Скачать 148.04 Kb.
|
Тема 3. Внимание Действительное внимание в том и заключается, что превращает мгновенно всякую мелочь в нечто значительное. И. Гёте Что такое внимание. Учителя часто говорят вам: «Обратите внимание...». Если вы внимательно слушаете и смотрите, то в конце урока учитель может похвалить: «Молодцы, вы сегодня были внимательны». Внимание — свойство психики человека, без которого невозможна работа памяти, мышление, полноценная жизнь человека. В каждый момент своего бодрствования человек что-то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то разговаривает, что-то делает. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все, что на него воздействует. Например, человек может быть так увлечен разговором, что абсолютно не замечает других людей. Или в транспорте: можно так о чем-то задуматься или с кем-нибудь заболтаться, что проехать свою остановку. Задумывались ли вы, почему ученик иногда не в состоянии ответить на вопрос учителя. Ученик даже вздрагивает, услышав вопрос, обращенный к нему. Хотя он хорошо знает урок, и ответ на вопрос не затруднил бы его. Но вопрос учителя застал учащегося врасплох, так как он в данный момент не слушал учителя. Его внимание было направлено не на то, что он говорит, а на вид за окном или на собственные мысли о том, как хорошо было бы сейчас погулять. Ученик начинает переспрашивать: «Что? Где? Что надо делать? Что мы сейчас пишем?» А с вами такое бывало? Вспомните ситуации, когда вы понимали сами или вас «подлавливали» на том, что вы не слушаете собеседника. Направленность внимания можно сравнить с лучом фонарика, который высвечивает только то, что в данный момент представляет для человека наибольший интерес. Фонарем нельзя равномерно осветить все пространство, он выхватывает из темноты лишь некоторые объекты. Так и внимание всегда направлено на что-то конкретно, невозможно сосредоточиться на всем сразу. Если один объект находится в поле внимания, все остальное временно отходит на второй план. Когда водитель, управляя автомобилем, разговаривает по телефону, за дорогой он хуже следит и вероятность аварии возрастает. А если в этот момент улицу будешь переходить ты, тоже разговаривая по сотовому и не глядя на дорогу? В такой ситуации спасет только чудо. Вниманием называют направленность нашего сознания (психики) на определенный объект или объекты. Объектом внимания может быть все, что угодно – предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и собственный внутренний мир. Внимание необходимо не только на уроках, но и вообще в жизни. Например, при переходе улицы, чтобы не попасть под машину; на вокзале, чтобы не прослушать объявление своего поезда; в магазине, чтобы не купить то, что абсолютно не нужно. Невнимательных людей не любят: они часто забывают свои обещания, опаздывают на встречи, не слушают собеседника и т.д. Очень часто успех в любой деятельности: профессиональной, учебной, спортивной - зависит от целенаправленности внимания. Особенно важно внимательное отношение к людям, невнимание может обидеть и даже оскорбить. Внимательный человек, как правило, поглощен своим делом, сосредоточен на нем. Такого человека трудно отвлечь. Если ребята играют во дворе в футбол, то родителям нелегко их дозваться, потому что их внимание сконцентрировано на игре. Внимание проявляется в мимике, позе человека. Учитель всегда легко может определить: слушает ли его ученик и, если захочет, то и поймать его, задав неожиданно вопрос. Характеристика видов внимания. Внимание бывает произвольное и непроизвольное. О непроизвольном внимании говорят, когда человек неожиданно для самого себя сосредоточивается на чем-то. Человек не прилагает никаких усилий, чтобы возник этот вид внимания. Непроизвольное внимание – это внимание, которое возникает само, без специальных усилий и желаний человека. Таким образом мы обращаем внимание на ярко-красный цветок на зеленой траве; новая ученица, пришедшая в класс, также привлечет ваше внимание. Мы будем очень внимательно смотреть интересный фильм, слушать товарища, т.е. непроизвольное внимание появляется вместе с вопросом «Что это такое?» Обычно мы задаем себе этот вопрос, когда видим что-то новое, необычное, яркое и т.д. Что же может привлекать к себе непроизвольное внимание?
Что еще может привлечь ваше внимание? Ученые сделали любопытное наблюдение. Оказывается, некоторые цвета вызывают у людей побуждение купить товар. Непроизвольное внимание покупателей чаще привлекают этикетки, коробки красного и желтого цвета. Во-первых, потому, что эти цвета, как правило, вызывают положительные эмоции, ассоциируются с солнечным светом, огнем домашнего очага. А во-вторых, красная и желтая коробка кажется больше, чем она есть. Внимание человека также привлекает все, что ему интересно и важно. Например, когда мы смотрим интересный фильм или телепередачу, заставляем ли мы себя их смотреть? При непроизвольном внимании предмет сам обращает на себя внимание. А если учитель отведет вас в кинотеатр смотреть «Мертвые души» Гоголя, вы также без усилий будете смотреть фильм? А на уроках, когда вас попросят прочитать параграф, вы уже будете прилагать усилия, чтобы не отвлекаться? В тех случаях, когда человек заставляет себя быть внимательным, говорят о произвольном внимании. Произвольное внимание – сознательное сосредоточение человека на каком-либо объекте или деятельности с привлечением усилий. Здесь уже человек заставляет себя направить свое внимание на что-то и удерживать его: на учебник, который нужно прочитать; на тетрадь, в которой надо решить пример; на то, что говорит учитель. Обычно, если нет интереса к этой деятельности или объекту, то данное дело утомляет человека через 20 минут и нужно дальше прилагать большие усилия, чтобы продолжить заниматься этим делом. Произвольное внимание проявляется, когда вы слушаете учителя, учите уроки, ждете зеленый на перекрестке, ищете свою тетрадь, идете в магазин, вытираете пыль в квартире. Произвольное внимание требует затраты физической энергии, ее дают эмоции и воля. Человек, уделивший вам внимание, израсходовал не только свое время, но и часть своей энергии. Теперь вам должно быть понятно, почему надо благодарить за внимание. Приведите примеры произвольного и непроизвольного внимания. Свойства (качества) внимания. Внимание довольно сложное образование и характеризуется рядом свойств. Объем – количество объектов, которые охватываются вниманием одновременно. Например, перед вами поставят около 50 предметов, и вы лишь мельком взгляните на них. Вот то, сколько предметов попало в ваше поле зрения, и будет объем вашего внимания. Обычно это 4-6 объектов. Объем внимания нужно учитывать во многих областях жизни. Например, создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, бросив взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Надо, чтобы на рекламе было не больше 5 слов. Если их больше, надо ярким цветом выделить ключевые слова. Человек, находящийся на крупном современном производстве у пульта управления машинами, должен одним взглядом охватить несколько приборов; учитель – нескольких учеников, диктор – несколько строк текста и т.д. Задание 1. Определите объем своего внимания - наблюдательность. Посмотрите на рисунок в течение 1 с. Постарайтесь запомнить все, что увидите на нем. Закройте рисунок и запишите, какие фигуры нарисованы, и какие цифры были вписаны в каждую фигуру. Проверьте свои записи и подсчитайте: а) сколько фигур вы правильно запомнили; б) сколько цифр вы правильно восприняли; в) сколько цифр вами правильно вписано в фигуры. Объем вашего внимания равен сумме ответов по всем трем позициям. Норма: 7 ±2. Устойчивость – длительное сосредоточение внимания на объекте или деятельности. Показывает, как долго может человек пристально следить за чем-то. Внимание очень активно и подвижно. Посмотрите вокруг себя. Что вы заметили? Пока вы осматривались, ваше внимание прыгало с одного объекта на другой. Вот устойчивость – это способность человека длительно наблюдать за чем-то, слушать кого-то. В начале урока учащийся еще что-то слушает, а вот к концу, устав, его внимание начинает перемещаться: слова учителя – собственные мысли – вид за окном – слова учителя – просьба соседа – слова учителя – вид за окном и т.д. Задание 2. Проведем простейший опыт. Посмотрите внимательно на кубик, изображенный на рисунке. Какая его грань кажется расположенной ближе — нижняя или верхняя? А теперь посмотрите на него же не отрываясь, секунд 30. Скорее всего, какую-то часть времени вы будете видеть более близкой одну из этих граней, а другую часть — иную грань. С чем это связано? С тем, что более близким видится то, на что в данный момент направлено твое внимание! Наше внимание совершает небольшие спонтанные колебания каждые несколько секунд и непроизвольно перемещается с одной грани на другую. Однако эти небольшие колебания внимания не мешают сконцентрироваться на одной деятельности. В среднем в возрасте 15-16 лет удается, не отвлекаясь, заниматься одним и тем же делом 40-50 минут подряд, потом желательно сделать перерыв хотя бы на 5 минут, иначе устойчивость внимания снизится. Чем интереснее объект, тем проще удерживать внимание на нем. Например, можем долго читать интересную книгу, слушать любимую музыку, беседовать с интересным человеком. Если хотите сконцентрироваться на чем-то, сделай так, чтобы другое в это время не отвлекало. Неудивительно, что многие учащиеся хронически не успевают делать домашние задания, если параллельно у них громко звучит музыка или телевизор, каждые несколько минут звонит телефон, под ногами мяукает кот, а на столе стоит миска с чипсами, которые они поедают. Концентрация – удержание внимания на одном предмете или деятельности при отвлечении от всего остального. Концентрация обычно связана с интересом к деятельности, событию, вещи. Ее показателем является невозможность отвлечь внимание от предмета посторонними раздражителями. Например, вы смотрите интересную телепередачу, и так увлечены, что не обращаете внимания на телефонные звонки, не реагируете на приглашение к обеду. Концентрация важна на контрольных работах, когда необходимо собраться, не реагировать на шум, соседа, который просит помочь. Если бы вы встали рядом с учителем во время урока, то увидели бы, что одни ученики следят за учителем, слушают его объяснения, работают в одном ритме с ним, а другие выпадают из этого ритма, теряют нить объяснений. Это зависит от степени развития у учащихся концентрации внимания. Этот вид внимания наиболее важен в профессиях, где любое отвлечение от работы может привести к серьезным ошибкам. Например, огранщик алмазов, часовой мастер, хирург. Задание 3. Кто быстрее. Возьмите произвольный текст (из газеты, журнала). Необходимо быстро и точно вычеркнуть в тексте букву о (или е). При оценке учитывается затраченное время и количество допущенных ошибок – невычеркнутых букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше уровень внимания. Количество допущенных ошибок делится на количество просмотренных букв, умножается на 100. Распределение – умение удерживать в сфере внимания несколько объектов, выполнять несколько различных действий. Оно проявляется, когда вы одновременно пишете и слушаете учителя: те, у кого это хорошо получается, у того все хорошо с распределением внимания. Данное свойство развивается с возрастом. Считается, что Наполеон и Цезарь могли делать несколько дел одновременно. Известно, что Наполеон в одно и то же время мог диктовать своим секретарям семь разных дипломатических документов. Французский психолог Полон в 1887 году демонстрировал свои способности: читал слушателям одно стихотворение и в то же время писал другое. Хорошо развито это качество у учителей: им необходимо одновременно рассказывать, писать на доске, следить за всеми учащимися. Водитель автомобиля, как показывают исследования, может одновременно совершать 42 операции: наблюдать за дорогой, оценивать ситуацию, переключать скорости и т.д. Одновременно делать несколько дел большинство людей не могут. Если человек все-таки занят одновременно несколькими делами, у него просто происходит быстрое переключение внимания с одного объекта на другой. Естественно, при этом любая деятельность замедляется, допускается больше ошибок и быстрее наступает усталость. Попробуйте выполнить одновременно хотя бы два элементарных действия. Задание 4. Двойной счет. Записывайте числа от 1 до 20, одновременно ведя вслух обратный отсчет. Например, пишете "1", а вслух говорите "20", "2" - "19" и т.д. Когда вы делали больше ошибок: в начале или в конце задания? Обычно в конце работы ошибок и затруднений бывает меньше, чем в начале: внимание, как любая функция, развивается, если ею заниматься, и угасает, если ею не пользоваться. Это задание тренирует нашу способность распределять внимание. Переключение – намеренный перенос внимания с одного предмета или действия на другой. Эта способность быстро переходить с одной деятельности на другую обычно связана с усилием. Например, нужно переписать текст: вам приходится постоянно переводить взгляд с текста в тетрадь. Через некоторое время люди обычно устают и необходим отдых. Труднее, если вторая деятельность менее интересная. Например, школьнику трудно переключить внимание на урок от дел, которыми занимался на перемене. Важно для воспитателя, следователя, продавца, слесаря-ремонтника и т.д. Задание 5. Таблица с цифрами. Изучите переключаемость своего внимания. Используя таблицу, определите, за какое время вы сумеете: а) показать на таблице карандашом арабские цифры в возрастающем порядке от 1 до 25; б) показать римские цифры в убывающем порядке от XXIV до I; в) показать на таблице попеременно арабские цифры в возрастающем порядке, а римские в убывающем порядке: 1 - XXIV, 2 - XXIII, 3 - XXII и т. д. Переключаемость определите по формуле: где а, б, в — время ответов на соответствующие пункты задания. Чем меньше результат, тем лучше у вас развита переключаемость внимания. Все рассмотренные свойства внимания важны человеку. Если плохо развито одно из них – человек хуже выполняет деятельность, труднее дается учение. Внимательность как характеристика человека. Характеризуя человека, мы можем употреблять такие понятия, как внимательный или рассеянный. Внимательный человек – это человек, у которого прекрасно развито внимание. Это человек наблюдательный, его деятельность протекает успешнее. Он более чуткий и отзывчивый, так как замечает настроения и желания другого человека, его состояние. Внимательным называют ученика, который умеет заставить себя отвлечься от всего второстепенного и сосредоточиться на главном. Такому ученику легче понять объяснение учителя. Он быстрее запоминает и ему не понадобится много усилий при подготовке уроков. Таким образом, внимание обеспечивает ученику полноценное усвоение материала. Но мера внимательности у каждого человека своя. Рассеянный человек – противоположность: человек, постоянно отвлекающийся, забывчивый. Ярко такой человек описан в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака «Рассеянный с улицы Бассейной»: «Вместо шляпы на ходу он надел сковороду, вместо валенок перчатки натянул себе на пятки». Рассеянность не всегда только недостаток внимания. Иногда человек, наоборот, чересчур сосредоточен на одном предмете и не замечает ничего кругом. Часто встречается у ученых. Например: Как-то Исаак Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время вдруг обнаружил, что в руках держит яйцо, а варит … часы. Но когда его спросили, как ему удалось открыть закон всемирного тяготения, он ответил: «Благодаря тому, что я неотступно думал об этом вопросе». Если кто-то из вас считает, что его внимание недостаточно развито, то его всегда можно тренировать. Таким образом можно развить в себе важное качество - внимательность. Новые понятия: внимание, внимательность, произвольное и непроизвольное внимание, объем внимания, устойчивость, концентрация, распределение, переключение. Проверочные вопросы.
7.1. Учащийся, способный одновременно писать в тетради, разговаривать с соседом и при этом слышать, что говорит учитель, характеризуется высоким развитием: а) концентрации внимания; б) устойчивости внимания; в) распределения внимания; г) переключения внимания. 7.2. Когда вы слушаете учителя, учите уроки, ждете зеленый свет светофора, ищите тетрадь, проявляется: а) произвольное внимание; б) непроизвольное внимание; в) способность долго смотреть в одну точку; г) подвижность внимания. 7.3. Учащийся, способный собраться на контрольной работе и не реагировать на шум, вечно что-то спрашивающегося соседа, отличается хорошо развитым: а) распределением внимания; б) объемом внимания; в) переключением внимания; г) концентрацией (сосредоточенностью) внимания. 8. Пройдите предложенные в занятии тесты на изучение уровня внимания или найденные вами тесты и сделайте вывод о развитии вашего внимания. Перейдите по ссылке и выполните проверочные задания. Проверочные задания. Литература 1. Рогов Е.И. Психология познания. – М.: Владос, 2001. 2. Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: Академия, 1999. 3. Яновская Л.В. Основы психологии. – М.: Мир книги, 2007. 4. Истратова О.Н. Психологические тесты для старшеклассников. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 5. Групповые занятия и тренинги со старшеклассниками: развитие внимания, воображения, логического мышления / О.А.Вершинина. – Волгоград: Учитель, 2008 6. http://www.effecton.ru/137.html 7. http://www.4medic.ru/page-id-515.html 8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Внимание 9. http://azps.ru/articles/vnimanie.html 10. http://kpip.kbsu.ru/ps/glava7.html Тренировка внимания 1. http://www.metod-kopilka.ru/page-5-1-10.html 2. http://thinking.ru/selfimprovement/attention-training/ 3. http://nsc.1september.ru/2002/44/6.htm 4. http://www.igraza.ru/page-6.html 5. http://www.defectolog.ru/articles/20/22/ Диагностика внимания 1. http://ncuxo.ru/_ld/2/224_B5q.pdf Это интересно знать Можно ли развить внимание и сделать его лучше? Внимание — одно из уникальных свойств психики человека. Внимание можно развить и необходимо развивать. Для этого существуют специальные приемы. Проверить и развить внимание всем поможет следующее упражнение. Возьмите часы с секундной стрелкой и постарайтесь как можно дольше, не отвлекаясь ни на мгновение, проследить за ее движением. Если у вас появляются другие мысли, т.е. вы отвлеклись, начинайте работу снова. Заметьте, сколько секунд вы удерживали свое внимание. Сначала это будет всего 20—30 с. Но не расстраивайтесь. Тренируясь ежедневно, вы сможете удерживать внимание на беге стрелки несколько минут. Это позволит вам оценить концентрацию своего внимания: если вы удерживаете внимание 3 мин, то оценка — «3», если 4 мин — то оценка «4», если 5 мин — то «5». У индейских племен, основное занятие которых охота, требующая сильно развитого внимания, распространена такая игра: несколько соревнующихся в течение короткого времени наблюдают за каким-нибудь предметом, после чего каждый рассказывает судье, что он видел, стараясь перечислить вожможно больше деталей. Подобную игру можно провести во время отдыха. Играющие разделяются на две команды и располагаются недалеко друг от друга. Каждая команда на газете раскладывает 10—15 предметов (карандаши, расчески, часы, камешки, цветы, кусочки бумаги, бусы и т.д.) и накрывает их платком. Судья должен проверить и сравнить обе группы предметов. Участники каждой команды по очереди подходят к «базе» другой, а судья по счету «раз-два» снимает платок, показывает предметы и сразу же закрывает их. Подошедший участник должен перечислить, что увидел, и как можно подробнее описать каждый предмет, его величину, цвет. Потом для сравнения обе группы предметов открываются и сообща устанавливается личное и командное первенство. Есть другая игра. Возьмите книгу и прочтите полстраницы, одновременно записывая на листке нечетные числа (1, 3, 5, 7, 9 и т.д.). Вы победили, если мало сделали ошибок и точно пересказали прочитанное. Развитию внимания также помогает любознательность, приучите себя ежедневно отвечать на вопросы: «Сколько ступенек на лестнице?», «Сколько кабинетов на этом этаже школы?», «Сколько окон в кабинете?» и т.д. Выполняя эти простые упражнения, вы улучшите качество своего внимания. Как развить внимательность
|
Анкета автора студенческих работ Внимание! Пункты, отмеченные *, обязательны для заполнения! Обратите внимание на то, что написано в скобках | Контрольные задания по дисциплине «Римское право» для студентов заочной... Обратите внимание: контрольное задание состоит из 2 частей: 1 вопрос – теоретический, далее идут 3 казуса, которые нужно решить,... | ||
5. «Внимание. Воображение» К. С. Станиславский замечал: «Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает... | Письма в европу Гватемалу, Вам необходимо будет иметь при себе именно ту кредитную карту, которую укажете в подписанном документе. Оплату можно произвести... | ||
Пламя в отсеках Гватемалу, Вам необходимо будет иметь при себе именно ту кредитную карту, которую укажете в подписанном документе. Оплату можно произвести... | Правила и условия оплаты Гватемалу, Вам необходимо будет иметь при себе именно ту кредитную карту, которую укажете в подписанном документе. Оплату можно произвести... | ||
Название: Подгоревшая каша Гватемалу, Вам необходимо будет иметь при себе именно ту кредитную карту, которую укажете в подписанном документе. Оплату можно произвести... | Классный час на тему Гватемалу, Вам необходимо будет иметь при себе именно ту кредитную карту, которую укажете в подписанном документе. Оплату можно произвести... | ||
Предприниматели высказались за модернизацию страны Гватемалу, Вам необходимо будет иметь при себе именно ту кредитную карту, которую укажете в подписанном документе. Оплату можно произвести... | Программа развития «наша новая школа» Гватемалу, Вам необходимо будет иметь при себе именно ту кредитную карту, которую укажете в подписанном документе. Оплату можно произвести... | ||
Реферат На тему: «Сознание. Его характеристики» Гватемалу, Вам необходимо будет иметь при себе именно ту кредитную карту, которую укажете в подписанном документе. Оплату можно произвести... | Всесоюзный институт юридических наук министерства юстиции СССР Гватемалу, Вам необходимо будет иметь при себе именно ту кредитную карту, которую укажете в подписанном документе. Оплату можно произвести... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Для выполнения следующих заданий вам необходимо перейти по ссылке и посмотреть видео урок. Обратите внимание на информацию, расположенную... | СоЗнание. Книга Освобождение сознания. Эфирное тело (рабочее название) Гватемалу, Вам необходимо будет иметь при себе именно ту кредитную карту, которую укажете в подписанном документе. Оплату можно произвести... | ||
Кони А. Ф. Избранные труды и речи Тула, издательство "Автограф", 2000 г Гватемалу, Вам необходимо будет иметь при себе именно ту кредитную карту, которую укажете в подписанном документе. Оплату можно произвести... | Списо к случаев, подлежащих изучению при повторно-периодическом инструктаже... Гватемалу, Вам необходимо будет иметь при себе именно ту кредитную карту, которую укажете в подписанном документе. Оплату можно произвести... |