Скачать 233.79 Kb.
|
Тема урока: « Характер и темперамент личности. Имя урока: « Управление темпераментом формирует характер и помогает общению». Идея урока: «Познаем себя». .
Каждый день, приходя в школу на уроки, вы узнаете очень много нового из разных областей знаний. На уроках биологии вы узнаете много нового о человеке, о его психологических особенностях и надеюсь для вас эти новые знания становятся открытием. Потому что каждый человек- неповторим и это тоже открытие. Ребята, мы живем в счастливое время, когда каждый человек имеет возможность самореализоваться( то есть найти свое место в жизни, проявить свои возможности и способности). Самый быстрый способ успешной самореалитзации- это самопознание. На сегодняшнем уроке мы будем учиться познавать себя. Я предлагаю вам поговорим о том, что влияет на каждого человека, что делает нас неповторимым. Давайте поговорим о темпераменте. В ходе сегодняшнего занятия вам необходимо заполнить личную кару темперамента
Вступление. Мы с вами уже знаем , что психика каждого человека уникальна. Все люди отличаются друг от друга по личностным особенностям :способностям, интересам, убеждениям и поведению. А нашим поведением, в большей степени, управляет темперамент. Любой человек, чтобы удачно выстраивать отношения с другими людьми должен уметь учитывать особенности своего темперамента и темперамента людей, с которыми ему приходиться общаться, учиться и дружить. (Сл.2) Идея нашего занятия : «Управление темпераментом формирует характер и помогает общению». (Сл.3) Вы наверное замечали, что люди одних и тех же ситуациях по-разному выражают свои чувства и это хорошо видно в рисунках датского художника Х. Бидструпа. Посмотрите, как реагируют разные люди когда на их шляпу сел человек: - один герой с гневом обрушился на виновного - второй надел смятую шляпу и спокойно закурил - третий огорчился и заплакал - четвертый рассмеялся. Чем можно объяснить разное поведение людей? (Разным темпераментом)
Каждому из вас выдана карточка с описанием 4 видов поведения людей. Найдите то описание, которое подходит вам в большей степени, запомните его. Карточка с заданием №1 «НАЙДИ СЕБЯ» Поднимите бейджик те, кто считает, что ему подходит эта характеристика:
- Как вы думаете, что скрывается за этими характеристиками людей? - Правильно, типы темпераментов: . (Сл.4)
( сл.5) в одинаковых жизненных ситуациях каждый поступает в соответствии со своим темпераментом Раскрытие интриги цвета. Просьба поднять бейджик. Ми. ы сформировали каждую группу так, чтобы в нее попали люди с разным типом темперамента, И каждый тип темперамента обозначили своим цветом: красным цветом –холерический темперамент; зеленым – флегматический; желтым- сангвинический; синий –меланхолический. .( сл 6) Давайте раскроем интригу цвета.( сл 7) Послушайте сообщения учащихся класса, получивших индивидуальное задание по вопросу соответствия темперамента человека и цвета.
Наверное многие из вас прослушав данную информацию оказались в ситуации сомнения. Правильно ли вы определили темперамент. Нужно сказать, что ярко выраженного темперамента практически не бывает. Каждый человек имеет сочетание двух темпераментов, один из которых – ведущий, он более выражен. Второй, дополнительный. Основной, доминирующий темперамент проявляется в комфортной психологической атмосфере (в знакомой обстановке, с близкими людьми). Второй – дополнительный темперамент, ярче проявляется в формальном общении с другими, чаще посторонними людьми. Давайте узнаем, какие мы холерики, флегматики, сангвиники, меланхолики. Итак, основные характеристики темпераментов. (Сл.8).
Холерик
(Сл. 10) Для типично представителя холерического темперамента характерны следующие внешние признаки:
(Сл. 11) Наиболее известными представителями холерического темперамента являются: Александр Васильевич Суворов, Петр I, Александр Сергеевич Пушкин. (Сл. 12) Флегматик
(Сл. 13) Для типично представителя флегматического темперамента характерны следующие внешние признаки:
(Сл.14) Наиболее известные флегматики: Иван Андреевич Крылов, Михаил Илларионович Кутузов. (Сл. 15) Сангвиник
(Сл. 16) Для типично представителя сангвинического темперамента характерны следующие внешние признаки:
(Сл. 17) Наиболее известные сангвиники: Михаил Юрьевич Лермонтов, Вольфганг Амадей Моцарт. (Сл. 18) Меланхолик
(Сл. 19) Для типично представителя характерны следующие внешние признаки:
(Сл.20) Наиболее известные представители меланхолического темперамента: Петр Ильич Чайковский, Николай Васильевич Гоголь. (Сл.21) Итак, людей в зависимости от их темперамента можно разделить на холериков, флегматиков, сангвиников, меланхоликов.
Человек- существо биосоциальное. В отличии от животных он обитает в 2 средах: биологической и социальной. И в процессе жизни ему приходится общаться не только с окружающим его миром животных , растений но и с окружающими людьми. Во время общения , люди, обладающие разными типами темпераментов, дополняют друг друга. .Вы наверняка слышали такое высказывание « противоположности –притягиваются». Давайте поговорим о совместимости темпераментов. (Сл. 22)Совместимое взаимодействие: Холерика лучше всего успокаивает и дополняет в работе его противоположность - флегматик.
Эти две пары темпераментов во многом дополняют друг друга и даже частично сглаживают те недоразумения, которые могут возникнуть при несовместимости их типов личности. (Сл. 23) Более проблематично взаимодействуют между собой пары:
(Сл. 24) Взаимодействие «подстройки»
Предлагаю вам, используя информацию о темпераменте, охарактеризовать например, времена года Задание 3 .(Сл.25)
Ответы: Зима – холерик, весна – сангвиник, лето – флегматик, осень – меланхолик.
Каждый человек уникален, но не является идеальным. И одна из причин тому - его темперамент. Какие проблемы несёт темперамент своему обладателю? Холерик (Сл.27)
Сангвиник (Сл.28)
Флегматик (Сл.29)
Меланхолик (Сл.30)
Темперамент каждого человека заложен природой, но следуя рекомендациям психологов, вы можете контролировать свои эмоции и правильно выстраивать взаимоотношения с людьми (Рекомендации) Рекомендации: (Сл.31)Холерик: (Сл.32)
Флегматик: (Сл.33)
Сангвиник: (Сл.34)
Меланхолик: Рекомендации: (Сл.35)
Попадая в разные жизненные ситуации, мы учимся управлять своим темпераментом, формируя, тем самым, свой характер.
Мы с вами на сегодняшнем уроке попытались не только узнать о типах темпераментов, но и показать их сильные и слабые стороны. Надеюсь, что эта информация поможет вам лучше замечать особенности другого человека, внимательнее и глубже понимать друг друга, строить взаимоотношения, а также управлять своими эмоциями. Помните о том, что каждый человек интересен по-своему « Познав самого себя, никто не останется тем, кто он ест» (Томас Манн) Рефлексия(Сл. 37)
Мы надеемся, что это занятие прошло не зря, вы узнали какой у вас темперамент и понимаете, что управляя темпераментом мы формируем свой характер и учимся общению. (Сл. 38) Помните, что в подавляющем большинстве случаев: Сангвиники – это душа коллектива, Холерики – движущая сила Флегматики – наша совесть, Меланхолики – мозговой центр (Сл. 39) Домашнее задание.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫ ЗАДАНИЯ 1. Задание. .Ситуация - препятствие Принадлежность человека к одному из четырех видов темпераментов можно определить ситуативно – по той реакции, которая проявляется у него как ответ на возникшее на его пути препятствие: Задание. Подумайте, как отреагирует на возникшее препятствие представитель каждого темперамента (выдать действие) Правильные ответы:
2.Задание.Темперамент и мушкетеры Психологи считают, что яркими представителями четырех типов темперамента являются главные герои известного романа Александра Дюма « Три мушкетера». (Назвать каждого из героев) Поднимите руку кто из вас читал книгу А. Дюма «Три мушкетера», а кто смотрел фильмы про этих мушкетеров? 3. Задание. «Выбери своего героя» Вам предлагается, определите какому типу темперамента соответствует каждый герой
Большинство психологов считают, что Атос – холерик, сангвеник - Д’Артаньян, Портос – флегматик, меланхолик – Арамис. Комментарий (если не произошло совпадений): Вы помните, что «чистых» темпераментов в природе не бывает. При создании фильма режиссер и актеры внесли свое видение в образы героев. 4.Задание. Сценка – практикум ( дополнительно) В силу своего темперамента на одну и ту же проблему люди реагируют по- разному. Одна и та же оценка, полученная школьниками, может у одного вызвать улыбку, у другого – слезы, а третий вообще сделает вид, что его это не интересует. Давайте посмотрим, как ведут себя в одной и той же жизненной ситуации представители разных темпераментов. Определите темперамент каждого из героев. Сценка Четыре усталых путника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты, и стража спит. Первый сел на землю”. Вот не везёт, стоило в кои-то веки выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать - до утра далеко, помяните меня, ещё дождь пойдёт”, - приговаривал он сквозь слёзы. “ Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!”, - горячился второй, дубася кулаками в ворота. “Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем подождём, летняя ночь коротка”, - успокаивал попутчиков третий. “Зачем сидеть и ждать? Пойдёмте к воротам поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка попробуем, вдруг пролезем в неё”, - взял в свои руки инициативу четвёртый. Карточка с заданием №1 «НАЙДИ СЕБЯ» Поднимите бейджик те, кто считает, что ему подходит эта характеристика:
Рекомендации: Холерик:
Флегматик: Рекомендации:
Сангвиник: Рекомендации:
Меланхолик: Рекомендации:
Определите темперамент каждого из героев. Ответ обоснуйте Сценка Четыре усталых путника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты, и стража спит. Первый сел на землю”. Вот не везёт, стоило в кои-то веки выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать - до утра далеко, помяните меня, ещё дождь пойдёт”, - приговаривал он сквозь слёзы. “ Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!”, - горячился второй, дубася кулаками в ворота. “Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем подождём, летняя ночь коротка”, - успокаивал попутчиков третий. “Зачем сидеть и ждать? Пойдёмте к воротам поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка попробуем, вдруг пролезем в неё”, - взял в свои руки инициативу четвёртый. . Определите темперамент каждого из героев. Ответ обоснуйте Сценка Четыре усталых путника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты, и стража спит. Первый сел на землю”. Вот не везёт, стоило в кои-то веки выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать - до утра далеко, помяните меня, ещё дождь пойдёт”, - приговаривал он сквозь слёзы. “ Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!”, - горячился второй, дубася кулаками в ворота. “Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем подождём, летняя ночь коротка”, - успокаивал попутчиков третий. “Зачем сидеть и ждать? Пойдёмте к воротам поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка попробуем, вдруг пролезем в неё”, - взял в свои руки инициативу четвёртый.
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психологическая структура личности. Темперамент, характер, способности и их влияние на общение | П. В. Симонов, П. М. Ершов темперамент характер личность Предмет: биология с углубленным изучением отдельного раздела анатомии темы – строение и функции кожи | ||
Реферат По предмету психология На тему: «Понятие темперамента и его виды» Одним из психических свойств личности является темперамент человека. Темперамент совокупность душевных и психических свойств человеческой... | Влияние темперамент на разработку управленческого решения. Авторитет руководителя Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, т е основан на свойствах нервной системы человека и связан со строением... | ||
Дошкольники и спорт Любой вид спорта формирует характер, поэтому не обязательно, для того чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в агрессивной компании,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сложный характер юридической природы отношений в сфере физической культуры и спорта, его нормативно-правовой системы, обусловливает... | ||
Проблема: Помогает ли знание культуры лучше понять национальный характер страны. Задачи Развитие умений использовать английский язык как средство познания при извлечении информации о людях Америки | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок раздела «Имя существительное». Изучение темы носит ознакомительный характер | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучающая – познакомить учащихся с типами нервной деятельности, классификацией темпераментов; характерными признаками типов нервной... | Урок по истории древнего мира по теме: «Вторая Пуническая война Рима с Карфагеном» Образовательная: изучить причину, характер и ход второй Пунической войны, показать её захватнический характер как со стороны Рима,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Физические величины и их единицы: перемещение и отличие перемещения от пройденного пути, скорость и её векторный характер, ускорение... | Согласовано утверждаю Эта игра вырабатывает объективность мышления, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность,... | ||
Программа элективного курса по истории России (10 класс) «Христианский характер Киевской Руси» Курс «Христианский характер Киевской Руси» направлен на реализацию гуманизации образования и рассчитан на полгода обучения из расчета... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пестоллоци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует... | ||
Определить характер, особенности и цели монгольского государства;... Показать героический характер обороны русских княжеств, значение политической раздробленности как главной причины поражения русских... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Здоровье, физкультура и труд рядом идут», «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь... |