Скачать 168.3 Kb.
|
Государственное управление образования Псковской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Псковской области «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» Рассмотрено на заседании кафедры УТВЕРЖДАЮ _______________________________ Заместитель директора по «____» ________________ учебной работе Протокол № ___________ Л.Е.Забейда Заведующая кафедрой «_____» _________ 20 _________ Т.О. Поливара УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.02. Психология общения ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл основной профессиональной образовательной программы по специальности 050146 Преподавание в начальных классах. 99 СПО 050146 Преподавание в начальных классах Составитель: Сорокина Л.А., преподаватель ГБОУ СПО ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» Опочка, 2013 год Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине (далее УМКД) Психология общения составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины, изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности, 050146 Преподавание в начальных классах утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от « 5 ноября» 2009 г. № 5З5 Учебно-методический комплекс по дисциплине Психологии общения входит в ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл и является частью основной профессиональной образовательной программы ГОУ С ПО П О «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» по специальности 050146 Преподавание в начальных классах разработанной в соответствии с примерной программой и ФГОС СПО третьего поколения Учебно-методический комплекс по дисциплине Психология общения адресован студентам очной формы обучения. УМКД включает теоретический блок, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, задания по промежуточной аттестации. СОДЕРЖАНИЕ
Уважаемый студент! Учебно-методический комплекс по дисциплине Психология общения создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине. Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную. По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, необходимые для изучения, а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии. Основные понятия, используемые при изучении содержания дисциплины, приведены в глоссарии. В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая: составление опорных схем; решение педагогических ситуаций; подбор упражнений по заданной теме; подбор диагностических методик; проведение исследований; написание реферата; защита проекта. Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) разработано на основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме. По итогам изучения дисциплины проводится, дифференцированный зачет. В зачетную книжку выставляется дифференцированная оценка. Зачет выставляется на основании оценок за практические и точки рубежного контроля. В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:
Дисциплины Вы должны знать:
В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):
В таблице приведены профессиональные компетенции, к освоению которых готовит содержание дисциплины.
Таблица 1
Желаем Вам удачи!
Раздел 1. Психологическая структура общения. Тема 1. Характеристика процесса общения. Понятие общения в психологии. Цели общения. Структура общения. Функции ,виды и уровни общения. Тема 2. Общение и деятельность. Категория общения и деятельности в психологии. Общение как обмен информацией. Общение межличностное взаимодействие. Общение как понимание людьми друг друга. Раздел II. Общение как взаимодействие. Тема 3. Межличностное взаимодействие. Содержание учебного материала. Общение как взаимодействие. Механизмы взаимодействия. Типы взаимодействия. Основные области взаимодействия и соответствующие поведенческие проявления (по Р. Бейлзу). Теория обмена Дж. Хоманса. Приемы аттракции. Тема 4. Значение «роли» в общении. Содержание учебного материала. Понятие роль, ролевое ожидание. Основные типы ролей, обеспечивающие решение поставленной задачи. Социальная роль как элемент структуры личности. Уровни ролей. Два класса ролей: конвенциальные и неформальные. Ролевое взаимодействие. Тема 5.Стили общения. Содержание учебного материала. Основные стили общения их характеристики. Характеристика фаз контакта партнёров в коммуникации. Актуальная роль собеседника и определение приоритетной зоны его использования. Конвенциальные взаимоотношение в деловом общении. Примитивный стиль общения. Личностная и социальная незрелость как причина выбора данного стиля общения Манипулятивный стиль общения Особенности личностной структуры человека – манипулятора. Актуализированное и духовное общение. Раздел III. Общение как восприятие людьми друг друга. Тема 6. Перцептивное общение. Содержание учебного материала. Понятие « межличностная перцепция». Механизмы взаимопонимания: идентификация, рефлексия, каузальная атрибуция, эмпатия. Стереотипизация. Эффект первичности. ,Эффект новизны, Межличностная аттракция. Приемы перцептивного общения. Тема 7. Правила слушания. Содержание учебного материала. Составляющие процесса слушания. Пассивное слушание. Активное слушание. Парафраз. Редакция. Вербализация. Способы подстройки к собеседнику. Приемы и техники слушания. Профессиональные навыки слушания и понимания партнёра. Тема 8 . Беседа как способ межличностной коммуникации. Содержание учебного материала. Характеристики беседы. Типы и структуры беседы. Структура делового обсуждения проблем. Правила беседы. Принципы сотрудничества. Техники влияния и противодействия. Этика поведения во время беседы. Тема 9 . Механизмы психологического воздействия на людей. Содержание учебного материала. Механизмы воздействие: заражение внушение, подражание, принуждение, убеждение. Методы аргументации. Метод положительных ответов. Метод перелицовки Метод расчленения. Раздел IV. Конфликты и пути выхода из них. Тема 10. Конфликты в общении. Содержание учебного материала. Конфликт. Типы конфликтов. Классификация конфликтогенов. Структура конфликта. Стадии протекания конфликта. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Технология разрешения конфликтов. Педагогические конфликты. Причины педагогических конфликтов. Технологии разрешения конфликтов в школе. Тема 11. Технологии эффективного общения. Содержание учебного материала. Понятие технологий эффективного общения и их содержание. Приёмы амортизации. Приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. Тема 12. Этика общения. Содержание учебного материала. Этика общения и культура общения. Характеристика способов овладения культурой общения Этические принципы общения. Ценности общения. Ценностная ориентация процесса общения.
Форма контроля самостоятельной работы: - проверка решения ситуационных задач; - экспертная оценка решения психолого-педагогических задач; - тестовые задания; - проверка выполнения ситуационных и проблемно-ориентированных заданий; - защита реферата; - оценка по результатам наблюдение во время выполнения практического задания. Методические рекомендации. Методики, изучающие сферу общения. - тест « Оценка поведение при разговоре»; - тест «Умение слушать». - тест «Ваш стиль педагогического общения». - « Оценка общительности учителя» ( тест В.Ф Ряховского) - тест « Родитель- Взрослый-Дитя» - тест « Умение общаться». - Тест « Стратегия поведения в конфликте» (опросник Томаса); - тест « Склонность к эмпатии». Вопросы для анализа конфликтной ситуации.
Студент в процессе изучения дисциплины должен усвоить следующие основные понятия: общение, коммуникативное общение, перцептивное общение, интерактивное общение, роль; ролевое ожидание; стиль общения; слушание; парафраз; редакция; вербализация; беседа; конфликт; конфликтоген.
учебной дисциплины Психологии общения 5.1Текущий контроль. Межсессионное задание по Психологии общения
- «Педагогические конфликты условия их предупреждения и урегулирования» - « Педагогические конфликты: причины и пути разрешения». - «Особенности педагогических конфликтов». Литература:
2.Составить занятия (2-3 занятия) на тему: « Развитие навыков общения у детей младшего школьного возраста». Структура конспекта занятия: 1.тема занятия; 2. цели занятия; 3.Ход занятия:
4.Анализ занятия.
Примерные варианты формулировки тестовых заданий: 1.Продолжите определение. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя … 2.Установите соответствие: Функции общения: Определение:: 1.прагматическая функция А.обеспечивает диалог с самим собой, помогает 2.внуприличностная принимать решение; функция; Б.обеспечивает взаимодействие людей 3.функция подтверждения в процессе совместной деятельности; В.способствует в процессе развития 4.формирующая функция человека и становления его как личности; С. способствует познать, понять и утвердить себя 4.Выберите правильный ответ. 5.Вставьте пропущенные слова. 6.Запишите, в чём суть механизма « эскалации конфликтогенов».
Основные источники: 1. Андреева Г. М.Социальная психология. – М. 2006.- 384с. 2.Горянина В. А.Психология общения М: ВЛАДОС , 2008.- 416с. 3.Рогов Е.И.Психология общения. - М.: ВЛАДОС,2007.- 335с. 4.Шелашова Г.М. Деловая культура и психология общения М: Академия. 2007.- 160 с. Дополнительные источники: 1.Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии – СПб. Питер,2001.- 400 с. 3.Станкин М.И.Психология общения. – М.: Воронеж. 2003.- 336 с. 4. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности.- М.:ВЛАДОС, 1999.- 176 с. 5.Мириманова М, С. Конфликтология.- М.:»Академия», 2004.- 320 с.. 6. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение.- Мн.: Амалфея.1996.- 288с. 7. Пиз А. Язык жестов.- Воронеж НПО « МОДЭК».- 1992,218 с. Электронные средства обучения и Интернет - ресурсы: 1.Электронный учебник для СПО: Рогов Е.И.Психология общения www.itshjp,ru /Pshologiya obshheniya-Uchebriki 2.Электронный словарь по психологии общения: Ананьев Б. Г .www slovar.plib. ru /dictiarary |
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине (далее умкд) Психология общения Составитель: Сорокина Л. А., преподаватель гбоу спо по «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» | Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология» Хабаровск 2010г. Содержание умкд Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно методический комплекс По специальности: 030302 Клиническая психология Выписка из общеобразовательного стандарта по учебной дисциплине «психология личности» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65... Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «библиография» Умкд «Библиография» составлен на основе гос впо для специальности (050706 по оксо) «педагогика и психология (Специализация: «практический... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология общения» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | Учебно-методический комплекс дисциплины «иностранный язык» Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе Государственного образовательного стандарта (далее гос) по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «криминалистика» Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее... | Учебно-методический комплекс дисциплины «иностранный язык» Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе Государственного образовательного стандарта (далее гос) по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «социология» Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее... | Учебно-методический комплекс дисциплины «политология» Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее... |