Скачать 1.91 Mb.
|
Ольга МаховскаяО чем говорить с ребенком? Инструкция по выживанию для современного российского родителяПосвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната № 2 г. Светловодска (Кировоградская область, Украина) Страшно посмотреть правде в глаза?Я – детский психолог. И уже давно. С детства. Помню, как родители игнорировали меня в разговорах, шептались и отправляли спать на самом интересном месте. А иногда еще обидней: «Пойди, поиграй! Это не для детей!» Тогда я решила вырасти и узнать все их секреты. Нужно сказать, что и через 10, и через 20 лет моя мама считала, что нельзя говорить правду детям («Они не поймут», «Не нужно их травмировать»), и при этом всегда жаловалась на меня своим подругам, тоже по секрету: «Она (я!) очень скрытная – никогда не поймешь, что у нее на уме?» А я просто думала: «Зачем мне рассказывать что то родителям? Не поймут, не буду их травмировать». Сплошь и рядом к психологам тащат детей мамы и бабушки (папы и дедушки философски отстраненно относятся к воспитанию): «Скажите, oн – нормальный, у него не шизофрения?» Или: «Дайте мне справку о том, что мой ребенок – гений!», «Скажите ему, что мне трудно его воспитывать, – пусть ценит». И все как один: – Только не говорите, что вы психолог, а то он испугается. – А что я должна сказать? Что я управдом или милиционер? Или лучше – продюсер из Голливуда, приехала набирать юных звезд для новых блокбастеров? – Да да! Это его заинтересует! – А, по моему, нормальный ребенок рассмеется или покрутит у виска. И пока мама или бабушка ждет под дверью, сомневаясь, стоило ли приводить ребенка к «непослушному» специалисту, десятилетний мальчишка заходит в кабинет и говорит: «Здравствуйте. Вы, наверное, психолог? Как хорошо… Я давно хотел с вами поговорить… У мамы проблемы… Нервы. Что делать?» Мы пытаемся прятать от них очевидное… Консультируя же взрослых, постоянно сталкиваешься с недостатком доверия между близкими людьми. Кроме того, россияне в отличие от европейцев, приходят к психологу не поговорить о себе, а пожаловаться на родных и любимых – ребенка, мужа, свекровь, соседа. Они хотели бы заставить окружающих сделать что то для них, но не решаются об этом попросить: «Скажите ему, чтобы он меня послушал!», «Как вы считаете, он меня любит?», «Не пойму, стоит ли мне на ней жениться, я ведь ее не знаю?» А почему ты о ней ничего не знаешь? Она, что, глухонемая? А почему кто то посторонний должен заставить соседа здороваться или мыть лестничную площадку? И почему так страшно сказать: «Я тебя люблю»? И почему мы так часто подозреваем своих близких в чем то страшном? На все эти вопросы – ответ один: потому что у нас не сформированы навыки доверительного отношения с другими людьми. А формироваться эти навыки начинают в детстве, еще до школы, можно даже сказать, в младенчестве. «Верить или не верить ребенку? Как его понимать?» За этими сомнениями скрывается наша собственная неуверенность в себе, которая передается детям, как дурное наследственное заболевание. Исследования показывают, что: • в 30 % случаев отсутствие нормальных, доверительных отношений с родителями является причиной детских побегов из дома; • в 50 % случаев отсутствие интереса родителей к насущным детским проблемам расценивается детьми как отсутствие любви и искренней заботы («Я им была не нужна!»); • в 80 % случаев дети верно интерпретируют события и факты обыденной жизни, хотя родители считают, что они ничего не понимают; • в 100 % случаев родительская практика замалчивания проблем увеличивает невротизацию психики детей, усложняет их отношения с друзьями, а потом с возлюбленными и коллегами. Чаще всего во время психоаналитических сеансов взрослые люди склонны обвинять своих родителей в том, что они не научили их, как правильно жить, а также в том, что родители не были с ними искренними. В молодости все проходят такой этап упреков в адрес родителей. Иногда он может закончиться долговременным разрывом отношений. Исследования показывают, что: • в 70 % случаев обращений к психологу по поводу детских проблем выясняется, что в помощи нуждаются сами взрослые; • в 90 % случаев в ходе психологической консультации становится понятным, что родители неверно интерпретируют поведение и способности своих детей, проецируя на них свои желания и страхи. Время идет, поколения сменяют друг друга, а ситуация не меняется. Наши дети развиваются быстрее, чем мы. И психологическая дистанция, стена между нами, очень быстро растет. Давайте попробуем проделать обратный путь – реконструировать близость. Так я могу поделиться с вами своими соображениями?.. |
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов Конституционное право Охватывает круг вопросов, связанных со знанием современного российского законодательства | Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов Земедбное право Охватывает круг вопросов, связанных со знанием современного российского законодательства | ||
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов Трудовое право Охватывает круг вопросов, связанных со знанием современного трудового российского законодательства | Функции современного российского государства Муниципальное общеобразовательное учреждение Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №2 | ||
Памятка для выезжающих за рубеж Российской Федерации. Теплый влажный климат способствует длительному выживанию микроорганизмов в окружающей среде, активному выплоду... | Инструкция для организаторов проведения экзаменов в оу-ппэ; Инструкция... Положение о предметных комиссиях региональной и территориальной экзаменационных комиссий | ||
Мода на японию как социокультурный феномен современного российского общества Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | Программа "Одаренные дети" система работы школы Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня... | ||
Консультация для родителей Папа — взрослый сознательный мужчина, который наверняка справляется со своей ролью родителя в воспитании своего ребенка | Инструкция по взаимодействию и технология работы Данная Инструкция является нормативным документом, и выполнение предписанных ею операций для членов экипажа обязательно | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня... | Кодекса истинного родителя ... | ||
Инструкция по устройству сетей заземления и молниезащите дата введения 1993-01-01 Инструкция предназначена для инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих монтажных организаций | Задачи собрания: Вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского... Вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей | ||
Функционирование социального института приемной семьи в условиях... Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования | Инструкция по заполнению бланка ответов №1 на 5 л инструкция по заполнению... |