Скачать 271.66 Kb.
|
Наименование документа: Тренинг по профилактике алкогольной и наркотической зависимости у подростков. Информационного блок: Психолого – педагогическое сопровождение. Вид документа: тренинг. Назначение документа: психологи, педагоги. Область применения: психолого – педагогическая работа. Автор разработки: Герасимова С.Н., педагог-психолог. Название учреждения: МОУ СОШ №2 городского округа город Буй Костромской области. Почтовый адрес: 157008 Костромская область, город Буй, улица Республиканская, дом 4А. Электронный адрес: school2_buy@mail.ru Тренинг по профилактике алкогольной и наркотической зависимости у подростков. Содержание
1. Обоснование актуальности опыта, его практической значимости. В последнее время проблема подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма стала очень актуальной. Большое количество современных подростков хотя бы раз в жизни сталкивалось с этой проблемой: кто-то сам пробовал курить травку или выпивать, кому-то предлагали знакомые, у кого-то принимают наркотики друзья или приятели. Даже те, кто сами лично не сталкивались с этой бедой, все равно что-то да слышали о ней. Для того, чтобы справиться с растущей волной наркомании необходимо проводить больше просветительской и профилактической работы среди подростков: не все из них правильно понимают степень опасности наркотической и алкогольной зависимости. Твердая личная позиция негативного отношения к ним – гарантия того, что в случае столкновения подростка с предложением ему наркотика, он откажется его принятия. Тренинг «Профилактика наркотической и алкогольной зависимости» направлен на предотвращение употребления подростками алкоголя и наркотиков, а также на пропаганду здорового образа жизни. 2. Цели тренинга:
3. Задачи тренинга:
4. Степень новизны опыта. Новизна работы заключается в том, что она представляет собой практически первый опыт обобщения разных методов работы с подростками. В качестве одного из основных методов работы нами предлагается тренинг по профилактике алкогольной и наркотической зависимости у подростков. 5. Описание содержания опыта, его технология. В основе программы лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности в понимании каждым участником проблемы наркотической зависимости. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей. В процессе тренинга развиваются техники самопознания и понимания проблемы: анализ, обратная связь, рефлексия. Занятия организовываются из группы 10 – 15 человек, продолжительность каждого занятия 2 часа, частота занятий 1 – 2 раза в неделю. Продолжительность встреч может варьироваться в зависимости от степени заинтересованности и подготовленности участников. Программа тренинга включает в себя следующие этапы: 1 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ – 2 ЧАСА. Цели данного этапа включают в себя знакомство с участниками тренинга, первичную диагностику ожиданий от работы, ориентирование в программе и диагностику личностных характеристик участников. Последнее необходимо сделать для полного представления психолога о будущем участнике, а также для того, чтобы оценить возможности его работы в группе и проследить динамику изменений подростка в отношении к самому себе, обществу и проблеме наркотической зависимости. Для тестирования рекомендуется использовать следующие методики (на выбор): «Определение уровня субъективного контроля (УСК)», «Акцентуации характера» Шмишека, «16-ти факторный личностный опросник» Р. Кеттела, тест Л. Сонди. Подбор в группу включает в себя следующие критерии:
Кроме того, на этом этапе необходимо подготовить помещение, где тренинг будет проводиться. Комната должна быть не маленькой, но и не огромной. Участникам должно быть комфортно. Необходимо заранее подготовить стулья для участников (лучше расставить их по кругу). В комнате должно быть окно, помещение должно проветриваться. В помещении должно быть не жарко, однако необходимо исключить и низкую температуру воздуха. Важно, чтобы в момент проведения тренинга в помещении не было посторонних. 2 ЭТАП – ЗНАКОМСТВО В ГРУППЕ – 2 ЧАСА (встреча №1) Целью данного этапа будет знакомство участников между собой, а также создание атмосферы принятия и доверия в группе. 3 ЭТАП - ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ - 3 ЧАСА (ВСТРЕЧА №2). Цели данного этапа заключаются в умении осознавать свой опыт, связанный с алкоголем и наркотиками, а также в умении осознавать мотивы, толкающие людей на прием дурманящих средств. 4 ЭТАП - ОТРАБОТКА НАВЫКА ГОВОРИТЬ «НЕТ» - 4 ЧАСА (ВСТРЕЧА №3 - 4). Данный этап направлен на осознание участниками различий между людьми, на тренировку навыков отстаивания своих интересов, на умение говорить «нет». 5 ЭТАП - ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АЛКОГОЛИЗМА - 2 ЧАСА (ВСТРЕЧА №5). Цели данного этапа направлены на тренировку умения выделять признаки, по которым можно сказать, что имеется алкогольная зависимость, а также на понимание того, как алкоголь влияет на взаимоотношения между людьми. 6 ЭТАП - УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ДЕЙСТВИЯ НА СЕБЯ - 2 ЧАСА (ВСТРЕЧА №6). Основной целью этапа будет осознание участниками тренинга понятий «дискриминация» и «ответственность», умение принимать ответственность в сложных ситуациях на себя. 7 ЭТАП - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ В ГРУППЕ - 2 ЧАСА (ВСТРЕЧА №7). На данном этапе необходимо провести рефлексию пройденных занятий и полученного в них опыта. Рекомендуется также провести повторную диагностику участников с целью измерения динамики работы в группе. Можно использовать такие методики, как «УСК» и «Акцентуации характера подростков» Эйдемиллера. 8 ЭТАП - ДОКУМЕНТАЦИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГОМ РАБОТЫ ГРУППЫ - 3 ЧАСА. После завершения работы группы психолог должен провести рефлексию всех занятий, оценить эффективность тренинга, задокументировать результаты в тетради, подвести итог работы. Стратегическую линию программы можно изобразить таким образом: Получение информации о вреде наркотиков и алкоголя Осознание важности отказа от принятия наркотиков Формирование осознанной позиции непринятия По отношению к алкоголю и наркотикам Закрепление позитивного опыта работы в группе, рефлексия полученных знаний 6. Условия реализации и внедрения опыта. Перспективы применения опыта в массовой практике. Программа предназначена для работы с подростками и молодежью 13 – 18 лет, хотя при незначительных изменениях может использоваться и для работы с лицами, достигшими зрелого возраста. Предполагаемая работа имеет просветительское и практическое значение. ОБОСНОВАНИЯ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ. Особенности подростковой психологии заключаются в стремлении подростков к объединению в группы. Самореализация в этом возрасте предполагает удовлетворение потребностей в уважении и самоуважении при растущем стремлении к независимости от давления родительского авторитета. Это возраст(13-16 лет) называют еще периодом второй перерезки пуповины, что является необходимым этапом в развитии суверенной личности. Организуя профилактическую работу, необходимо все это иметь в виду. Очевидно, что использование средств и методов, усиливающих авторитарное давление (запреты, нотации, запугивание и т.п.), не соответствует потребностям данного возраста. Предлагаемый же групповой метод учитывает последние, хотя и делает более сложным и многомерным процесс педагогического взаимодействия, который можно представить в общих чертах, разделив его на четыре этапа:
ОРГАНИЗАЦИЯ ВСТРЕЧ. Каждое занятие включает в себя следующие этапы.
Ведущему необходимо придерживаться следующих основных правил для того, чтобы
Занятие лучше всего начинать с разминочного упражнения, не несущего смысловой нагрузки. Его цель – снять напряжение и обеспечить общую эмоциональную вовлеченность. После этого целесообразно предложить участникам вспомнить прошлое занятие и поделиться мыслями и чувствами, оставшимися после него, могут быть вопросы или предложения по ходу занятий. Далее идет основная часть с проигрыванием ситуаций и выполнением специальных упражнений. В заключение предлагается вспомнить все занятие и поделиться впечатлением. Встреча №1. ЗНАКОМСТВО В ГРУППЕ. Цели и задачи:
Информирование участников, введение новых понятий и терминов: ТРЕНИНГ - активные методы работы в группе, направленные на решение каких-либо личностных проблем (в данном случае - на профилактику наркотической и алкогольной зависимости). ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - определенный тип жизнедеятельности человека, благодаря которому он способен выполнять профессиональные, общественные и бытовые функции в оптимальных для здоровья условиях. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - форма деструктивного поведения, которое приносит вред самому человеку и обществу, это уход от реальности посредством изменения своего психического состояния. РЕФЛЕКСИЯ - процесс самопознания человеком своего внутреннего состояния, оценка своих ожиданий и впечатлений от групповой работы УПРАЖНЕНИЕ «СНЕЖНЫЙ КОМ» Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый последующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку. УПРАЖНЕНИЕ «САМЫЙ-САМЫЙ МОЙ ПЛАКАТ» Участникам предлагают нарисовать на листе бумаги плакат, состоящий из нескольких разделов: 1.Имя. 2.Возраст. 3.Знак зодиака. 4.Мой любимый цвет. Нарисовать: а) чем я люблю заниматься, б) так я выгляжу, когда счастлив, в) вот мое любимое место. Эти плакаты прикрепляются на груди и участники в произвольном порядке ходят по комнате, знакомясь друг с другом в течение 15 минут. УПРАЖНЕНИЕ «ПОСЛЕДНИЙ – ЛИШНИЙ». Участники рассаживаются на стулья, ведущий становится в центр круга. Он задает любой вопрос, приходящий ему в голову, а все, кто ответил бы на этот вопрос утвердительно, меняются местами (ведущий тоже принимает участие). Таким образом, один из них, не успевший занять свободный стул, становиться ведущим , придумывает и задает новый вопрос и т.д. НАПРИМЕР: «Меняются все, кто по знаку зодиака Овен!» или «Меняются все юноши» или «Меняются те, у кого зеленые глаза!» и т.д. УПРАЖНЕНИЕ «Зачем я здесь?» Участники по кругу говорят о том, зачем они пришли на тренинг, чего ждут от занятий, о своих целях и желаниях. Для прояснения групповых ожиданий задаются следующие вопросы:
УПРАЖНЕНИЕ «ГРУППОВЫЕ ПРАВИЛА». Есть несколько вариантов по выработке групповых правил. Можно предложить высказаться желающим о том, какие они хотели бы установить на занятиях правила, чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно. Ведущий фиксирует на ватмане все предложения, затем идет короткое обсуждение. Вот некоторые из правил:
Групповые правила можно не записывать на ватмане, а нарисовать. РЕФЛЕКСИЯ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ» Каждый из участников, кто хотел бы высказаться, говорит о своих ощущениях от занятия, о своих чувствах и пожеланиях. ЗАВЕРШЕНИЕ ДНЯ «ЛЕСЕНКА». Участники тренинга с закрытыми глазами ходят по комнате и стараются построиться по росту. |