Скачать 249.22 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета ________________ Н.К. Грицкевич « _______ » _____________________________ 20___ г.
ОПД.Ф.13 Психология семьи и семейного консультирования (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)
Семья является важнейшим институтом воспроизводства и социализации новых поколений. Она выполняет ряд взаимосвязанных функций, среди которых особое место отводится воспитательной функции. Как показывает практика и проведенные научные исследования, воспитательный потенциал семьи используется родителями не в полной мере. Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании, относятся к ребенку как к уменьшенной копии взрослых, испытывают недостаток педагогических знаний. Цель и задачи программы: помочь студентам освоить значимость выполняемых семьей социальных функций, научить студентов содержательно и эффективно строить работу с семьей. Цель дисциплины: знакомство студентов с предметом, объектом и методами патронажной и коррекционной работы в поле семейных отношений; областью тренингового и феноменологического опыта, историей и перспективами развития науки и практики в этом научно-исследовательском поле. Задачи дисциплины:
Курс входит в блок цикла специальных дисциплин, закладывающих основы общих профессиональных знаний в области сопровождения и психологической работы с семьями разного статуса. Изучение дисциплины «Основы психологии семьи и семейного воспитания» базируется на знаниях, полученных при изучении следующих дисциплин: «Общая психология», «Социальная психология», «Сексология», «Психология развития», «Педагогика». 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В процессе овладения дисциплины у студентов должны иметь представление:
Обладать знаниями:
Владеть методами:
Уметь:
3.ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
4.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. Семья и брак (основные понятия) 1.1. Определение брака и семьи. 1.2. Функции семьи. Классификация семей по их структуре: семья нуклеарная, пополненная, смешанная, семья родителя- одиночки. Особенности семей разного состава. 1.3. Жизненный цикл семьи. Стадии развития семьи по различным классификациям. Сложности, возникающие на разных стадиях. Изменения в семье: позитивные и негативные, нормальные и ненормальные, неожиданные и ожидаемые, их влияние на супружеские отношения. 1.4. Семейные легенды. Понятие семейных легенд и мифов, их роль в семейных отношениях. Связи семейных легенд с культуральными мифами, со сведениями средств массовой ин формации. Примеры семейных легенд. 1.5. Семейные правила. Понятие семейных правил, их роль в жизни семьи. Правила открытые и скрытые. Раздел 2. Проблема половых различий и семейные отношения 2.1. Понятия полового диморфизма и дипсихизма. Концепция В. А. Геодакяна о женском и мужском как наследственности и изменчивости в развитии вида. Теория психологической андрогинии. Достоверные, сомнительные и неподтвержденные исследования между полами по данным Э. Маккоби и К. Джеклин. Данные лаборатории Б. Г. Ананьева о половых различиях в познавательной сфере и в стрессовой ситуации. 2.2. Социально-психологические различия мужчин и женщин. Половые различия в ценностях и жизненных фазах. Различия в социальной реализации потенциала, в отношении к интимности и автономии, в ориентациях на оценку окружающих. Различия в стилях общения между мужьями и жена ми. 2.3. Потребности мужей и жен в браке, их различия, связь с удовлетворенностью браком. Сравнение данных американских исследований (У. Харли) и отечественных исследований) (Т. В. Андреева, 1999). Возрастные различия в потребностях в браке. Раздел 3. Подготовка к семейной жизни. 3.1. Половая социализация и подготовка к браку. Понятие поло вой социализации. Психологические механизмы половой социализации и формирования половой идентичности: теории идентификации, половой типизации, самокатегоризации. Проблема полового воспитания. 3.2. Проблема адекватных брачно-семейных представлений юношей и девушек. Предбрачные представления молодежи по исследованиям социологов, «пигмалионизм» в межличностном восприятии юношей и девушек. Проблема формирования эталонов мужественности и женственности. Основные направления деятельности по подготовке к семейной жизни. Понятие «способности к браку». 3.3. Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак. Проблема неадекватности выбора брачного партнера, его факторы. Теории выбора брачного партнера. Благоприятные и негативные факторы для будущих супружеских отношений. Раздел 4. Проблемы любви и брака 4.1. Сексуальность, любовь и брак. Типы мотивации сексуального поведения. Типология чувств по античным представлениям. Типология любви по исследованиям американских психологов. Гипотезы о механизмах зарождения любовных переживаний и природы любовной страсти (психологические модели Д. Теннов, Бершайда и Уостера, Д. Делиса, О. Вейнингера). 4.2. Мотивация вступления в брак. Типы брачных мотивов. Механизм «эмоциональной идентификации с семьей» как фактор, укрепляющий брак. Раздел 5. Проблемы молодой семьи 5.1. Классификация семей по жизненному циклу. Периодизация семейной жизни и трудности в отношениях на разных ее стадиях. Понятие «идеализация партнера». 5.2. Понятие адаптации и интеграции в семье. Адаптация материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно- личностная. Цели супружеского союза и супружеское благополучие. Конфликты в молодой семье и их связь с правилами в родительских семьях. 5.3. Проблема распределения ролей в семье. Основные виды супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские (по Киркпатрику К.). Согласованность мнений супругов по различным аспектам семейной жизни (профессиональной занятости женщины, проведении досуга и др.), их влияние на удовлетворенность браком. Период жизни молодой семьи, связанный с рождением ребенка-первенца, и его особенности. Раздел 6. Удовлетворенность браком и супружеская совместимость 6.1. Удовлетворенность браком. Понятие удовлетворенности браком и его стабильности. Характеристики, влияющие на удовлетворенность браком. 6.2. Супружеская совместимость. Аспекты (уровни) супружеской совместимости. Результаты конкретных исследований, соотнесенные с уровнями совместимости. Понятие комплементарности и гомогамии применительно к супружеской совместимости. 6.3. Становление личности в родительской семье и супружеская совместимость. Позиция ребенка в родительской семье и ее влияние на различные сферы жизни (в том числе на построение семейных отношений). Зрелость личности и построение семейных отношений. Раздел 7. Проблемы семейного общения 7.1. Возможности позитивного общения в семье. Принципы безобвинительного общения. Коррекция семейных проблем при «дисбалансе объективных обстоятельств». 7.2. Трудности общения в семье. Типы семейных конфликтов и их причины. Закон многоуровневой круговой каузальности и различные аспекты межличностных отношений. Отличия счастливых и несчастливых семей по данным американских исследований. Раздел 8. Разрушение брака и семьи 8.1. Проблема ревности и супружеских измен. Понятие ревности и ее типы. Ревность и фазы развития любовных отношений. Особенности мужской и женской ревности. 8.2. Внебрачные связи. Отношение к супружеским изменам по данным опросов. Отношение к изменам и реальное поведение граждан. Мотивы вступления во внебрачные связи. Различия в мотивировках измен у мужчин и женщин. Супружеские измены и их связь с неудовлетворенностью в браке. 8.3. Проблема разводов и повторного брака. Разводы: факторы экономического, культурного, религиозного и политического характера. Причины разводов по данным отечественных психологов. Статистика разводимости. Период жизненного цикла семьи и опасность развода. Периодизация послеразводного процесса. Типы взаимоотношений разведенных супругов по данным американских авторов. Понятие бинуклеарной семьи и правила в ней. Последствия разводов для детей, мужчин и женщин. Статистика повторных браков и данные о них. Раздел 9. Социально-демографические проблемы семьи 9.1. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая ситуация в стране за период с 1970-х годов до настоящего времени. Понятие коэффициента естественного прироста и его значения в 1990-е годы. 9.2. Репродуктивные установки. Понятия прокреационной и ре продуктивной потребности. Потребность в детях как духовная потребность зрелой личности. Понятия протогенетического и интергенетического интервалов. Показатели репродуктивных установок: идеальное число детей, желаемое число детей, ожидаемое число детей, «подобающее число детей». Степень удовлетворенности потребности в детях и факторы, ее обусловливающие. 9.4. Факторы, влияющие на репродуктивные установки. Внешние и внутренние факторы, влияющие на РУ. Позитивная и негативная мотивация репродуктивных установок. 9.5. Репродуктивные установки и семейные отношения. Совпадение репродуктивных ориентации мужей и жен. Исследование связи числа детей в семье и удовлетворенности браком. Семья как малая группа и влияние числа детей в семье на их воспитание. Позиция ребенка в семье по порядку рождения и особенности его личностных характеристик. Раздел 10. Семейное воспитание 10.1. Воспитательный потенциал семьи. Особенности воспитания ребенка в семье: эмоциональный, интимный характер отношений; постоянство и длительность воспитательных воздействий; возможность включения ребенка в трудовую, бытовую деятельность семьи. Механизмы семейного воспитания: подкрепление, идентификация, понимание. Родительский авторитет, его виды. Педагогический такт. Сочетание стихийных и целенаправленных воздействий на ребенка в семье. Типичные ошибки родителей в воспитании (отсутствие у родителей программы воспитания, стихийный характер воспитания и обучения, отрывочность педагогических знаний, однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье и др.). Меры воздействия на ребенка. Неблагоприятные факторы развития ребенка в семье. Влияние внутрисемейных отношений на психическое развитие детей. Дети и развод. 10.2. Положение ребенка в семье. Особенности воспитания ребенка в молодой семье. Особенности воспитания ребенка в многопоколенной семье. Проблемы воспитания детей в неблагополучных и неполных семьях. Воспитание детей в повторно брачной семье. Особенности воспитания единственного ребенка. Младший и средний ребенок. Детская ревность. Осмысление ребенком отношения родителей к себе. Осмысление ребенком отношений родителей другу к другу. Положение ребенка в семье (на основе анализа художественной литературы). 10.3. Семейное консультирование и коррекция детско-родительских отношений. Детерминация родительских установок и стилей воспитания. Типичные ошибки родителей в воспитании детей. От личности родителей — к личности ребенка. Отклоняющееся поведение ребенка как следствие неправильного воспитания. Стереотипы общения как проявления эго-защитных механизмов личности. Семейное консультирование и коррекция детско-родительскйх отношений. Игровая психотерапия. Возрастно-психологическое консультирование по проблемам психического развития ребенка (Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.С. Лидерс). Построение демократических отношений с детьми. (Е.В. Сидоренко). Семья в социуме, социум в семье. 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная
Дополнительная
6. МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения данной дисциплины необходимы:
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
7.2. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.
7.3. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.
УМК составил: Доцент кафедры психологии развития личности __________ Е.П. Молчанова (подпись) УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г. Зав. кафедрой: д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов (подпись) УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ. Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева (подпись) Согласовано: Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич (подпись) |
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» Е. А. Соловьева. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные... | Учебно-методический комплекс дисциплины дн (М) в 1 Основы психологии... Автор программы: Иванов А. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки Содержание: умк по дисциплине б в. Дв 2 Психология семьи и семейного воспитания для студентов направления подготовки 050400. 62 (44.... | ||
Групповое и семейное консультирование и групповая психотерапия Этические принципы групповой психотерапии. Виды и цели семейного консультирования. Особенности работы с супружеской парой. Содержание... | Рефератов по дисциплине «основы психологии семьи и семейного консультирования» Темы рефератов по дисциплине «основы психологии семьи и семейного консультирования» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная... Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии... | Т. С. Шевцова Основы психологического консультирования Шевцова Т. С. Основы психологического консультирования, психокоррекция и психотерапия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа... | ||
Учебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия» Г. В. Старшенбаум. Психология семьи и семейная психотерапия. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», с. 92 | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи Выписка из государственного образовательного стандарта специальности 020300 «Социология» по дисциплине «Социология семьи» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд.... ... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология» Богданова М. В. Клинические основы психологического консультирования и психотерапии |