АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ЗА 2008-2009 гг.
Вязовец Н.В.
Тема лицея: "Внедрение инновационных образовательных программ как основа повышения уровня образовательной подготовки учащихся»
Тема работы психологической службы: " Психологическое сопровождение инновационных образовательных программ в лицее»
Психологическое сопровождение- это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций:
Диагностика существа возникшей проблемы
Информации о существе проблемы и путях ее решения
Консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы
Первичной помощи на этапе реализации плана решения
Цель деятельности:
Создание условий для позитивного взаимодействия участников образовательного процесса, способствующих развитию и успешной адаптации, профессиональному и личностному самоопределению, построению собственной перспективы роста.
Основные задачи:
Проводить психологический анализ индивидуально-личностных особенностей учащихся лицея, выявлять основные проблемы и определять причины их возникновения, пути разрешения;
Осуществлять помощь учащимся в решении актуальных задач развития, обучения: при возникновении учебных трудностей, проблем нарушения эмоционально-волевой сферы, появлении проблем в межличностных отношениях со сверстниками, педагогами, родителями;
Оказывать поддержку в решении вопросов самопознания и саморазвития.
Осуществлять помощь в развитии психологической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;
Обеспечивать деятельность педагогов научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
Своевременная оценка учащихся своих возможностей и коррекция функционального состояния поможет им и педагогам преодолевать трудности адаптационного периода в лицее. Психологическая поддержка образовательного процесса- это целостная система деятельности специалистов психологов, ориентированная на поддержку эффективности деятельности субъектов образовательного пространства. Для решения поставленных задач кроме традиционных методов были использованы современные информационные технологии, которые были внедрены во все основные направления деятельности педагогов-психологов.
Психодиагнос-тика
| Психологическое просвещение и консультирование
| Коррекция и развитие
| Психологическое сопровождение педагогов
| Совершенствование профессиональной деятельности психолога
| Компьютерные тесты, печать бланков, обработка тестов, составление диаграмм, презентация результатов тестирования, электронная база данных.
| Компьютерные тесты, печать бланков, обработка тестов, составление диаграмм, презентация результатов тестирования, электронная база данных.
| Развивающие психологические программы и тренажеры (на развитие памяти и внимания и др.) ;развивающие игры; на сайте лицея размещена программа «Save eyes”, «Иллюзия»
| Самодиагностика с помощью батареи компьютерных тестов, электрон, учебники по возрастной психологии.
| Чтение и анализ электронных книг по психологической тематике; систематизация электрон. ресурсов и метод. разработка новых материалов на сайте лицея «Психология»
|
Вид деятельности и
Содержание работы
| Полученный результат
| Диагностика
| 1. В ходе тестирования была проведена методика изучения коммуникативных и организаторских умений (КОС).
Набор в 8 класс 2008 года
2. ТЕСТ АЙЗЕНКА.
Фрустрация – это такое эмоциональное состояние, при котором человек испытывает непреодолимые трудности, мешающие достичь поставленной цели. При низких показателях высокая самооценка, дети устойчивы к неудачам, не боятся трудностей
Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных обстоятельствах.
Такие ребята бывают способными в различных областях, однако при этом они отличаются повышенной ранимостью, неуверенностью в себе, им трудно налаживать контакт с другими. Нуждаются в мягком подбадривании. особенно отражается это свойство в стрессовых ситуациях.
Состояние агрессии связано с мотивом достижения цели. Низкие показатели свидетельствуют об избегании неприятностей.
Ригидность связана с переключаемостью нервных процессов: чем ниже ригидность, тем легче переключаемость.
3.ТЕСТ »Эмоциональное отношение к учению»
|
Эмоциональное отношение к учению учащихся 8 класса ,
набор 2007 г.
| Тревожность
| Познавательная активность
| Негативные переживания
| Низкий уровень
| 40%
| 5%
| 25%
| Средний уровень
| 47,5%
| 37,5%
| 40%
| Высокий уровень
| 12,5%
| 57,5%
| 35%
|
Эмоциональное отношение к учению учащихся 8 класса,
набор 2008 год.
| Тревожность
| Познавательная активность
| Негативные переживания
| Низкий уровень
| 35.7%
| 7,1%
| 7.1%
| Средний уровень
| 53,6%
| 57,2%
| 60,7%
| Высокий уровень
| 10,7%
| 35,7%
| 32,2%
|
Сравнительный анализ эмоционального отношения к учению учащихся 8 классов показал, что набор 2008 года отличается пониженным уровнем тревожности, резким снижением высокого уровня познавательной активности, а также резким сдвигом негативных переживаний в сторону средних и высоких значений.
Информация этой диагностики полезна для классных руководителей для лучшего взаимопонимания и создания благоприятного психологического климата в классе.
На основании данных этого теста можно составить психологическую характеристику класса, а также индивидуальную характеристику учащегося.
Данный тест был проведен с учащимися лицея 8-11 классов, имеющих высокий рейтинг успеваемости. Полученные результаты показали высокий показатель IQ : минимальное значение 112балла, а максимальное- 132 балла.80% опрошенных имеют 120 балла.
Набор в 10 класс 2008 года
Набор в 10 класс 2007 года
Эти профориентационные типы соответствуют техническому образованию, однако в лицее количество учащихся, относящихся к гуманитарному стилю мышления составляет в среднем 30 %, что отражает и тест Керси.
Управленческий стиль: 42% Практический стиль: 6%
Гуманитарный стиль: 35% Научный стиль: 17%
Стили мышления 10 класс 2007 года
Выявленные интегральные 4 типа распределились так: темперамент «SJ» - управленческий стиль мышления составляет–52.0%,характеризуется наибольшей нервно-психической устойчивостью, однако их академические способности,как правило, средние, Темперамент «SP»_практический стиль мышления –7,0%,характеризуется минимальнымуровнем стрессоустойчивости, их академические способности невысокие. Темперамент «NF» -гуманитарный стиль мышления, часто связан с психоастеническими и невротическими реакциями. Таких учащихся –30.0%
Темперамент «NT» - научный стиль, мышления характеризуется наибольшей нервно-психической устойчивостью. 11.0 % приходится на их долю.
Таким образом, понимание и учет человеком собственных типологических особенностей будет способствовать повышению адаптационного потенциала личности и сохранению психического и физического здоровья. Следует отметить, что в лицей, по сравнению с прошлым годом, значительно увеличилось число учащихся с гуманитарным стилем мышления. Разработаны специальные бланки регистрации данных и рекомендаций. Желающим подробно распечатывается характеристика личности.
Результаты этого теста легли в основу распределения учащихся 10-х классов по классам по принципу равномерного распределения лиц, с высокими показателями соответствующих шкал. Предварительные данные могут служить для формирования групп - риска.
Шкалы и количество баллов, согласно мнению 56 человек:
отношение к учебному заведению: 177
отношения между педагогами: 121
удовлетворенность условиями труда: 78
удовлетворенность положением в коллективе: 193
отношение к работе: 170
отношение к руководителю:107
отношение к коллективу: 141
Результаты распределились таким образом, что нейтральные ответы, составляют приблизительно 30% всех ответов для каждой из шкал. Проанализировав полученные результаты, можно заметить, что наиболее положительную оценку педагоги давали ситуациям, относящимся к шкалам «отношение к учебному заведению» и «удовлетворенность положением в коллективе».
| 4.ТЕСТ «Оценка отношений подростков с классом»
Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. В качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.
Индивидуалистический тип – группа воспринимется как помеха деятельности, не представляет ценности.
Прагматический тип – группа как средство, способствующее достижению своих целей.
Коллективистический тип – группа как самостоятельная ценность, заинтересованность в целях, успехах группы и каждого из ее членов.
| 5.Диагностика особенностей темперамента
Общеизвестная классификация темпераментов основана на устойчивых сочетаниях свойств нервной системы. Сильная, уравновешенная и подвижная НС у сангвиника, Сильная. Неуравновешенная и подвижная у холерика.
Сильная, уравновешенная и инертная у флегматика. Слабая НС у меланхолика.
На основании теста выделены 31 тип с соответствующими характеристиками и рекомендациями.
| 6.ТЕСТ КОТ.
В 8-х классах была проведена методика КОТ. Методика КОТ (Краткий ориентировочный тест) В.Н.Бузина относится к категории тестов общих умственных способностей (IQ) и предназначена для определения интегрального уровня интеллектуальной продуктивности. Тест предусматривает диагностику следующих параметров интеллекта: способность к обобщению и анализу, гибкость мышления, скорость и точность восприятия материала, грамотность, выбор оптимальной стратегии и т.д. Сравнительный анализ показал, что набор в 8 класс 2008 года характеризуется снижением количества учащихся с высокими показателями, однако при этом значительно уменьшается количество учащихся с уровнем ниже среднего.
7.ТЕСТ БЕННЕТА.
Результаты теста на техническое мышление в целом характеризует набор учащихся в лицей, ориентированных на специфику обучения и подготовку к дальнейшему обучению в МГТУ им. Н.Э.Баумана. 76% учащихся показали достаточно хорошие способности по этому тесту.
| 8.ТЕСТ АМТХАУЭРА.
Выполнялся в рамках программы «Одаренные дети».
Результаты теста хорошо коррелируют с успешностью обучения. Показатели математического и пространственного интеллекта вызывают интерес у учителей математики. Предполагается дальнейшее наблюдение этих учащихся и изучение динамики их развития.
9.ТЕСТ РАВЕНА.
10.ТЕСТ «Мотивация учения»
8 класс
10 класс
Структура мотивов первых трех мест не отличаются в 8-х и 10-х классах.
| 11.Тест Климова-Холланда.
В лицее доминируют следующие типы мышления:
12.ТЕСТ КЕРСИ.
Набор 2008 года характеризуется еще большим количеством учащихся с гуманитарным стилем мышления
13. Тест ЛИРИ.
| Активно используется в консультационной работе, характеристике класса, а также при наблюдении динамики изменения состояния учащихся.
|
14.Тест «Психологическая атмосфера в коллективе»
|
| |