Учебно-методический комплекс опд. Ф. 13 Психология семьи и семейного консультирования





Скачать 249.22 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс опд. Ф. 13 Психология семьи и семейного консультирования
Дата публикации02.03.2016
Размер249.22 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета ________________ Н.К. Грицкевич

« _______ » _____________________________ 20___ г.


                1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ОПД.Ф.13 Психология семьи и семейного консультирования

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)


  1. Цели и задачи дисциплины


Семья является важнейшим институтом воспроизводства и социализации новых поколений. Она выполняет ряд взаимосвязанных функций, среди которых особое место отводится воспитательной функции. Как показывает практика и проведенные научные исследования, воспитательный потенциал семьи используется родителями не в полной мере. Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании, относятся к ребенку как к уменьшенной копии взрослых, испытывают недостаток педагогических знаний.

Цель и задачи программы: помочь студентам освоить значимость выполняемых семьей социальных функций, научить студентов содержательно и эффективно строить работу с семьей.

Цель дисциплины: знакомство студентов с предметом, объектом и методами патронажной и коррекционной работы в поле семейных отношений; областью тренингового и феноменологического опыта, историей и перспективами развития науки и практики в этом научно-исследовательском поле.

Задачи дисциплины:

  • ознакомление студентов с основными проблемами современной семьи, с тенденциями развития семейно-брачных и детско-родительских отношений;

  • обзор методов изучения супружеских и детско-родительских отношений;

  • обучение приемам определения причин и разрешения супружеских и детско-родительских конфликтов.

Курс входит в блок цикла специальных дисциплин, закладывающих основы общих профессиональных знаний в области сопровождения и психологической работы с семьями разного статуса. Изучение дисциплины «Основы психологии семьи и семейного воспитания» базируется на знаниях, полученных при изучении следующих дисциплин: «Общая психология», «Социальная психология», «Сексология», «Психология развития», «Педагогика».
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе овладения дисциплины у студентов должны иметь представление:

    • о проблемах в области современных семейно-брачных отношений,

    • о семье как о социальном институте, формирующем личность;

    • о типологии семей;

    • о роли семьи в воспитании ребенка.

Обладать знаниями:

  • о роли семьи в обществе;

  • о функциях, выполняемых семьей в их взаимосвязи;

  • об особенностях семейного воспитания, психолого-педагогических основах воспитания ребенка в семье, а также условиях его воспитания.

  • о феноменах в поле семейной практики различных культур;

  • о социально-психологических факторах и концепциях, изучающих, поясняющих или объясняющих феномен семейных отношений;

Владеть методами:

  • научно-педагогического исследования семейного воспитания.

Уметь:

  • различать методические и теоретические подходы к изучению и интерпретации феноменов поля семейных отношений;

  • оценить и спрогнозировать проблемную ситуацию, правильно интерпретировать факторы и детерминизм явлений, происходящих в конкретной семье.

  • организовать развивающее общение с родителями.

3.ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ



Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость

152

5

Аудиторные занятия

72




Лекции

36




Практические занятия (семинары)

36




Лабораторные работы







Самостоятельная работа

80




Курсовые работы/рефераты







Вид итогового контроля: зачет/экзамен




экзамен



4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ



п/п

Разделы дисциплины


Лекции

Практические занятия, семинары

1

2

3

4

I.

Семья и брак (основные понятия)

3

5




Определение брака и семьи.

1

1




Функции семьи.

1

1




Жизненный цикл семьи




1




Семейные легенды.




1




Понятие семейных правил, их роль в жизни семьи.

1

1

II.

Проблема половых различий и семейные отношения

3

3




Понятия полового диморфизма и дипсихизма.

1

1




Социально-психологические различия мужчин и женщин

1

1




Потребности мужей и жен в браке, их различия, связь с удовлетворенностью браком.

1

1

III.

Подготовка к семейной жизни.

3

3




Половая социализация и подготовка к браку.

1

1




Проблема адекватных брачно-семейных представлений юношей и девушек.

1

1




Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак.

1

1

IV.

Проблемы любви и брака

3

3




Сексуальность, любовь и брак.

2

1




Мотивация вступления в брак.

1

2

V.

Проблемы молодой семьи

4

4




Классификация семей по жизненному циклу

1

1




Понятие адаптации и интеграции в семье

1

1

1

2

3

4




Проблема распределения ролей в семье.

2

2

VI.

Удовлетворенность браком и супружеская совместимость

3

4




Удовлетворенность браком.

1

1




Супружеская совместимость.

1

2




Становление личности в родительской семье и супружеская совместимость

1

1

VII.

Проблемы семейного общения

5

3




Возможности позитивного общения в семье.

2

1




Трудности общения в семье.

2

1




Типы семейных конфликтов и их причины.

1

1

VIII.

Разрушение брака и семьи


4

4




Проблема ревности и супружеских измен.

1

1




Внебрачные связи




1




Проблема разводов и повторного брака.

2

1




Последствия разводов для детей, мужчин и женщин.

1

1

IX.

Социально-демографические проблемы семьи

3

4




Воспроизводство населения.

1

1




Репродуктивные установки и семейные отношения.




1




Степень удовлетворенности потребности в детях и факторы, ее обусловливающие.

1

1




Позиция ребенка в семье по порядку рождения и особенности его личностных характеристик.

1

1

X.

Семейное воспитание

5

3




Воспитательный потенциал семьи.

1

1




Положение ребенка в семье

1

1




Семейное консультирование и коррекция детско-родительских отношений.

3

1


4.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Семья и брак (основные понятия)

1.1. Определение брака и семьи.

1.2. Функции семьи. Классификация семей по их структуре: семья нуклеарная, пополненная, смешанная, семья родителя- одиночки. Особенности семей разного состава.

1.3. Жизненный цикл семьи. Стадии развития семьи по различным классификациям. Сложности, возникающие на разных стадиях. Изменения в семье: позитивные и негативные, нормальные и ненормальные, неожиданные и ожидаемые, их влияние на супружеские отношения.

1.4. Семейные легенды. Понятие семейных легенд и мифов, их роль в семейных отношениях. Связи семейных легенд с культуральными мифами, со сведениями средств массовой ин формации. Примеры семейных легенд.

1.5. Семейные правила. Понятие семейных правил, их роль в жизни семьи. Правила открытые и скрытые.
Раздел 2. Проблема половых различий и семейные отношения

2.1. Понятия полового диморфизма и дипсихизма. Концепция В. А. Геодакяна о женском и мужском как наследственности и изменчивости в развитии вида. Теория психологической андрогинии. Достоверные, сомнительные и неподтвержденные исследования между полами по данным Э. Маккоби и К. Джеклин. Данные лаборатории Б. Г. Ананьева о половых различиях в познавательной сфере и в стрессовой ситуации.

2.2. Социально-психологические различия мужчин и женщин. Половые различия в ценностях и жизненных фазах. Различия в социальной реализации потенциала, в отношении к интимности и автономии, в ориентациях на оценку окружающих. Различия в стилях общения между мужьями и жена ми.

2.3. Потребности мужей и жен в браке, их различия, связь с удовлетворенностью браком. Сравнение данных американских исследований (У. Харли) и отечественных исследований) (Т. В. Андреева, 1999). Возрастные различия в потребностях в браке.
Раздел 3. Подготовка к семейной жизни.

3.1. Половая социализация и подготовка к браку. Понятие поло вой социализации. Психологические механизмы половой социализации и формирования половой идентичности: теории идентификации, половой типизации, самокатегоризации. Проблема полового воспитания.

3.2. Проблема адекватных брачно-семейных представлений юношей и девушек. Предбрачные представления молодежи по исследованиям социологов, «пигмалионизм» в межличностном восприятии юношей и девушек. Проблема формирования эталонов мужественности и женственности. Основные направления деятельности по подготовке к семейной жизни. Понятие «способности к браку».

3.3. Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак. Проблема неадекватности выбора брачного партнера, его факторы. Теории выбора брачного партнера. Благоприятные и негативные факторы для будущих супружеских отношений.
Раздел 4. Проблемы любви и брака

4.1. Сексуальность, любовь и брак. Типы мотивации сексуального поведения. Типология чувств по античным представлениям. Типология любви по исследованиям американских психологов. Гипотезы о механизмах зарождения любовных переживаний и природы любовной страсти (психологические модели Д. Теннов, Бершайда и Уостера, Д. Делиса, О. Вейнингера).

4.2. Мотивация вступления в брак. Типы брачных мотивов. Механизм «эмоциональной идентификации с семьей» как фактор, укрепляющий брак.
Раздел 5. Проблемы молодой семьи

5.1. Классификация семей по жизненному циклу. Периодизация семейной жизни и трудности в отношениях на разных ее стадиях. Понятие «идеализация партнера».

5.2. Понятие адаптации и интеграции в семье. Адаптация материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно- личностная. Цели супружеского союза и супружеское благополучие. Конфликты в молодой семье и их связь с правилами в родительских семьях.

5.3. Проблема распределения ролей в семье. Основные виды супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские (по Киркпатрику К.). Согласованность мнений супругов по различным аспектам семейной жизни (профессиональной занятости женщины, проведении досуга и др.), их влияние на удовлетворенность браком. Период жизни молодой семьи, связанный с рождением ребенка-первенца, и его особенности.
Раздел 6. Удовлетворенность браком и супружеская совместимость

6.1. Удовлетворенность браком. Понятие удовлетворенности браком и его стабильности. Характеристики, влияющие на удовлетворенность браком.

6.2. Супружеская совместимость. Аспекты (уровни) супружеской совместимости. Результаты конкретных исследований, соотнесенные с уровнями совместимости. Понятие комплементарности и гомогамии применительно к супружеской совместимости.

6.3. Становление личности в родительской семье и супружеская совместимость. Позиция ребенка в родительской семье и ее влияние на различные сферы жизни (в том числе на построение семейных отношений). Зрелость личности и построение семейных отношений.
Раздел 7. Проблемы семейного общения

7.1. Возможности позитивного общения в семье. Принципы безобвинительного общения. Коррекция семейных проблем при «дисбалансе объективных обстоятельств».

7.2. Трудности общения в семье. Типы семейных конфликтов и их причины. Закон многоуровневой круговой каузальности и различные аспекты межличностных отношений. Отличия счастливых и несчастливых семей по данным американских исследований.
Раздел 8. Разрушение брака и семьи

8.1. Проблема ревности и супружеских измен. Понятие ревности и ее типы. Ревность и фазы развития любовных отношений. Особенности мужской и женской ревности.

8.2. Внебрачные связи. Отношение к супружеским изменам по данным опросов. Отношение к изменам и реальное поведение граждан. Мотивы вступления во внебрачные связи. Различия в мотивировках измен у мужчин и женщин. Супружеские измены и их связь с неудовлетворенностью в браке.

8.3. Проблема разводов и повторного брака. Разводы: факторы экономического, культурного, религиозного и политического характера. Причины разводов по данным отечественных психологов. Статистика разводимости. Период жизненного цикла семьи и опасность развода. Периодизация послеразводного процесса. Типы взаимоотношений разведенных супругов по данным американских авторов. Понятие бинуклеарной семьи и правила в ней. Последствия разводов для детей, мужчин и женщин. Статистика повторных браков и данные о них.
Раздел 9. Социально-демографические проблемы семьи

9.1. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая ситуация в стране за период с 1970-х годов до настоящего времени. Понятие коэффициента естественного прироста и его значения в 1990-е годы.

9.2. Репродуктивные установки. Понятия прокреационной и ре продуктивной потребности. Потребность в детях как духовная потребность зрелой личности. Понятия протогенетического и интергенетического интервалов. Показатели репродуктивных установок: идеальное число детей, желаемое число детей, ожидаемое число детей, «подобающее число детей». Степень удовлетворенности потребности в детях и факторы, ее обусловливающие.

9.4. Факторы, влияющие на репродуктивные установки. Внешние и внутренние факторы, влияющие на РУ. Позитивная и негативная мотивация репродуктивных установок.

9.5. Репродуктивные установки и семейные отношения. Совпадение репродуктивных ориентации мужей и жен. Исследование связи числа детей в семье и удовлетворенности браком. Семья как малая группа и влияние числа детей в семье на их воспитание. Позиция ребенка в семье по порядку рождения и особенности его личностных характеристик.
Раздел 10. Семейное воспитание

10.1. Воспитательный потенциал семьи. Особенности воспитания ребенка в семье: эмоциональный, интимный характер отношений; постоянство и длительность воспитательных воздействий; возможность включения ребенка в трудовую, бытовую деятельность семьи. Механизмы семейного воспитания: подкрепление, идентификация, понимание. Родительский авторитет, его виды. Педагогический такт. Сочетание стихийных и целенаправленных воздействий на ребенка в семье. Типичные ошибки родителей в воспитании (отсутствие у родителей программы воспитания, стихийный характер воспитания и обучения, отрывочность педагогических знаний, однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье и др.). Меры воздействия на ребенка. Неблагоприятные факторы развития ребенка в семье. Влияние внутрисемейных отношений на психическое развитие детей. Дети и развод.

10.2. Положение ребенка в семье. Особенности воспитания ребенка в молодой семье. Особенности воспитания ребенка в многопоколенной семье. Проблемы воспитания детей в неблагополучных и неполных семьях. Воспитание детей в повторно брачной семье. Особенности воспитания единственного ребенка. Младший и средний ребенок. Детская ревность. Осмысление ребенком отношения родителей к себе. Осмысление ребенком отношений родителей другу к другу. Положение ребенка в семье (на основе анализа художественной литературы).

10.3. Семейное консультирование и коррекция детско-родительских отношений. Детерминация родительских установок и стилей воспитания. Типичные ошибки родителей в воспитании детей. От личности родителей — к личности ребенка. Отклоняющееся поведение ребенка как следствие неправильного воспитания. Стереотипы общения как проявления эго-защитных механизмов личности. Семейное консультирование и коррекция детско-родительскйх отношений. Игровая психотерапия. Возрастно-психологическое консультирование по проблемам психического развития ребенка (Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.С. Лидерс). Построение демократических отношений с детьми. (Е.В. Сидоренко). Семья в социуме, социум в семье.
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная


  1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования: Учебное пособие. – Гардарики, 2005.

  2. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.

  3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008.

Дополнительная


  1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование М 1994.

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры, или Вы сказали «Здравствуйте». Что дальше? Психология человеческой судьбы. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2002.

  3. Обозов Н.Н. Семейно-брачные и родственные отношения// Психология межличностных отношений. - Киев, 2005.

  4. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб: Речь, 2001.

  5. Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений. Научно-методическое пособие в помощь работникам социальных служб. – М., 2007.

  6. Фромм Э. Искусство любить. М., 2006.

  7. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. Хрестоатия. СПб.: Речь, 2007.


6. МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

  • различные технические средства обучения;

  • литературный фонд библиотеки;

  • аудио-видеоаппаратура;

  • наглядные пособия.


7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


7.1. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Роль семейных легенд в поддержании «устойчивого состояния» семейных отношений.

  2. Проблемы молодой семьи.

  3. Формирование брачной пары.

  4. Психологические трудности на зрелой и поздней стадии брака.

  5. Мифология пола человека.

  6. Психогигиена интимных отношений.

  7. Любовь в психологии, искусстве и художественной литературе.

  8. Психологические проблемы семьи в художественной литературе и истории.

  9. Роль отца в семейном воспитании.

  10. Семейные трудности, связанные с различными стадиями существования семьи.

  11. Психологическая совместимость супругов.

  12. Семья в советской и постсоветской России.

  13. Психология постразводной ситуации.

  14. Психодиагностика брачно-семейных отношений.

  15. Проблемы мачехи и отчима.

  16. Роль бабушки в семейных отношениях.

  17. Психология повторного брака.

  18. От знакомства к браку.

  19. Психология одиночества.

  20. Проблемы полового воспитания детей.

  21. Особенности православной семьи.

  22. Позиция ребенка в семье и ее влияние на особенности воспитания.

  23. Институты планирования семьи в свете концепции толерантности и культурно-исторического подхода.

  24. Психологические методы и особенности работы психолога в сфере семейного консультирования.

  25. Практические рекомендации при работе с семейными парами и консультировании мезальянсных и детско-родительских отношений.


7.2. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.

  1. Семейная психология. Место семейной психологии в системе психологического знания. Связь семейной психологии со смежными дисциплинами.

  2. Становление семейной психологии как научной дисциплины (эволюционное, функциональное, этологическое, эмпирическое и научное направления).

  3. Основные методы семейной психологии.

  4. Эволюция брачно-семейных отношений в истории человеческого общества.

  5. Понятия «Семья», «Брак» и «Супружество» в психологии и смежных науках. Виды брака.

  6. Формы организации брака и семьи, их истоки и эволюция (Языческая семья, Древнееврейская семья, Брак в Древнем мире).

  7. Формы организации брака и семьи, их истоки и эволюция (Европейский брак в Средневековье, христианская модель семьи).

  8. Тенденции развития брачно-семейных отношений в современном обществе. Нормативная модель и квазисемейные модели.

  9. Критерии психологического здоровья семьи (B.C. Торохтий).

  10. Типология семьи.

  11. Структура семьи.

  12. Основные функции семьи и их характеристика.

  13. Жизненный цикл семьи.

  14. Семейная система. Законы функционирования семейных систем.

  15. Параметры семейной системы.

  16. Семейные роли. Распределение ролей в семье.

  17. Контроль и власть в семейных отношениях.

  18. Предбрачный период — период ухаживания. Модели выбора спутника жизни.

  19. Структурный, функциональный и адаптивный подходы к потенциальной супружеской совместимости.

  20. Психодиагностические методы и методики, выявляющие степень потенциальной супружеской совместимости, используемые в разных подходах.

  21. Факторы, увеличивающие риск появления проблем между потенциальными супругами в будущем. Ошибки в поведении партнеров до брака.

  22. Кризисные периоды в браке. Нормативные и ненормативные семейные кризисы.

  23. Нормативные семейные кризисы: определение, причины возникновения, варианты выхода из кризиса.

  24. Молодая семья, ее задачи и особенности. Супружеская адаптация и ее виды. Кризис первого года семейной жизни. Механизмы интеграции семьи.

  25. Семейные роли и лидерство. Контроль и власть в семейных отношениях.

  26. Определение понятий: стабильность брака, удовлетворенность браком, качество брака и их различное понимание в разных подходах. Факторы, влияющие на удовлетворенность браком у супругов.

  27. Психологическая устойчивость брака.

  28. Психология эмоциональных отношений. Феномен любви.

  29. Эмоции и чувства в семейных и супружеских взаимоотношениях (обида, вина, стыд, ревность, зависть, тревога, агрессия и др.).

  30. Детство. Особенности воспитания и взаимоотношений родителей и детей в процессе эволюции (Л. Демоз).

  31. Конструктивные и деструктивные мотивы беременности. Отношение женщины к себе, к ребенку, к окружающему миру во время беременности.

  32. Подготовка супругов к беременности, дородовая подготовка беременных женщин. Особенности психологии беременной женщины. Факторы, влияющие на то психологическое состояние беременной женщины.

  33. Сущность второго нормативного кризиса, обусловленного фактом рождения ребенка. Психологическая помощь семье, ожидающей ребенка, ее цели, задачи.

  34. Возможные проблемы семьи, ожидающей ребенка и их диагностика.

  35. Рождение ребенка и взаимодействие с ним на разных возрастных этапах.

  36. Родительское отношение к ребенку: структуры, типы, функции.

  37. Роль отца в социализации детей. Роль матери в социализации детей.

  38. Стили родительского поведения. Виды неправильного воспитания.

  39. Взаимоотношения поколений в семье.

  40. Сущность третьего нормативного кризиса, обусловленного фактом включения детей во внешние социальные структуры. Задачи этапа. Психологические проблемы, возникающие в семье на данном этапе и их разрешение.

  41. Сущность четвертого нормативного кризиса, обусловленного принятием факта вступления ребенка в подростковый период и экспериментирования с его независимостью. Задачи этапа.

  42. Положение и психологические особенности единственного ребенка, сиблингов и близнецовых пар. Влияние порядка и интервалов между рождением детей на их личностное становление.

  43. Гендерные стереотипы как основа функционально ролевой структуры семьи.

  44. Психосексуальная гармония в супружестве. Сексуальная норма.

  45. Понятие и типы сексуального сценария. Психосексуальные дисгармонии в браке. Психологическая детерминация сексуальных расстройств в супружеской паре.

  46. Нарушения функционирования семейной системы.

  47. Супружеские конфликты и их профилактика.

  48. Типология супружеских конфликтов.

  49. Ревность Типы ревности.

  50. Супружеская неверность: причины, особенности и стратегии поведения.

  51. Процессы дестабилизации и распада брачно-семейных отношений. Причины роста разводов.

  52. Индивидуальные и социальные последствия развода.

  53. Личность ребенка в семье разведенных родителей.

  54. Повторные браки и их типы.

  55. Детско-родительские отношения в повторных браках.

  56. Консультирование родителей по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми.


7.3. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.


  1. Проблемы любви и брака.

  2. Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак.

  3. Проблемы молодой семьи.

  4. Распределение ролей в семье.

  5. Совместимость супругов в браке.

  6. Супружеские конфликты и их разрешение.

  7. Проблемы ревности и супружеских измен.

  8. Потребность в детях и проблемы воспроизводства населения.

  9. Семья в социуме, социум в семье.

  10. Типичные ошибки родителей в воспитании детей.

  11. Профессионально-этический кодекс в практической психологии.

  12. Консультант, семья, проблема как составляющие консультативной ситуации.


УМК составил:

Доцент кафедры психологии развития личности __________ Е.П. Молчанова

(подпись)
УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г.
Зав. кафедрой:

д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов

(подпись)
УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ.

Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева

(подпись)
Согласовано:

Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич

(подпись)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс опд. Ф. 13 Психология семьи и семейного консультирования iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология»
Е. А. Соловьева. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные...
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 13 Психология семьи и семейного консультирования iconУчебно-методический комплекс дисциплины дн (М) в 1 Основы психологии...
Автор программы: Иванов А. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 13 Психология семьи и семейного консультирования iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 13 Психология семьи и семейного консультирования iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки
Содержание: умк по дисциплине б в. Дв 2 Психология семьи и семейного воспитания для студентов направления подготовки 050400. 62 (44....
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 13 Психология семьи и семейного консультирования iconГрупповое и семейное консультирование и групповая психотерапия
Этические принципы групповой психотерапии. Виды и цели семейного консультирования. Особенности работы с супружеской парой. Содержание...
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 13 Психология семьи и семейного консультирования iconРефератов по дисциплине «основы психологии семьи и семейного консультирования»
Темы рефератов по дисциплине «основы психологии семьи и семейного консультирования»
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 13 Психология семьи и семейного консультирования iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 13 Психология семьи и семейного консультирования iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 13 Психология семьи и семейного консультирования iconУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная...
Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии...
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 13 Психология семьи и семейного консультирования iconТ. С. Шевцова Основы психологического консультирования
Шевцова Т. С. Основы психологического консультирования, психокоррекция и психотерапия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа...
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 13 Психология семьи и семейного консультирования iconУчебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия»
Г. В. Старшенбаум. Психология семьи и семейная психотерапия. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», с. 92
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 13 Психология семьи и семейного консультирования iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи
Выписка из государственного образовательного стандарта специальности 020300 «Социология» по дисциплине «Социология семьи»
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 13 Психология семьи и семейного консультирования iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 13 Психология семьи и семейного консультирования iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 13 Психология семьи и семейного консультирования iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд....
...
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 13 Психология семьи и семейного консультирования iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология»
Богданова М. В. Клинические основы психологического консультирования и психотерапии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск