Скачать 249 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт психологии и педагогики Кафедра общей и социальной психологии Васильева И.В. ПСИХОДИАГНОСТИКА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301.65 «Психология» заочной формы обучения Тюменский государственный университет 2011 Васильева И.В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности030301.65 «Психология», заочная форма обучения. Тюмень, 2011, 18 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Психодиагностика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой Доценко Е.Л. (согласно Инструкции о порядке утверждения УМКД ООП ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», утвержденной приказом ректора от 02.07.2008 №618) РЕЦЕНЗЕНТЫ: Гришин В.В., доцент, к.пс.н. Осинцева А.В., преподаватель ТИПК МВД России, к.пс.н, © Тюменский государственный университет, 2011. © Васильева И.В., 2011 Психодиагностика Психодиагностика относится к непосредственным практическим навыкам психолога. Невозможно проводить психологическую интервенцию без предварительной оценки психологического состояния, личностных свойств, особенностей познавательных процессов клиента. В процессе обучения студенты получают знания, умения, навыки проведения психодиагностического обследования. Курс «Психодиагностика» рассчитан на студентов 030301.65 «Психология»,заочная форма обучения. Направленность: Курс «Психодиагностика» является одним из базовых в подготовке психологов. Задачи курса:
В результате углубленного изучения курса студенты должны знать:
После усвоения курса «Психодиагностика» студенты должны уметь:
Курс рассчитан на 8 лекционных, 8 семинарских, 8 лабораторных, 216 самостоятельных, итого 240 часов. «Психодиагностика» оценивается в 6 кредитов: 1 кредит – лекционные занятия, 1,5 кредита – практические занятия, 1,5 – лабораторные занятия, 2,5 – самостоятельные. Учебный план курса «Психодиагностика» Тематический план курса «Психодиагностика»
Планирование самостоятельной работы студентов
Содержание дисциплины (темы, опорные понятия, ключевые слова). Раздел 1. Введение в психодиагностику. Тема 1. Исторические корни и современные тенденции развития психодиагностики. Предтечи психодиагностики: экспериментальная и дифференциальная психология. Идеи В.Вунда и Ф.Гальтона применительно к психодиагностике. Исследования памяти Г.Эббингауза, объема внимания и навыка чтения Дж.Кеттелла, интеллекта умственно отсталых детей Ж.Е.Д. Эскироля и Э. Сегена. «Интеллектуальные тесты» Дж.Кеттелла, А. Бине, Т. Симона. Шкала Стенфорд-Бине. Стенфордский тест достижений. Возникновение опросников и проективных методик. Бланк данных о личности Р. Вудвортса. Метод свободных ассоциаций. Тест Завершения предложений. Тест Чернильных пятен Г. Роршаха. Тематический апперцептивный тест. Развитие отечественной психодиагностики. Идеи И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева применительно к психодиагностике. Методика индивидуально психологического профиля Г.И. Россолимо. Измерительная шкала ума И.П. Болтунова. Работы М.Ю. Сыркина о сопряженности показателей тестов интеллекта и социального положения. Психотехника и педология: их влияние на судьбу психодиагностики. Современные тенденции развития в психодиагностике. Состояние психодиагностического инструментария в отечественной психодиагностике. Трудности с сохранением авторских прав у создателей тестов. Проблемы использования контрафактной психодиагностической продукции. Возможности и ограничения актуально используемых психодиагностических подходов: объективного, субъективного, проективного. Перспективы развития контекстно-зависимого и проективно-семантического подходов в психодиагностике Тема 2. Предмет и методы психодиагностики. Предмет психодиагностики. Общие и особые принципы психодиагностики. Классификации методов психодиагностики (по Й.Шванцаре; по В.К. Гайде и В.П. Захарову; по А.А. Бодалеву, В.В. Столину). Классификация проективных методик Л.Ф. Бурлачука. Психофизиологические методики. Логика конструирования теста. Построение первичной формы теста. Первичный анализ тестовых заданий. Проверка надежности теста. Виды надежности теста. Стандартизация теста. Нормирование тестовых оценок. Виды норм. Валидность теста. Виды валидности. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Раздел 2. Диагностика личности и интеллекта. Тема 3. Методики диагностики когнитивной сферы. Методики изучения ощущений и восприятия. Методика изучения характеристик внимания (концентрации, переключения, избирательности, объема, устойчивости). Корректурная проба и ее модификации. Методики изучения памяти. Методики изучения особенностей мышления. Методики: «Словесный лабиринт» Лачинса, «двойной стимуляции» Выготского-Сахарова, «Пиктограмма», «Сравнение понятий», «Исключение лишнего», «Классификация», «Логика связей» и т.д. Методики диагностики интеллекта. Представления о структуре интеллекта. Связь теоретических представлений об интеллекте и особенностей диагностического инструментария, созданного на основе этих представлений. Теории интеллекта Ч. Спирмена, Л. Терстоуна, Р. Кеттелла, Р. Мейли, Г. Гарднера. Невербальные тесты интеллекта: особенности их создания и использования. Методика «Прогрессивные матрицы» (Дж.Равен). Интеллектуальный тест, свободный от влияния культуры (Р.Кеттелл). «Шкала измерения интеллекта» (Д. Векслер). Тест структуры интеллекта (Р. Амтхауэр). Групповой тест (Дж. Ваны). Школьный тест умственного развития. Универсальный интеллектуальный тест (Н.А. Батурин, Н.А. Курганский). Методики изучения способностей. Общие (интеллектуальные и творческие) и специальные способности. Фигурный тест Е. Торренса. Метод креативного поля Д. Б. Богоявленской. Тест музыкальной одаренности К. Сишора. Тест технического мышления Беннета. Тесты достижений. Процедура создания теста достижений. Методики изучения представлений. Объективные и субъективные способы оценки представлений. Метод квадрата букв. Опросник Маркса для оценки яркости – четкости представлений. Психосемантические методы диагностики. Семантический дифференциал (Ч. Осгуд). Репертуарные решетки (Келли). Тема 4. Методики диагностики особенностей личности. Опросники и проективные методики. Виды личностых опросников: типологические, черт личности, мотивов, интересов, ценностей, установок. Типологические опросники личности: опросник Шмишека, ПДО А.Е. Личко, MMPI и его адаптации в нашей стране СМИЛ (Л.Н. Собчик), ММИЛ (Ф.Б. Березин), СКЛО (ПИ им. В.М. Бехтерева), СМОЛ (В.П. Зайцева). Опросники черт личности. «Лексическая гипотеза» Г.Олпорта и Х.С. Одбера. Опросники Р. Кеттелла. Типы данных опросника Р. Кеттелла (L и Q - данные). Особенности строения факторов в опросниках Р. Кеттелла. Детская и юношеская формы опросника Р. Кеттелла. Опросник 16 русскоязычных факторов А.Г. Шмелева. «Большая пятерка» - модель и диагностический инструмент. Опросники Г. Айзенка как реализация идеи «большой пятерки» - EPI и EPQ. Личностные опросники мотивации. «Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению», «Опросник для измерения мотивации достижения» (А. Мехрабиан). Список личностных предпочтений А. Эдвардса. Личностные опросники интересов. Дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов). «Карта интересов» (А. Голомшток). Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши. Опросники личностных ценностей. Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич). Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф.Сопов, Л.В. Карпушина). Тест изучения смысложизненных ориентаций человека. Ценностный опросник С. Шварца. Личностные опросники установок. Самоактуализационный тест. Тест-опросник самоотношения В.В. Столина. Методика исследования самоотношения (С.РПантилеев). Раздел 3. Диагностика в прикладных сферах. Тема 5. Методики диагностики психических состояний. Причины необходимости измерения психических состояний. Трудности в диагностике психических состояний. Три группы методов оценки психических состояний: физиологические, поведенческие, субъективные. Опросник Спилбергера. Методика САН. Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз». Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор). Шкала депрессии В. Зунга. Тема 6. Методики диагностики межличностных параметров в группе. Диагностика межличностных отношений. Признаки малой группы (по Ш.Бюлер). Социометрия. Формы социометрии. Критерии социометрии. Требования к критериям социометрии. Графический и количественный способы обработки результатов социограммы. Основные показатели социограммы: психологическая экспансивность, социометический (реальный и рефлексивный) статус, групповая сплоченность. Опросники и психосеманические методы в диагностике межличностных отношений. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (А.Ф. Фидлер). Определение психологического климата группы (А.Н. Лутошкин). Определение индекса групповой сплоченности Сишора. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто). Диагностика межличностных отношений (Т. Лири). Калифорнийский психологический опросник. Опросник «Фундаментальные ориентации в межличностных отношениях» (В. Шутц). Методики изучения стиля руководства. Методика определения стиля руководства (В.П. Захаров). Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя (Ю.П. Платонова). Методики изучения психологической совместимости и срабатываемости. Методика PARI. Опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях». «Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре» (А.Н. Волковой). «Анализ семейного воспитания». Тема 7. Методики диагностики в целях профориентации и профотбора. Диагностика в целях профориентации. Методика определения профессионального личностного типа Голланда. «Карта интересов» А. Голомштока. Методика изучения коммуникативных и организаторских способностей Синявского и Федоришина. Диагностика в целях профессионального психологического отбора. Компоненты профотбора. Этапы психологического отбора. Профессионально важные качества человека. Психодиагностический комплекс для психологического отбора (на примере должности следователя). Раздел 4. Психометрика. Тема 8. Психометрические основы создания психодиагностических методик. Типология шкал в психодиагностике: интервальная, ранговая, относительная, абсолютные шкалы. Типологические особенности конструкции опросников: одношкальные и многошкальные, со связанными измерениями и с независимыми измерениями. Тема 9. Технология разработки личностныхопроснииков. Условия эффективности теста. Правила создания пунктов теста. Понятия трудности (эффективности) и дискриминативности пунктов теста. Понятия надежности и валидности теста. Тема 10. Сертификация психодиагностических продуктов, услуг, специалистов-психодиагностов Уровни сертификации психодиагностических продуктов, услуг, специалистов-психодиагностов. Требования к уровням сертификации. Портфолио психодиагноста. 1.6. Темы семинарских занятий. Тема 1. Исторические корни и современные тенденции развития психодиагностики.
Тема 2. Предмет и методы психодиагностики.
Тема 3. Методики диагностики когнитивной сферы
Тема 4. Методики диагностики особенностей личности.
Тема 5. Методики диагностики психических состояний.
Тема 6. Методики диагностики межличностных параметров в группе.
Тема 7. Методики диагностики в целях профориентации и профотбора.
Тема 8. Психометрические основы создания психодиагностических методик. 1.Типология шкал в психодиагностике. 2.Интервальная шкала: ее возможности и ограничения. 3. Ранговая шкала: ее возможности и ограничения. 4.Шкала отношений: ее возможности и ограничения. 5. Типологические особенности конструкции опросников. 6. Одношкальные опросники со связанными измерениями и с независимыми измерениями 7. Многошкальные опросники, со связанными измерениями и с независимыми измерениями. Тема 9. Технология разработки личностныхопроснииков.
Тема 10. Сертификация психодиагностических продуктов, услуг, специалистов-психодиагностов
1.7. Тематика, перечень лабораторных (практических) занятий. Тема 3. Методики диагностики когнитивной сферы
Тема 4. Методики диагностики особенностей личности.
Тема 5. Методики диагностики психических состояний.
Тема 6. Методики диагностики межличностных параметров в группе.
Тема 7. Методики диагностики в целях профориентации и профотбора.
Тема 8. Психометрические основы создания психодиагностических методик.
Тема 9. Технология разработки личностныхопроснииков.
Тема 10. Сертификация психодиагностических продуктов, услуг, специалистов-психодиагностов.
1.8. Темы рефератов.
1.9.Требования к зачету. Для получения зачета в 4 семестре студенты должны сдать отчеты о проведенных психодиагностических методиках по темам 3, 4, 5, 6 по одной из методик темы. В качестве испытуемых выступают сами студенты. 1.10. Контрольные вопросы к экзамену
1.11. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.12. рекомендуемая литература. Основная литература 1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб.: Питер, 2010 2. Васильева И.В. Психодиагностика: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. 252с. (БПЛ, 25) Дополнительная литература
|
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Васильева И. В. Организационно-психологическая диагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Еманов А. Г. История мировых цивилизаций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Физиология внд и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов озо специальности... | Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» В. В. Яковлев. Антропология: учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»... | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология».... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология» Дубровина О. И. Психология труда. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология»,... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Основы нейропсихологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов для студентов заочной... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Физиология цнс: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология» Т. С. Шевцова. Тренинг общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология»,... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная... Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии... | Тюменский государственный университет Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» | ||
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград Программа дисциплины «Основы психотерапии» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного... | ||
М. В. Плотникова Психофизиология Плотникова М. В. Психофизиология: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности... | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030301 Психология... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |