общения. В процессе общения возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и формируется стремление к самоутверждению. В целом, можно говорить о том, что признание других происходит через признание себя, уважение к себе является основой для уважения других людей. 1.2. Понятие подросткового суицида Суицидальное поведение отражает различные формы деструктивной личностной активности, направленной на самоубийство или покушение на свою жизнь. Особенности проявлений суицидов в детском и подростковом возрасте, своеобразие психологии и уровней социализации детей и подростков, отличительные черты психопатологических состояний, специфика профилактики- все это становится основанием для некоторых авторов выделять детскую и подростковую суицидологию как самостоятельную область знаний (Вроно, 1983) [4]. Суицидальное поведение у детей и подростков является одной из форм поведения (аутоагрессия) и имеют определенные отличия от суицидального поведения у взрослых. А. Е. Личко (1983) показал, что в 90% случаев суицидов в подростковом возрасте - это «крик о помощи», чаще всего имеют демонстративный характер, в том числе- шантаж, и лишь в 10% случаев имело место истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство). В первом случае настоящего желания умереть нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного сна, отдыха от невзгод, в ней видится способ наказать обидчиков [1]. В отличии от взрослых, картина пресуицидального состояния не имеет монолитного, единого признака. Мозаичность, вариабельность, лабильность пресуицидального статуса создает особые затруднения в распознании угрозы самоубийства. Суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в разных сферах отношений: бытовых, учебных, личных. Конфликт представляется подростку крайне значимым Возрастной фактор оказывается действующим при распознании суицидоопасных групп (Лекомцев, Панченко, 2002) (таб. 1). Таблица 1 Суицидоопасные группы
|
Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет Теоретический материал для ведущих и специалистов, работающих по данному направлению | Исенбаев В. Р./ /Исанаева Е. А. / / Дмитриева Э. А./ Протокол № от... Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет «Ценность жизни» | ||
77 приемов учиться быстрее, «глубже» и лучше Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения | Методология, теория и практика психологических исследований в сети Интернет Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения | ||
Социальная работа с лицами, склонными к суициду Самоубийство – самый тяжелый результат суицидального поведения, с суицидальными мыслями в пределах суицидального мышления, с нанесением... | Программа по первичной профилактике вич-инфекции в образовательной... Программа предназначена для руководителей, преподавателей, психологов, социальных педагогов учащихся и родителей учащихся общеобразовательных... | ||
Методические рекомендации для педагогов-психологов г. Ханты-Мансийск 2009г. Рецензент Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приложение №12. Работа по первичной профилактике в рамках образовательных предметов | ||
Педсовет по теме «Использование новых информационных технологий в... Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мероприятие для родителей по профилактике наркозависимого поведения у подростков | ||
О проведении «Месячника психологического здоровья обучающихся» Министерства образования рс(Я) от 09. 10. 2013 года №01-16/2715 «О проведении «Месячника психологического здоровья обучающихся»,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наименование документа: Тренинг по профилактике алкогольной и наркотической зависимости у подростков | ||
Курсовая работа психологические причины суицидального поведения у подростков Почему люди начинают мыслить о самоубийстве? Что их побуждает к таким действиям? И почему именно в современное время проблема самоубийства... | Российской Федерации «Об образовании» Мне о Законе»». Планов: «План работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков», «План работы по... | ||
Будущая профессия несомненно будет: • востребованнной на рынке труда,... I. теоретическое исследование инфантильности и конфликтности у подростков 14-15 лет в условиях семьи | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... План мероприятий по профилактике игровой и интернет зависимости и профилактике правонарушений |