Учебно-методический комплекс дисциплины





Скачать 464.2 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/3
Дата публикации28.02.2015
Размер464.2 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Ф.22 Клиника интеллектуальных нарушений


Основная образовательная программа подготовки специалиста по

специальностям

050717Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией «Семейная коррекционная педагогика».

050716Специальная психология со специализацией «Семейное консультирование».

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры БЖД и ОМЗ

факультета ФК и БЖД

(протокол № от 200__ г.)
Зав. кафедрой БЖД и ОМЗ

_______________________ (Мещерова И.А.)

Раздел 1. Программа учебной дисциплины
1.1. Автор программы: Черношеина Л.А., ст. преподаватель кафедры БЖД и ОМЗ

(МГПУ)
1.2. Рецензенты: Лях К.Ф., преподаватель высшей категории Мурманского медицинского колледжа

Щербина Ф.А., доцент кафедры БЖД и ОМЗ, кандидат медицинских

наук.

1.3. Пояснительная записка
Интеллектуальные нарушения являются одним из ведущих факторов риска в развитии инвалидизации человека. Клиника интеллектуальных нарушений – учебная дисциплина, изучающая клинические особенности ряда заболеваний, основу которых составляет нарушения интеллекта.

Учебная программа курса “Клиника интеллектуальных нарушений” разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям «Специальная психология», «Специальная дошкольная педагогика и психология».

Содержание программы курса предусматривает в процессе изучения решение следующих взаимосвязанных задач:

  1. Получение студентами теоретических знаний курса.

  2. Формирование у студентов навыков наблюдения за возникновением интеллектуальных нарушений.

  3. Формирование у студентов базовых знаний для коррекции интеллектуальных нарушений.

Требования к знаниям и умениям студентов:

  1. Иметь представление о формировании психопатологий в развитии ребенка.

  2. Знать этиологию и систематику форм общего психического недоразвития.

  3. Владеть основными принципами и методами диагностики психического недоразвития у детей.

Программа предусматривает лекционные часы и практические занятия. Лекции предполагают ознакомление с основными теоретическими положениями курса. Практические занятия предназначены для отработки полученных знаний. Самостоятельная работа студентов включает работу с литературой, подготовку докладов, изучение методик обследования.

Изучение курса завершается зачетом.


    1. Обязательный минимум содержания дисциплины согласно требований ГОС

ВПО

Психология и дефектология, их связь в медикопедагогическом комплексе. Медико-генетическое консультирование. Этиология и патогенез различных форм интеллектуальной недостаточности. Генетические и хромосомные расстройства в основе клиники интеллектуальных расстройств. Дизонтогенез .Влияние различных факторов на развивающийся плод период внутриутробного развития .Алкогольный синдром плода. Влияние алкоголизма родителей на потомство. Последствия родовой черепно-мозговой травмы и асфиксии новорожденных как одна из причин интеллектуальной недостаточности. Характеристика степеней умственной отсталости. Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии.

1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид.

итогового контроля

Трудоемкость

Всего ауд.

ЛК

ПР

СР

1

050717 Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией «Семейная коррекционная педагогика»


2

3

120

40

20

20

80

зачет

2

050716Специальная психология со специализацией «Семейное консультирование»



2

3

120

40

20

20

80

зачет



1.6 Содержание дисциплины
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах.


№ п/п

Наименование раздела,

темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР

Сам. работа

050717 Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией «Семейная коррекционная педагогика».

050716 Специальная психология со специализацией «Семейное консультирование»

1.

Предмет и содержание курса. Психопатология и дефектология, их связь в медико-педагогическом процессе

2

2

-

4

4

2.

Понятие об интеллекте и интеллектуальных нарушениях. Общепатологический подход к проблеме интеллектуальных нарушений

4

2

2

6

6

3.

Этиология и патогенез различных форм интеллектуальной недостаточности. Основная причина нарушения интеллекта ребенка

4

2

2

10

10

4.

Генетические предпосылки нарушения интеллекта. Медико-генетическое консультирование

4

2

2

6

6

5.

Генные и хромосомные изменения, лежащие в основе интеллектуальных нарушений

2




2

8

8

6.

Дизонтогенез. Критические периоды развития плода. Факторы, способствующие возникновению интеллектуальных нарушений

4

2

2

6

6

7.

Алкогольный синдром плода. Влияние алкоголизма родителей на развитие интеллекта детей

4

2

2

6

6

8.

Клиника интеллектуальных нарушений при деменции

2




2

8

8

9.

Характеристика степеней умственной отсталости. Раннее выявление детей с психофизическим и эмоциональным отклонением в развитии

2

2




6

6

10.

Задержка психического развития, причины возникновения и характеристики особенностей

4

2

2

8

8

11.

Медико-психологическое консультирование детей с отклонениями в развитии

4

2

2

6

6

12.

Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями развития.

4

2

2

6

6

Всего:

40

20

20

80

80



1.6.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Предмет и содержание курса. Психопатология и дефектология,

их связь в медико-педагогическом процессе

Понятие о курсе “Клиника интеллектуальных нарушений” как о дисциплине, изучающей принципы общепатологического подхода к проблеме интеллектуальных нарушений. История развития дисциплины. Общие представления о психопатологии как основе дефектологии в педагогике. Связь интеллектуального развития с формированием в сознании ребенка системы понятий. Роль П.С. Выгодского, Ж.Ж. Пиаже, К.М. Гуревича, Н.С. Лейтеса, Л.А.Веппера в объяснении механизмов развития и формировании интеллекта.
Тема 2. Понятие об интеллекте и интеллектуальных нарушениях.

Общепатологический подход к проблеме интеллектуальных нарушений

Общее понятие об интеллекте. Интеллект и высшие функции. Классификация видов интеллектуальных нарушений. Интеллект и интегральная деятельность высших мозговых функций. Изменение интеллекта как результат локального поражения отделов головного мозга. Представление об интеллекте как предпосылке обучения. Концепция интеллектуального развития Ж. Пиаже. Зависимость уровня умственного развития от интеллекта, методов и средств обучения. Основные психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, интеллект, эмоции, волевое действие, сознание. Реализация умственных способностей через образование понятий, суждений, умозаключений, адекватных действительности.
Тема 3. Этиология и патогенез различных форм

интеллектуальной недостаточности

Характеристика нозологических форм с учетом факторов риска, обуславливающих стойкие интеллектуальные нарушения. Причины нарушения интеллекта ребенка. Недоразвитие мозга, недостаточное развитие извилин. Анатомические изменения, обусловленные ранним внутриутробным поражением. Клинико-психологический подход как основа диагностики слабоумия. Клиническая картина различных форм олигофрении. Экзогенно наследственные этиологические факторы. Этиологические факторы, обусловленные экзогенным воздействием. Хронический алкоголизм родителей и его роль в нарушении интеллектуального развития ребенка. Классификация врожденного слабоумия, предложенная Д.И. Азбукиным (1935 г.). Классификация М.С. Певзнер (1966 г.). Классификация врожденного слабоумия Г.Е. Сухаревой (1972 г.). Атипичные формы олигофрении.
Тема 4. Генетические предпосылки нарушения интеллекта.

Медико-генетическое консультирование

Наследственность и ее роль в развитии личности. Принципы выявления семейной патологии нарушения интеллекта. Принципы медико-генетического консультирования и профилактики интеллектуальных нарушений. Психогенетика и ее роль в изучении наследственности и среды в формировании психических и психофизиологических свойств человека. Основные методы, применяемые в психогенетике человека. Семейный генеалогический анамнез.
Тема 5. Генные и хромосомные изменения, лежащие в основе

интеллектуальных нарушений

Хромосомные и генные нарушения, приводящие к умственной отсталости. Умственная отсталость, обусловленная синдромом Дауна, морфологические изменения и клиническая картина. Синдромы Кляйнфельтера, Шерешевского-Тернера, «синдром кошачьего крика», Патау, Эдвардса – морфологические изменения и клиническая картина при каждой патологии. Умственная отсталость, обусловленная фенилкетонурией - клинические проявления, принципы диетотерапии.
Тема 6. Дизонтогенез. Критические периоды развития плода.

Факторы, способствующие возникновению интеллектуальных нарушений.

Факторы внешней и внутренней среды, воздействующие на плод. Чувствительность развивающегося зародыша человека к повреждающим факторам в различные периоды органогенеза. Факторы, связанные с состоянием организма матери, наличием соматических или инфекционных заболеваний. Воздействие на плод лекарственных препаратов, применяемых матерью в различные сроки беременности. Физические факторы внешней среды и их воздействие на развитие плода. Токсические факторы и их воздействие на развитие головного мозга ребенка.
Тема 7. Алкогольный синдром плода

Алкоголь, его влияние на развитие головного мозга ребенка. Связь алкоголизации родителей и нарушений интеллектуального развития детей. Несоответствие роста и развития детей с алколгольным синдромом возрасту. Черепно-лицевые уродства в сочетании с аномалиями конечностей и внутренних органов. Связь этих аномалий с алкоголизацией родителей. Характеристика термина «алкогольный синдром плода». Алкоголь – особо опасный тератоген. Опасность однократного применения алкоголя для здоровья будущего потомства.
Тема 8. Клиника интеллектуальных нарушений при деменции

Причины возникновения деменции. Характеристика клинических проявлений деменции. Деменция – приобретенное слабоумие. Клиническая картина деменции. Деменция при органических психических расстройствах: болезни Альцгеймера, Пика, Гантингтона, Паркинсона, болезни, вызванные вирусом иммунодефицита человека (нейро СПИД), сосудистая деменция. Деменция как последствие травм головного мозга. Деменция, обусловленная эпилепсией.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск