Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 47.99 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.03.2014
Размер47.99 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Уроки нравственного воспитания младшего школьника

Мокрополова Инна Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 60», город Набережные Челны

Такие нравственные заповеди, как «Живи с надеждой на будущее», «Счастье человека в его руках», «Радуйся успехам чужих», «Умей сдерживать свои страсти», «Умей отвечать за свои поступки», «Сдержи свое слово» испокон веков являются общечеловеческими ценностями и сокровищами. А чтобы стать личностью, недостаточно быть образованным и умственно развитым, но и необходимо получить с детства нравственное воспитание. В своем трактате «Наставление нравов» выдающийся чешский педагог Я.А.Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку: «Научить сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает». Большую роль отводил нравственному воспитанию и выдающийся швейцарский педагог – демократ Пестоллоци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. И на сегодняшний день единственной точкой опоры для сохранения добрых человеческих качеств остается наличие возможности нравственного воспитания. И это воспитание надо вести с рождения человека, в течение всей его жизни.

Основы способности человека отличать добро и зло закладываются ещё в раннем детстве. Различия между хорошим и плохим ребенок начинает ощущать раньше, чем научиться их понимать разумом. Для ребенка «хорошо» - то, за что хвалят, одобряют, «плохо» - то, за что наказывают. У ребенка есть потребность в одобрении взрослого и страх неодобрения. Эти психологические механизмы являются главными побудителями к развитию нравственности.

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

          Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

     Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитание - искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое - разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.

Такие переживания младший школьник может получить лишь на уроках нравственности или на уроках светской этики. Данный модуль «Основы светской этики» предмета Основы религиозной культуры и светской этики теперь включен в учебный план многих школ.

На уроках с младшими школьниками акцент делается на желании быть хорошим, свойственное детям данного возраста, на характерное для них внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, получить оценку окружающих.

Нравственный выбор ребёнка может быть осуществлён в процессе игры, анализа ситуаций, решения педагогических задач. Своё самочувствие в коллективе маленький школьник может выразить в символизирующих настроение цветных квадратиках. Атмосфера в семье проявится для педагога в серии рисунков, самооценка – в специально введённых символических знаках.

От уроков нравственности не будет никакой пользы, если изученная тема на уроке не будет обсуждаться в кругу семьи. Темы, включенные в учебник, способствуют сближению детей и родителей, подталкивают к откровенному разговору, помогают внимательнее и бережнее относиться друг к другу, быть уверенными в жизненных ситуациях.

Примером технологии построения урока нравственности с детьми в младшем школьном возрасте может служить занятие по теме: «Отложенное дело снегом заносит». Данное занятие можно провести вместе с родителями. Целью данного урока является воспитание в детях стремления жить по определенному распорядку (порядку, режиму).

Ход урока:

  1. Постановка учебной цели:

На родительском собрании отцу Ильдара задали вопрос:

- Ваш сын по всем предметам успевает только на «отлично», в городах олимпиадах по математике и физике занял первые места. Среди первых он и в спорте. Сегодня во время концерта прекрасно играл на баяне. Как же он успевает заниматься всем? Неужели нет у него никаких дел, обязанностей по дому?

Услышав эти вопросы, отец Ильдара улыбнулся и ответил:

- В нашей семье растут два сына, - сказал он. – Ильдар – старший из них, поэтому все дела по дому ложатся на его плечи. Он с утра, перед школой, отводит братишку в детский сад. После школы ходит в магазин за продуктами. Затем моет полы и выносит мусор. Вы спрашиваете о том, как он успевает все это делать? Секрет прост: мальчик с детства знал цену времени. У него почти нет пустого времени. (зачитывается режим дня Ильдара).

Вопросы для обсуждения в группах:

- Как вы понимаете отсутствие пустого времени у Ильдара и его умение ценить время?

- О чем пойдет разговор на сегодняшнем уроке?

- О том, что время надо ценить и беречь.

2. Решение учебной задачи.

1) задание: (осуждается в группах.)

- Что же такое «время»?

- Что такое «уважение»?

2) задание: Пусть каждый сравнит свой режим дня с режимом Ильдара и найдет свои ошибки, погрешности: не теряется ли время даром?

3) задание: (обсуждение в группах).

- Вспомните пословицы и поговорки, связанные со временем.

4) задание: (обсудить в группах и записать в тетрадь)

- Неуважительное отношение ко времени приводит к печальным последствиям. Приведите примеры.

3. Рефлексия

Чему вы научились на этом уроке? Что нового почерпнули для себя? Какие выводы сделали? Для кого он был очень полезным, а для кого лишь полезным?

4.Домашнее задание.

Напишите сочинение об одном из людей вашего рода, семьи, который умеет ценить время. Как он этого добился, добивается?

Список литературы:

  1. Казыханов В. Как проводить уроки нравственности? – Набережные Челны, 2001.

  2. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. – М., 1995.

  3. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. – М., 1983.

  4. Рахимов А.З. Нравственная психология. – Уфа, 1996.

  5. Рахимов А.З. Психодидактика. – Уфа, 1996.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск