Доклад на тему: «Хоторнские исследования»





Скачать 104.18 Kb.
НазваниеДоклад на тему: «Хоторнские исследования»
Дата публикации25.05.2015
Размер104.18 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Психология > Доклад



Доклад

на тему: «Хоторнские исследования»

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

1.СОДЕРЖАНИЕ ХОТОРНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 4

3. ХОТОРНСКИЙ ЭФФЕКТ 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12


ВВЕДЕНИЕ



Движение «человеческие отношения» положило начало новому этапу в развитии зарубежной социологии менеджмента. Данное направление или, в узком значении слова, научная школа и по сей день сохраняет свои позиции. Новые концепции и теории, возникшие в последние десятилетия, например, «обогащение труда» и «качества рабочей жизни», берут свое начало в исследованиях Элтона Мэйо.

Исходной точкой направления школы «человеческих отношений» принято считать знаменитые Хоторнские исследования, проводившиеся в 1927—1932 гг. Следует подчеркнуть тот факт, что в основе нового направления менеджмента лежали эксперименты, а не концепция или теоретические предположения.
  1. СОДЕРЖАНИЕ ХОТОРНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ



Хоторнский эксперимент — общее название ряда социально-психологических экспериментов, проводившихся группой учёных под руководством Э. Мэйо на фабрике «Вестерн Электрик», в городе Хоторн, штат Иллинойс, США. Их задачей было выявление зависимости между физическими условиями работы и производительностью труда.

В результате эксперимента было доказано, что социально-психологический климат оказывает большее влияние на производительность, чем многие технические аспекты производственного процесса. Кроме того, в ходе Хоторнского эксперимента был выявлен так называемый Хоторнский эффект.

Первоначальной задачей того, что позднее превратилось в четыре этапа эксперимента, являлось определение влияния интенсивности освещения на производительность труда. Рабочие были поделены на группы: контрольную и экспериментальную. К большому удивлению исследователей, когда они увеличили освещение для экспериментальной группы, производительность труда обеих групп возросла. То же самое произошло и тогда, когда освещение было уменьшено.

Исследователи сделали вывод, что само освещение оказывало на производительность труда лишь незначительное влияние. Они поняли, что эксперимент не удался из-за факторов, находящихся вне их контроля. Выяснилось, что их гипотеза была правильной, но совершенно по другим причинам.

На втором этапе к группе присоединился Э. Мэйо, к тому времени уже выдающийся ученый Гарвардского университета. Проводился лабораторный эксперимент со сборщицами реле. На этот раз малая группа, состоящая из шести добровольцев, была изолирована от остального персонала и получала за свой труд льготную оплату. Работницам была также предоставлена большая свобода общения, чем обычно было принято на заводе. В результате этого между ними возникли более тесные взаимоотношения.

Сначала результаты подтверждали исходную гипотезу. Когда, например, были введены дополнительные перерывы в работе, производительность труда выросла. Ученые объяснили это меньшей степенью утомления. Поэтому группа продолжала вносить аналогичные изменения в условия работы, сокращая рабочий день и рабочую неделю, а производительность труда продолжала расти. Когда же ученые вернули первоначальные условия работы, производительность труда и тут продолжала оставаться на прежнем высоком уровне.

Согласно теории управления того периода, такого не должно было происходить. Но так было. Поэтому был проведен опрос участниц для выяснения причин этого явления. В дальнейшем ученые выяснили, что некий человеческий элемент имеет большее влияние на производительность труда, чем изменения технических и физических условий.

Рост производительности труда девушек, занятых на сборке продукции, нельзя было объяснить никакими изменениями в физических условиях работы, независимо от того, имела ли их работа экспериментальный характер или нет. Однако его можно было объяснить тем, что называлось формированием организованной социальной группы, а также особыми взаимоотношениями с руководителем этой группы.

Третий этап эксперимента первоначально задумывался как простой план совершенствования непосредственного руководства людьми и тем самым — улучшения отношения сотрудников к своей работе. Однако впоследствии план перерос в огромную программу, которая состояла из бесед с более, чем 20 тыс. сотрудников. Был собран гигантский объем информации об отношении сотрудников к выполняемой ими работе.

В результате исследователи выявили, что производительность труда и статус каждого сотрудника в организации зависели как от самого работника, так и от трудового коллектива. Чтобы изучить влияние коллег на производительность труда сотрудника, ученые решили провести четвертый эксперимент.

Он получил название эксперимента на участке по производству банковской сигнализации. Предполагалось, что четвертый этап определит степень воздействия программы материального стимулирования, построенной на групповой производительности труда. Исходя из предпосылок научного управления, ученые разумно исходили из гипотезы, что те работники, которые работают быстрее других и мотивированы желанием больше заработать, будут подстегивать более медлительных, чтобы те увеличивали выработку. Но и на этот раз их ждал сюрприз.

На самом деле более сноровистые работники имели тенденцию замедлять свой темп работы, чтобы не выходить за рамки, установленные группой. Им не хотелось, чтобы их считали нарушителями принятого ритма или чтобы в них видели угрозу благополучию других членов группы. Один из рабочих объяснил это так: «Знаете, у вас ведь было вполне определенное задание. Предположите, к примеру, что человек занят изготовлением 6 тыс. соединений в день... Это два полных комплекта. А теперь предположите, что вместо того, чтобы шататься без дела, когда он закончит свою порцию, он сделает еще несколько рядов на другом комплекте... Очень скоро он закончил бы еще один комплект. Ну, а что в таком случае может произойти? Ведь могут и уволить кого-то». Однако, те, кто работал медленнее других, фактически все же попытались повысить свою производительность. Они не хотели, чтобы остальные члены группы считали их медлительными.

Э. Мэйо сделал вывод не только о наличии наряду с формальной еще и неформальной структуры в бригадах, но и о возможности использования последней как фактора воздействия на бригаду в интересах компании. На основании рекомендаций, полученных в Хоторнском эксперименте, возникла особая доктрина «человеческих отношений», превратившаяся в официальную программу управления и преподаваемая ныне в качестве учебной дисциплины во всех школах бизнеса.

2. ЗНАЧЕНИЕ ХОТОРНСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Результаты Хоторнских экспериментов имеют большое значение для теории и практики современного менеджмента.

Хоторнские эксперименты представили наглядные доказательства того, что необходимо учитывать социальные взаимоотношения между сотрудниками.

В Хоторнском исследовании для совершенствования организационной эффективности впервые за все время были систематически применены науки о человеческом поведении. Оно продемонстрировало тот факт, что кроме экономических потребностей, о которых твердили авторы более ранних трудов, у рабочих есть к социальные потребности. Организацию стали рассматривать как нечто большее, чем логическое упорядочение работников, выполняющих взаимосвязанные задачи.

Теоретики и практики управления поняли, что организация является также и социальной системой, где взаимодействуют отдельные личности, формальные и неформальные группы. Ссылаясь на Хоторнское исследование, теоретики управления Скотт и Митчелл писали: «Эти ученые привели убедительные аргументы в пользу того, что согласно классической теории, даже в прекрасно спроектированных организациях могут появляться малые группы и отдельные личности, поведение которых не вписывается в разумные с точки зрения экономиста рамки».

Конечно, можно критиковать методологию Хоторнского исследования, но все же, в основном благодаря исследованиям поведенческих наук, уходящих своими корнями в эксперименты Э. Мэйо, мы теперь имеем гораздо более ясное представление о природе и динамике формальных и неформальных групп в трудовом коллективе.

Однозначной оценки Хоторнских экспериментов в зарубежной литературе нет и по сей день, хотя их принципиальное значение как поворотного пункта в истории менеджмента и индустриальной социологии признается всеми. При этом отмечается незаурядный исследовательский талант Э. Мэйо. По широте и обоснованности научной программы, методическому совершенству экспериментальной части, достоверности эмпирической информации и профессиональному мастерству

Хоторнские исследования на предприятии являются вершиной западной индустриальной социологии, особенно когда речь идет о первой половине XX века. Развитие социального аспекта явилось главным достоинством исследований Хоторна. Технический аспект, включающий достижение высокой производительности и экономической прибыли должен рассматриваться в любой организации с учетом человеческого фактора.

Работник имеет физические потребности, которые должны быть удовлетворены, но, что еще более важно, он имеет социальные потребности. Социальные потребности возникают из социальных условий и реализуются в жизни организации через отношения с коллегами и другими работниками. События и объекты в окружающей среде не должны рассматриваться как вещи в себе, а как носители социальных ценностей. Исследователи пришли к выводу, что поскольку человек мотивируется не фактами и логикой, чувства и акцентуация на предметах социальных ценностей становятся важными факторами в управлении персоналом.

3. ХОТОРНСКИЙ ЭФФЕКТ



Хоторнский эффект — это условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводили к искаженному, зачастую слишком благоприятному, результату. Участники эксперимента действительно работали намного усерднее, чем обычно, благодаря одному только сознанию, что они причастны к эксперименту.

Хоторнский эффект имеет двоякую трактовку:

  1. позитивные изменения в поведении людей, вызванные оказанным им вниманием, которое сами люди истолковывают как благожелательное участие;

  2. в экспериментальной психологии — изменения в наблюдаемом явлении, происходящие вследствие самого факта наблюдения.

Сегодня ученые, занимающиеся изучением поведенческих факторов, хорошо знают о Хоторнском эффекте и составляют свои программы таким образом, чтобы избежать его. Однако, все еще часты случаи, когда после окончания эксперимента ученые обнаруживают присутствие Хоторнского эффекта. Например, многие компании попадаются на том, что они необъективно проводят проверку рыночной реализации новой продукции перед запуском ее в производство. Необъективность состоит в том, что они прилагают больше усилий во время рыночных испытаний, чем в обычных условиях производства. В результате новый продукт, когда он попадает в серийное производство, может и не достигать уровня рыночной привлекательности, выявленной во время испытаний, потому что сбытовики больше не уделяют ему особого внимания.

Аналогичным образом новая программа профессиональной подготовки, направленная на совершенствование должностных и личных взаимоотношений между руководителями и подчиненными, часто бывает успешной лишь в самом начале. Однако, по прошествии какого-то времени руководители могут возвращаться к своим прежним привычкам, потому что они больше не получают поддержки и не пользуются тем повышенным вниманием, которое они имели во время осуществления программы.

Совершенно очевидно, что Хоторнский эффект влиял на производительность труда, но был лишь одним из факторов. По мнению ученых, еще одним важным фактором повышения производительности является форма контроля. Во время проведения эксперимента очень часто мастера контролировали рабочих чаще, чем обычно. По сравнению с формами контроля, практикуемыми обычно мастерами, это часто давало лучшие результаты, потому что под наблюдением мастера участники эксперимента более осознанно выполняли свои обязанности.

Первоначальная ориентация Хоторнского эксперимента исходила из тогдашних теорий научного управления. Точно так же, как Тейлор и Гилбрет, ученые захотели выяснить степень воздействия физических факторов на производительность труда. Впоследствии выяснилось, что великое открытие Э. Мэйо, связанное с Хоторнским экспериментом, заключалось в том, что социальные и психологические факторы оказывают на производительность труда более сильное влияние, чем физические, при условии, что сама организация работ уже достаточно эффективна. Проще говоря, Э. Мэйо обнаружил, что в результате экспериментирования выявились новые виды социального взаимодействия. Именно непланируемая и неконтролируемая руководством перестройка социальных отношений явилась главной причиной изменения производительности труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Хоторнские эксперименты – беспрецедентные по масштабам и срокам социально-экономические эксперименты, проводившиеся в США в пригороде Чикаго, на одном из заводов электротехнической компании «Вестерн Электрик». Наиболее его известными участниками, идеологами и руководителями были Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, В. Диксон.

Любая организация представляет собой нечто большее, чем простую совокупность людей, выполняющих общие задачи. Она оказалась еще и сложной социальной системой, где отдельные личности и группы людей взаимодействуют на принципах, весьма далеких от формально предписанных.

Открытие Э. Мэйо, связанное с проведением Хоторнских экспериментов, заключалось в том, что социальные и психологические факторы оказывают на рост производительности труда значительно больше влияния, чем физические, однако при условии, что сама его организация уже в достаточной мере рациональна и эффективна. В результате Э. Мэйо сформулировал следующие руководящие принципы менеджмента:

  • индивиды имеют уникальные нужды, потребности, цели, мотивы;

  • положительная мотивация требует, чтобы с рабочими обращались как с личностями;

  • личные и семейные проблемы рабочего могут неблагоприятно повлиять на производительность труда;

  • обмен информацией между людьми имеет важное значение, а эффективная информация представляет решающий фактор управления.

Даже высокая заработная плата далеко не всегда ведет к росту производительности и достижению желаемых для менеджеров целей. В то же время, люди очень отзывчивы на хорошее отношение к себе со стороны руководства и будут трудиться производительно даже при неизменной заработной плате.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. / Дж. Гудвин. — СПб.: Питер, 2004. — 558с.

  2. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. / Д. Кэмпбелл. - М.: Прогресс, 1980.- 218 с.

  3. Казанцев, А. К. Основы производственного менеджмента: Учебное пособие. / А.К. Казанцев, Л.С. Серова. - М. : ИНФРА-М, 2002.-348с.

  4. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: Учебник. / Под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2002.

  5. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури. – М.: Дело, 2006 – 720 с.

  6. Фатхутдинов, Р. А. Производственный менеджмент: Учебник, 2-е изд. / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.-464с.

  7. Интернет-ресурсы www.yandex.ru, www.hrm.ru.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад на тему: «Хоторнские исследования» iconРекомендации для учащихся по выполнению реферата( исследования, проекта)по мхк
Реферат (от лат referre докладывать, сообщать) это либо доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих источников,...
Доклад на тему: «Хоторнские исследования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Реферат (от латинского "докладывать", "сообщать") представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих...
Доклад на тему: «Хоторнские исследования» iconРеферат от латинского «докладывать»
Реферат (от латинского «докладывать», «сообщать») представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих...
Доклад на тему: «Хоторнские исследования» iconРеферат от латинского «докладывать»
Реферат (от латинского «докладывать», «сообщать») представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих...
Доклад на тему: «Хоторнские исследования» iconДоклад Стендовый доклад
Доклад – это устный рассказ (сочинение) на заданную или самостоятельно сформулированную тему
Доклад на тему: «Хоторнские исследования» iconДоклад Оформление исследовательской работы
Детализация цели. Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования можно назвать этапами исследования
Доклад на тему: «Хоторнские исследования» iconДоклад на тему: «Арктика сегодня: проекты, исследования, путешествия»
Крупные корпорации надеются первыми обнаружить здесь большие месторождения нефтегазовых ресурсов. Их не останавливает ни суровый...
Доклад на тему: «Хоторнские исследования» iconПоложение о школьном рефератЕ
Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов...
Доклад на тему: «Хоторнские исследования» iconДоклад на тему «лидерство в организации»
Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления....
Доклад на тему: «Хоторнские исследования» iconОсновные требования к написанию реферата
Словари определяют его значение как ”краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения,...
Доклад на тему: «Хоторнские исследования» iconОсновные требования к написанию реферата
Словари определяют его значение как ”краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения,...
Доклад на тему: «Хоторнские исследования» iconОсновные требования к написанию реферата
Словари определяют его значение как ”краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения,...
Доклад на тему: «Хоторнские исследования» iconМетодические рекомендации к написанию рефератА реферат от латинского «докладывать»
Реферат (от латинского «докладывать», «сообщать») представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих...
Доклад на тему: «Хоторнские исследования» iconРеферат восходит к латинскому слову referre «докладывать»
«сообщать». Словари определяют его значение как «краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги,...
Доклад на тему: «Хоторнские исследования» iconОсновные требования к написанию реферата (могут незначительно варьироваться...
Словари определяют его значение как ”краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения,...
Доклад на тему: «Хоторнские исследования» iconОсновные требования к написанию реферата (могут незначительно варьироваться...
Словари определяют его значение как ”краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск