Скачать 265.05 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета__________Н.К. Грицкевич «_____» ________________________ 20__ г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДПП. Ф.17 Конфликтология (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом) 1. Цели и задачи дисциплины Цель курса состоит в том, чтобы знакомить студентов с основными категориями, понятиями, законами конфликтологии как науки, современными представлениями о конфликте, его роли и значимости в развитии общества и человека, с практикой предупреждения и разрешения конфликтов, с выработкой толерантного мышления и поведения. Задачи курса: дать будущему специалисту основные знания о формах конфликтного взаимодействия, причинах и условиях порождающих конфликт, способах и методах предупреждения и разрешения конфликтов, показать современные представления о формах конфликтов, условиях их порождающих и способах предупреждения и разрешения. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В процессе обучения студенты должны приобрести следующие знания, умения и навыки.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины 1. История формирования конфликтологических идей. Развитие конфликтологии в рамках психологической науки. Проблема противоречия и конфликта в трудах мыслителей Древнего Мира. Истолкование природы конфликта в Эпоху Средневековья (пагубность конфликта в развитии человечества, установления вечного мира и устранения войны из жизни общества). Религиозные мировоззрения и их отношения к конфликту (христианство, буддизм, индуизм и ислам). Два различных подхода к пониманию природы социального конфликта в Новое время (отражение конфликта в литературе, искусстве, живописи, музыке, танца). Социал-дарвинизм теории Г.Спенсора. Превращение конфликтологии в самостоятельную отрасль научных знаний в ХХ веке. Современные подходы (теоретико-игровое М. Дойч; теория организационных систем – Р. Блейк, Дж. Мутон; Теория и практика переговорного процесса – Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри). Изучение конфликтов в отечественной науке. Развитие конфликтологии в рамках психологической науки (З.Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм – психоаналитическое направление; социометрическое - Д. Морено, Э. Дженигс, С.Додд, Г.Гурвич; поведенческое – А.Басс, А.Бандура, Р.Сирс; интеракционистское – Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель). 2. Основные теории конфликтов. Типология конфликтов. Борьба в человеческом обществе: социал–дарвинизм (проявление социальной борьбы при столкновении интересов, новые нормы и идеи в решении конфликтных притиворечий). Функциональная («равновесная») модель (разрешение конфликтных ситуации в организациях, на производстве, конфликт как процесс сдерживающий развитие общества). «Конфликтная модель» К.Маркс и Г.Зиммель: социология конфликта (поиск эффективных методик разрешения конфликтов на производстве и в обществе). Р. Дарендорф и Л.Козер - начало конфликтологии. Конфликтный функционализм (позитивные функции конфликта, выстраивания теории разрешения конфликтов). Современная теория конфликта. Типология конфликтов М. Дойча. 3. Понятие и содержание конфликта. Исследовательские методы науки о конфликте. Интерпретация конфликта обыденным сознанием и наукой (конфликт как диагностический и формирующий приём, конфликт как диагностическая ситуация, конфликт как основа ситуации учение-обучение). Научные определения конфликтов (Л.А. Петровская, А.Я. Анцупов). Признаки конфликтов (социологический подход Т. Парсон; психологический подход К.Хорни, В.С.Мерлин; социально-психологический подход М. Дойч; деятельстный подход Н.В. Гришин, А.Л. Свенцицкий, Е.С. Кузьмин). Методы изучения конфликта: структурно–функциональный; процессуально–динамический; метод типологизации; прогностический; разрешительный. Программа изучения конфликтного взаимодействия по В.А. Ядову (методологическая часть, процедурная часть). 4.Структурные и динамические характеристики конфликта. Функции конфликта. Стороны (участники) конфликта (основные участники, группы поддержки, дополнительные участники); условия конфликта (предконфликтная ситуация, наличие сторон, макро и микро среды); предмет конфликта (основание для понимания несправедливости по М. Дойчу); действия участников конфликта (неосознанные, объективно-осознанные, ложные действия); исход (результат) конфликта (позитивный, негативный, деструктивный). Возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации); осознание ситуации как конфликтной; конфликтное взаимодействие – инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта; послеконфликтный период-частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений. Явные и скрытые функции конфликта, его противоречивость как социального явления. Позитивные (конструктивные) функции конфликта (общие- способ обнаружения и фиксации проблем и противоречий в обществе; форма разрешения противоречий, снятие социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации; интегративные, объединительные функции; функция стабилизации социальной системы, возникновение новых норм общения людей. На личностном уровне - самопознание и адекватная самооценка личности, познавательная функция, избавление от нежелательных свойств характера, фактор социализации, адаптации личности, снятие психической напряженности.). Деструктивные функции конфликта (на уровне социальной системы - насильственные методы разрешения; дестабилизация, дезорганизация общества; замедление темпов развития различных сторон общества; дезинтеграция общества, снижение уровня организации системы. На личностном уровне: негативные воздействия на социально-психологический климат группы; разочарование в своих возможностях, деидентификация личности, возможность суицида, циническое отношение к миру). Позитивные (конструктивные) и негативные (деструктивные) результаты конфликта. 5. Внутриличностные конфликты. Понятие и характеристика внутриличностного конфликта. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов (Карен Хорни - проблема соперничества, Э. Фромм - проблема утраты самоидентичности). Виды внутриличностных конфликтов: 1) конфликт потребностей, конфликт между потребностью и социальной нормой, конфликт социальных норм (Кричевский Р. и Дубовская Е.М.), 2) Анцупов А.Я. и Шипилов А.И( классификация конфликта на основе анализа ценностно мотивационной сферы личности). Причины и последствия внутриличностного конфликта: а) внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личностиф; б)внешние причины, обусловленные положением личности в социально группе; в) внешние причины, обусловленные положением личности в обществе; г) последствия конструктивные и деструктивные). Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов (механизмы психологической защиты: отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление, интеллектуализация, реактивное образование, компенсация). Последствия внутриличностного конфликта: а) конструктивные – функциональные, продуктивные; б) деструктивные – прекращение развития личности, начало деформации; снижение активности и эффективности деятельности; психическая подавленность тревожность, зависимость от других; появление агрессии или покорности в качестве защитной реакции; разрушение смыслообразующих жизненных ценностей и утрата самого смысла жизни. 6. Конфликты в организации. Специфика конфликта в организации (объективная – субординационный характер отношений, интенсивность совместной деятельности, деятельность в системе «человек-человек», предметно-деятельностное содержание межличностных отношений, высокая объективная конфликтность звена «непосредственный начальник-подчинённый», разбалансированность рабочего места, рассогласованность связей между рабочими местами в организации, сложность социальной и профессиональной адаптацией, недостаточная обеспеченность по объективным условиям управленческих решений; субъективная – низкая культура общения, недобросовестное выполнение обязанностей подчиненных, стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой, неэффективность выбранного стиля руководства, напряжённость между руководителями и подчиненными, психологические особенности участников взаимодействия). Организационные конфликты (социально-технические, социально-экономические, административно-управленческая, внеформальные, социально- психологические, социально- культурные). Метод поэтапных действий в урегулировании социально-трудовых коллективах (институализация, легитимизация, структурирование, редукция). Производственные конфликты (ситуации деятельности, критические ситуации, экстремальные ситуации по Б. Шведину). Трудовые конфликты в организации (между трудовым коллективом и администрацией; между администрацией и профкомом; между трудовыми коллективами разных организаций; между трудовым коллективом и профкомом; между трудовым коллективом и руководителем отрасли; меду трудовыми коллективами и органами управлением государством). Инновационные конфликты (межличностный инновационный конфликт – организационно-управленческие причины, социально-психологические причины, инновационные причины, ситуативные причины, личностные причины). Особенности управления конфликтами в организации (симптоматика, диагностика, прогнозирование, профилактика, разрешение, урегулирование, ослабление, предупреждение). 7. Социальные конфликты. Понятие социального конфликта . Конструктивные функции (оптимизирование межличностных отношений в группе; способствование поиску продуктивных решений и проблем; зондирование общественного мнения, коллективных настроений; активизации социальной жизни группы) и негативные функции конфликта (ослабление ценностного единства группы; ухудшение социально- психологического климата в группе; ухудшение качества совместной деятельности; нарушение сложившейся системы взаимоотношений в коллективе; разрушение традиций общения в группе; формирование установки на приемлемость насильственных действий; способствование деструктивному лидерству в коллективе; способствование ухудшению качеству совместной деятельности) в развитии социума. Внутренние причины и внешние факторы, определяющие состояние конфликта. Борьба как всепоглощающее состояние взаимодействий в социуме. Внутренние и внешние факторы, снижающие или усиливающие уровень борьбы, противостояния социальных сил в обществе. Социальный конфликт как явление, как социальный факт и как социальная форма разрешения противоречий. Межэтнический конфликт, его причины (уровень национального самосознания, наличие критической массы проблем оказывающих давление на все стороны национального бытия; наличие политических сил способных использовать два первых фактора. Факторы анализа причин межэтнического конфликта (этно-психологический конфликт; социо-культуральные различия, социально-экономический и политический конфликты). Разрешения межэтнических конфликтов (тактические, оперативные, стратегические). Подходы к разрешению конфликта (институциональный, инструментальный). Политический конфликт (внутриполитический и межгосударственный). Виды внутриполитических конфликтов (классовые внутриполитические конфликты, конфликты между политическими партиями и общественно-политическими движениями, конфликты между различными группировками за лидерство в государстве партии, этнические конфликты с политической окраской). Пути предотвращении межгосударственных конфликтов (интернационализация жизни мирового сообщества, строгое соблюдение всеми государствами принципа мирного сосуществования, снижение уровня военного противостояния, усиление роли межпровительсвенных организаций). Пути предотвращения внутриполитических конфликтов (социальное и политическое маневрирование, политическое манипулирование, интеграция контрэлиты, ослабление системной оппозиции, силовое давление). 8. Основы предупреждения конфликта. Способы и условия предупреждения конфликтов (устранение объективных условий, устранение организационно-управленческих факторов, устранение социально-психологических причин и устранение личностных причин). Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов (компетентное руководство; толерантность; принятие неконфликтного управленческого решения; создание позитивной прогностической модели; создание модели целей). Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов (снятие информационных перегрузок; реальное оценивание своих возможностей; неконфликтное поведение; профессионализм деятельности). Снижение агрессии в конфликте по М.С. Миримановой (пассивный, активный и логический способы). Основные способы ответа на агрессию (ответная атака, просьбы и мольба, логический обоснованный спор). Приёмы снижения агрессивности оппонента в споре (разрядка вопроса, перевод вопроса на другой предмет, снижение значимости вопроса, затягивание ответа на вопросы, предание вопросу бессмысленного характера). |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конфликтология» Конфликтология, ее предмет и задачи, история становления как науки. Формирование отечественной школы конфликтологии | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конфликтология» Конфликтология, ее предмет и задачи, история становления как науки. Формирование отечественной школы конфликтологии | ||
Учебно-методический комплекс москва 2009 Государственное образовательное... Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Конфликтология» подготовлен на основе требований Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 080505 Управление персоналом Учебно-методический комплекс «Конфликтология» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине Конфликтология Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины сетевые информационные технологии... Программа курса «Сетевые информационные технологии» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс опд. В. 03 Конфликтология В процессе обучения студенты должны приобрести следующие знания, умения и навыки | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конфликтология» Направления подготовки Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Башкирский государственный университет» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Политическая конфликтология Дисциплина входит в цикл Специальные дисциплины и является обязательной для изучения | Учебно-методический комплекс по дисциплине «конфликтология» Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для экономических... | ||
Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 10. 1 Основы сурдопедагогики Радостев М. А., руководитель Центра охраны труда и промышленной безопасности рор пк «Сотрудничество» | Учебно-методический комплекс дисциплины педагогическая конфликтология... Института психологии, социологии и социальных отношений (Протокол №1, от 26. 08. 2009 г.) | ||
Учебно-методический комплекс дпп. Р. 02 Когнитивная психология Цель ознакомление студентов с основами теоретических и эмпирических знаний в области когнитивной психологии | Учебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного... Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04 Проблема автора... Учебно-методический комплекс разработан для курса по выбору «Проблема автора в русской прозе второй половины ХХ века», который изучают... | Учебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного... Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 4 курса... |