Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 17 Конфликтология





Скачать 265.05 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дпп. Ф. 17 Конфликтология
страница1/3
Дата публикации04.05.2015
Размер265.05 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета__________Н.К. Грицкевич

«_____» ________________________ 20__ г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДПП. Ф.17 Конфликтология

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)

1. Цели и задачи дисциплины
Цель курса состоит в том, чтобы знакомить студентов с основными категориями, понятиями, законами конфликтологии как науки, современными представлениями о конфликте, его роли и значимости в развитии общества и человека, с практикой предупреждения и разрешения конфликтов, с выработкой толерантного мышления и поведения.

Задачи курса: дать будущему специалисту основные знания о формах конфликтного взаимодействия, причинах и условиях порождающих конфликт, способах и методах предупреждения и разрешения конфликтов, показать современные представления о формах конфликтов, условиях их порождающих и способах предупреждения и разрешения.

 

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

 

В процессе обучения студенты должны приобрести следующие знания, умения и навыки.

  1. Знать историю становления науки, современные научные направления.

  2. Освоить основной понятийно-категориальный аппарат науки.

  3. Владеть основными методиками предупреждения и профилактики конфликтов.

  4. Обладать навыками эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения.

 
3. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Всего часов

7 семестр

Общая трудоемкость дисциплины

150

150

Аудиторные занятия (всего)

72

72

Лекции

36

36

Практические занятия (ПЗ)

36

36

Самостоятельные занятия

78

78

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет

зачет

 

4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

 

п/п

Раздел дисциплины

Лекции

пз

1.

История формирования конфликтологических идей. Развитие конфликтологии в рамках психологической науки.

4

4

2.

Основные теории конфликтов. Типология конфликтов.

4

4

3.

Понятие и содержание конфликта. Исследовательские методы науки о конфликте.

4

4

4.

Структурные и динамические характеристики конфликта

4

4

5.

Внутриличностные конфликты

4

4

6.

Конфликты в организации

4

4

7.

Социальные конфликты

4

4

8.

Основы разрешения конфликтов.

4

4

9.

Методы разрешения конфликтов.

4

4



4.2. Содержание разделов дисциплины
1. История формирования конфликтологических идей. Развитие конфликтологии в рамках психологической науки.
Проблема противоречия и конфликта в трудах мыслителей Древнего Мира. Истолкование природы конфликта в Эпоху Средневековья (пагубность конфликта в развитии человечества, установления вечного мира и устранения войны из жизни общества). Религиозные мировоззрения и их отношения к конфликту (христианство, буддизм, индуизм и ислам). Два различных подхода к пони­манию природы социального конфликта в Новое время (отражение конфликта в литературе, искусстве, живописи, музыке, танца). Социал-дарвинизм теории Г.Спенсора. Превращение конфликтологии в самостоятельную отрасль научных знаний в ХХ веке. Современные подходы (теоретико-игровое М. Дойч; теория организационных систем – Р. Блейк, Дж. Мутон; Теория и практика переговорного процесса – Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри). Изучение конфликтов в отечественной науке.

Развитие конфликтологии в рамках психологической науки (З.Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм – психоаналитическое направление; социометрическое - Д. Морено, Э. Дженигс, С.Додд, Г.Гурвич; поведенческое – А.Басс, А.Бандура, Р.Сирс; интеракционистское – Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).
2. Основные теории конфликтов. Типология конфликтов.
Борьба в человеческом обществе: социал–дарвинизм (проявление социальной борьбы при столкновении интересов, новые нормы и идеи в решении конфликтных притиворечий). Функциональная («равновесная») модель (разрешение конфликтных ситуации в организациях, на производстве, конфликт как процесс сдерживающий развитие общества). «Конфликтная модель» К.Маркс и Г.Зиммель: социология конфликта (поиск эффективных методик разрешения конфликтов на производстве и в обществе). Р. Дарендорф и Л.Козер - начало конфликтологии. Конфликтный функционализм (позитивные функции конфликта, выстраивания теории разрешения конфликтов). Современная теория конфликта. Типология конфликтов М. Дойча.
3. Понятие и содержание конфликта. Исследовательские методы науки о конфликте.
Интерпретация конфликта обыденным сознанием и наукой (конфликт как диагностический и формирующий приём, конфликт как диагностическая ситуация, конфликт как основа ситуации учение-обучение). Научные определения конфликтов (Л.А. Петровская, А.Я. Анцупов). Признаки конфликтов (социологический подход Т. Парсон; психологический подход К.Хорни, В.С.Мерлин; социально-психологический подход М. Дойч; деятельстный подход Н.В. Гришин, А.Л. Свенцицкий, Е.С. Кузьмин). Методы изучения конфликта: структурно–функциональный; процессуально–динамический; метод типологизации; прогностический; разрешительный. Программа изучения конфликтного взаимодействия по В.А. Ядову (методологическая часть, процедурная часть).
4.Структурные и динамические характеристики конфликта. Функции конфликта.
Стороны (участники) конфликта (основные участники, группы поддержки, дополнительные участники); условия конфликта (предконфликтная ситуация, наличие сторон, макро и микро среды); предмет конфликта (основание для понимания несправедливости по М. Дойчу); действия участников конфликта (неосознанные, объективно-осознанные, ложные действия); исход (результат) конфликта (позитивный, негативный, деструктивный). Возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации); осознание ситуации как конфликтной; конфликтное взаимодействие – инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта; послеконфликтный период-частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений. Явные и скрытые функции конфликта, его противоречивость как социального явления. Позитивные (конструктивные) функции конфликта (общие- способ обнаружения и фиксации проблем и противоречий в обществе; форма разрешения противоречий, снятие социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации; интегративные, объединительные функции; функция стабилизации социальной системы, возникновение новых норм общения людей. На личностном уровне - самопознание и адекватная самооценка личности, познавательная функция, избавление от нежелательных свойств характера, фактор социализации, адаптации личности, снятие психической напряженности.). Деструктивные функции конфликта (на уровне социальной системы - насильственные методы разрешения; дестабилизация, дезорганизация общества; замедление темпов развития различных сторон общества; дезинтеграция общества, снижение уровня организации системы. На личностном уровне: негативные воздействия на социально-психологический климат группы; разочарование в своих возможностях, деидентификация личности, возможность суицида, циническое отношение к миру). Позитивные (конструктивные) и негативные (деструктивные) результаты конфликта.

5. Внутриличностные конфликты.
Понятие и характеристика внутриличностного конфликта. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов (Карен Хорни - проблема соперничества, Э. Фромм - проблема утраты самоидентичности).

Виды внутриличностных конфликтов: 1) конфликт потребностей, конфликт между потребностью и социальной нормой, конфликт социальных норм (Кричевский Р. и Дубовская Е.М.), 2) Анцупов А.Я. и Шипилов А.И( классификация конфликта на основе анализа ценностно мотивационной сферы личности). Причины и последствия внутриличностного конфликта: а) внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личностиф; б)внешние причины, обусловленные положением личности в социально группе; в) внешние причины, обусловленные положением личности в обществе; г) последствия конструктивные и деструктивные). Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов (механизмы психологической защиты: отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление, интеллектуализация, реактивное образование, компенсация). Последствия внутриличностного конфликта: а) конструктивные – функциональные, продуктивные; б) деструктивные – прекращение развития личности, начало деформации; снижение активности и эффективности деятельности; психическая подавленность тревожность, зависимость от других; появление агрессии или покорности в качестве защитной реакции; разрушение смыслообразующих жизненных ценностей и утрата самого смысла жизни.
 6. Конфликты в организации.

 

Специфика конфликта в организации (объективная – субординационный характер отношений, интенсивность совместной деятельности, деятельность в системе «человек-человек», предметно-деятельностное содержание межличностных отношений, высокая объективная конфликтность звена «непосредственный начальник-подчинённый», разбалансированность рабочего места, рассогласованность связей между рабочими местами в организации, сложность социальной и профессиональной адаптацией, недостаточная обеспеченность по объективным условиям управленческих решений; субъективная – низкая культура общения, недобросовестное выполнение обязанностей подчиненных, стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой, неэффективность выбранного стиля руководства, напряжённость между руководителями и подчиненными, психологические особенности участников взаимодействия).

Организационные конфликты (социально-технические, социально-экономические, административно-управленческая, внеформальные, социально- психологические, социально- культурные). Метод поэтапных действий в урегулировании социально-трудовых коллективах (институализация, легитимизация, структурирование, редукция).

Производственные конфликты (ситуации деятельности, критические ситуации, экстремальные ситуации по Б. Шведину).

Трудовые конфликты в организации (между трудовым коллективом и администрацией; между администрацией и профкомом; между трудовыми коллективами разных организаций; между трудовым коллективом и профкомом; между трудовым коллективом и руководителем отрасли; меду трудовыми коллективами и органами управлением государством).

Инновационные конфликты (межличностный инновационный конфликт – организационно-управленческие причины, социально-психологические причины, инновационные причины, ситуативные причины, личностные причины).

Особенности управления конфликтами в организации (симптоматика, диагностика, прогнозирование, профилактика, разрешение, урегулирование, ослабление, предупреждение).

7. Социальные конфликты.
Понятие социального конфликта .

Конструктивные функции (оптимизирование межличностных отношений в группе; способствование поиску продуктивных решений и проблем; зондирование общественного мнения, коллективных настроений; активизации социальной жизни группы) и негативные функции конфликта (ослабление ценностного единства группы; ухудшение социально- психологического климата в группе; ухудшение качества совместной деятельности; нарушение сложившейся системы взаимоотношений в коллективе; разрушение традиций общения в группе; формирование установки на приемлемость насильственных действий; способствование деструктивному лидерству в коллективе; способствование ухудшению качеству совместной деятельности) в развитии социума. Внутренние причины и внешние факторы, определяющие состояние конфликта. Борьба как всепоглощающее состояние взаимодействий в социуме. Внутренние и внешние факторы, снижающие или усиливающие уровень борьбы, противостояния социальных сил в обществе.

Социальный конфликт как явление, как социальный факт и как социальная форма разрешения противоречий. Межэтнический конфликт, его причины (уровень национального самосознания, наличие критической массы проблем оказывающих давление на все стороны национального бытия; наличие политических сил способных использовать два первых фактора. Факторы анализа причин межэтнического конфликта (этно-психологический конфликт; социо-культуральные различия, социально-экономический и политический конфликты). Разрешения межэтнических конфликтов (тактические, оперативные, стратегические). Подходы к разрешению конфликта (институциональный, инструментальный). Политический конфликт (внутриполитический и межгосударственный). Виды внутриполитических конфликтов (классовые внутриполитические конфликты, конфликты между политическими партиями и общественно-политическими движениями, конфликты между различными группировками за лидерство в государстве партии, этнические конфликты с политической окраской). Пути предотвращении межгосударственных конфликтов (интернационализация жизни мирового сообщества, строгое соблюдение всеми государствами принципа мирного сосуществования, снижение уровня военного противостояния, усиление роли межпровительсвенных организаций). Пути предотвращения внутриполитических конфликтов (социальное и политическое маневрирование, политическое манипулирование, интеграция контрэлиты, ослабление системной оппозиции, силовое давление).

8. Основы предупреждения конфликта.
Способы и условия предупреждения конфликтов (устранение объективных условий, устранение организационно-управленческих факторов, устранение социально-психологических причин и устранение личностных причин).

Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов (компетентное руководство; толерантность; принятие неконфликтного управленческого решения; создание позитивной прогностической модели; создание модели целей).

Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов (снятие информационных перегрузок; реальное оценивание своих возможностей; неконфликтное поведение; профессионализм деятельности).

Снижение агрессии в конфликте по М.С. Миримановой (пассивный, активный и логический способы).

Основные способы ответа на агрессию (ответная атака, просьбы и мольба, логический обоснованный спор).

Приёмы снижения агрессивности оппонента в споре (разрядка вопроса, перевод вопроса на другой предмет, снижение значимости вопроса, затягивание ответа на вопросы, предание вопросу бессмысленного характера).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 17 Конфликтология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Конфликтология»
Конфликтология, ее предмет и задачи, история становления как науки. Формирование отечественной школы конфликтологии
Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 17 Конфликтология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Конфликтология»
Конфликтология, ее предмет и задачи, история становления как науки. Формирование отечественной школы конфликтологии
Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 17 Конфликтология iconУчебно-методический комплекс москва 2009 Государственное образовательное...
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Конфликтология» подготовлен на основе требований Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 17 Конфликтология iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080505 Управление персоналом
Учебно-методический комплекс «Конфликтология» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине по специальности...
Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 17 Конфликтология iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине Конфликтология
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 17 Конфликтология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сетевые информационные технологии...
Программа курса «Сетевые информационные технологии» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 17 Конфликтология iconУчебно-методический комплекс опд. В. 03 Конфликтология
В процессе обучения студенты должны приобрести следующие знания, умения и навыки
Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 17 Конфликтология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Конфликтология» Направления подготовки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Башкирский государственный университет»
Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 17 Конфликтология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Политическая конфликтология
Дисциплина входит в цикл Специальные дисциплины и является обязательной для изучения
Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 17 Конфликтология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «конфликтология»
Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для экономических...
Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 17 Конфликтология iconУчебно-методический комплекс дпп. Ф. 10. 1 Основы сурдопедагогики
Радостев М. А., руководитель Центра охраны труда и промышленной безопасности рор пк «Сотрудничество»
Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 17 Конфликтология iconУчебно-методический комплекс дисциплины педагогическая конфликтология...
Института психологии, социологии и социальных отношений (Протокол №1, от 26. 08. 2009 г.)
Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 17 Конфликтология iconУчебно-методический комплекс дпп. Р. 02 Когнитивная психология
Цель ознакомление студентов с основами теоретических и эмпирических знаний в области когнитивной психологии
Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 17 Конфликтология iconУчебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного...
Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса...
Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 17 Конфликтология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04 Проблема автора...
Учебно-методический комплекс разработан для курса по выбору «Проблема автора в русской прозе второй половины ХХ века», который изучают...
Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 17 Конфликтология iconУчебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного...
Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 4 курса...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск