Скачать 3.85 Mb.
|
Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). — СПб.: Речь, 2006 — 320 с. ISBN 5-9268-0498-1 В пособии дано подробное описание проблем психического развития, возникающих на разных этапах жизненного пути человека (от рождения до пожилого возраста). Задача данного пособия — обучить специалистов, работающих в сфере «человек—человек», или людей, берущих на себя роль воспитателей (например, родителей), видеть психологическую сущность проблемы, уметь предупредить ее возникновение, а столкнувшись с ней — проанализировать и разрешить. Пособие предназначено для студентов педагогических и психологических факультетов, психологов, педагогов и других специалистов, интересующихся данной проблематикой. СОДЕРЖАНИЕ Введение.......................................................................................3 Глава 1. Понятие о проблемах психического развития.............8 1.1. Характеристика психологической проблемы..........................8 1.1.1. Факторы, обусловливающие проблемы психического развития.................11 1.1.2. Проблемы развития и возраст...................................14 1.2. Классификация проблем психического развития...............................................19 1.3. Соотношение проблем и кризисов психического развития.........................................22 1.3.1. Понятие о кризисе психического развития...............23 1.3.2. Виды кризисов...........................................................25 1.3.3. Причины и механизмы протекания кризисов............26 1.3.4. Сравнение понятий «кризис развития» и «проблемы развития».............................................27 1.4. Проблемы развития и события жизни.....................................28 1.5. Проблемы развития и время жизни........................................32 1.6. Проблемы развития и социальная дифференциация общества....................................................34 Вопросы для диалога......................................................................40 Литература......................................................................................40 Задания для самоконтроля...........................................................43 Глава 2. Предупреждение и разрешение проблем психического развития.......................................................46 2.1. Прогнозирование и предупреждение проблем развития.....................................46 2.2. Пути разрешения проблем психического развития............................................................53 2.2.1. Выработка способов совладания с проблемами..... 53 2.2.2. Проектирование условий жизнедеятельности без проблем............................. 58 2.2.3. Выработка человеком защитных механизмов..........60 Диссертационные исследования....................................................61 Литература......................................................................................61 Глава 3. Проблемы развития и их обусловленность готовностью родителей иметь ребенка. Перинатальное развитие. Роды..........................................63 3.1. Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка до его зачатия.....................................................................................63 3.2. Предупреждение проблем психического развития до родов...................................................................65 3.3. Проблемы перинатального развития, родов. Новорожденный ребенок............................................70 3.3.1. Перинатальное развитие............................................70 3.3.2. Роды...........................................................................71 3.3.3. Новорожденный ребенок (от 0 до 1 мес.).................73 Диссертационные исследования....................................................78 Литература......................................................................................79 Вопросы для диалога......................................................................80 Задания для самоконтроля ............................................................80 Глава 4. Проблемы развития ребенка младенческого (грудного) возраста (1 месяц — 1 год)................................82 4.1. Отставание в развитии от возрастной нормы.........................82 4.2. Недоверие, закрытость в противовес доверию (привязанности) 85 4.3. Отрицательные эмоциональные переживания, страхи...............................................................89 4.4. Отсутствие возможности реализации спонтанной активности...............................................................................91 Диссертационные исследования.....................................................93 Литература.......................................................................................93 Задания для самоконтроля.............................................................95 Глава 5. Проблемы психического развития дошкольника.....97 5.1. Проблемы психического развития преддошкольника (1—3 года)..................................................97 5.1.1. Страх и тревога в раннем детстве............................. 98 5.1.2. Независимость (автономия) вместо стыда и сомнения................................................................100 5.1.3. Притязание на признание и внимание.....................102 5.2. Проблемы психического развития дошкольника (3—6 лет)..........................................106 5.2.1. Проблемы в развитии познавательной деятельности.................................107 5.2.2. Агрессия и агрессивное поведение.........................108 5.2.3. Инициатива против чувства вины.............................112 5.2.4. Страхи дошкольника................................................114 5.2.5. Трудности понимания эмоций других и регуляции своих эмоциональных переживаний ... 117 Диссертационные исследования...................................................121 Литература.....................................................................................122 Задания для самоконтроля...........................................................124 Пример выполнения самостоятельной работы.............................125 Глава 6. Проблемы психического развития в младшем школьном возрасте (7—10 лет)......................129 6.1. Трудности освоения учебной деятельности...........................129 6.2. Сложности адаптации к новой социальной ситуации............134 6.3. Эмоциональное неблагополучие (страхи школы, учителя, вызова к доске, контрольных работ, наказания, тревожность, плохое настроение, агрессия)........................140 Диссертационные исследования...................................................147 Литература.....................................................................................149 Задания для самоконтроля...........................................................150 Примеры выполнения самостоятельной работы..........................151 Глава 7. Проблемы психического развития в подростковый период (11—17 лет).................................158 7.1. Проблемы в учебной, познавательной деятельности...........159 7.2. Ответственность— несформированность ответственности .... 163 7.3. Взаимоотношения в семье....................................................166 7.4. Самопознание, самоотношение и принятие себя.................176 7.5. Взаимоотношения со сверстниками.....................................178 7.6. Проблемы в эмоциональной сфере......................................181 7.6.1. Проблемы, связанные с сексуальными переживаниями...........................181 7.6.2. Переживание агрессии.............................................186 7.7. Способы разрешения проблем подростками.......................188 Диссертационные исследования...................................................193 Литература.....................................................................................195 Задания для самоконтроля...........................................................197 Примеры выполнения самостоятельной работы..........................199 Глава 8. Проблемы психического развития в юношеском возрасте (17-20 лет)..................................206 8.1. Проблемы социального и профессионального самоопределения..............................207 8.2. Идентификации и смешение ролей как проблема психического развития...................................211 8.3. Проблемы, связанные с эмоциональными переживаниями......................................216 8.4. Проблемы во взаимоотношениях с родителями (кризис авторитетов)......................................221 Диссертационные исследования...................................................223 Литература.....................................................................................224 Задания для самоконтроля...........................................................225 Примеры выполнения самостоятельной работы..........................227 Глава 9. Проблемы психического развития в период зрелости..............................................232 9.1. Проблемы психического развития в первый период зрелости......................232 9.1.1. Близость против изоляции.......................................232 9.1.2. Проблемы, связанные с развитием познавательной деятельности...............239 9.1.3. Освоение профессии и профессионализация.........242 9.1.4. Проблемы личностного развития............................247 9.1.5. Проблемы в семье и ее развитие.............................248 9.2. Проблемы психического развития во второй период зрелости .... 254 9.2.1. Генеративность против стагнации...........................255 9.2.2. Психологические проблемы, связанные с профессиональной деятельностью ....256 9.2.3. Взаимоотношения в семье.......................................259 Диссертационные исследования...................................................261 Литература.....................................................................................262 Задания для самоконтроля...........................................................264 Примеры выполнения самостоятельной работы..........................266 ГлаваЮ. Психологические проблемы в пожилом возрасте...........................................................271 10.1. Целостность против отчаяния..............................................271 10.2. Перестройка самоотношения...............................................275 10.3. Отношения с родственниками..............................................278 10.4. Потеря социальной активности (отсутствие четкого жизненного ритма, одиночество)........282 10.5. Утрата смысла жизни, страх смерти....................................285 Диссертационные исследования...................................................290 Литература.....................................................................................290 Задания для самоконтроля...........................................................292 Примеры выполнения самостоятельной работы..........................293 Приложения .............................................................................297 Приложение 1. Программа дисциплины: «Проблемы психического развития человека в разные возрастные периоды».......................297 Приложение 2. Технологическая карта оценивания результатов усвоения курса.........................311 ВВЕДЕНИЕ Человек в процессе своего жизненного пути встречается с многочисленными трудностями. В психологии развития достаточно подробно изучены и описаны проблемы, типичные для того или иного возраста. В одних случаях разрешение этих проблем приносит радость и появление новых психических качеств, открывает перспективы для дальнейшего развития. В других, напротив, проблемы оказываются непреодолимыми, и тогда они отравляют жизнь, становясь причиной деструктивного развития. Поскольку и те и другие возникающие трудности являются, как правило, результатом взаимодействия факторов, определяющих развитие в тот или иной период, многие из них могут быть предсказуемы, а значит, предотвращены. Задача данного пособия состоит в том, чтобы обучить специалистов, работающих в сфере «человек—человек», или людей, берущих на себя роль воспитателей (например, родителей), видеть психологическую сущность проблемы, уметь предупредить ее возникновение, а столкнувшись с ней — проанализировать и разрешить. Традиционно в психологии вопрос о проблемах развития поднимается, прежде всего, при рассмотрении тех случаев, когда речь идет о патологии развития, вызванной серьезными органическими поражениями центральной нервной системы, когда человеку требуется постоянная (иногда в течение всей жизни) помощь специалистов, корректирующих развитие: логопедов, врачей, массажистов, специалистов по коррекци-онной педагогике и др. Предлагаемое пособие рассматривает проблемы развития «обычных» людей, которые способны разрешить проблемы сами или с помощью родителей, друзей, семьи, различных социальных институтов, то есть речь идет о «нормальных» проблемах «нормальных» людей. 4 Основой для решения поставленной задачи является знание психологии развития, поскольку именно эта дисциплина подробно рассматривает как закономерности развития, так и типичные для того или иного возраста психические новообразования и условия их становления. В настоящем издании акцент сделан на проблемы развития и условия их предупреждения. При этом перечень проблем, вынесенный для анализа при описании каждого возрастного периода, не следует рассматривать как завершенный: их значительно больше. Освещаемые здесь проблемы важно использовать как основу для овладения умением осуществлять психологический анализ проблем развития. Уже первые занятия покажут, что студенты своими примерами могут обогатить материал по каждой теме. И это имеет принципиальное значение, поскольку, как правило, для анализа предлагаются ситуации, которые важны для самих студентов: либо потому, что они уже успешно разрешили проблему и переживают чувство удовлетворения, либо потому, что проблема по-прежнему актуальна, и они пытаются ее решить, участвуя в занятиях. Структура пособия и представленный материал таковы, что позволяют сочетать самостоятельное и аудиторное изучение материала. Основным итогом работы по усвоению курса является сформированное умение «видеть» психологическую сущность проблемы и анализировать ее по усвоенному алгоритму, а также знать условия и возможности ее предупреждения. Для того чтобы это умение сформировалось, предлагаются многочисленные задания для анализа проблем в каждом возрастном периоде, а также примеры выполнения подобных заданий. Материал для теоретической подготовки по каждому возрастному периоду включает: • список литературы; • факторы развития; 5 • типичные проблемы развития в конкретный возрастной период и их краткую характеристику. Перед изучением темы следует познакомиться со списком рекомендуемой литературы, которая раскрывает различные аспекты темы, а также со ссылками на гипертексты. Эта литература может помочь при анализе той проблемы, которая выбрана для рассмотрения и разрешения. Чтобы глубже разобраться в психологической сущности той или иной проблемы (например, когда речь идет о страхах, низкой обучаемости, одиночестве, нарушении взаимоотношений и т. п.), важно обратиться к соответствующей литературе и обязательно освоить этот материал по одному или нескольким рекомендованным источникам. Для практической работы, которая может выполняться как в аудитории, так и самостоятельно, предлагается следующий материал: • проблемные ситуации развития (зарисовки из жизни); • данные диссертационных исследований; • список диссертационных исследований; • примеры анализа проблем психического развития. Этот материал, как правило, пополняется самими участниками в ходе освоения курса. В пособии предлагается два вида практических заданий по каждой теме (то есть по каждому возрастному периоду). Во-первых, это задания на отработку алгоритма анализа проблем. Из прочитанной литературы, наблюдений предлагается выделить одну из проблем развития, типичную для того или иного возраста. Затем ее следует проанализировать по следующему плану: 1) факторы, определяющие особенности психического развития в данный период, и факторы, порождающие проблему, описанную в ситуации; 2) типичные кризисы и проблемы данного (рассматриваемого) периода; 3) описание проблемной ситуации; 6 4) формулирование проблемы; 5) раскрытие противоречий, порождающих проблему, описанную в ситуации; 6) этапы, механизмы возникновения проблемы (первые внешние признаки ее зарождения); 7) внешние и внутренние показатели (маркеры) зарождающейся проблемы; 8) положительные последствия различных вариантов решения проблемы; 9) отрицательные последствия неразрешенности проблемы; 10) что нужно было сделать (каковы необходимые условия), чтобы можно было предупредить возникновение проблемы и ее отрицательных последствий. Во-вторых — задания по работе с результатами диссертационных исследований. Студентам предлагается ответить на следующие вопросы: 1. Являлась ли тема, обозначенная в диссертации, актуальной в предшествующие десятилетия (см. учебник по психологии развития, соответствующий возраст)? 2. Под влиянием каких факторов возникла (актуализировалась) проблема развития? 3. Какие из полученных автором результатов и как могут быть использованы для работы с указанной проблемой? 4. Как полученные результаты можно использовать для предупреждения проблемы развития? К материалам для практических работ, которые содержатся в пособии, преподаватель может прилагать и другие задания, вопросы, которые оказались актуальны для данной группы. По каждой теме изучающие курс выполняют минимум два практических задания, что должно способствовать формированию алгоритма работы с проблемой психического развития. Практические задания по каждой теме выполняются, как правило, на занятиях, а затем самостоятельно с последующим обсуждением в аудитории. 7 Результатом работы по освоению курса должны стать прочитанные студентом публикации по каждой из выбранных им проблем развития, а также девять-десять самостоятельно выполненных практических заданий. |
Содержание Введение с. 3 Глава Понятие «менталитет народа» Методические рекомендации по формированию прогноза объемов продукции (товаров, работ, услуг) закупаемых для государственных | План введение глава общее понятие об интегрированном уроке в методике... Общее понятие об интегрированном уроке в методике преподавания | ||
Оглавление введение зачем мы создаем доктрину Макрос государственности глава “империя не умирает. Она передается” Глава потенциал русской цивилизации | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы возрастного консультирования» Цель дисциплины: формирование способности студентов ориентироваться в методологических проблемах возрастного консультирования, в... | ||
Рекомендации по оформлению реферата практикума по курсу Реферат включает в себя следующие блоки: «введение», «глава I. Обзор литературных источников», «глава II. Цель, задачи, методы, организация... | Содержание Введение 6 Положения, выносимые на защиту 13 Глава Обзор... Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из 120 страниц текста, содержит введение, четыре главы, заключение, список литературы... | ||
Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду... В учебно-методическом пособии обобщён многолетний опыт экспериментальной деятельности по обучению и воспитанию дошкольников с задержкой... | Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте Цель: на основе смежных дисциплин изучить теоретические вопросы нарушений психического развития в детском возрасте для углубления... | ||
Содержание Введение Раздел Теоретические основы налогообложения Глава... Общая методика исчисления налогов и сборов Глава Характеристика налогов России | Обязательный курс: часть 1 3 Введение 3 Глава 1: Информационное моделирование... Обязательный курс знакомит с концепцией программы, обучает работе с основными инструментами, дает возможность начать работу с программой.... | ||
«Применение ит при использовании методов исторической лингвистики... Охватывает 1490 символов, т ч латиницу, кириллицу, иврит, греческий, арабский и коптский алфавиты | Реферат Тема: Использование мнемотехники в развитии связной речи... Условия для успешного развития связной речи детей с задержкой психического развития используя прием мнемотехники | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... При работе над пособием использованы тексты и научно-методические материалы: Братченко С. Л. (глава 3), Галактионовой Т. Г. (глава... | Календарно-тематическое планирование 5-й класс. № п/п Понятие питания (правильное, рациональное), режима питания. Значение питания для нормального физического и нервно-психического развития... | ||
Учебно-методический комплекс психология детей с задержкой психического развития Учебная дисциплина «Психология детей с задержкой психического развития» входит в состав профессионального цикла основной образовательной... | Г. В. Фадина Диагностика и коррекция задержки психического развития детей Ф15 Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие |