Скачать 245.61 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс ДПП.Ф.10.1 ОСНОВЫ СУРДОПЕДАГОГИКИ Факультет дефектологический Специальность олигофренопедагогика (031700) Кафедра сурдопедагогики и специальной психологии Составитель: доцент С.А. Кузьминова Москва-2012 Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _______________________ Левченко И.Ю. Решение заседания кафедры Протокол № 1_ «_3_» __сентября__2012г.
Специальность олигофренопедагогика (031700) Составитель: доцент С.А. Кузьминова Москва-2012
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс “Основы сурдопедагогики” является необходимой дисциплиной для всесторонней профессиональной подготовки студентов-дефектологов отделения логопедия и олигофренопедагогика. Особенностью данного курса является то, что он строится на основе интеграции 2-х дисциплин: педагогики и сурдопедагогики. Содержание сурдопедагогической подготовки представляет взаимосвязь общего, особенного и единичного. Общее – это теория педагогики и сурдопедагогики, обеспечивающие формирование фундаментальных знаний в области этих дисциплин, а также основы общепедагогических и специфических умений и навыков, необходимых будущему сурдопедагогу. Особенное – это дополнительные знания по курсу с учетом специализации отделения. Единичное – это индивидуальные занятия (самостоятельная работа, работа студентов по индивидуальному плану), направленные на развитие индивидуальных творческих способностей студентов, приобретение ими опыта творческой деятельности и индивидуального стиля работы. Преподавание курса осуществляется на основе межпредметных связей с общей и специальной психологией, медицинскими дисциплинами, сопряженности отдельных разделов внутри курса, с учетом подготовки студентов к последующему изучению частных методик. 1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель курса дать студентам сурдопедагогические знания и умения с учетом выделения особенностей обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и своеобразия их развития. Основные задачи программы:
Выделение особенностей развития всех групп детей с недостатками слуха в сравнении с нормой.
Это интеграция теоретических и методических вопросов, использование активных форм практической деятельности: конференций, деловых игр, анализ педагогических ситуаций, опора на психолого-педагогический практикум в школе, в котором осуществляется конкретизация теоретических положений на практике.
1.3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Содержание программы направлено на формирование у студентов знаний, умений и навыков Знать:
Уметь:
Навыки:
1.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1.4.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Раздел 1: Общие основы сурдопедагогики. Сурдопедагогика как наука и ее роль в развитии современной школы для лиц с нарушениями слуха Предмет и задачи сурдопедагогики Сурдопедагогика – наука о воспитании, образовании и обучении детей с недостатками слуха. Научно-теоретические и практические задачи сурдопедагогики. Основные этапы в развитии сурдопедагогики как науки, связь сурдопедагогики с другими дисциплинами: философией, социологией, общей психологией и педагогикой, сурдопсихологией, аудиологией, лингвистикой, психолингвистикой, медициной и специальными методиками. Основные направления развития сурдопедагогики на современном этапе. Клинико-физиологические основы коррекционной педагогики. Психолого-педагогические основы социальной адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации. Методология и методы научно-педагогического исследования Материалистическая диалектика как методологическая основа педагогических исследований. Типы педагогических исследований: фундаментальные, теоретические, прикладные. Общая характеристика методов психолого-педагогического исследования. Методы теоретического исследования: сравнительно-исторический анализ, моделирование, абстрагирование. Методы эмпирического исследования: научное наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, рейтинг, педагогический эксперимент, опытная работа. Педагогический эксперимент и его виды (лабораторный, формирующий). Психодиагностические методы в сурдопедагогике. Личность школьника с недостатками слуха как объект и субъект воспитания. Основные закономерности развития ребенка с недостатками слуха. Процесс компенсации дефекта и его средства. Организованное и целенаправленное обучение и воспитание глухих и слабослышащих – основное условие их развития. Педагогическая классификация детей с недостатками слуха Глухота и тугоухость. Теоретические основы педагогической классификации детей с недостатками слуха. Характеристика разных групп детей (глухие, слабослышащие, дети с комбинированными дефектами). Значение педагогической классификации для организации воспитания и обучения детей с недостатками слуха. Проблема совершенствования классификации детей с недостатками слуха на современном этапе. Система образования лиц с недостатками слуха Основные этапы развития системы специальных школ. Система учреждений для детей с недостатками слуха – составная часть общей системы народного образования. Принципы построения системы учреждений для обучения детей с недостатками слуха. Единство и преемственность дошкольного и школьного обучения. Типы учреждений для обучения и воспитания детей и взрослых с недостатками слуха, их характеристика. Современные тенденции развития специальной школы. Изучение опыта развития специальной школы за рубежом. Современные тенденции развития системы, обучения и воспитания (билингвистическая, интегративная, верботональная). Дополнительное образование глухих и слабослышащих как личностного развития и самосовершенствования. Воспитание лиц с недостатками слуха как общественное явление и педагогический процесс Цель, задачи, принципы и методы воспитания учащихся с нарушением слуха. Объективный характер цели, воспитания, ее обусловленность потребностями общественного развития. Всестороннее, гармоническое развитие личности, его сущность. Содержание воспитания: умственное, нравственное, правовое, экологическое, трудовое, физическое, эстетическое воспитание глухих школьников. Сочетание всестороннего развития личности и ее индивидуального своеобразия. Осознанные и неосознанные компоненты воздействия на личность, их учет в воспитательном процессе. Роль примера в воспитании. Педагогическое требование и общественное мнение. Методы организации деятельности школьников. Методы стимулирования поведения учащихся. Виды и формы поощрения и наказания. Особенности процесса воспитания детей с недостатками слуха, его развивающий и коррекционный характер. Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей с недостатками слуха. Задачи и особенности семейного воспитания детей с недостатками слуха. Роль семьи в проведении воспитательной и коррекционной работы со школьниками. Организация жизни и быта глухого в семье. Создание в семье активной речевой среды. Трудности и недостатки семейного воспитания детей с недостатками слуха и пути их преодоления. Особенности воспитания детей в семье глухих родителей. 1.4.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Сурдопедагогика – наука о воспитании, образовании и обучении лиц с недостатками слуха. В данную категорию входят лица имеющие нарушения слуха различной степени, с разными уровнями общего и речевого развития – глухие и слабослышащие различных возрастов. Все это потребует от студента при выборе темы и написания работы: - точно определить контингент, о котором пойдет речь; - показать специфику обучения, воспитания выбранной категории лиц с недостатками слуха; - показать трудности, которые возникают у учащихся процессе обучения и воспитания; - указать литературу, которая поможет решения проблемы. 1.5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 1.5.1. ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ПО РАЗДЕЛАМ ДИСЦИПЛИНЫ
1.5.2. ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОЦЕНКИ ПО КУРСУ Оценка по курсу может быть выставлена на основании усвоения лекционного материала, качества выполнения лабораторных занятий, а так же самостоятельной работы студентов. Проведение лабораторных занятий предполагает анализ специальной литературы и программ для специальной и массовой школы. Организацию «деловых игр», составление и анализ конспектов по обучению грамоте, чтению, грамматике, развитию речи. Просмотр уроков в практических учреждениях. Раздел 2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.2. СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Сурдопедагогика как наука и ее роль в развитии современной школы для лиц с нарушениями слуха Предмет и задачи сурдопедагогики Сурдопедагогика – наука о воспитании, образовании и обучении детей с недостатками слуха. Научно-теоретические и практические задачи сурдопедагогики. Основные этапы в развитии сурдопедагогики как науки, связь сурдопедагогики с другими дисциплинами: философией, социологией, общей психологией и педагогикой, сурдопсихологией, аудиологией, лингвистикой, психолингвистикой, медициной и специальными методиками. Основные направления развития сурдопедагогики на современном этапе. Клинико-физиологические основы коррекционной педагогики. Психолого-педагогические основы социальной адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации. Методология и методы научно-педагогического исследования Материалистическая диалектика как методологическая основа педагогических исследований. Типы педагогических исследований: фундаментальные, теоретические, прикладные. Общая характеристика методов психолого-педагогического исследования. Методы теоретического исследования: сравнительно-исторический анализ, моделирование, абстрагирование. Методы эмпирического исследования: научное наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, рейтинг, педагогический эксперимент, опытная работа. Педагогический эксперимент и его виды (лабораторный, формирующий). Психодиагностические методы в сурдопедагогике. Личность школьника с недостатками слуха как объект и субъект воспитания. Основные закономерности развития ребенка с недостатками слуха. Процесс компенсации дефекта и его средства. Организованное и целенаправленное обучение и воспитание глухих и слабослышащих – основное условие их развития. Педагогическая классификация детей с недостатками слуха Глухота и тугоухость. Теоретические основы педагогической классификации детей с недостатками слуха. Характеристика разных групп детей (глухие, слабослышащие, дети с комбинированными дефектами). Значение педагогической классификации для организации воспитания и обучения детей с недостатками слуха. Проблема совершенствования классификации детей с недостатками слуха на современном этапе. Система образования лиц с недостатками слуха Основные этапы развития системы специальных школ. Система учреждений для детей с недостатками слуха – составная часть общей системы народного образования. Принципы построения системы учреждений для обучения детей с недостатками слуха. Единство и преемственность дошкольного и школьного обучения. Типы учреждений для обучения и воспитания детей и взрослых с недостатками слуха, их характеристика. Современные тенденции развития специальной школы. Изучение опыта развития специальной школы за рубежом. Современные тенденции развития системы, обучения и воспитания (билингвистическая, интегративная, верботональная). Дополнительное образование глухих и слабослышащих как личностного развития и самосовершенствования. Воспитание лиц с недостатками слуха как общественное явление и педагогический процесс Цель, задачи, принципы и методы воспитания учащихся с нарушением слуха. Объективный характер цели, воспитания, ее обусловленность потребностями общественного развития. Всестороннее, гармоническое развитие личности, его сущность. Содержание воспитания: умственное, нравственное, правовое, экологическое, трудовое, физическое, эстетическое воспитание глухих школьников. Сочетание всестороннего развития личности и ее индивидуального своеобразия. Осознанные и неосознанные компоненты воздействия на личность, их учет в воспитательном процессе. Роль примера в воспитании. Педагогическое требование и общественное мнение. Методы организации деятельности школьников. Методы стимулирования поведения учащихся. Виды и формы поощрения и наказания. Особенности процесса воспитания детей с недостатками слуха, его развивающий и коррекционный характер. Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей с недостатками слуха. Задачи и особенности семейного воспитания детей с недостатками слуха. Роль семьи в проведении воспитательной и коррекционной работы со школьниками. Организация жизни и быта глухого в семье. Создание в семье активной речевой среды. Трудности и недостатки семейного воспитания детей с недостатками слуха и пути их преодоления. Особенности воспитания детей в семье глухих родителей. Раздел 4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ И К ЭКЗАМЕНУ Вопросы к зачету
4.2. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ Задания для самостоятельной работы студентов
Результаты посещения урока следует фиксировать в виде конспекта. Конспект урока составляется по следующей форме: Конспект урока … в …классе школы глухих (слабослышащих), данного … (дата). Тема: … Цель: … Оборудование: … План урока (указать этапы и примерное количество времени отводимое на них). Ход урока. В записи хода урока подробно осветить работу учителя на каждом этапе, приводятся вопроса учителя и ответы учеников, указывается речевой материал, на котором строится занятие. При анализе урока нужно выполнить следующее: - осветить тему урока; - обосновать построение урока; - сделать вывод относительно достижения главной цели;
Эта дидактическая игра может служить как для закрепления материала по определенной теме, так и для развития разговорной речи. Материал можно подобрать по любой подходящей для этой игры теме из программы приготовительного класса.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
4.3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЬ ■ Учебные аудитории, оборудованные различными средствами ТСО (видио- и аудиоаппаратура, компьютер). ■ Учебные и методические пособия (программы, учебники, практикумы, методические рекомендации). ■ Наглядные пособия (таблицы, видеоматериалы). ■ Интернет-технологии. ■ Учебно-лабораторная база для проведения практических занятий (ГОУСКОШ-И № 101I-II вида, СВАО г. Москвы , 65 I вида ЮВАО г. Москвы, Московский Театр-студия Мимики и Жеста Адрес:105264, Москва, Измайловский бульв., 39/41 (метро "Первомайская" выход в сторону первого вагона из центра). 4.4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
|
Учебно-методический комплекс б кв5 основы сурдопедагогики Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,... | Решение заседания кафедры протокол №1 от «3» 09. 2013 г. Учебно-методический... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине основы менеджмента Учебно-методический комплекс «Основы менеджмента» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологической геологии» Дополнение к учебно-методическому комплексу «Основы экологической геологии». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Учебно-методический комплекс лингводидактические основы компьютеризации... С 34 Лингводидактические основы компьютеризации : учебно методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010.... | Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы виктимологии» Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» (протокол №6 от 14. 11. 10г) | Учебно-методический комплекс Правовые основы сми: учебно-методический комплекс./авт сост. М. М. Козлова. – Спб.: Ивэсэп, 2011 | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы сельского хозяйства (название) Учебно-методический комплекс Биологические основы сельского хозяйства составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы компьютерной графики» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Естественнонаучные основы эволюции» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы библиотечно-информационного дела» Учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы консультативной психологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... |