Рабочая программа дисциплины дв8 Стресс менеджмент





Скачать 200.45 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины дв8 Стресс менеджмент
Дата публикации05.03.2015
Размер200.45 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА


УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель Центра

академических образовательных программ

______________О.А. Миронова

___________________ 2013г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б3. ДВ8

Стресс менеджмент

(индекс)

(наименование)


НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

080200.62

Менеджмент

(шифр)

(наименование)


ПРОФИЛЬ

Управление проектами




(наименование)

АКАДЕМИЯ




Управления

КАФЕДРА




Психологии и управления персоналом







(наименование)

ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ


Очная форма

форма обучени

Заочная форма

Всего часов на освоение учебного материала по учебному плану

108

108

Число аудиторных занятий всего

40

6

Число лекций с разбивкой по семестрам




20 - 6 с




2 – 6 с

Число практических занятий с разбивкой по семестрам




20 – 6 с




4 – 6 с

Число интерактивных занятий с разбивкой по семестрам




20 – 6 с




2 – 6 с

Часов самостоятельной работы

68

102

Число контрольных работ с разбивкой по семестрам










1 – 6 с

Число курсовых работ с разбивкой по семестрам













Число зачетов с разбивкой по семестрам




1 – 6 с




1 – 6 с

Число экзаменов с разбивкой по семестрам













Число кредитов

3

3

Число модулей

1




Автор рабочей программы М.Л. Кузнецов

(подпись)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ:

1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Менеджмент» от _____ от 20 мая 2010 г.________

(дата утверждения)

2..Учебного плана направления подготовки «Менеджмент» от 01.07.13г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

КАФЕДРОЙ:

«Психология и управление персоналом В.И. Пищик

(подпись зав. каф.)
Протокол заседания кафедры № 1 от 30.08.13г.

УМС: «Академия управления» И.В. Пивоваров



Протокол УМС № 1 от 31.08.13г.

1 Цели и задачи дисциплины

Основной целью курса является получение студентами базовых знаний, умений и навыков в области стресс менеджмента в соответствии с современными научными представлениями. Приобретение таких знаний составляет важное условие для квалифицированного решения специалистом-менеджером широкого спектра задач, связанных с оценкой, анализом и прогнозированием в профессиональной деятельности.

Задачи курса

  • рассмотреть предметное поле психологии стресса;

  • представить теоретические модели психологии стресса;

  • проанализировать систему категорий и понятий, описывающих стресс, его причины и последствия;

изучить прикладные аспекты психологии стресс-менеджмента.
2 Требования к усвоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Овладеть компетенциями:

Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО

выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
Знать:

  • Основные подходы к изучению стресса

  • Основные психотехники работы со стрессовыми состояниями

Уметь

  • Управлять стрессами, жить и работать в комфорте

  • Эффективно взаимодействовать с руководителями, подчиненными и коллегами

  • Отстаивать собственную профессиональную позицию

  • Применять коммуникативные техники поведения в стрессовых ситуациях на работе и в личной жизни

  • Балансировать между личными и производственными целями

  • Использовать эффективные методы диагностики стрессовых ситуаций

  • Модифицировать собственное поведение

  • Рационально и последовательно действовать в конфликтных ситуациях

  • Контролировать собственные действия и эмоции

  • Управлять своими эмоциями и эмоциями собеседника

  • Владеть техниками снижения эмоционального напряжения


3 АУДИТОРНАЯ РАБОТА

3.1 Лекции


п/п

Тема лекции

Краткое содержание

Кол. часов

О/З

1

Ведение в стресс менедж- мент

Предметное поле психологии стресса. Причины и последствия стресса. «Про- фессиональный стресс» и его особен-

ности.

2

0,5

-

2

Факторы стрес- са

Внешние и внутренние факторы стрес-

са. Виды стрессоров. Закономерности формирования стресса. Психосомати-

ческие проявления при стрессе.

4

0,5

-

33

Личность и

стресс


Роль личностных особенностей в воз-

никновении и развитии стресса и стрес

совых состояний. Гендерные особенно-

сти реагирования на стресс.

4

0,5

-

44

Диагностика стрессовых состояний


Диагностика симптомов стресса (фи-

зиологических, эмоциональных, когни-

тивных, поведенческих). Диагностика стрессовых состояний.

2

0,5

-

55


Синдром «эмо- ционнального выгорания»

Содержание понятия «эмоциональное выгорание». Стадии «эмоционального

выгорания». Эмоциональное выгора-

ние как приобретенный стереотип эмо-

ционального, чаще всего, профессио-

нального поведения.

2

-

-

66

Формы прояв- ления стресса



Изменение поведенческих реакций; из-

менение интеллектуальных процессов; изменение физиологических процес- сов; эмоциональные проявления стрес-

са

2







7

Стрессоустой-чивость как

професиональ-но-важное ка-

чество предста- вителей «ком-

муникативных» профессий


Содержание понятия «стрессоустойчи-

вость». Стрессоустойчивость как про-

фессионально-важное качество. Разви-

тие стрессоустойчивости.

2

-

-

8

Стресс руково- дителя

Стресс факторы в деятельности руко-

водителя: формально-ролевые аттребу-

ты власти и ответственности

2







Итого

20

2

-



3.2 Практические занятия


п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Кол. часов

О/З

1

Стрессогенные факторы в организации

Объективные и субъективные

стрессогенные факторы в организации.

2

2

2

Факторы стресса

Внешние и внутренние факторы стресса. Виды стрессоров. Закономерности формирования стресса. Психосоматические проявления при стрессе.

4




3

Личность и стресс


Роль личностных особенностей в возникновении и развитии стресса и стрессовых состояний. Гендерные особенности реагирования на стресс.

2




4

Синдром «эмоционнального выгорания»


Содержание понятия «эмоциональное выгорание». Стадии «эмоционального выгорания». Эмоциональное выгорание как приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего, профессионального поведения.

4




5

Профилактика «эмоционального выгорания»


Психологическое сопровождение, психологическая реабилитация и психологическая разгрузка.

2

1

6

Стрессоустой-чивость как профессиональ-но-важное ка- чество предста-вителей «ком- муникативных» профессий


Стресс и стрессоустойчивость: соотно-

шение понятий. Факторы риска возни-

кновения синдрома эмоционального выгорания у менеджеров. Методы развития стрессоустойчвости. Методы профилактики эмоционального выго-

рания.

4

1

7

Стресс руководителя

Стресс факторы в деятельности руководителя: формально-ролевые аттребуты власти и ответственности.

2




ИТОГО:

20

4



3.3 Интерактивные занятия


п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Кол. часов

О/З

1

Стрессогенные факторы в организации

Объективные и субъективные стрессогенные факторы в организации.

2

2

2

Факторы стресса

Внешние и внутренние факторы стресса. Виды стрессоров. Закономерности формирования стресса. Психосоматические проявления при стрессе.

4




3

Личность и стресс


Роль личностных особенностей в возникновении и развитии стресса и стрессовых состояний. Гендерные особенности реагирования на стресс.

2




4

Синдром «эмоци-оннального выгорания»

Содержание понятия «эмоциональное выгорание». Стадии «эмоционального выгорания». Эмоциональное выгорание как приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего, профессионального поведения.

4




5

Профилактика «эмоционального выгорания»


Психологическое сопровождение, психологическая реабилитация и психологическая разгрузка.

2

1

6

Стрессоустойчивость как

профессионально-важное ка- чество предста-

вителей «ком- муникативных» профессий

Стресс и стрессоустойчивость: соотношение понятий. Факторы риска возникновения синдрома эмоционального выгорания у менеджеров. Методы развития стрессоустойчвости. Методы профилактики эмоционального выго-

рания.

4

1

7

Стресс руководителя

Стресс факторы в деятельности руководителя: формально-ролевые аттребуты власти и ответственности.

2




ИТОГО:

20

4



4 Самостоятельная работа





п/п

Содержание самостоятельной работы

Кол. часов О/З

Форма контр.

1

Эмоциональное выгорание как приобретён-

ный стереотип профессионального поведе-

ния. Типичные организационные стрессоры. Виды профессиональной деятельности и

риск формирования синдрома эмоциональ-ного выгорания.

15

20

Реферат

2

Организационные стратегии, способствую-

щие предотвращению развития стресса и формированию эмоционального выгорания.

10

15

Аналитический доклад

3

Классификация стрессоров в психологиче-

ской науке, юриспруденции, биологии и ме-дицине.

10

15

Конспект

4

Программы обучения борьбы со стрессом.

Саморегуляция человека при стрессе: поня-

тие и виды. Курсы помощи при стрессе. Тре-

нинги стресс-менеджмент. Особенности развития навыков помощи при стрессе.

15

20

Аналитический доклад

5

Составить словарь терминов по дисциплине.

8

12

Отчет

6

Сделать реферат на статью по проблеме

стресс-менеджмента

10

20

Реферат

Итого:

68

102



5 ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ И УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ.


1.Стресс и его механизмы

2. Методы совладания со стрессовыми ситуациями

3. Стрессогенные факторы

4. Современные представления о природе стресса

5. Эмоциональный стресс и его признаки

6. Внешние/ внутренние факторы стресса.

7. Виды стрессоров.

8. Закономерности формирования стресса.

9. Психосоматические проявления при стрессе.

10 . Психологические технологии формирования стрессоустойчивости.

11. Влияние субъективного опыта человека на восприятие стрессовых ситуаций в повседневной жизни.

12. Форс-мажорные обстоятельства как вид стрессора.

13. Психопатологические аспекты последствий стресса для индивида.

14. Коммулятивный эффект как результат пролонгированного стрессового воздействия.

15. Возможности формирования стрессоустойчивости человека в современном мире.

16 Интернет как один из стрессоров в жизни современного человека.

17. Воспитание способности к саморегуляции человека.
6. ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Перечень практических заданий для оценки степени овладения компетенциями:

Выявление специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
Перечень практических заданий для контроля овладения компетенциями:
- Составить программу тренинга, направленного на формирование толерантности и стрессоустойчивости.

- Изучить уровень тревоги и стрессоустойчивости у сотрудников с разным опытом работы (по 2-3 чел. с разным опытом работы).

- Разработать программу комплексного изучения стресс-факторов в условиях профессиональной деятельности.

ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ: зачет
Вопросы к зачету:

1. Концепции стресса.

2. Физиологические проявления стресса.

3. Особенности проявления стресса.

4. Формы проявления стресса.

5. Изменение поведенческих реакций при стрессе.

6. Изменение интеллектуальных процессов при стрессе.

7. Изменение физиологических процессов при стрессов.

8. Эмоциональные проявления при стрессе.

9. Объективные методы оценки уровня стресса.

10. Субъективные методы оценки уровня стресса.

11. Общие закономерности развития стресса.

12. Влияние характера стрессора на уровень стресса.

13. Факторы, влияющие на развитие стресса.

14. Негативные последствия длительного стресса.

15. Причины возникновения психологического стресса.

16. Объективные причины возникновения психологического стресса.

17. Субъективные причины возникновения психологического стресса.

18. Каузальная классификация стрессоров.

19. Общие закономерности профессиональных стрессов.

20. Феномен профессионального выгорания.

21. Общие подходы к нейтрализации стресса.

22. Стресс руководителя.

23. Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса.

24. Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени наступления.

25. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков.
Примеры тестовых заданий по дисциплине:
1. Феномен стресса открыл:

а). Павлов И.П.;

б). Фрейд З.;

в). Селье Г.;

г). Орбели Л.А.

Правильный ответ: в).

2. Первоначально Селье Г. – основатель учения о стрессе рассматривал:

а). гормональные аспекты стресса;

б). биохимические аспекты стресса;

в). психологические аспекты стресса

Правильный ответ: а). и б).

3. Селье Г. выделял следующие стадии развития стресса:

а). стадия депрессии;

б). стадия тревоги;

в). стадия страха, фобий;

г). стадия резистентности (адаптации);

д). стадия фрустрации;

е). стадия истощения

Правильный ответ: б)., г)., е).

4. Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждаю-щие воздействия Селье Г. назвал:

а). стрессом;

б). эустрессом;

в). дистрессом

Правильный ответ: а).

5. Полезным стрессом называется:

а). эустресс;

б). дистресс

Правильный ответ: а).

6. Вредоносным стрессом называется:

а). эустресс;

б). дистресс

Правильный ответ: б).

7. Если стресс-фактор продолжительное время воздействует на организм, то наступает стадия:

а). тревоги;

б). фобии;

в). страха;

г). депрессия;

д). адаптации

Правильный ответ: а).

8. Длительное воздействие психологических стрессов, как правило, приводит к психосоматическим заболеваниям таким, как:

а). сердечно-сосудистая система (ишимическая болезнь);

б). язвенная болезнь желудка;

в). артериальная гипертония;

г). неспецифический колит

Правильный ответ: всё вышеперечисленное

9. В психологии выделяют:

а). эмоциональный стресс;

б). когнитивный стресс;

в). психологический стресс

Правильный ответ: а)., в).

10. Эмоциональный стресс присущ:

а). животным;

б). человеку;

в). животным и человеку

Правильный ответ: в).

11. Психологический стресс присущ:

а). животным;

б). человеку;

в). животным и человеку

Правильный ответ: в).

12. Термин «эмоциональный стресс» чаще используют:

а). физиологи;

б). психологи

Правильный ответ: а).

13. Термин «психологический стресс» чаще используют:

а). физиологи;

б). психологи

Правильный ответ: б).

14. Стресс начинается со стадии:

а). адаптации;

б). тревоги;

в). резистентности;

г). истощения

Правильный ответ: б).

15. Наиболее важную роль в формировании ответных реакций организма во время стресса играет:

а). щитовидная железа;

б). поджелудочная железа;

в). мозговое вещество надпочечников;

г). корковое вещество надпочечников

Правильный ответ: г).

16. Условие, способствующее переходу стресса в дистресс:

а). положительный эмоциональный фон;

б). наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса;

в). опыт решения подобных проблем в прошлом;

г). негативный прогноз на будущее

Правильный ответ: г).

17. Условие, способствующее переходу стресса в эустресс:

а). чрезмерная сила стресса;

б). большая продолжительность стрессорного воздействия;

в). одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;

г). недостаток нужной информации

Правильный ответ: в).

18. Общее у биологического и психологического стресса:

а). участие гормонов надпочечников;

б). преимущественное влияние на социальный статус человека;

в). наличие реальной угрозы жизни и здоровью;

г). «размытые» временные рамки

Правильный ответ: а).

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Основная литература


п/п

Перечень литературы

1

Бодров В.А. Психологический стресс. Развитие и преодоление. Уч.

пособие. Пер Сэ, 2012 ЭБС IPRbooks:http://www.iprbookshop

2



Сергиенко Е.А., Крюкова Т.А. и др. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2011ЭБС IPRbooks: http://www.iprbookshop

3

Сидоров П.И., Мосягин И.Г., Маруняк С.В. Психология катастроф. Учебное пособие. Аспект Пресс, 2008ЭБС IPRbooks: http://www.iprbookshop

4

Прохоров А.О., Валиулина М.Е. и др. Психология состояний. Уч.

пособие. Когито-Центр, 2011ЭБС IPRbooks: http://www.iprbookshop

5

Падун М.А., Котельникова А.В. Психическая травма и картина ми-

ра. Теория, эмпирика, практика. Когито-Центр, Институт

психологии РАН, 2012ЭБС IPRbooks: http://www.iprbookshop

6

Зайналов Р.М. Кризисные ситуации в спорте и психология их прео-

доления. Сов. спорт, 2010ЭБС IPRbooks:http://www.iprbookshop

7.2 Дополнительная литература


п/п

Перечень литературы

1

Петрова Ю.А. Профессиональное выгорание менеджеров. Интел-Синтез, 2010ЭБС IPRbooks: http://www.iprbookshop

2

Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С., Макарчук А.В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Часть 1. Теория и методы. Когито-Центр, 2013ЭБС IPRbooks: http://www.iprbookshop

3

Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса. Теория и практика. Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2013ЭБС IPRbooks: http://www.iprbookshop

4

Тарабрина Н.В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Часть 2. Бланки методик. Когито-Центр, 2013ЭБС IPRbooks: http://www.iprbookshop

5

Тарабрина Н.В., Ворона О.А. и др. Онкопсихология. Посттравма-

тический стресс у больных раком молочной железы. Когито-Центр, Ин-т пс. РАН, 2010 ЭБС IPRbooks: http://www.iprbookshop



8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


п/п

Перечень

1

УМК «Психология стресса» Кузнецов М.Л., ИБЦ ИУБиП, Г.Ростов-на-Дону.

2

Сайты аналитических организаций:

  1. Фонд «Общественное мнение» (www.fom.ru)

  2. «Левада-центр» (www.levada.ru)

  3. ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) (www.wciom.ru)

  4. Московский общественный научный фонд (http://www.mpsf.org/index.htm.ru)

  5. Центр независимых социологических исследований (http://www.indepsocres.spb.ru)


3

Сайты базовых академических организаций

  1. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)

  2. Институт социально-политических исследований (http://www.ispr.ras.ru)

4

Федеральный образовательный портал по экономике, социологии и менеджменту

www.ecsocman.edu.ru

О. Жданов, Е. Мошкович. “Зачем нужны тренинги по стресс-менеджменту”, Адрес в сети Интернет: www.nlpmed.ru/articles_7.html


ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
2-й учебный год (______201_/201______) действия рабочей программы











Протокол № ___ от «___» ____ ______ г. Зав. кафедрой

Протокол № ___ от «___» ____ ______ г. Председатель УМС

3-й учебный год (______201_/201______) действия рабочей программы











Протокол № ___ от «___» ____ ______ г. Зав. кафедрой

Протокол № ___ от «___» ____ ______ г. Председатель УМС

4-й учебный год (______/______) действия рабочей программы











Протокол № ___ от «___» ____ ______ г. Зав. кафедрой

Протокол № ___ от «___» ____ ______ г. Председатель УМС

5-й учебный год (______/______) действия рабочей программы











Протокол № ___ от «___» ____ ______ г. Зав. кафедрой

Протокол № ___ от «___» ____ ______ г. Председатель УМС

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины дв8 Стресс менеджмент iconЭкологически обусловленный стресс и старение человека на севере
Ключевые слова: северный стресс, преждевременное старение, дизадаптация, окислительный стресс, метаболические, эндокринные, психоэмоциональные...
Рабочая программа дисциплины дв8 Стресс менеджмент iconРабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент»
Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» разработана Гудковым Игорем Валентиновичем, кандидатом педагогических наук,...
Рабочая программа дисциплины дв8 Стресс менеджмент iconКлинико-инструментальная характеристика стресс-индуцированной артериальной...
...
Рабочая программа дисциплины дв8 Стресс менеджмент iconРабочая программа дисциплины инвестиционный менеджмент рекомендуется для направления подготовки
Дисциплина «Инвестиционный менеджмент» относится к направлению «Менеджмент» по профилю «Менеджмент», входит в его базовую часть
Рабочая программа дисциплины дв8 Стресс менеджмент iconРабочая программа дисциплины дв8 адвокатская деятельность и адвокатура
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция...
Рабочая программа дисциплины дв8 Стресс менеджмент iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тестирование на оксидативный стресс (физиологический стресс или повреждение организма вследствие протекания нехарактерных для собственного...
Рабочая программа дисциплины дв8 Стресс менеджмент iconРабочая программа дисциплины Корпоративный менеджмент
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору профессионального цикла ( В. Дв. 1) студентам очной и заочной...
Рабочая программа дисциплины дв8 Стресс менеджмент iconРабочая программа дисциплины экология направление подготовки 080200....
Рабочая программа составлена на основании фгос впо направления 080200 Менеджмент
Рабочая программа дисциплины дв8 Стресс менеджмент iconРабочая программа дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность»
Место дисциплины в структуре ооп: Б3 Профессиональный цикл, управление человеческими ресурсами, стратегический менеджмент, корпоративный...
Рабочая программа дисциплины дв8 Стресс менеджмент iconРабочая программа дисциплины «Введение в производственный менеджмент»
Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов первого курса с избранным направлением подготовки «Менеджмент», профилем...
Рабочая программа дисциплины дв8 Стресс менеджмент iconРабочая программа учебной дисциплины менеджмент качества для подготовки...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Од. 7 студентам очной формы обучения
Рабочая программа дисциплины дв8 Стресс менеджмент iconРабочая программа учебной дисциплины менеджмент качества для подготовки...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Од. 7 студентам очной формы обучения
Рабочая программа дисциплины дв8 Стресс менеджмент iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания...
...
Рабочая программа дисциплины дв8 Стресс менеджмент iconРабочая программа учебной дисциплины государственное регулирование...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв 2 студентам очной формы обучения
Рабочая программа дисциплины дв8 Стресс менеджмент iconРабочая программа дисциплины «Введение в специальность»
Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность» разработана Гудковым Игорем Валентиновичем, кандидатом педагогических наук,...
Рабочая программа дисциплины дв8 Стресс менеджмент iconРабочая программа философия код дисциплины по учебному плану б2 «Философия»...
В результате изучения дисциплины, студент должен обладать следующими общекультурными (ОК) компетенциями


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск