Скачать 0.57 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15 г. УЛЬЯНОВСКА «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» руководитель Методического совета школы директор МБОУ ВСОШ №15 г.Ульяновска ___________________________Л.Е.Мельник ________________________Е.М.Шабанова Протокол №____ от «_____»___________2014г. «____» _______________2014г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива «ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ» Составлена на основе СОСТАВИЛ типовой программы курса Азарова С.В., учитель русского языка «Этика и психология семейной жизни» и литературы 1-й кв. категории и программы Т.В. Нестеровой «Этика и психология семейной жизни» 2014 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В последние годы в отечественной психолого-педагогической литературе широко обсуждается вопрос о необходимости укрепления института семьи. Ни для кого не секрет, что в современном мире семья переживает острый кризис, вызванный многими причинами, в числе которых смена ценностной парадигмы в обществе от коллективизма к крайнему индивидуализму, урбанизация, эмансипация, активное включение женщин в сферу труда и многое другое. При этом проходящие ныне глобальные процессы только усугубляют данное положение дел, так как способствуют еще большему утверждению идеологии индивидуализма в семейной жизни и активной пропаганде вседозволенности в отношении полов. У молодых людей изменяется система ценностных ориентаций на создание семьи, наблюдается: «снижение репродуктивных установок; низкий престиж материнства и отцовства; направленность выбора супругов на бездетную семью; создание иллюзии «новых» форм семьи («гражданский брак», «гостевая семья» и др.); внебрачное рождение детей и др.». Особенно это наблюдается у молодых людей, находящихся в исправительных колониях. Многие из них либо сироты, либо выращены в неполной семье или были обделены родительским вниманием, которое называют «дефицитом родительской любви». Сложившаяся ситуация усугубляется низким уровнем педагогической культуры многих родителей, их неумением, а подчас и нежеланием серьезно и вдумчиво заниматься воспитанием собственных детей. Именно этот дефицит любви и отсутствие знаний о воспитании и развитии ребенка приводят к таким печальным явлениям современной действительности, как падение уровня физического и психического здоровья детей, понижение их интеллектуального потенциала и духовно-нравственных ценностей, усложнение процесса адаптации в обществе. Безусловно, подобные негативные явления требуют поиска способов преодоления сложившейся ситуации. В связи с этим актуальность приобретает проблема добрачного воспитания молодежи в рамках системы школьного пенитенциарного образования. Одной из таких программ, направленных на нравственное становление личности учащегося-заключенного, может стать проведение факультативного курса «Этика и психология семьи», предполагающего использование методик психологической поддержки личности взрослеющего человека на всех этапах учебно-воспитательного процесса. Появление подобного курса вызвано насущной необходимостью, с одной стороны, преодоления семейного и демографического кризисов, а с другой, – формирования у школьников традиционных ценностных семейных ориентаций в противовес гедонистической идеологии, присущей большинству современных СМИ и части молодежной субкультуры. Следует отметить, что подобные занятия проводились еще в Советском Союзе в 80-е гг. XX столетия. Тогда в образовательно-воспитательную практику школ вводился курс И.В. Гребенникова «Этика и психология семейной жизни», рекомендованный Академией педагогических наук СССР, и экспериментальная программа факультатива «Этика и психология семейной жизни» для учащихся 10–11 классов, разработанная Т.А. Флоренской, доктором психологических наук, профессором Психологического института РАО. Наше время свидетельствует о важности появления подобного курса с обновленным содержанием, составленного с опорой на ценности русской семьи и нравственную психологическую составляющую. Необходимо отметить, что в настоящий период активно создаются программы подобных факультативных курсов, принадлежащие как видным ученым-теоретикам, так и обычным учителям-практикам. Так, например, это элективная дисциплина «Этика и психология семейной жизни», предназначенная для реализации в профильных 11-х классах образовательной школы, составленная Т.В. Нестеровой, или программа Н.В. Калининой «Моя семья» Разработанная нами программа факультативного курса «Этика и психология семейной жизни» составлена на основе типовой программы “Этика и психология семейной жизни” 1988 г. и программы Т.В. Нестеровой «Этика и психология семейной жизни». Программа курса адаптирована к специфике учащихся и системе образования (3-хлетнее обучение) вечерней школы. Курс "Этика и психология семейной жизни" рассчитан на учащихся 10-12 классов, на его изучение отводится 36 часов в каждом классе (1час в неделю) ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Цель: способствовать формированию у учащихся потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей. Задачи:
Реализация программы курса предполагает учет следующих принципов: 1. Гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися; 2. Использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем и учащимися; 3. Учащимся на каждом шагу предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания; 4. Соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала; 5. Учет объема накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей; 6. Возможность закрепления полученных знаний на практических занятиях, связь с жизнью. Методологическую основу системы подготовки школьников к семейной жизни составляют положения: • о сущности личности; • об определяющей роли общественного бытия в развитии сознания; • об активности самой личности в овладении знаниями, культурой, опытом социально ценной деятельности; • об исторически закономерном развитии брачно-семейных отношений. Ключевые идеи курса: В каждом человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Основную роль в становлении личности играет ее собственная активность. Виды занятий: Урок-лекция. Урок-беседа. Урок-консультация (приглашение специалистов – врач, юрист, психолог). Урок-семинар. Практические занятия (проводятся в форме упражнений, тестов, тренингов) Формы организации образовательного процесса: творческая деятельность; самостоятельная деятельность; практическая деятельность. Технологии обучения: Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса: тесты, упражнения, тренинги, доклады, задания, анкеты, рефераты, кроссворды. Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса: рабочие тетради; тематические тесты; раздаточный материал; материал для самостоятельных работ. В результате изучения курса ученик должен знать / уметь. Знать: теоретические основы психологии и профессиональной этики, концепции личности в современной психологии, основные принципы делового общения, социально- нравственные нормы. Уметь: применять полученные теоретические знания в жизни. решать организационные вопросы, стоящие перед коллективом. дать психологическую характеристику личности. организовывать и проводить деловые переговоры и встречи. определять морально – психологический климат коллектива. использовать механизмы внутри группового регулирования конфликтных ситуаций владеть знаниями, культурой, опытом социально – ценной деятельности. СТРУКТУРА КУРСА Курс включает в себя введение, 8 основных разделов («Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества», «Личность и семья», «Межличностные отношения», «Брак и семья», «Основы семейных отношений», «Семья и дети», «Управление финансами семьи», «Семейное законодательство») и заключение Во введении характеризуются цели, задачи, содержание и межпредметные связи. В первом разделе «Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества» раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционной формы нравственности, характерной для данной культуры. Рассматриваются негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи. Задача второго раздела «Личность и семья» состоит в том, чтобы дать учащимся представление о строении личности, ее направленности, индивидуальных особенностях и способностях. Третий раздел «Межличностные отношения» раскрывает понятия о психологии межличностных отношений, о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных. Четвертый раздел «Брак и семья» начинается с раскрытия понятия «готовность к браку», затем дается характеристика основных функций семьи, раскрываются особенности молодой семьи. В пятом разделе «Основы семейных отношений» характеризуются духовные и нравственные устои семьи, ее трудовая атмосфера, бюджет и хозяйство, эстетика быта, досуг семьи. Особо выделяется вопрос о значении психологического климата семьи, анализируются причины возникновения неблагополучных семей. В шестом разделе «Семья и дети» рассматриваются темы: незаменимость семьи в воспитании детей; педагогики предупреждения типичных недостатков семейного воспитания и перевоспитания детского эгоизма. В седьмом разделе «Управление финансами семьи» рассматривается психология потребностей человека, выделяются разумные потребности и псевдопотребности, определяется соотношение духовных и материальных потребностей. Дается определение «семейный бюджет», говорится о доходах и расходах в домашнем хозяйстве, разъясняются права и обязанности потребителя, даются советы по управлению семейным бюджетом, ведению финансовой и имущественной книг, по организации семейного бизнеса. В восьмом разделе «Семейное законодательство» знакомятся с отдельными статьями Семейного Кодекса. В конце курса нет экзамена, зачета или контрольной работы. Цель заключительного урока – подведение итогов. Учитывая особенности пенитенциарной школы, а именно частую смену состава учащихся в течение года, каждый год курс начинается с введения в предмет и обобщения предыдущего курса. 10-й КЛАСС ВВЕДЕНИЕ Содержание, цели и задачи курса “Этика и психология семейной жизни”. Связь курса с другими учебными предметами. РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: СЕМЬЯ В СВЕТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ОБЩЕСТВА 1. Семья в различных культурах. Прочность семьи, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных духовно-нравственных ценностей. 2. Нравственные нормы брака в христианской культуре. Десять заповедей как основа христианской нравственности. Основные нормы брака: свободное избрание по взаимной любви; пожизненность супружеских уз; супружеская верность, добрачное целомудрие жениха и невесты; рождение и воспитание детей как цель брака; семья — “малая Церковь”, глава которой — муж. Жертвенная любовь как основание всех норм брака. Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака. Народные традиции русской православной семьи. Устои и обряды народной жизни. Устроение домашнего очага. Жизненный круг в преданиях и обычаях наших предков. РАЗДЕЛ ВТОРОЙ: ЛИЧНОСТЬ И СЕМЬЯ 1. Психология личности. Иерархическое строение личности. Дух, душа, тело. Направленность личности; ее способность к самоотдаче, самоотверженной любви. Самосознание личности. Жизненные смыслы, идеалы, убеждения, мировоззрение. Вера. Индивидуальность личности. Типологии личности. Возможные психологические различия между юношами и девушками. Способности. Творческая индивидуальность. Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности. Различение добра и зла. Свобода выбора. 2. Роль семьи в воспитании личности. Важнейшая задача семьи — формирование личности, раскрытие лучших ее способностей. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей. Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности в семье. Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья. Раздел включает 6 лекционных и 3 практических занятия. РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 1. Психология межличностных отношений. Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные. Черты характера, необходимые для полноценного общения. Тактичность и сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность. Культура общения. Умение слушать человека, уважение его взглядов, мыслей, способность и стремление понимать мысли и переживания другого человека, прощать его недостатки. Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные способы их разрешения. 2. Нравственные основы взаимоотношений молодых людей. Воспитанность, благородство и самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим, к старшим, самоотверженность и т. д. Современный молодой человек. Понятие о мужественности. Долг парня — оберегать и охранять достоинство и честь девушки. Искаженные представления о мужественности. Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Особая роль девушки в создании здорового климата в коллективе. Ложное отношение к женственности. Этические нормы и правила “хорошего тона” во взаимоотношениях юношей и девушек. Девушка и молодой человек — будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага. 3. Культура воздержания. Духовные, нравственные и психологические основы сдержанности чувств и переживаний. Принцип доминанты как психофизиологическое обоснование культуры воздержания. Необходимость преобладания духовного общения над физическим. Стыд и совесть как свидетели ненормальности внебрачных половых связей. Пагубное влияние таких отношений на телесное и душевное здоровье человека и на здоровье его потомства. Безвредность сохранения добрачного целомудрия для здоровья человека. 4. О товариществе и дружбе. Товарищество и дружба как человеческие потребности и социальные ценности. Товарищ — человек, близкий по сходству взглядов, по совместной деятельности. Дружба — высшая степень товарищества. Общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить радость и неудачу, поступиться ради друга собственным благополучием и др. Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная. Товарищеские отношения и дружба между юношами и девушками. 5. Любовь как высшее человеческое чувство. Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность любви, бескорыстной самоотдачи. Способность любви как выражение высшего уровня развития личности. Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое чувство между членами семьи и близкими людьми. Вдохновляющая, творческая сила любви. Первая любовь. Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различение. Умение различать любовь и другие чувства — симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака. Мудрость любви: способность видеть незримую для других, неповторимую индивидуальность любимого человека. Воспитание культуры чувств — дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Стремление к полноте единства. Целомудрие — полнота мудрости. Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием “доказательств”; уметь выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим. Быть готовым защищать, если потребуется, честь и достоинство любимого (любимой). Взаимовоспитание любящих. Несовместимость настоящей любви с распущенностью, с неуважительным отношением к противоположному полу, с пьянством, наркоманией. Необходимость глубокой проверки своих чувств. Обсуждение взаимоотношения юноши и девушки при ситуации, когда чувство любви проявляется только с одной стороны. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги). Предложение о вступлении в брак. Гражданский брак. Свадьба. Обручение и венчание; благословение нерасторжимости брака. Раздел включает 19 лекционных и 7 практических занятия. ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА 10-й класс
|
Рабочая программа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мбоу | Согласовано Согласовано Утверждаю Зам директора по ур директор Руководитель... «Литература» для общеобразовательных учреждений, 7 класс, под редакцией В. Я. Коровиной, в 2-х частях, 2010 год. Рекомендовано Министерством... | ||
«согласовано» «утверждаю» Председатель Управляющего совета Директор мбоу «Лицей №17» Мс создается в целях совершенствования содержания образования и его учебно-методического обеспечения в соответствии с концепцией... | Согласовано Утверждаю Председатель директор мбоу «Яйская совета школы... Общая характеристика общеобразовательного учреждения. Условия осуществления образовательного процесса | ||
Рабочая программа по технологии в 8 классе учителя первой квалификационной категории «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель мо зам директора по увр директор мбоу | «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ворсма | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ворсма | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель мо зам директора по увр директор мбоу | ||
«Утверждаю» Директор мбоу «сош им. Г. И. Успенского» Проведение совместных заседаний Управляющего Совета школы, Ученического Совета, Педагогического совета и с повесткой дня «Гражданское... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора Директор мбоу «есош» | ||
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности в 8 классе... «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель мо зам директора по увр директор мбоу «Лесхозская сош» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель мо зам директора по увр директор мбоу «Лесхозская сош» | ||
Рассмотрено Согласовано Утверждаю Руководитель шмо заместитель Директор мбоу «Кирельская оош» Планирование составлено на основе программы по литературе для образовательных учреждений. Под редакцией В. Я. Коровиной М.:,2009 | Согласовано” “Согласовано” «Согласовано» Руководитель мо заместитель... Собор стихов: Стихи/ Союз писателей Кузбасса; Мастерская «АЗ»; отв ред. С. Донбай. Кемерово. Издательство «Практика», 2005 | ||
Согласовано” “Согласовано” «Согласовано» Руководитель мо заместитель... Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по... | «Утверждаю» Директор школы Индивидуальные беседы с учащимися 7-9 классов о продолжении обучения после окончания моу всош №1 |