«согласовано» «утверждаю» руководитель Методического совета школы директор мбоу всош №15 г. Ульяновска





Название«согласовано» «утверждаю» руководитель Методического совета школы директор мбоу всош №15 г. Ульяновска
страница1/5
Дата публикации07.07.2015
Размер0.57 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15 г. УЛЬЯНОВСКА

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

руководитель Методического совета школы директор МБОУ ВСОШ №15 г.Ульяновска

___________________________Л.Е.Мельник ________________________Е.М.Шабанова

Протокол №____ от «_____»___________2014г. «____» _______________2014г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива

«ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Составлена на основе СОСТАВИЛ

типовой программы курса Азарова С.В., учитель русского языка

«Этика и психология семейной жизни» и литературы 1-й кв. категории

и программы Т.В. Нестеровой

«Этика и психология семейной жизни»


2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние годы в отечественной психолого-педагогической литературе широко обсуждается вопрос о необходимости укрепления института семьи. Ни для кого не секрет, что в современном мире семья переживает острый кризис, вызванный многими причинами, в числе которых смена ценностной парадигмы в обществе от коллективизма к крайнему индивидуализму, урбанизация, эмансипация, активное включение женщин в сферу труда и многое другое. При этом проходящие ныне глобальные процессы только усугубляют данное положение дел, так как способствуют еще большему утверждению идеологии индивидуализма в семейной жизни и активной пропаганде вседозволенности в отношении полов. У молодых людей изменяется система ценностных ориентаций на создание семьи, наблюдается: «снижение репродуктивных установок; низкий престиж материнства и отцовства; направленность выбора супругов на бездетную семью; создание иллюзии «новых» форм семьи («гражданский брак», «гостевая семья» и др.); внебрачное рождение детей и др.».

Особенно это наблюдается у молодых людей, находящихся в исправительных колониях. Многие из них либо сироты, либо выращены в неполной семье или были обделены родительским вниманием, которое называют «дефицитом родительской любви». Сложившаяся ситуация усугубляется низким уровнем педагогической культуры многих родителей, их неумением, а подчас и нежеланием серьезно и вдумчиво заниматься воспитанием собственных детей. Именно этот дефицит любви и отсутствие знаний о воспитании и развитии ребенка приводят к таким печальным явлениям современной действительности, как падение уровня физического и психического здоровья детей, понижение их интеллектуального потенциала и духовно-нравственных ценностей, усложнение процесса адаптации в обществе.

Безусловно, подобные негативные явления требуют поиска способов преодоления сложившейся ситуации. В связи с этим актуальность приобретает проблема добрачного воспитания молодежи в рамках системы школьного пенитенциарного образования.

Одной из таких программ, направленных на нравственное становление личности учащегося-заключенного, может стать проведение факультативного курса «Этика и психология семьи», предполагающего использование методик психологической поддержки личности взрослеющего человека на всех этапах учебно-воспитательного процесса.

Появление подобного курса вызвано насущной необходимостью, с одной стороны, преодоления семейного и демографического кризисов, а с другой, – формирования у школьников традиционных ценностных семейных ориентаций в противовес гедонистической идеологии, присущей большинству современных СМИ и части молодежной субкультуры.
Следует отметить, что подобные занятия проводились еще в Советском Союзе в 80-е гг. XX столетия. Тогда в образовательно-воспитательную практику школ вводился курс И.В. Гребенникова «Этика и психология семейной жизни», рекомендованный Академией педагогических наук СССР, и экспериментальная программа факультатива «Этика и психология семейной жизни» для учащихся 10–11 классов, разработанная Т.А. Флоренской, доктором психологических наук, профессором Психологического института РАО.
Наше время свидетельствует о важности появления подобного курса с обновленным содержанием, составленного с опорой на ценности русской семьи и нравственную психологическую составляющую. Необходимо отметить, что в настоящий период активно создаются программы подобных факультативных курсов, принадлежащие как видным ученым-теоретикам, так и обычным учителям-практикам. Так, например, это элективная дисциплина «Этика и психология семейной жизни», предназначенная для реализации в профильных 11-х классах образовательной школы, составленная Т.В. Нестеровой, или программа Н.В. Калининой «Моя семья»

Разработанная нами программа факультативного курса «Этика и психология семейной жизни» составлена на основе типовой программы “Этика и психология семейной жизни” 1988 г. и программы Т.В. Нестеровой «Этика и психология семейной жизни». Программа курса адаптирована к специфике учащихся и системе образования (3-хлетнее обучение) вечерней школы.

Курс "Этика и психология семейной жизни" рассчитан на учащихся 10-12 классов, на его изучение отводится 36 часов в каждом классе (1час в неделю)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель: способствовать формированию у учащихся потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей.
Задачи:

  1. Изучение семьи как нравственной основы современного человека;

  2. Анализ кризисных явлений современной семейной жизни;

  3. Формирование положительного отношения к семье;

  4. Анализ психологических аспектов мужского и женского поведения;

  5. Изучение психологии детско-родительских отношений;

  6. Формирование личностных качеств, необходимых для семейной жизни;

  7. Повышать юридическую компетенцию в области знаний семейного законодательства.

Реализация программы курса предполагает учет следующих принципов:

1. Гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися;

2. Использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем и учащимися;

3. Учащимся на каждом шагу предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания;

4. Соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала;

5. Учет объема накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей;

6. Возможность закрепления полученных знаний на практических занятиях, связь с жизнью.

Методологическую основу системы подготовки школьников к семейной жизни составляют положения:

• о сущности личности;

• об определяющей роли общественного бытия в развитии сознания;

• об активности самой личности в овладении знаниями, культурой, опытом социально ценной деятельности;

• об исторически закономерном развитии брачно-семейных отношений.

Ключевые идеи курса:

В каждом человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей.

Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества.

Основную роль в становлении личности играет ее собственная активность.

Виды занятий:

Урок-лекция.

Урок-беседа.

Урок-консультация (приглашение специалистов – врач, юрист, психолог).

Урок-семинар.

Практические занятия (проводятся в форме упражнений, тестов, тренингов)
Формы организации образовательного процесса:

творческая деятельность;

самостоятельная деятельность;

практическая деятельность.
Технологии обучения:

Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса: тесты, упражнения, тренинги, доклады, задания, анкеты, рефераты, кроссворды.
Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса: рабочие тетради; тематические тесты; раздаточный материал; материал для самостоятельных работ.
В результате изучения курса ученик должен знать / уметь.

Знать: теоретические основы психологии и профессиональной этики,
концепции личности в современной психологии,

основные принципы делового общения,

социально- нравственные нормы.
Уметь: применять полученные теоретические знания в жизни.

решать организационные вопросы, стоящие перед коллективом.

дать психологическую характеристику личности.

организовывать и проводить деловые переговоры и встречи.

определять морально – психологический климат коллектива.

использовать механизмы внутри группового регулирования конфликтных ситуаций

владеть знаниями, культурой, опытом социально – ценной деятельности.

СТРУКТУРА КУРСА
Курс включает в себя введение, 8 основных разделов («Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества», «Личность и семья», «Межличностные отношения», «Брак и семья», «Основы семейных отношений», «Семья и дети», «Управление финансами семьи», «Семейное законодательство») и заключение

Во введении характеризуются цели, задачи, содержание и межпредметные связи.

В первом разделе «Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества» раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционной формы нравственности, характерной для данной культуры. Рассматриваются негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи.

Задача второго раздела «Личность и семья» состоит в том, чтобы дать учащимся представление о строении личности, ее направленности, индивидуальных особенностях и способностях.

Третий раздел «Межличностные отношения» раскрывает понятия о психологии межличностных отношений, о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных.

Четвертый раздел «Брак и семья» начинается с раскрытия понятия «готовность к браку», затем дается характеристика основных функций семьи, раскрываются особенности молодой семьи.

В пятом разделе «Основы семейных отношений» характеризуются духовные и нравственные устои семьи, ее трудовая атмосфера, бюджет и хозяйство, эстетика быта, досуг семьи. Особо выделяется вопрос о значении психологического климата семьи, анализируются причины возникновения неблагополучных семей.

В шестом разделе «Семья и дети» рассматриваются темы: незаменимость семьи в воспитании детей; педагогики предупреждения типичных недостатков семейного воспитания и перевоспитания детского эгоизма.

В седьмом разделе «Управление финансами семьи» рассматривается психология потребностей человека, выделяются разумные потребности и псевдопотребности, определяется соотношение духовных и материальных потребностей. Дается определение «семейный бюджет», говорится о доходах и расходах в домашнем хозяйстве, разъясняются права и обязанности потребителя, даются советы по управлению семейным бюджетом, ведению финансовой и имущественной книг, по организации семейного бизнеса.

В восьмом разделе «Семейное законодательство» знакомятся с отдельными статьями Семейного Кодекса.

В конце курса нет экзамена, зачета или контрольной работы. Цель заключительного урока – подведение итогов.

Учитывая особенности пенитенциарной школы, а именно частую смену состава учащихся в течение года, каждый год курс начинается с введения в предмет и обобщения предыдущего курса.

10-й КЛАСС

ВВЕДЕНИЕ

Содержание, цели и задачи курса “Этика и психология семейной жизни”.

Связь курса с другими учебными предметами.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: СЕМЬЯ В СВЕТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ОБЩЕСТВА

1. Семья в различных культурах.

Прочность семьи, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных духовно-нравственных ценностей.

2. Нравственные нормы брака в христианской культуре.

Десять заповедей как основа христианской нравственности. Основные нормы брака: свободное избрание по взаимной любви; пожизненность супружеских уз; супружеская верность, добрачное целомудрие жениха и невесты; рождение и воспитание детей как цель брака; семья — “малая Церковь”, глава которой — муж. Жертвенная любовь как основание всех норм брака. Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака.

Народные традиции русской православной семьи.

Устои и обряды народной жизни. Устроение домашнего очага. Жизненный круг в преданиях и обычаях наших предков.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ: ЛИЧНОСТЬ И СЕМЬЯ

1. Психология личности.

Иерархическое строение личности. Дух, душа, тело. Направленность личности; ее способность к самоотдаче, самоотверженной любви.

Самосознание личности. Жизненные смыслы, идеалы, убеждения, мировоззрение. Вера.

Индивидуальность личности. Типологии личности. Возможные психологические различия между юношами и девушками. Способности. Творческая индивидуальность.

Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности. Различение добра и зла. Свобода выбора.

2. Роль семьи в воспитании личности.

Важнейшая задача семьи — формирование личности, раскрытие лучших ее способностей. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей.

Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности в семье. Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья.

Раздел включает 6 лекционных и 3 практических занятия.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

1. Психология межличностных отношений.

Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные. Черты характера, необходимые для полноценного общения. Тактичность и сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность.

Культура общения. Умение слушать человека, уважение его взглядов, мыслей, способность и стремление понимать мысли и переживания другого человека, прощать его недостатки.

Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные способы их разрешения.

2. Нравственные основы взаимоотношений молодых людей.

Воспитанность, благородство и самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим, к старшим, самоотверженность и т. д.

Современный молодой человек. Понятие о мужественности. Долг парня — оберегать и охранять достоинство и честь девушки. Искаженные представления о мужественности.

Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Особая роль девушки в создании здорового климата в коллективе. Ложное отношение к женственности.

Этические нормы и правила “хорошего тона” во взаимоотношениях юношей и девушек.

Девушка и молодой человек — будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага.

3. Культура воздержания.

Духовные, нравственные и психологические основы сдержанности чувств и переживаний. Принцип доминанты как психофизиологическое обоснование культуры воздержания. Необходимость преобладания духовного общения над физическим.

Стыд и совесть как свидетели ненормальности внебрачных половых связей. Пагубное влияние таких отношений на телесное и душевное здоровье человека и на здоровье его потомства.

Безвредность сохранения добрачного целомудрия для здоровья человека.

4. О товариществе и дружбе.

Товарищество и дружба как человеческие потребности и социальные ценности. Товарищ — человек, близкий по сходству взглядов, по совместной деятельности. Дружба — высшая степень товарищества. Общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить радость и неудачу, поступиться ради друга собственным благополучием и др.

Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная.

Товарищеские отношения и дружба между юношами и девушками.

5. Любовь как высшее человеческое чувство.

Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность любви, бескорыстной самоотдачи. Способность любви как выражение высшего уровня развития личности.

Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое чувство между членами семьи и близкими людьми.

Вдохновляющая, творческая сила любви. Первая любовь. Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различение. Умение различать любовь и другие чувства — симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака. Мудрость любви: способность видеть незримую для других, неповторимую индивидуальность любимого человека.

Воспитание культуры чувств — дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Стремление к полноте единства. Целомудрие — полнота мудрости.

Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием “доказательств”; уметь выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим. Быть готовым защищать, если потребуется, честь и достоинство любимого (любимой). Взаимовоспитание любящих. Несовместимость настоящей любви с распущенностью, с неуважительным отношением к противоположному полу, с пьянством, наркоманией.

Необходимость глубокой проверки своих чувств. Обсуждение взаимоотношения юноши и девушки при ситуации, когда чувство любви проявляется только с одной стороны.

Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги). Предложение о вступлении в брак. Гражданский брак. Свадьба. Обручение и венчание; благословение нерасторжимости брака.

Раздел включает 19 лекционных и 7 практических занятия.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

10-й класс

№№

разделов

Разделы и темы

Кол-во

часов




Введение

1

I

Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества

2

 

1. Семья в различных культурах

1

 

2. Нравственные нормы брака в христианской культуре

1

II

Личность и семья

9

 

1. Психология личности

5 (3+2ПЗ)

 

2. Роль семьи в воспитании личности

4

(3+1ПЗ)

III

Межличностные отношения

24

 

1. Психология межличностных отношений

4

(2+2ПЗ)

 

2. Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек

3

(1+2ПЗ)

 

3. Культура воздержания.

1

 

4. О товариществе и дружбе

2

(1+1ПЗ)




5. Любовь как высшее человеческое чувство

14

(12+2ПЗ)




ВСЕГО

36

(28+10ПЗ)
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«согласовано» «утверждаю» руководитель Методического совета школы директор мбоу всош №15 г. Ульяновска iconРабочая программа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мбоу
«согласовано» «утверждаю» руководитель Методического совета школы директор мбоу всош №15 г. Ульяновска iconСогласовано Согласовано Утверждаю Зам директора по ур директор Руководитель...
«Литература» для общеобразовательных учреждений, 7 класс, под редакцией В. Я. Коровиной, в 2-х частях, 2010 год. Рекомендовано Министерством...
«согласовано» «утверждаю» руководитель Методического совета школы директор мбоу всош №15 г. Ульяновска icon«согласовано» «утверждаю» Председатель Управляющего совета Директор мбоу «Лицей №17»
Мс создается в целях совершенствования содержания образования и его учебно-методического обеспечения в соответствии с концепцией...
«согласовано» «утверждаю» руководитель Методического совета школы директор мбоу всош №15 г. Ульяновска iconСогласовано Утверждаю Председатель директор мбоу «Яйская совета школы...
Общая характеристика общеобразовательного учреждения. Условия осуществления образовательного процесса
«согласовано» «утверждаю» руководитель Методического совета школы директор мбоу всош №15 г. Ульяновска iconРабочая программа по технологии в 8 классе учителя первой квалификационной категории
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель мо зам директора по увр директор мбоу
«согласовано» «утверждаю» руководитель Методического совета школы директор мбоу всош №15 г. Ульяновска icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ворсма
«согласовано» «утверждаю» руководитель Методического совета школы директор мбоу всош №15 г. Ульяновска icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ворсма
«согласовано» «утверждаю» руководитель Методического совета школы директор мбоу всош №15 г. Ульяновска iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель мо зам директора по увр директор мбоу
«согласовано» «утверждаю» руководитель Методического совета школы директор мбоу всош №15 г. Ульяновска icon«Утверждаю» Директор мбоу «сош им. Г. И. Успенского»
Проведение совместных заседаний Управляющего Совета школы, Ученического Совета, Педагогического совета и с повесткой дня «Гражданское...
«согласовано» «утверждаю» руководитель Методического совета школы директор мбоу всош №15 г. Ульяновска iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора Директор мбоу «есош»
«согласовано» «утверждаю» руководитель Методического совета школы директор мбоу всош №15 г. Ульяновска iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности в 8 классе...
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель мо зам директора по увр директор мбоу «Лесхозская сош»
«согласовано» «утверждаю» руководитель Методического совета школы директор мбоу всош №15 г. Ульяновска iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель мо зам директора по увр директор мбоу «Лесхозская сош»
«согласовано» «утверждаю» руководитель Методического совета школы директор мбоу всош №15 г. Ульяновска iconРассмотрено Согласовано Утверждаю Руководитель шмо заместитель Директор мбоу «Кирельская оош»
Планирование составлено на основе программы по литературе для образовательных учреждений. Под редакцией В. Я. Коровиной М.:,2009
«согласовано» «утверждаю» руководитель Методического совета школы директор мбоу всош №15 г. Ульяновска iconСогласовано” “Согласовано” «Согласовано» Руководитель мо заместитель...
Собор стихов: Стихи/ Союз писателей Кузбасса; Мастерская «АЗ»; отв ред. С. Донбай. Кемерово. Издательство «Практика», 2005
«согласовано» «утверждаю» руководитель Методического совета школы директор мбоу всош №15 г. Ульяновска iconСогласовано” “Согласовано” «Согласовано» Руководитель мо заместитель...
Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по...
«согласовано» «утверждаю» руководитель Методического совета школы директор мбоу всош №15 г. Ульяновска icon«Утверждаю» Директор школы
Индивидуальные беседы с учащимися 7-9 классов о продолжении обучения после окончания моу всош №1


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск