Тревожность. Школьная тревожность





Скачать 73.57 Kb.
НазваниеТревожность. Школьная тревожность
Дата публикации25.05.2015
Размер73.57 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Тревожность. Школьная тревожность.

По данным исследователей, занимающихся проблемами психического здоровья, в последнее время всё более возрастает количество людей, в той или иной степени страдающих нарушениями эмоциональной сферы. Эти нарушения проявляются в неврозах, психозах, навязчивых состояниях и фобиях. Социальная, экономическая, политическая нестабильность проводят к возрастающему уровню тревожности у населения, в том числе у детей и подростков.

Что же такое тревожность вообще и школьная в частности? Каковы причины тревожности? Что делать с тревожным ребёнком? Попробуем разобраться.

Сама по себе тревожность является нормативным и необходимым условием развития личности. Тревога считается одной из основных движущих сил поведения человека. Опасения же специалистов вызывает так называемая «неполезная» тревожность, тот уровень, который отрицательно влияет на личность и мешает её нормальному функционированию и развитию, и даже приводит к психосоматическим заболеваниям, особенно в детском возрасте, когда повышенная тревожность на этом возрастном этапе приводит в дальнейшем к формированию невротической личности.

Тревога, или тревожность, по мнению многих психологов – это чувство неопределённости, беспомощности, это напряжение, переживание, связанное с реальной или воображаемой угрозой. Эта угроза может происходить от других людей, групп людей, общества, а также от самого себя. Поэтому тревожность может быть личностной, ситуативной, межличностной. Тревога образуется тогда, когда мы осознаём, что у нас нет адекватных ресурсов, с помощью которых можно влиять на события нашей жизни.

Франц. философ и писатель Мишель Монтень: Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает то, что происходит».

Итак, тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают.

Вопросы и ответы:

  1. Человек тревожным рождается? Нет, тревожность может передаваться ребёнку, начиная с младенческого возраста, от значимого взрослого, потом может присутствовать ситуативно, а с подросткового возраста может перейти в устойчивую черту личности. То, что может быть пусковым механизмом для развития тревожности у одного человека, может совершенно спокойно переживаться другим.

  2. Тревога и страх – это одно и тоже? Нет. Общее только то, что у страха и тревоги в основе – чувство беспокойства, а уж потом у человека в зависимости от личности, личного опыта, обстоятельств беспокойство может трансформироваться в тревогу или страх.

  • Тревога – сигнал опасности, а страх – ответ на неё;

  • Тревога – предчувствие, а страх – чувство опасности;

  • Тревога направлена в будущее, а страх в основе имеет прошлый травмирующий опыт.

  • Страх –это дальнейшее развитие тревожности.



  1. Верно ли, что в неблагополучных семьях тревожных детей больше? Нет, тревога не зависит ни от общественного устройства государства, ни от социального положения человека. Дат. философ Сёрен Кьеркегор: «Предпосылкой тревожности является само человеческое существование в мире, в котором существует проблема выбора». И в благополучных семьях есть тревожные дети, вот только причины и уровни тревожности могут быть разные. Здесь уместнее другой вопрос: какие семейные факторы могут служить источником возникновения и развития тревожности у ребёнка? А они следующие (назову 15, приглашаю подумать, что характерно для вашей семьи):

  • Наличие страхов у родителей;

  • Гиперопека ребёнка, избыточное предохранение от опасностей;

  • Большое количество запретов со стороны родителей или, наоборот, полное предоставление свободы ребёнку;

  • Конфликтные отношения между родителями ребёнка;

  • Психические травмы ребёнка типа испуга;

  • Запугивания взрослых;

  • Психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми;

  • Психологический климат в семье и особенности воспитания;

  • Отношения матери с отцом ребёнка (дети более тревожны, если считают главой семьи мать, а не отца);

  • Повышенная занятость родителей и, как следствие, существенное сокращение времени общения со своими детьми;

  • Религиозные, культурные и национальные особенности семьи;

  • Наличие в семье других детей и особенности отношений между детьми;

  • Традиции отношения к детям, принятые в данной семье,

  • Стиль общения между членами семьи (авторитарный, попустительский или дружески-конструктивный);

  • Материальное благополучие семьи и степень уверенности в завтрашнем дне.

Если обобщить, то можно сказать, что причины тревожности могут иметь две основы:

  1. Природная основа – психофизиологические особенности организма (тип нервной системы, генетическая предрасположенность к тревожности, характер чувствительности к ней, процесс полового созревания ребёнка, возрастные кризисы, соматические заболевания, даже внутриутробное развитие и рождение ребёнка влияет на развитие возникновение и тревожности).

  2. Социальная основа – социальные микро- макрофакторы (семья, детский сад, школа, экономические и политические факторы, родительская позиция и значимость ситуации, ведь чем более значима ситуация для индивида, тем выше уровень его тревоги).

Безусловно значимой для ребёнка является школа и всё, что с ней связано. И многие дети испытывают школьную тревожность. Школьная тревожность – форма проявления эмоционального неблагополучия ребёнка, которая выражается в повышенном беспокойстве в учебных ситуациях.

Что является пусковым механизмом школьной тревожности, каковы её истоки? Это – все перечисленные семейные факторы, а также

  • Учебные перегрузки;

  • Неспособность ребёнка справиться со школьной программой;

  • Неадекватные ожидания со стороны родителей, завышенные требования к ребёнку;

  • Неблагоприятные отношения ребёнка учителями;

  • Регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;

  • Смена школьного коллектива и/или непринятие детским коллективом;

  • Структура учебного года (после 6 учебных недель тревожность возрастает, а тут как раз экзамены и зачёты);

  • Загруженность в течение учебной недели (должен быть 1 полноценный выходной безо всякой учебной деятельности).


В разные периоды школьной жизни существуют свои, характерные причины школьной тревожности:

4 класс: Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Несоответствие ожиданий родителей демонстрируемым ребенком результатам.

6-8 класс: Неуспешность во взаимодействии с учителями и одноклассниками. Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность Гиперопека со стороны родителей, их чрезмерное вторжение в школьную жизнь ребенка. Трудности переживания кризиса подросткового возраста.

9 класс: Неопределенность дальнейших жизненных планов. Переживание ответственности за «напутствие» родителей и педагогов. Столкновение с ситуацией выпускных случаев, набора в 10-й класс. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

10-11 класс: Резкое усложнение учебной программы. Изменение системы контроля и оценки знаний. Необходимость адаптироваться к новому или изменившемуся коллективу. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Неуспешность во взаимодействии с учителями. Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность. Столкновение с ситуацией выпускных экзаменов. Резкое повышение учебных нагрузок, связанное с подготовкой к поступлению в ВУЗы.

Что характерно для ребёнка, испытывающего школьную тревожность, каков его «портрет»? Такой ребёнок волнуется, чувствует собственную неполноценность, не уверен в правильности своего ответа, а когда его спрашивают – не находит нужных слов, говорит дрожащим голосом, часто замолкает совсем; или, наоборот, тараторит. Тревожные дети описывают свое состояние так: внутри всё холодеет, тело «наливается свинцом», щемит в области сердца, ладони становятся влажными. Внешне – такие дети совершают много суетливых движений, или, наоборот, становятся скованными. И вот такой ребёнок, «подогретый» школьными требованиями, с одной стороны, и отсутствием помощи, понимания, участия со стороны родителей, или их угрозами, отправляется на экзамен, ГИА или ЕГЭ. Давайте подумаем, каким будет результат?

Дети со школьной тревожностью – это очень серьёзно. По словам психолога Новиковой, «причинами школьных нарушений являются не сами промахи в учебной деятельности, а переживания по поводу этих промахов». И наши дети переживают и тревожатся всерьёз! Это показало проведённое недавно психологическое обследование учащихся выпускных классов, 9х и 11 – «Изучение уровня ситуативной тревожности учащихся в ситуации сдачи экзамена», ГИА – 9 кл. и ЕГЭ – 11 кл., методика Спилбергера. У половины учащихся классов имеется высокий уровень тревожности, связанный с предстоящими экзаменами!

Оптимальный, или средний уровень – так называемая полезная тревожность. Но если ситуативная тревожность характеризуется высоким уровнем, то человек переживает отрицательные эмоции, мешающие нормально функционировать в данной ситуации: напряжение, беспокойство, озабоченность, суетливость, нервозность или ступор, что в ситуации проверки знаний (экзамена) может говорить и психологической неготовности к данному событию. Низкий уровень ситуативной тревожности может носить двойственный характер: либо ребёнка на самом деле не тревожит данная ситуация и он спокойно относится к происходящему, либо подобная нечувствительность носит компенсаторный (защитный) характер: ребёнок устал и не хочет допускать неприятные переживания в сознание. В каждом конкретном случае ситуативной тревожности необходимо подумать о возможных предпосылках, вызывающих страх: неготовность когнитивного плана, нет знаний по предмету, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, завышенные притязания со стороны родителей и т. д.

Я призываю вас, уважаемые родители, задуматься, чем вы можете помочь своему ребёнку. Если он тревожен всегда, то работа по преодолению тревожности должна вестись постоянно и терпеливо: расширяйте круг знакомств ребёнка, чаще приглашайте его друзей, ищите поводы для одобрения и похвалы, укрепляйте уверенность в своих силах, привлекайте к выполнению различных поручений, не старайтесь всё делать за ребёнка сами, не оберегайте от несуществующих опасностей.

Если тревожность связана с предстоящими экзаменами, то здесь будут уместны все советы по подготовке к экзаменам: это и ваше участие, и режим дня, и питание – причём должны быть разные продукты для улучшения памяти и внимания, соблюдение условий поддержания работоспособности ребёнка, формирование позитива «У тебя всё получится», способы релаксации (снятия напряжения), и мнемотехники (приёмы запоминания информации). Помните: главное - снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.

Спасибо за внимание. Успехов и позитива Вам и Вашим детям!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тревожность. Школьная тревожность iconТревожность у детей
Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт;...
Тревожность. Школьная тревожность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иногда тревога бывает полностью локализована в школьной сфере, что часто порождает поведенческие трудности, которые в литературе...
Тревожность. Школьная тревожность iconЛаборатория психологических исследований ю. А. Зайцев тревожность...
Губарева Л. И., Мизирева О. М., Чурилова Т. М., Практикум по экологии человека (учебное пособие) / Под ред. Л. И. Губаревой. – М.:...
Тревожность. Школьная тревожность iconКонспект родительского собрания в детском саду. Тема собрания: «Детская...
Конспект родительского собрания в средней группе детского сада «Вся семья вместе так и душа на месте»
Тревожность. Школьная тревожность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Коррекционные занятия: гиперактивность, дефицит внимания, повышенная агрессивность, тревожность, медлительность, аутизм, детские...
Тревожность. Школьная тревожность iconШкольная медиатека
Обучающая программа – тренажер по русскому языку – 4000 заданий. Вся школьная программа с 1 по 9 класс + подготовка в вуз. Фраза
Тревожность. Школьная тревожность icon«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности»
Очень хочется, чтобы школьная библиотека занимала достойное место в образовательном и информационном пространстве. Соответственно...
Тревожность. Школьная тревожность iconШкола имени А. А. Яковлева
Школьная библиотека представляет информацию и идеи, имеющие большое значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире,...
Тревожность. Школьная тревожность iconПрограмма курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители
Курс «Школьная риторика» является необходимым в формировании социально активной личности. Риторика помогает научить общаться, сотрудничать,...
Тревожность. Школьная тревожность iconМатериалы к семинару: Школьная медиатека как необходимый компонент...
Шапиро К. В. Директор школы №336, координатор программы информатизации системы образования Невского района Санкт-Петербурга
Тревожность. Школьная тревожность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школьная библиотека – неотъемлемая часть образовательного процесса. Содействуя развитию грамотности, информационных навыков, преподавания,...
Тревожность. Школьная тревожность iconПлан работы библиотеки на 2012 -2013 учебный год Основные задачи библиотеки
Школьная библиотека неотъемлемая часть образовательного процесса. Содействуя развитию грамотности, информационных навыков, преподавания,...
Тревожность. Школьная тревожность iconРусская школьная библиотечная ассоциация, Москва, Россия Русская...
Дорогие коллеги, этот слайд в форме вопросов представляет план нашей презентации
Тревожность. Школьная тревожность iconПодходит к концу учебный год, и совсем скоро наши выпускники будут...
Единый Государственный Экзамен. Школьная психологическая служба предлагает Вашему вниманию ознакомиться с материалами, которые могут...
Тревожность. Школьная тревожность iconПубличный отчет школы Общие сведения о школе и контингенте обучающихся....
Адрес школы: 617822, рф, Пермский край, Чернушинский р-н, с. Етыш, ул. Школьная, 2
Тревожность. Школьная тревожность iconЭта практически полностью самостоятельная работа будет проходить...
При этом обычная школьная жизнь никуда не денется значит, нужно будет посещать уроки, выполнять домашние задания. А еще есть кружки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск