Программа курсов по выбору для учащихся 9-х классов «Я в профессии»





Скачать 111.62 Kb.
НазваниеПрограмма курсов по выбору для учащихся 9-х классов «Я в профессии»
Дата публикации02.05.2015
Размер111.62 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:

Городским методическим Методическим советом СОШ №2

объединением психологов ОУ Руководитель______ Неклюдова Т.В.

г.Пыть – Ях

ПРОГРАММА



курсов по выбору

для учащихся 9-х классов
«Я в профессии»


Программу составила


педагог-психолог СОШ №2

Слепнёва Н.Е.

г. Пыть - Ях
2013– 2014 уч. год

Программа «Я в профессии»


(компилятивная)

Настоящая программа составлена на основе программы Г. Резапкиной и курса «Найди себя» Г.К.Селевко.

Пояснительная записка.



Девятый класс - это переходный период между подростковым и младшим юношеским возрастом. Начинается стадия физической зрелости, стадия завершения полового развития и интенсивной социализации.

В процессе социализации важнейший этап – самоопределение личности, т.е. сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных жизненных сферах. Проблема определения своего «Я» особенно остро встаёт перед подростком при окончании 9-летней школы. В этот период выбираются направления дальнейшего образования, трудовой деятельности, кристаллизуются духовные ценности.

Личностно значимые перспективы имеют огромное значение в жизнедеятельности подростка. Выпускник 9-го класса должен представить свой жизненный план, осознать и определить способы достижения поставленных жизненных целей. В этой обстановке многие учащиеся оказываются в ситуации несоответствия своих возможностей уровню притязаний.

Программа «Я в профессии» позволит создать подросткам систему целевых ориентаций, которые бы определили ближайшие, средние и более далёкие перспективы, поможет разобраться им в своём «Я», определиться во множестве открывающихся для них возможностей, выбрать свой путь в жизни. Помощь в выборе дальнейшего профиля обучения и ориентации в мире профессий – основное направление курса «Я в профессии».

Программа рассчитана на 17 занятий. Продолжительность занятий – 1 школьный урок 1 раз в 2 недели. Методы и формы определены требованиями профилизации: обучение через опыт и сотрудничество, мини-лекции, тренинговые упражнения, ролевые игры, анкетирования и тестирования, личностно – деятельностный и субъект – субъектный подходы.

Диагностические процедуры успешно сочетаются с тренинговыми и формирующими. Основной метод, используемый на занятиях, интерактивность, беседа и диалог на основе обсуждения выдвигаемых идей, мыслей, практических ситуаций - проб, событий. Часто применяются (в особенности при рефлексии) высказывания «по кругу».

Оценка эффективности может производиться по результатам анкетирования и тестирования, учёту субъективного мнения, обоснованию выбранной профессии (реферат, презентация) и дальнейшего выбора образовательного маршрута.

Цель программы:

Помощь в создании у подростков целевых ориентаций, определении своих возможностей и выбора дальнейшего профиля обучения.

Задачи:

  • ознакомить с понятиями: самоопределение, самореализация, профессия, жизненный выбор;

  • формировать мотивацию самоопределения, понятия о жизненном выборе, его связи с судьбой человека;

  • помочь подростку в определении своих сил, желаний, уровня притязаний и способностей в профессиональном самоопределении;

  • составить индивидуальную программу самоопределения в различных сферах своей жизнедеятельности.


Тематическое планирование занятий

по программе «Я в профессии»




заня-

тия

Наименование тем занятий

Всего

часов

Сроки проведе-

ния

1.

На распутье. Моё будущее в моих руках. Три дороги,

три пути.

1




2.

Мой мир. Моё «Я». Самооценка и уровень притязаний

1




3.

Формула профессии.

1




4

Темперамент и профессия.

1




5.

Профессия и здоровье.

1




6.

Склонности и интересы в выборе профессии.

Я – хочу и мои интересы. Диагностика.

1




7.

Я – могу и мои способности. Диагностика.

1




8.

Я – нужен. Востребованность профессии.

1




9.

«Профессиональная проба Человек – природа».Тест.

1




10.

«Профессиональная проба Человек – человек».Тест.

1




11.

«Профессиональная проба Человек – знаковая система».

1




12.

«Профессиональная проба Человек – техника». Тест.

1




13.

«Профессиональная проба Человек – художественный

образ».Тест.

1




14.

Мой выбор: могу + хочу + надо. Мои профессиональные намерения. Анкетирование.

1




15.

Способности и профессиональная пригодность. Навыки самопрезентации.

1




16.

Профессия и карьера.

1




17.

Жизненная реализация.

1







Всего:

17






Краткое содержание программы «Я в профессии».


Тема

Цель

Содержание занятий


Занятие 1.

Моё будущее.

На распутье. Три

дороги, три пути.

Дать общее представление о содержании и уровне самоопределения, подвести подростков к решению вопроса о дальнейшей жизни после окончания основной школы.

Мини-лекция «Что такое самоопределение».

Упражнение-анкета «Я в

этом мире».

Упражнение «Дороги, которые мы выбираем».

Работа со схемой «Три дороги».Ситуация-проба «Оценка».


Занятие 2.
Моя жизнь. Мой мир. Моё «Я».

Самооценка и уровень притязаний.

Формировать психологическое время личности (Я -прошлое, Я -настоящее, Я -будущее) и адекватность взглядов на будущее.

Ошибки в выборе профессии.

Слайдовая презентация

«Твой выбор».

Упражнение «Мой мир – это…», «Моя жизнь – это…»

Диагностика самооценки и уровня притязания.


Занятие 3.

Формула и мир профессий.

.


Дать понятие о формуле профессии:целях, предметах,условиях и средствах труда. О целесообразной деятельности людей, способствующей развитию и самосовершенствованию личности, о качествах общей культуры труда.

Ознакомить с различными видами труда в обществе, разнообразием и классификацией профессий

Мини-лекция «Труд и его культура». Работа с таблицей «Формула профессии».

Упражнение «Народная мудрость о труде».

Притча «Три типа труда». Дискуссия по притче. О лени.

Слайдовая презентация «Классификация профессий».

Беседа «Профессия, специальность и должность».

Слайдовые презентации профессий кинолог, пластический хирург.


Занятие 4 .
Темперамент и профессия.

Дать понятие о связи выбора профессии и темперамента человека. Определить свой темперамент.

Слайдовая презентация «Темперамент и выбор профессии». Упражнение «Определи темперамент»,

«Ассоциации».

Диагностика темперамента.

Занятие 5.

Профессия и здоровье.

Помочь осознать требования профессий к здоровью., зависимость здоровья от условий труда.

Методика «Моё здоровье».Опросник «Вегетативная лабильность».

Упражнение «Этапы профессионального становления».


Занятие 6.

Склонности и интересы в выборе профессии.

Я – хочу и мои интересы.

Формировать мотивацию профессионального самоопределения.

Выявить индивидуальные склонности и интересы.

Упражнение «Назови профессию».

Карта интересов. Диагностика профес.предпочтений.

Методика ДДО Климова. Ситуация – проба «Джинн и три «хочу».


Занятие 7.

Я – могу и мои способности.

Выявить способности, индивидуальные типологические особенности личности.


Определение профес. типа по методике Д.Голланда. Упражнение «Карта развития трудовых психофизиологических качеств».


Занятие 8.

Я- нужен.

Востребованность профессии.

Ознакомить с тенденциями развития и потребностями разнообразных профессий в регионе, а также страны в целом, путями получения профессии и особенностями трудоустройства.

Слайдовая презентация

«Самые востребованные профессии».

Дискуссия «Кто нужен нашему городу, региону, стране?»

Упражнение «Учёт обстоятельств».

Ролевая игра «Возьмите меня на работу».

Занятие 9. «Профессиональная проба Человек – природа»

Помочь приобрести опыт примеривания на себя деятельности, которую хочет освоить, продолжая образование.

Слайдовая презентация.

Упражнение «Качества личности для освоения профессии из данной группы».

Занятие 10. «Профессиональная проба Человек – человек»

Помочь приобрести опыт примеривания на себя деятельности, которую хочет освоить, продолжая образование.

Слайдовая презентация.

Упражнение «Качества личности для освоения профессии из данной группы.»

Занятие11. «Профессиональная проба Человек – техника»

Помочь приобрести опыт примеривания на себя деятельности, которую хочет освоить, продолжая образование.

Слайдовая презентация.

Упражнение «Качества личности для освоения профессии из данной группы».

Занятие 12. «Профессиональная проба Человек – знаковая система»

Помочь приобрести опыт примеривания на себя деятельности, которую хочет освоить, продолжая образование.

Слайдовая презентация.

Упражнение «Качества личности для освоения профессии из данной группы».

Занятие 13. «Профессиональная проба Человек – художественный образ».

Помочь приобрести опыт примеривания на себя деятельности, которую хочет освоить, продолжая образование.

Слайдовая презентация.

Упражнение «Качества личности для освоения профессии из данной группы».

Занятие 14.

Мой выбор: могу + хочу + надо.


Обосновать выбранную профессию, профиль дальнейшего обучения.

Анкета «Мой выбор».

Защита рефератов, презентаций «Я и моя профессия».

Занятие 15. Способности и профессиональная пригодность. Навыки самопрезентации.

Помочь подростку в определении своих сил и способностей, выявить профессионально значимые свойства и качества.

Упражнение « Я могу быть...».Анкета «Я могу». Психологическое тестирование свойств и качеств личности.

(КОС, тесты Ряховского,

Тип мышления).


Занятие 16.
Профессия и карьера

.

Помочь выбрать профессию, соответствующую индивидуально – психологическим особенностям личности.

Слайдовая презентация.

Упражнение – разминка «Кому это подходит?»

Упражнение «Оптимальный вариант».

Ролевая игра «Выбор».


Занятие 17.

Жизненные реализация.

Определить пути к взрослости и ступени развития ответственности за свой жизненный выбор.

Формировать понятия о жизненном выборе, его связи с судьбой человека, умению определяться в различных сферах жизнедеятельности.

Упражнение «Право на самостоятельность».

«Как повзрослеть», «Испытание на взрослость».

Ситуация –проба «Кто руководит».

Упражнение «Дороги, которые мы выбираем».

Анкета «После школы».

Упражнение «Линия жизни»,«Жизненные планы».


Литература.

1.Борисов В.Г. Я уже взрослый. М., 1986г.

2.Журнал «Школьный психолог» №14,2006 год.

3.Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1989г.

4.Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М., 1996г.

5.Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М., 2005г.

6.Селевко Г.К. Найди себя. М., 2001г.

7.Школьные технологии. №6, 1999г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курсов по выбору для учащихся 9-х классов «Я в профессии» iconУчебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003
Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов. Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки.– Томск, тоипкро....
Программа курсов по выбору для учащихся 9-х классов «Я в профессии» iconПеречень курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов моу сош №1

Программа курсов по выбору для учащихся 9-х классов «Я в профессии» iconПрограмма элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки...
Программа элективного курса рассчитана на 8 часов и предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки
Программа курсов по выбору для учащихся 9-х классов «Я в профессии» iconКурс по выбору "Биология в моей будущей профессии". Пояснительная записка
Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет...
Программа курсов по выбору для учащихся 9-х классов «Я в профессии» iconПрограммы занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по...
В. В. Буткевич, зав каф педагогики и психологии начального образования бгпу, доктор педагогических наук, профессор
Программа курсов по выбору для учащихся 9-х классов «Я в профессии» iconРасписание групповых, индивидуальных занятий, курсов по выбору, элективных...

Программа курсов по выбору для учащихся 9-х классов «Я в профессии» iconПрограмма элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки...
Вселенной. Курс рассчитан на разную категорию учащихся различающуюся уровнями подготовки по предмету с достаточным уровнем познавательного...
Программа курсов по выбору для учащихся 9-х классов «Я в профессии» icon"Развитие познавательных способностей учащихся с помощью элективных курсов"
...
Программа курсов по выбору для учащихся 9-х классов «Я в профессии» iconПрограмма элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно...
Программа предназначена для учащихся 10- 11 классов, перед которыми стоит проблема самоопределения относительно выбора профессии...
Программа курсов по выбору для учащихся 9-х классов «Я в профессии» iconПрограммы курсов по выбору для предпрофильной подготовки в 9-ых классах (химия)
Данный курс рассчитан на 12 часов. Рекомендован для преподавания в 9 классе как курс по выбору
Программа курсов по выбору для учащихся 9-х классов «Я в профессии» iconГодовой отчёт о проделанной работе за 2013 год клуба пос. Шудаяг му «цкс» мого «Ухта»
На базе школы №7-продолжили свою работу возрастные клубы по интересам: «Почемучки» для учащихся 1 классов; ««Егоза» для учащихся...
Программа курсов по выбору для учащихся 9-х классов «Я в профессии» iconОпросник для выявления готовности школьников к выбору профессии
Рабочая программа предназначена для учащихся 10 класса базового уровня образования, при 2 часах в неделю (1 час добавлен за счет...
Программа курсов по выбору для учащихся 9-х классов «Я в профессии» iconРабочая программа по элективному курсу «Психология и выбор профессии» для 9а класса Составитель
Для учащихся девятых классов выбор профессии главный вопрос образовательного развития. Им важно сориентироваться в перспективности...
Программа курсов по выбору для учащихся 9-х классов «Я в профессии» iconРабочая программа спецкурса «Химия для восьмиклассников»
Элективный курс должен способствовать развитию устойчивого интереса к химии, выбору профессии, содействовать формированию диалектико...
Программа курсов по выбору для учащихся 9-х классов «Я в профессии» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение
Программ курсов по выбору для студентов 3-5 курсов факультета иностранных языков специальности 033200 английский язык с дополнительной...
Программа курсов по выбору для учащихся 9-х классов «Я в профессии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Порядок разработки, утверждения и структуры рабочих программ учебных курсов, курсов по выбору, элективных курсов (Положение об утверждении...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск